Авторский блог Редакция Завтра 03:00 21 декабря 1998

Я ВИДЕЛ КАК ПОГИБ СТАЛИН

Я ВИДЕЛ КАК ПОГИБ СТАЛИН
51(264)
Date: 22-12-98
В лондонском “Таймс” напечатана статья, рассказывающая о гибели сына Сталина, Якова Джугашвили-Сталина, попавшего в плен к немцам. Обстоятельства гибели Якова Сталина стали известны только по прошествии 37 лет, хотя британское и американское военное командование о них узнало сразу после капитуляции Германии. Тем не менее, союзники не уведомили советского диктатора о том, как умер его сын. Вот что пишет лондонский “Таймс”:
“Сталин сильно переживал из-за того, что ему не было известно, как погиб его старший сын. Сталин знал, что в 1941 году при взятии Смоленска лейтенант Яков Джугашвили-Сталин попал в руки немцев и умер в каком-то концлагере. За десять лет поисков, предпринятых Кремлем, никому не удалось напасть на след Якова. Даже награда, обещанная Сталиным тому, кто раскроет тайну смерти его сына, ни к чему не привела. То сообщалось, что Яков умер, то — что он сбежал, но ни у кого не было реальных доказательств подобных фактов.
На самом деле, британское правительство узнало эту тайну в 1945 году. Чиновник министерства иностранных дел, державший в руках рапорт о смерти Якова Сталина, предложил сдать этот документ в архив, сказав:
— Подробности гибели сына только причинят ненужные огорчения Маршалу Сталину.
Повод к такому решению стал известен лишь сейчас, после того как лондонский “Таймс” получил разрешение ознакомиться с архивными документами. Вдобавок “Таймс” разыскал британского летчика, который сидел в одном концлагере с сыном Сталина.
История гибели Якова Сталина страшна: он покончил самоубийством в концлагере Заксенхаузен. О причинах, заставивших его сделать это, подробно свидетельствует Томас Кушинг; из всех летчиков британской военной авиации, сидевших в Заксенхаузене с Яковом Сталиным, сейчас жив только он один.
— Смерть сына Сталина, — одно из самых страшных впечатлений, испытанных мной за всю мою жизнь, — говорит Кушинг. — Я помню, как все произошло, словно это случилось вчера.
Концлагерь Заксенхаузен находился вблизи Берлина и пользовался самой дурной славой даже у нацистов. Туда отправляли преимущественно советских военнопленных. В 1941 году в Заксенхаузене расстреляли 1.800 советских солдат. В последующие годы смертность среди военнопленных приняла катастрофические размеры, поскольку русские служили “морскими свинками” для псевдонаучных опытов зверствующих нацистских врачей. Из 200.000 советских военнопленных к концу войны в Заксенхаузене уцелело меньше половины.
Возле лагеря на поляне находился отдельный барак, куда нацисты помещали “ценных” пленных, которых можно было обменять на немцев, находившихся в плену у союзников. Когда Яков Сталин попал сюда, он был сильно угнетен: к позору поражения Красной Армии под Смоленском и взятию в плен примешивались еще угрызения совести от того, что не было исполнено приказание его отца — защищать Смоленск до последнего солдата.
Немцы всячески пытались сломить волю Якова Сталина, сделать из него коллаборанта, но это им не удалось.
Попав в Заксенхаузен, Яков Сталин был намерен работать, но ему предложили воспользоваться привилегиями “почетного военнопленного”. Его поместили в барак “А”, где сидело еще пять человек.
Помещение было просторное, с гостиной, двумя спальнями и двумя уборными. В одной половине барака жили Яков Сталин и Василий Кокорин, племянник Молотова. В другой — сбитые британские летчики: командир эскадрильи Томас Кушинг и летчики Вильям Мэрфи, Эндрю Волш и Патрик О’Брайен. Кушинг был сбит под Дюнкерком, взят в плен, много раз пытался бежать, но его всякий раз ловили. Пройдя ряд лагерей, Кушинг под конец попал в Заксенхаузен.
— Это было страшное место, но нужно было выжить, и мы выжили, — говорит он.
Атмосфера в лагере была невыносимой, нервы англичан и русских взвинчены до предела. По мнению англичан, Кокорин добивался милостей от немцев и был информатором гестапо. В противоположность Кокорину, Сталин защищал идею советского коммунизма и, по словам Кушинга, “вел непрерывную большевистскую пропаганду”. Конечно, она раздражала англичан.
Что касается русских, то они насмехались над англичанами из-за того, что те обладали невиданными в СССР сокровищами: например, лейтенант О’Брайен носил дорогие часы-браслет. Русские постоянно критиковали боеспособность англичан, возмущались тем, что они при встрече отдают честь немецким офицерам; с точки зрения русских это было признаком трусости.
Документы, попавшие в руки сотрудников “Таймс”, показывают, что Яков Сталин постоянно говорил, что когда кончится война Красная Армия уничтожит всех английских герцогов, принцев, графов, лордов и баронов, которые, по его мнению, являются “марионетками Гитлера”.
В первые месяцы 1943 года атмосфера барака “А” приняла угрожающий характер. Маленькие стычки переходили в бешеные ссоры, возникавшие по малейшему поводу: ссорились из-за раздачи посылок Красного Креста, из-за бытовых привычек англичан и русских. В таких условиях и произошел инцидент, который привел Якова Сталина к самоубийству.
В четверг 14 апреля 1943 года Кушинг устроил скандал сыну Сталина. В споре приняли участие остальные пленные. Вильям Мэрфи присоединился к обвинениям Кушинга. О’Брайен выругал Кокорина нецензурными словами; началась драка, и О’Брайен разбил Кокорину лицо до крови.
Не совсем ясно, какую роль играл в этом скандале Яков Сталин, насколько агрессивны были его выходки против англичан. Но совершенно ясно, что 14 апреля 1943 года нервная система этого человека была окончательно расшатана. С наступлением вечера он отказался вернуться в барак, настаивал на том, чтобы его принял комендант лагеря и выслушал его жалобы на англичан.
Когда ему в этой просьбе было отказано, Сталин потерял голову. Он схватил лежавшую на земле деревянную балку и бросился бежать, крича:
— Убейте меня! Убейте меня!
Продолжая кричать во весь голос, Яков Сталин с размаху кинулся на железную проволоку, окружавшую концлагерь, через которую был пропущен электрический ток.
В это время Томас Кушинг завешивал окна барака простыней. Увидев сумятицу, происходившую на лагерном дворе, он выскочил наружу и стал свидетелем происшедшей трагедии.
— Яков Сталин мчался, как помешанный, — рассказывал Кушинг. — Мчался в сторону колючей проволоки. Через мгновение я увидел голубоватую вспышку, услышал выстрел, и рефлекторы лагеря погасли. Я понял, что это был конец Сталина.
Последние минуты жизни Якова Сталина подробно описаны в рапорте, поданном коменданту СС Конрадом Харфишем, стоявшим в тот момент на карауле: “Яков Сталин сунул правую ногу в пустой квадрат колючей проволоки, а левой ногой наступил на электрический провод. Одно мгновение он стоял неподвижно, выставив вперед правую ногу и откинув корпус тела назад. Затем он крикнул: “Харфиш, ты солдат! Не трусь, пристрели меня!” И я выстрелил в Якова Сталина”.
Харфиш сделал один выстрел. Пуля пробила голову Сталина возле правого уха. Смерть наступила мгновенно. Затем уже произошел электрический разряд.
— Немцы поручили мне завернуть тело Якова и унести его, — говорит Томас Кушинг.
Все эти факты оставались неизвестными до июля 1945 года, когда англо-американская комиссия стала изучать немецкие архивы; таким образом комиссия установила факт самоубийства Якова Сталина.
Что оставалось делать? 27 июля 1945 года английский министр иностранных дел Майкл Вивиан писал в Государственный департамент США: “Мы советуем не сообщать о происшедшем Маршалу Сталину. Не следует привлекать его внимание к тому, что между русскими и английскими военнопленными происходили трения, которые предшествовали самоубийству его сына”.
Американское правительство согласилось с этим мнением. Архивы британского министерства иностранных дел поглотили досье Якова Сталина и держали его под спудом 35 лет.
Андрю ГРЭЙ
1.0x