Авторский блог Борис Карпов 03:00 27 января 1997

Я — РЕАЛИСТ!

<br>
Я — РЕАЛИСТ! (Кинорежиссер Борис Карпов отвечает на вопросы писателя Юрия Тюрина)
Author:
4 (165)
Date: 28–01–97
_____
_____
_____
_____У Бориса Карпова, замечательного режиссера и сценариста, — юбилей. Ему исполнилось 60 лет.
_____Почти четыре десятилетия творческой жизни отданы документальному экрану.
_____Взгляд на мир и события через религиозное понимание образа и истории России — вот что отличает фильмы режиссера, горячего патриота Отечества нашего.
_____Карпов создал целую школу русского православного кинематографа, ставшего явлением в мировой культуре.
_____
_____
Юрий ТЮРИН. Борис Леонидович! Мы давно на “ты”, и вот, после празднования 60-летия в Доме Ханжонкова, хочу спросить: ощущаешь ли ты, что перешагнул некий жизненный рубеж?
_____Борис КАРПОВ. Я снял около тридцати фильмов, из них считаю приличными не больше десяти. Прийдя из ВГИКа на ЦСДФ в 25 лет, я хорошо понимал, чего хочу от своей работы. К счастью, встретил на студии Павла Васильевича Русанова, бывшего фронтового кинооператора, снимавшего еще бои на острове Хасан. Русанов и пригласил меня работать над полнометражным фильмом о Сергее Есенине. Я счастлив тем, что до сих пор наша картина показывается в рязанском музее поэта. Финал, конечно, сегодня надо бы переснять. Ведь уже тогда было ясно, что версия о самоубийстве — фальшивка. Но говорить об этом означало закрытие фильма, да и не вся съемочная группа разделяла мое мнение. Так что в фильме звучит версия Кирова: есенинское сердце сорвалось, лодка разбилась о черствые души… У Есенина были прекрасные отношения с Кировым еще по Баку, где Сергей Миронович предоставил в распоряжение поэта богатое имение Марданянов. Там был создан гениальный “персидский” цикл… Я ведь заходил в тот номер “Англетера”. Страшное место. Место для убийства. Помню, поделился подозрениями с Екатериной Александровной, сестрой поэта. Она-то правду чувствовала. А жизненные рубежи перешагиваешь каждый день, каждый час.
_____Ю.Т. Твой фильм “Слово об одной русской матери” продолжил не только есенинскую тему Матери, но и вышел в какую-то сверхреальность образа, как на иконе — открылось окно в иной, истинно русский мир.
_____Б. К. Да, Епистимии Федоровне Степановой, кубанской крестьянке, было уже 90 лет. “Епистимия” по-гречески — знающая. И горя она узнала, как вся русская земля. Девятерых сынов своих потеряла за все войны нашей страны. Шестерых — в Великую Отечественную. Последнему, Александру, названному в честь погибшего старшего брата, было 18. Старлей. Комроты. Герой Советского Союза. Погиб на днепровском плацдарме в сентябре 43-го. Когда мы там снимали, памятник солдату стоял, конечно. Цветами засыпан, стол поминальный собрали человек на двести. Песни пели: украинские, русские казачьи… Цел ли теперь тот памятник? Не знаю. Ненавижу тех, кто шипит и воет о “стратегии заградотрядов”, о несостоявшейся победе третьего рейха над СССР. Славяне повергли мировое зло — вот итог. В нашем фильме сохранился кадр: выходит из храма Епистимия Федоровна, крестится на образ над папертью… А картина снималась по заказу московского ТВ. Вот заказчики принимают: шесть человек во главе с завотделом. И редактор по фамилии Безрод требует вырезать кадр: мол, не про церковь фильм. Меня за руки держали —я чуть его не прибил. Но на Московском кинофестивале-67 присудили фильму престижную премию. Награду Роман Кармен вручал, председатель жюри документальных лент. Я получил из его честных интернациональных рук большого мастера… пустую коробочку. Медали из чистого серебра там не оказалось. Кармен потом объяснил, что на всех не хватило…
_____Ю.Т. Этот фильм, о старой русской женщине, рассказывал, что человек может обрести душевные силы только в лоне Матери-Церкви — потому бдительный совчиновник и вскипятился. Епистимия Федоровна, прими Вас Господь! А ты, Борис Леонидович, после этого фильма напрямую повел свое — и не только свое — творчество к православному храму. Некоторые даже говорят: “Карпов — родоначальник православного документального кино”. Как ты к этому относишься?
_____Б. К. Действительно, первый фильм о русской церкви был сделан мною в 1968-м году, за двадцать лет до 1000-летия крещения Руси. Этот фильм назывался “Русская Православная Церковь сегодня”. Черно-белая картина с цветными вставками. Пленка тогда была нечувствительная, трудно работали. Фильм был заказан Святейшим Патриархом Алексием I. После этого пришлось перейти на работу “под заказ” — на ЦСДФ по моим заявкам ничего не давали снимать.
_____Ю.Т. Не случайно в энциклопедическом словаре “Кино”, изданном 10 лет назад, статьи о Борисе Карпове и даже упоминания имени такого нет. Словно не понадобились никому фильмы о Курчатове, о 200-летии Большого театра, о Куликовской битве…
_____Б. К.Великой победе над Мамаем я посвятил два фильма: “На Поле Куликовом” и “Думы о Поле Куликовом”. Их объединяет, помимо героической личности Дмитрия Донского, мысль о перевоплощении, преображении Руси в Россию. Фильмы с любовью освещают святой образ преподобного Сергия Радонежского, печальника о земле Русской. Я счастлив, что музыку к ленте “Думы о Поле Куликовом”, выдающуюся музыку, сочинил Вячеслав Овчинников, композитор милостью Божией. Кстати, он снимался в фильме вместе с писателями С. Гейченко, П. Проскуриным, Ю. Лощицем, художником С. Харламовым, реставратором В. Сергеевым. Все мы исповедуем Православную веру.
_____Ю.Т. Гейченко исповедывал… Твой грандиозный фильм “Под благодатным Покровом” освятил Святейший Патриарх Пимен. Документальный фильм в цвете, 21 часть, одних экспедиций съемочной группы было более двадцати!
_____Б. К.Тема была необычайно сложной— тема жизни русского духа во Христе (крестится). Я счастлив тем, как эта тема сложилась в нашей картине, как решена. Ты обратил внимание: через весь фильм проходит литургия, Богослужение. После Крещения нашей Руси оно никогда не прекращалось. Даже в самые страшные времена Церковь поддерживала народ, собирала его, окормляла духовно. Мы в фильме объясняем смысл литургии: что такое причастие, что обозначает вынос чаши, что — вход иерарха во храм… Нужно помнить, что это — картина 1988 года. Только-только у дверей в Церковь сняли соглядатаев, люди еще робко заходили за церковные ограды, многие ничего еще не знали, не понимали. Поэтому цель картины, как я ее понимал, — взять человека за руку и ввести его в Православный Храм, доверить его Церкви. Фильм снимали целый год. На деньги Московской Патриархии. Нам дали прекрасную немецкую пленку, в конце картины мы даем титры с благодарностью всем музеям, которые нам помогли — их 30 было. Снимали везде, где идет православная литургия: в Иркутске и Сан-Франциско, на Аляске и на Украине. Во всех святых местах работала наша съемочная группа.
_____Ю.Т. Именно после этого фильма родилась идея Всероссийского фестиваля православных кинокартин. Состоялись уже четыре. А дальше?
_____Б. К. За минувшие годы мы показали людям около 250 документальных фильмов о жизни православного человека и Православной Церкви. И что знаменательно: прикоснувшись к церковной тематике, многие авторы уже не могут и не хотят от нее отойти — в “коммерческое” или “элитарное” кино. Конечно, перспективы у нашего фестиваля сложные. РПЦ занята насущными делами Церкви: восстановлением храмов и монастырей, содержанием церковных и воскресных школ, помощью малоимущим. К государству и банкирам обращаться бесполезно: им бы только со свечкой у телекамеры постоять… Единственная надежда у меня на Лужкова. Надеюсь, что к 850-летию Москвы мэр нашу идею поддержит, и в сентябре мы все же проведем юбилейный, Пятый Всероссийский фестиваль православного документального экрана.
_____Ю.Т. Знаю, что твоя студия “Отечество” выпустила более 100 фильмов, а вот на 97-й год — ни одного заказа. Наш документальный кинематограф доведен до позорного нищенства. Как работается в таких условиях?
_____Б. К. Я — реалист, и не мужское дело — хныкать, просить о подачке. Пишу книгу, помогаю Николаю Бурляеву в проведении МКФ “Золотой витязь”. Написал статью о Сергее Бондарчуке. Наше с ним знакомство началось с моего фильма о Большом театре. Я позвонил, предложил Сергею Федоровичу читать дикторский текст. Он посмотрел текст и согласился записываться на этом фильме. Человек очень интересный был, очень. Глубокий, любознательный и скрытный от чуждых ему по духу. Страстно любил русскую классику, поклонялся ей и делал все, чтобы ее утвердить. Истовый труженик! Страшная печаль, что русская культура лишилась такого человека. Ведь как “новая волна” хотела его задвинуть! Попятились. Сама жизнь заставила принять великого мастера.
_____Ю.Т. Спасибо за беседу, по необходимости краткую. Хочется сообщить нашим читателям, что Киноцентр “Русский фильм” Николая Петровича Бурляева присудил Борису Карпову почетную премию “За выдающийся вклад в славянский кинематограф” — премию имени Сергея Бондарчука.
_____
_____
1.0x