Авторский блог Максим Ершов 14:00 18 ноября 2014

Россия, бисер, поросята

О чем же сам фильм "Солнечный удар"? Фильм о нищете гражданского духа - о том процессе эрозии, энтропии в душах людей главного чувства - чувства долга.

Прежде чем посмотреть фильм, я уже слышал первые отзывы. Пролетарски озабоченные граждане писали (уже привычно) о барстве Михалкова, об идеализации старой гнилой Российской Империи, о пренебрежении к людям, которое выразилось, в т. ч. в бесполезной трате, ни много ни мало 960 млн рублей, на фильм, который ничего не дает, а лишь служит утолению амбиций стареющего мэтра, видимо, погружающегося в плавный маразм и сентименталию... даже мелькнувшее в кадре фото Никиты Сергеевича на крышке шкатулки - и то поставили в вину его гордыне. Мало ли, что это самый обычный режиссерский "привет" коллегам, подпись в углу холста...

В комментариях на сайте зрители писали о скуке, "говорильне", надуманности...

Одним словом, в большинстве своем массы оказались не готовы воспринимать искусство таким КАК ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ. ИМЕННО ИСКУССТВОМ! Без пальбы и прочего экшна, фильм проходил мимо глаз, ушей и душ, как прошла бы, наверное, безымянная героиня фильма - без декольте и в платье вместо мини мимо сборища поддатых студентов. Одного красивого выразительного лица зрителю, тщательно выпестованному по нынешней балаганной мерке, оказалось мало. Фильм обнажил НИЩЕТУ ЗРИТЕЛЯ.

О чем же сам фильм? Фильм о НИЩЕТЕ ГРАЖДАНСКОГО ДУХА - о том процессе эрозии, энтропии в душах людей главного чувства - чувства долга. Зная наши сегодняшние реалии (!!) - мы можем сказать, что герои вполне безгрешны. Ну что это? - грех разве: священник пытается сорвать деньгу с проезжего столичного поручика? - столичный поручик, лет 26, волочится за красивой сударыней, замужней? - и сам поручик обручен с не менее красивой сударыней, но, но, господа, какой, в конце концов, вздор? - ну, фокусник немного шарлатан - жестокий пройдоха... Но ведь так белы, так сиятельны пароходы, так прекрасна Волга, так свежи дети...

Стоит посмотреть любой выпуск, к примеру, программы "Дежурная часть", чтобы понять - вздор же, вздор полный грехи эти...

Как непонятна, как наивна, как невозможна вот эта России с городовыми в белых формах, а не с ОМОНом в касках!

Когда истекает время долга и совести, приходит время ОМОНа.

Или людей в кожаных куртках с маузерами. И когда они приходят, то им нечего возразить: это вы, вы, соль земли, голубая кровь, трогательные бароны, вековое достояние нации, всё ее настоящее богатство, - и последняя надежда ее! - вы допустили этот приход, этот взрыв. Ваши часы разбил шарлатан. Ваши мысли похитили барышни. И за этим грохотом в висках вы не услышали, как отплывает ваш пароход в безмолвии народа. В страшном безмолвии. Который умеют слышать розалии землячки.

Бунин, по мотивам рассказов которого снята картина, не ответил на эти вопросы. Потому, может быть, Михалков обратился к нему зря. Чехов был бы лучше, Солженицын, с его "Красным колесом". Гоголь с "Мертвыми душами". Тургенев с "Отцами и детьми". Достоевский с "Бесами" и "Карамазовыми". "Анна Каренина"... - ведь этот роман Толстого, он ровно о том же: о той границе тонкой, которую должен чувствовать человек, если он не спит! О вечной и неразрешимой борьбе Диониса и Христа, которую только берется изобразить Аполлон...

История одинакова всегда. В конечном итоге она требует: будьте внимательны! Не будьте самодовольны! Смотрите вокруг! Помните, по ком звонит колокол!
Выбор труден. Но он и есть единственная правда, о которой так и не смог догадаться Маркс.

Сегодня Россия глуха, как пень. Она не услышала Никиту Сергеевича. Она не слышит никого. Она не может услышать, ибо глаза ее и уши находятся под контролем, в полной власти менеджеров деградации. Маммона лишь использует Диониса в своих целях. Но в Аполлона уже плюют, как в Христа. Да просится мне столь высокий слог.

Давайте же поймем хотя бы одно. Путей два. В пропасть распада или в борьбу за возрождение себя. И начаться оно должно с возрождения - пусть не девственной совести - но с чувства долга. С чувства солидарности. С внимания.

С того, что если к нам обращается наш Мэтр, десять раз подтвердивший такое свое звание, мы ДОЛЖНЫ послушать. А не бросаться гуаном - производным угнетенного искусством самомнения - в свое же собственное непонимание. В свое нежелание думать... Или "солнечный удар" просветления, или - грядущая кабала: не имеющий труда думать не бывает свободен...

И - наконец-то - о деньгах. Фильм обошелся в 960 млн. рублей. Немало. Однако, он был показан, отдан "в люди", то есть народу. Я посмотрел его, по сути, бесплатно. И в фильме режиссер, актеры, съемочная группа - все, все! - поработали так, что мне отдуши захотелось сказать им СПАСИБО! И если лично мне фильм обошелся менее, чем в десять рублей бюджета...

О чем речь, господа, товарищи, друзья?

1.0x