Авторский блог Василий Шахов 10:51 16 сентября 2015

Звездоносы: ЕСЕНИН И СВИРИДОВ. - 8.

Метафоры-звездоносы... Слова-звездоносы... Звуки-звездоносы... Дыхание Прекрасного... Чувство Прекрасного... Сергей Есенин и Георгий Свиридов - великие сыны государства Российского... Большая Москва: "тропы" - к Есенину и "тропы" - к Свиридову...

...Самые сокровенные с в я т ц ы русского человека... Духовно-нравственные с в я т ы н и россиянина...

"ЕСЕНИН - ПОЭТ РОССИИ, ЕГО МОЖНО СРАВНИТЬ С ТАКИМИ ХУДОЖНИКАМИ ЯРКО ВЫРАЖЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, КАК ФРЕДЕРИК ШОПЕН ИЛИ ГАРСИА ЛОРКА - ИСПАНСКИЙ ПОЭТ, В СУДЬБЕ КОТОРОГО ТАК МНОГО ОБЩЕГО С СУДЬБОЙ ЕСЕНИНА..." ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ С В И Р И Д О В.

...Встречи в мастерской скульптора АНТОНИНЫ УСАЧЕНКО... Евгений П О П О В, народный артист РСФСР, художественный руководитель Рязанского государственного русского народного хора, рассказывает о встречах с сёстрами поэта - ЕКАТЕРИНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ И АЛЕКСАНДРОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ ЕСЕНИНЫМИ... Их рассказы о брате...

- А знаменитая есенинская тальянка, к которой поэт был привязан настолько, что даже, отправляясь впервые в Петербург, взял ее с собой... Этот инструмент навсегда остался для него одним из самых любимых. Не случайно так часто поэт упоминал о нем в своих произведениях:"заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха...", "сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело...", "я и сам когда-то в праздник спозаранку выходил к любимой, развернув тальянку"...

В своём эссе "И ЛЬЕТСЯ МУЗЫКА СТИХА..." Евгений Попов говорит о том, что любовь к музыке, к народной песне никогда не угасала в душе поэта - ни в юности, ни в те годы, когда пришла к нему и слава. Автор очерка ссылается на воспоминания АЛЕКСАНДРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ: "Остались в моей памяти некоторые песни, которые он, устав сидеть за столом во время работы, напевал, расхаживая по комнате, заложив руки в карманы брюк или скрестив их на груди. Он пел "Дремлют плакучие ивы", "Выхожу один я на дорогу", "Горные вершины", "Вечерний звон"... ...По вечерам у нас часто читались стихи, шли жаркие споры о литературе, пелись хором песни. Почти все песни, которые мы пели, были очень грустные, протяжные. Очень любил Сергей песню "Прощай, жизнь, радость моя..." и часто заставлял нас с сестрой петь ее. Была у него еще одна любимая песня - "Это дело было летнею порою"...

Воспоминания сестёр Есенина... Личные наблюдения, размышления, "былое и думы" Евгения Попова, написавшего несколько песен на стихи гениального земляка... Размышления о р я з а н с к о й п е с н е, о р у с с к о й п е с н е...

- Протяжная песня... Именно в ней с особой силой отразилась глубина поэтического мировосприятия русского народа. Именно в ней собраны подлинные сокровища чистой, мудрой народной поэзии. Протяжную песню отличают мелодическое совершенство, глубина поэтического постижения природы, душевных движений человека, свежести, непосредственности чувства. Неудивительно, что она была очень близка поэту, что многие его стихи рождают ассоциации именно с ней, напоминая протяжную песню своим образным строем:

Есть одна хорошая песня у соловушки -

Песня панихидная по моей головушке...

Нивы сжаты, рощи голы, от воды туман и сырость.

Колесом за сини горы солнце тихое скатилось...

Евгений Попов чутко, интимно-творчески "чувствует" есенинский текст: "Сам текст этого стихотворения, его "сини горы", "солнце тихое" поразительно напоминают народную песню с ее поэтическими метафорами. Можно вспомнить и еще одно стихотворение: "В том краю, где желтая крапива и сухой плетень, приютились к вербам сиротливо избы деревень". - "Вчитываясь в чудесные строки, - отмечает Е. Попов, - нельзя не согласиться с мнением известного советского музыковеда В.Васиной-Гроссман о том, что "народно-песенная сущность поэзии Есенина сказалась в интонационно-ритмической стороне его стихов непосредственнее, чем в других элементах" - поэтических образах, метафорах и т.п. Исследуя эту сторону творчества Есенина, автор приводит немало примеров, в которых стихи поэта как бы повторяют ритмику народных песен. Вот одно из его ранних стихотворений - "Хороша была Танюша, краше не было в селе...". Оно написано пятнадцатислоговым стихом, подобно старинной крестьянской песне "Ах вы, сени, мои сени, сени новые мои". Напоминает оно и ритмику другой известной песни, близкой, впрочем, и по теме: "Хороши наши ребята, только славушка худа...".

Наблюдения Евгения Попова... Размышления большого Мастера... Глубокое "погружение" в песенный есенинский "космос"... Действительно, в лирике Есенина многое берёт начало от песни - старинной крестьянской, городской романсовой...

* * *

Не потеряли своего духовно-эстетического значения наблюдения Евгения Попова, связанные с проблемой "ЕСЕНИН - СВИРИДОВ". Обратимся к мемуарно-документальному очерку "И ЛЬЕТСЯ МУЗЫКА СТИХА...".

- Бурное возрождение интереса к поэзии Есенина началось в середине пятидесятых годов, и ознаменовалось оно появлением поэмы "ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА", созданной выдающимся композитором современности Георгием Свиридовым. КОМПОЗИТОР СЛОВНО ЗАНОВО ОТКРЫЛ МИРУ ЕСЕНИНА. И дело здесь не только в том, что его музыка оказалась необычайно созвучна духу есенинской поэзии. Гораздо более ценно то, что Свиридов как подлинный художник философски подошёл к осмыслению наследия поэта, сумел заново прочесть многие страницы его творчества. МОЖНО СМЕЛО УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО МУЗЫКА СВИРИДОВА ПОДНЯЛА НА НОВУЮ ВЫСОТУ ПОЭЗИЮ ЕСЕНИНА...

Отмечая юбилеи двух русских гениев, мы не можем пройти мимо таких произведений публицистики и мемуаристики, как очерк Евгения Попова "И ЛЬЕТСЯ МУЗЫКА СТИХА"...

- Творчество Георгия Свиридова... Глубоко национальное и по духу, и по сути своей, оно, это творчество, удивительно емко, самобытно. В нем подкупают тонкая, проникновенная лирика, глубина философских обобщений, столь свойственная мышлению композитора. Не случайно, наверное, именно Свиридов, отдавая дань неповторимсой есенинской лирике, первым из композиторов воплотил в музыке социальные мотивы творчества поэта. Лирический герой поэмы "Памяти Сергея Есенина" - уже не тот одинокий, охваченный жгучей тоской по прошлому поэт, образ которого так усердно лелеяли прежде многие композиторы. У Свиридова это прежде всего личность. Да, его герой тоже может тосковать, но при этом он ищет себя, он жаждет утвердиться в новом мире. Такая трактовка потребовала для своего воплощения и новой формы - более масштабной, более емкой. Не сразу нашел композитор окончательное решение. Остановившись поначалу на камерном вокальном цикле, он понял вскоре, что эти рамки тесны для содержания поэмы. И тогда появился новый вариант - уже не камерный, а симфонический: в окончательной редакции поэма предназначена для тенора, хора и симфонического оркестра.

...Сегодня, когда очень остро-насущно (дай Бог!) решаются проблемы новых учебников, новых хрестоматий по культурологии, искусству, литературе, этике, эстетике, было бв справедливым п е р е и з д а т ь такие работы, как статья-очерк "И льется музыка стиха"...

Евгений Попов постигает творческие тайны художнической свиридовской лаборатории... Осуществляя отбор есенинских произведений, композитор стремился заострить внимание на ключевых моментах в творчестве поэта, на тех темах, которые более всего интересовали Сергея Есенина. Уже в основу первой части свиридовской "Поэмы..." положена одна из наиболее излюбленных тем поэта - щемящего сострадания к родной стороне ("Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь"). - "Мерная, печально-неторопливая распевная мелодия рождает ощущение глубокой сопричастности тому, что так дорого и близко поэту. Все пронизано здесь духом русской народной песни: и плавные, спокойные мелодические обороты, и мягкие, долгие гармонии, напоминающие своим прозрачным звучанием перезвон колоколов".

В своё время на уроках литературы ставилась задача ц е л о с т н о г о анализа художественного сочинения в единстве формы и содержания... Искусствоведческо-культурологический анализ Евгения Попова - образец целостного восприятия, глубинно-духовного "озарения", катарсиса. - "Интересно заметить, - говорит Е. Попов, - что Свиридов принадлежит к той категории композиторов, кто почти не пользуется цитатами из народного творчества, методом стилизации. Но при этом творчество его глубоко национально, так как своими корнями оно прорастает не только из профессиональной, но и из народной музыкальной культуры. Кстати, это свойство музыки Свиридова роднит ее с поэзией Есенина".

* * *

Евгений Попов - автор замечательных песен на стихи Есенина... Он делится своим творческим опытом...

"Сочинение музыки на стихи Есенина - дело необычайно сложное и ответственное. Как найти созвучный есенинскому музыкальный образ, сохранив при этом очарование стихов поэта? Здесь не скроешься ни за красивую мелодию, ни за знание законов гармонии или формы. Понимая это, я долго не решался подступиться к творчеству поэта. Но однажды, это было в 1956 году, как-то по-особому зазвучала в моей душе есенинская "Береза". Зримо возникли вдруг мягкие, светлые тона чудесных рязанских пейзажей. И словно в ответ на очарование стихов родилась мелодия. Стремление написать музыку светлую, лиричную заставляло меня вновь и вновь обращаться к этой песне. Очень хотелось внести в нее рязанский колорит, те крестьянские интонации, которые вдохновили некогда пятнадцатилетнего автора "Березы"...

ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ЕСЕНИНА... АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА ЕСЕНИНА... СЁСТРЫ ВЕЛИКОГО ПОЭТА... Евгений Попов с признательностью вспоминает о них, об их советах, пожеланиях...

- Найти окончательный вариант песни помогли советы сестёр поэта. Чутко вслушиваясь в мелодию, они мгновенно улавливали чуждую интонацию. И позже, работая над другими произведениями на есенинские стихи, я всегда с благодарностью прислушивался к их советам...

Мемуарные заметки Евгения Попова... "Былое и думы" Евгения Попова... "Далёкое-близкое" Евгения Попова...

- Не знаю, как случилось, но мне первому из музыкантов посчастливилось "о т к р ы т ь" стихотворение "НАД ОКОШКОМ МЕСЯЦ..." В нём поражал не только сам поэтический строй, но и какая-то особая песенная интонация:

НАД ОКОШКОМ МЕСЯЦ. ПОД ОКОШКОМ ВЕТЕР.

ОБЛЕТЕВШИЙ ТОПОЛЬ СЕРЕБРИСТ И СВЕТЕЛ.

ДАЛЬНИЙ ПЛАЧ ТАЛЬЯНКИ, ГОЛОС ОДИНОКИЙ -

И ТАКОЙ РОДИМЫЙ, И ТАКОЙ ДАЛЕКИЙ...

Да и сами слова, удивительно близкие тексту народной песни, были словно созданы для музыки. Что-то подсказало: здесь кроются интонации не крестьянской, а городской песни. Трудно судить самому, насколько верно были они найдены, но вот уже много лет подряд Рязанский хор с большим успехом исполняет эту песню и у себя на Родине, и за рубежом...

"Былое и думы" Евгения Попова... - "Интерес слушателей вызвала и другая наша совместная с хором работа - вокально-хореографическая композиция "КРАЙ ЛЮБИМЫЙ". Она мыслилась как большое, многокрасочное полотно и требовала новых способов воплощения замысла. Так рядом с песней "Край любимый" появился лирический вокализ. Без слов, языком музыки хотелось выразить те чувства, которые возникают при соприкосновении с лирикой поэта. И мне представляется, что именно это направление - создание по мотивам есенинской поэзии произведений -"впечатлений" - таит в себе огромные, неисчерпаемые возможности для композиторов".

п р о д о л ж е н и е с л е д у е т

1.0x