Либеральная общественность России возмущённо пузырится ненавистью и кипит осуждением. Произошло чудовищное: совладельцы финансово-инвестиционной компании «Альфа-Групп», Михаил Фридман и Петр Авен, выступили с докладом о состоянии дел в России на закрытом ужине в одной из ведущих лоббистских структур США — Атлантическом Совете. Пикантность ситуации состоит в том, что уезжая из России на встречу в качестве наиболее прозападно ориентированных российских олигархов (при всей комичности фразы «патриотически настроенный олигархат»), в Вашингтоне Фридман и Авен внезапно оказались «путинскими агентами». Причём это не наша журналистская оценка, а определение, данное в тексте открытого письма, размещённого на сайте Атлантического Совета, и подписанного целым рядом записных российских либералов типа Гарри Каспарова и массой западных «экспертов по России», включая и одного из кураторов российской тематики в самом Совете, Андрея Пионтковского.
Тем более интересна сложившаяся ситуация тем, что долетевшие к нам в куцых цитатах обрывки доклада Авена и Фридмана рисуют совсем иную картину. В докладе они озвучили крайне негативные оценки и прогнозы в отношении российской экономики и заявили, что нынешние высокие цены на нефть не спасут страну. В качестве причин ими были названы необратимые структурные изменения в российской экономике, утечка мозгов, а также «недальновидность политики Владимира Путина».
Впрочем, как пишут свидетели выступления, у присутствующих сложилось мнение, что олигархи были прежде всего озабочены спасением своей собственной шкуры, всё больше напоминающей сжимающуюся от санкций шагреневую кожу. Так, несмотря на старательное выбеливание из доклада повестки о западной блокаде России, в ответах на вопросы Авен и Фридман поведали об «ужасном положении», в котором оказался их «коллега по цеху», олигарх Виктор Вексельберг, попавший под западные санкции. Ну и совсем уж болью души и стержнем выступления стала практически анекдотическая фраза Авена и Фридмана: мол «мы всю жизнь были евреями, нас дискриминировали как евреев, и вот на старости лет нас дискриминируют уже как русских».
Ещё одним кусочком этой пёстрой мозаики стало другое событие — владелец инвестиционной компании O1 Group Борис Минц и его близкие родственники внезапно уехали в Лондон. Все три сына Минца вывезли из России свои семьи, в связи с тем, что в «России сложилась напряжённая ситуация, и всем нам надо уехать».
Привести все эти факты к одному знаменателю и понять, что за бардак сегодня творится в российской «олигархическом семействе», можно лишь в том случае, если учесть в чём состоял изначальный план США по отношению к российским олигархам и прибавить к этому наши скромные знания о них. Оригинальная идея, заложенная в санкционный план против России, была в том, что испуганные и смертельно боящиеся потерять нажитое российские олигархи как-то скооперируются и устроят в России выгодный Западу либеральный переворот. Свергнут существующую власть, вернут Крым, распустят армию и откроют российские рынки, продолжат вывоз сырья, но, главное — принесут Западу на блюде голову его главного врага — Владимира Путина. План этот был бы хорош, если бы российский олигархат был хоть бы чуточку похож на американскую или европейскую буржуазию, которая имеет свои собственные интересы, чётко осознаваемую классовую солидарность и проектное мышление.
Однако в ситуации введения западных санкций российские олигархи и поддерживающая их либеральная общественность отнюдь не стали строить планов свержения действующей власти, но тут же вцепились в глотки друг другу. Ну или же в качестве второго варианта — решили загодя бежать с этого «званого ужина в джунглях», понимая, что такие шакальи разборки неизбежно приведут к децимации самих приглашённых в это действо. При этом, что особенно обидно для архитекторов этого хитрого плана, в качестве спасителей Авен, Фридман, Вексельберг или Дерипаска видят как раз тот самый Кремль, против которого западные санкции вроде бы должны были побудить начать «олигархическую революцию».
Впрочем, для нас в таком повороте ведь нет ничего нового, неправда ли? О нравах внутри олигархической тусовки пишет в своей книге сам Петр Авен, живописуя свои собственные похождения времён первоначального накопления капитала в изданной им книге «Время Березовского».
Цитата: «Я приезжаю в ЛогоВАЗ. Меня проводят в столовую. Я сажусь, и входит “большая четверка”: Боря, Бадри, Гусинский и Невзлин. Мы действительно были между двух огней. Эмоционально и я, и Фридман были полностью на стороне Чубайса, Немцова, Коха. Мы, естественно, были заинтересованы, чтобы наш консорциум выиграл, но совершенно не заинтересованы в отставке правительства.
Гусинский через стол схватил меня за пуговицу пиджака и шипящим голосом сказал: “В тебе есть еврейская кровь, ты понимаешь?! Либо ты с нами, либо мы тебя замочим”».
Если вы заметили, за прошедшие двадцать лет ничего не поменялось. Из известной субстанции трудно слепить пулю — это не сталь или даже свинец, это нечто иное. И, кстати, национальный вопрос тут ни при чём. Так как нельзя быть одновременно русским, евреем, внуком латышского стрелка — и не понимать старой истины о «паспорте и морде».
Фото Виктора Васенина. М.Фридман и П.Авен на пресс-конференции в Интерфаксе 18 января 2001 г.