У каждого из нас - свои кумиры. У меня их было много. Но если говорить о ФОРМИРУЮЩЕМ влиянии, то могу назвать двоих: Аркадий Райкин и Сергей Капица.
Сергея Петровича не совсем адекватно толковали, сравнивая с гениальным отцом-нобелевиком. Хотя Капица-сын был вполне себе состоявшимся учёным, его жизнь была не про физику элементарных частиц. Он был ПРОСВЕТИТЕЛЕM, маяком, ориентиром.
В 70е только первые признаки ДОС (дебилизации общественного сознания) проступали. Оглядываясь назад, диву даёшься, в какой мягкой и милой форме: пришельцы-гуманоиды, снежный человек... Причём, кондуитом дебилизации выступала как раз часть интеллигенции, а вовсе не колхозники.
И вот, достаточно было прозвучать этому тихому голосу: «понимаэце, дзэло в том, что никакого Бэрмуцкого треугольника...» и хаотичный мир вновь обретал смысл.
Сергей Петрович уходил от нас с тяжёлым сердцем. Дело его жизни - установка в обществе научной и рациональной ориентации, потерпело жестокий крах. Последние его статьи и интервью наполнены неподдельной тревогой.
Люди, часто с научными степенями, высаживались перед телевизором, и, «глядя прямо в глаза» телеперсонажу с чёлкой, размахивали руками и ждали, что у них «всё рассосётся» Kандидаты химических наук «заряжали» зубную пасту перед телеэкраном, а слесари бежали на три буквы (МММ) вкупе с народными артистами, под смех Пиноккио, ждали что «вместо листьев денежки зазолотятся там...»? «Kак было не впасть в отчаянье?»
Впрочем, мне ближе не естественные науки, а общественные и гуманитарные.
Как специалист, и человек, имеющий базу для сравнений, в отличие от большинства, могу заявить, что в СССР была МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ лучшая историческая наука в МИРЕ. Были и вполне солидные философские школЫ, которые не следует путать с передовицами газеты «Труд», телепублицистикой, и прочим агитпропом.
Большинство людей просто не знает об этом, как не знают o разработке летающих пердомоноклей с педалью. Область специальной литературы.
Но таким же эпическим стал и разгром. После перестройки всякий, пардон, цурипопик возомнил себя едва не фрум-фрумчиком, и совершенно перестал вегериснироваться.
Чепыжность пришла на место, где раньше была скромность и понимание своего места на земле нашей грешной.
Всяк захолустник не просто начал сметь своё суждение иметь, так ещё дерзнул его и транслировать.
Да ещё и обвинять какое-то там ЕГЭ, хотя вот она, дичь, доморощенная и домотканная.
Совершенно утрачены критерии и аккредитивность.
Не без помощи одной активной нашей форумчанки-тамбовчанки пришёл я к термину «вицлипуцлизация».
Конечно, наш форум тем и ценен для специалиста, что представляет собой наиболее полную кунсткамеру идеологических диковин всех цветов и оттенков.
Фантазии на темы исторического прошлого присущи разного рода «маленьким, но гордым», что понятно. Реальной истории у них нет, кроме как «прошёл осёл, нагадил, пошёл дальше», вот и приходится выдумывать псевдо-эпос о том, как они когда-то всё завоевали-основали-победили (как правило, такие нарративы заканчиваются «и, если бы не клятая Московия...”)
Но как же, кому, каким образом приспичило шизофренизировать РУССКУЮ историю, поражающую и древностью, и глубиной, и интригой ПОДЛИННЫХ сюжетов?
Розоватый дождь в апреле,
разноцветные соборы,
зимы в синей акварели,
в охре осени узоры.
Кто-то кистью, кто-то мыслью
измерял фарватер Леты,
кто-то честью, кто-то жизнью
расплатился за сюжеты.
А.Дольский
Зачем великой стране и культуре инструментарий местных национализьмов?
Вицлипуцлизация русской истории есть, безусловно, орудие вырусения, и инструмент разушения России.
Чтоб при слове «русский» крутили пальцем у виска.
Ещё более прискорбна мозговая скорбность фантазмов на темы политэкономии.
Наш форум кого только ни принимал у себя. Есть наивные люди, пытающиеся выжать из него «нечто большее», раскрутить публикации, а то и соорудить трамплин для своих избирательных амбиций.
Но есть, безусловно, искренние люди, желающие принести обществу хоть какую-то реальную пользу, а не «только языком».
Такие люди наталкивались на сложность целеполагания.
ТАК ВОТ ЖЕ: нет сегодня более насущной и более благородной задачи, нежели проводить в жизнь заветы Сергея Петровича Капицы, утверждая в обществе рациональное, научное, здравое мировоззрение.
Анатолий Вассерман полагает, что в нынешней ситуации, когда на беззащитные головы граждан обрушиваются ежедневно ушата инфо-помоев, надо просто взять советские учебники.
Может, оно и неплохо, да взрослое население за парту не усадишь.
Поэтому всякий, кто не пожалеет времени и сил даже НАПОМНИТЬ людям прописи, уже есть радетель общественного блага. Может, поймут, что нельзя менять букварь, с таким трудом папой Карлой приобретённый, на чёрте что, а «Поле чудес» есть непременный атрибут «Страны дураков».
А то расколимакались все!
У нас модно возлагать ответственность за пропавшие сольди на лис Алис и слепых котов Базилиев. И это вроде логично. Но ведь технологии обмана и подстрекательства не на воздухе висят.
Есть хорошая украинская пословица: Дурень думкою богатие.
Человека легко толкнуть на узкую дорожку именно тогда, когда он сам собрался срезать угол, нацелился на какую-нибудь халяву.
Даже если его цели добры (купить куртку для папы Карло), вне рационального сознания он неизбежно станет кормом и гужевым транспортом для бессовестных.
В принципе, все эти технологии надувания эго через заднее кирилицо, с целью использовать и обобрать, суммировал для нас великий Булат: на дурака не нужен нож...
Скромного и рационального человека, правильно о себе понимающего и уважающего себя именно в своём положении, ни обобрать, ни обмануть практически невозможно.
Впрочем, я о политэкономии.
Посплю немного, и двинусь в размышлениях далее.
(Те из вас, кто посещал музеи Киево-Печерской лавры, помнят эти ремарки монахов-переписчиков на полях инкунабул: «спать уж хочется», «испил бы медку» и т.д.)