Авторский блог Роман Илющенко 16:04 18 ноября 2019

Злое добро или доброе зло?

апология измены в кинематографе

Хорошо ли быть предателем? «Что за вопрос!? - возмутиться добропорядочный читатель. – Конечно, нет!» И будет прав. Но, увы, сегодня так считают далеко не все, благодаря активной пропаганде предательства, насаждаемой кинематографом. Почему это происходит?

Чёрно-белое кино

Тема предательства, измены еще недавно однозначно осуждалась обществом. Быть трусом, перебежчиком, а значит подлецом и негодяем считалось позорным и навлекало на голову носителя этих низких качеств всеобщее и несмываемое презрение. И воспитывалось это с детства.

Вспоминаю своё, выпавшее на 70-е годы уже прошлого столетия (ах, как быстро летит время!), когда в подвижных играх в «войнушку» никто не хотел добровольно становиться фашистом или власовцем, а в играх в «дочки-матери» среди девочек не находилось желающих завести любовника или сдавать своих кукол в детдом – по сути становиться той же предательницей.

А почему так, а не иначе? Подобный вопрос тогда и не задавался, потому что ответ был «застолблён» на подсознании, где записан наш генный код. Предательство приравнивалось к самому страшному иудиному греху христопродавства, сравнимому в советское время разве что с изменой Родине.

Поэтому добро оставалось добром, а зло – соответственно злом, не смешиваясь в полутона. И это не наша заслуга, но тех, кто, воспитывая нас, формировал наши традиции и культуру, в т.ч. слагая былины, сказки и песни, снимая кинофильмы.

За прошедшие 40 лет изменилось очень много (ах, как быстро летит время!), нет ни страны, производившей те самые фильмы, ни самого понятия «детского кино», да и его сегодня серьёзно потеснил интернет. Однако то, что снимается нынче, особенно за рубежом, всё сложнее отнести к шедеврам, но впору сравнить с изощренной пропагандой зла, когда оно рядится в хорошо знакомые белые одежды добра, правды и справедливости.

Это легче понять, если признать, что основным поставщиком на рынок таких кинодиверсий является подконтрольная Пентагону и ЦРУ «фабрика грёз» Голливуд, давно превратившаяся из поставщика вполне приличных «хэппиэндовок» в производителя всё более агрессивных картин, насквозь пропитанных антисоветской и русофобской пропагандой. Но сегодня творцы грёз преодолели уже и эту планку – на повестке дня стоят наднациональные, религиозные и, если угодно, общечеловеческие ценности, которым объявлена война.

Под их прицел и точно рассчитанный удар попадают такие важные для нашего национального самосознания категории как героизм, верность, любовь, долг, самопожертвование. Технология тут достаточно проста и рассчитана на постепенное усвоение новых «истин», через введение в сюжет героев нового типа, поскольку хорошо известные старые на эту роль не годятся.

Либо делается осознанное переформатирование, когда бывший отрицательный персонаж, не избавившись от старых привычек, наделяется положительными качествами, а положительный герой соответственно становится носителем негатива, т.е. чёрное становится белым и наоборот. Причем есть все основания полагать, что делается это вполне осознанно.

Ничего себе герои!

Осознанно это и теми, кто получил прививку Арины Родионовны и «старого доброго кино», то есть старшим поколением, куда я отношу и себя. Поэтому мы и замечаем, глядя на экран, что тут что-то не так! Ведь мы то знаем, что «сказка ложь, да в ней намек…». В наших фольклорных и классических произведениях, в отличии от жизни всегда присутствовал нравственный элемент, где зло полностью обличается и чаще всего наказывается. Силы добра, олицетворенные вполне симпатичными героями, одерживали победу, а носители зла и предатели наказывались. Но иногда через их раскаивание прощались и тогда наступало примирение - вот вам и «…добрым молодцам урок».

Но вот в голливудских киноопусах последних десятилетий часто всё перемешано или поставлено с ног на голову. Практически в каждом втором фильме отчётливо прослеживается положительный герой – предатель. Сюжет все чаще строится по одному привычному шаблону, чтоб у зрителя не оставалось возможности на раздумья и осуждение, а можно было просто встать на его сторону. Герои здесь всё чаще становятся предателями, а предатели – героями, но подается это как естественный выбор, без шекспировских мук и нравственных терзаний героев Достоевского, как безальтернативная необходимость.

Удобными персонажами для оправдания убийств и предательств стали, например, любимые герои из популярных сериалов «Стражи Галактики» и «Пираты Карибского моря». Заслуживший симпатии зрителей крутой парень и глава банды космических пиратов Йонду, вопреки устоявшимся стереотипам безжалостно убивает всю свою команду - преданных ему, хоть и малосимпатичных персонажей. Ни сожаления, ни раскаяния - и зритель невольно соглашается с ним, мол, зло то наказано. Но кем? Правда, бездушный злодей совершает - таки действительно правильный поступок – спасает родного сына…

Ради своих сокровищ достаточно легко идёт на предательство своей команды и друга Джека «Воробья» уже флибустьер Гектор Барбосса, который символизирует в фильме лидера, наделённого явно положительными, мужскими качествами: лихостью, храбростью, удальством. Но деньги всё-таки важнее! Правда в конце он спасает от смерти свою дочь… Оба пирата гибнут, проявив самопожертвование и за ними закрепляется ореол положительных героев. Прощение предательства упрощено до неприличия: без сожаления, раскаяния и даже его малейшей попытки!

Фильм «Форсаж 6» из одноименного популярного сериала представляет очередную попытку смешивания прежних канонов жанра. Главарь банды Оуэн Шоу - бесчеловечный и жесткий убийца с признаками маньяка, одержимый идеей овладения открывающим большие возможности чипом и его брат Деккарт, не раз переступавший через трупы убитых им людей, всё-таки попадают, благодаря главному положительному герою Торетто, в тюрьму. Справедливость восторжествовала? Нет. По задумке сценариста зло, которое ещё есть в мире можно одолеть только с помощью выпущенных на свободу убийц, обладающих особой харизмой «настоящих мужчин».

Именно они не раскаявшиеся, не отсидевшие свой срок в местах лишения свободы преступники, спасают мир от очередных злодеев. И даже, оказавшегося у них в заложниках сына своего врага – Торетто. Манипуляция с детьми – вообще излюбленный ход сценаристов, ведь ради слезы ребёнка можно пренебречь всем остальным! Как это «гуманно» и почти по Достоевскому! Пустивший слезу зритель забывает, кем были эти спасители раньше и аплодирует благородным героям! Благодарен им и отец ребенка, в итоге бывшие враги полицейский и гангстер пожимают руки, звучит ключевое слово: «Братство!» Зло наказано злом и добро спешит ему навстречу, чтобы побрататься.

Короткая память должна быть не только у зрителя, но и у героев. Злодей без каких-либо на то причин вдруг становится в ряды защитников добра, а положительные герои опускаются до низких и подлых поступков. Это можно увидеть в сериале про мифический Асгард и братьев-божков Тора и Локки. Они, конечно, как и главные герои в «Трансформерах» не совсем ведь люди, поэтому и спрос с них невелик. Вот и позволяют себе менять свое поведение: вчера они уничтожали города, а сегодня объявляют себя спасителями человечества, не снимая с головы рогатого шлема! Хорош спаситель – не киношный ли это предтеча антихриста, описанного в Апокалипсисе Иоанна Богослова? Какой получается вывод? Нет ничего постоянного и святого – есть эмоции, чувства, страсти, которые и управляют миром!

Часто в таких фильмах присутствует женщина – искусительница, которая получив власть над положительным героем, понуждает его предать свои идеалы, друзей. И он это делает даже не ради любви, а часто ради банальной наживы, выгоды или спасение своей шкуры. Ничего себе герой!

Сказка - ложь

А теперь представим на месте зрителя не въедливо пенсионера, а подростка или ребенка, которые смотрят эти фильмы некритически! Чего они вынесут из них? Что добро - категория относительная и переходящая и что зло может быть «очень даже нечего», особенно если вовремя перейдет на сторону… ну этого самого… добра.

Впрочем, о детях и подростках позаботились отдельно и что особенно печально не заокеанские, а уже наши кинематографисты. Хочу показать это на примере фильма «Последний богатырь», вышедшего на экраны в 2017 году и снятого в традициях русских сказок. (Авторы сценария: Виталий Шляппо, Димитрий Ян, Василий Куценко, Павел Данилов, Игорь Тудвасев. Режиссёр-постановщик: Дмитрий Дьяченко). Обидно, что звукоряд у русской сказки чисто заокеанский, поработал над которым некто Джордж Каллис.

Характерной для этого фильма особенностью является необычная подача традиционных для этого жанра героев. Тут и Кощей Бессметный, и Баба Яга, и Водяной показаны вполне симпатичными личностями, готовыми бескорыстно помогать случайно попавшему в сказочную страну Белогорию нашему современнику Ивану. Ему надо найти меч – кладенец, чтобы вернуться домой.

А куда же делись положительные герои – наши богатыри? А вот они-то как раз и показаны неожиданно жестокими и прагматичными людьми, не вызывающими никаких симпатий у юных зрителей. Они враждуют между собой, постоянно ссорятся и предают старых друзей. Таким образом им пытаются внушить мысль, что традиционные для русских народных сказок персонажи, символизирующие тёмные силы, в сущности не так и плохи, и способны на великодушные поступки и даже подвиги. А вот герои национального эпоса и былин Илья Муромец и Добрыня Никитич вызывают отторжение, неприязнь и осуждение.

Зрелый человек разберется, где здесь правда, а где злой вымысел, а подросток? Не станет ли он после этой весьма конъюнктурной и толерантной подачи зла считать, что и Гитлер, и Бандера, и Чикатилло не такие уж и злодеи, а люди, которых тоже можно понять, простить и оправдать. А вот наши настоящие герои, уже не сказочные, а те, с чьими портретами мы ходим «Бессметным полком» и те, кому кладем 9 мая цветы, может быть и не такие уж герои? И мне сразу вспомнился «мальчик Коля из Уренгоя», который, выступая в Бундестаге, пожалел пленных немцев из Сталинградского котла.

Ну и наконец – сам главный герой сказки Иван, в образе которого и задуман современный зритель подросток. Он не по героическому смешон, на каждом шагу «косячит», постоянно подводит своих друзей и вызывает улыбку, что не так страшно, ведь и у классического Иванушки - дурачка были с этим проблемы. Но вот достигнута цель – искомый меч кладенец у него.

И тут ему надо принять решение: в руках врагов оказывается полюбившая его сказочная Василиса, которую по всем канонам русских сказок и былин он должен спасти! Но не тут-то было, этот Иван оказывается вовсе не дурачком и не собирается спасать какую-то дурочку, но предпочитает спасти себя любимого, уклоняясь от подвига, от предписанного герою поступка! Это уже никуда не годится, ведь налицо предательство, что, однако, нимало не смущает создателей такого шедевра, снятого на наши деньги!

Разве этим не закладывается четкая программа на предательство, на измену, на прагматизм и концентрированный эгоизм? А как же Суворовское «сам погибай, а товарища выручай», а подвиг экипажа крейсера «Варяг», предпочтившего смерть в бою позору плена? Или действовавшие аналогично нынешние Герои России - лётчик Роман Филиппов, разведчик Александр Прохоренко или полицейский Магомед Нурбагандов? В основе их подвига привитый им с детства культ самопожертвования и правильных героев. По сюжету фильма–сказки получается, что всё это полная чушь и главная задача героя, используя других людей, спасать свою шкуру! Нужно нам такое кино?

Так что вопрос «хорошо ли быть предателем» не потерял актуальности, его необходимо задавать. И не только детям и подросткам, но и вполне взрослым дядям, ответственными за появление на наших экранах подобных фильмов.

1.0x