Авторский блог Марина Алексинская 10:38 14 августа 2019

Зигзаги дела Серебренникова

или как украсть миллион

16 августа будет поставлена точка в громком деле новейшей истории РФ — "деле Серебренникова".

Кирилл Серебренников — режиссёр-радикал с особенными взглядами на русский театр, симпатизант ЛГБТ и прочих ценностей Pax Americana.

В 2011 году, в ходе встречи президента Дмитрия Медведева с деятелями искусств, обсуждения важности популяризации в России "современного искусства" (модного проекта ЦРУ), Серебренников представил идею проекта "Платформа", попросив содействия и помощи со стороны государства. Через несколько месяцев он зарегистрировал АНО (Автономное Некоммерческая Организация) "Седьмая студия" для реализации "Платформы".

И помощь пришла.

С 2011 по 2014 годы Министерство культуры РФ профинансировало данный проект на общую сумму в 213 млн рублей (деньги перечислялись "Седьмой студии").

На следующий год Серебренников возглавил "Гоголь-центр", (бенефициар назначения Сергей Капков, в 2012 году — директор департамента культуры Москвы, из круга олигарха Романа Абрамовича). Ежегодное государственное финансирование Центра — порядка 100 млн рублей.

Фортуна улыбнулась.

Но ненадолго.

С августа 2017-го Серебренников — фигурант уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. Следственный комитет предъявил обвинение в хищении первоначально 68 млн. рублей, затем сумма хищений возросла до 133 млн. рубл, из 213 млн рубл. выделенных Министерством культуры на реализацию проекта "Платформа".

Мера пресечения — домашний арест. В ходе рассмотрения дела срок домашнего ареста неоднократно пролонгировался.

Наконец, 2 апреля 2019 года Мещанский районный суд Москвы (первая инстанция — Басманный районный суд) продлил изоляцию до 4 июля 2019 года.

Кульминация хроники: 8 апреля 2019-го Московский городской суд отменил решение Мещанского районного суда Москвы. Взята подписка о невыезде и надлежащем поведении.

Де-факто Серебренников на свободе.

Что произошло за неделю с 02.04 по 08.04.2019? Поступило от защиты заявление в апелляционную инстанцию Мосгорсуда, и Мосгорсуд, рассмотрев её, принял сторону защиты? Был ли звонок "сверху"? Дело Серебренникова, как сказал бы Иван Бунин, "странное, загадочное, неразрешимое".

Феномен его ещё подлежит осмыслению.

Но и невидимость его уже не бесспорна.

Ближе к концу 2018 года становилось ясно: работа Следственного комитета пробуксовывает, встречает на пути непреодолимые препятствия, претерпевает давление, расстраивается.

В 2019-м гособвинение попросило провести экономическую экспертизу деятельности АНО "Седьмая студия".

Некоммерческое частное партнерство "Коллегия ревизоров, экспертов и специалистов" (эксперт — Татьяна Рафикова) на основании предоставленных документов подготовило заключение, где, в частности, как раз и было указано на неясность расходования 133 млн. рублей из 213 млн. рублей, выделенных на проект "Платформа".

Сторона защиты выразила недоверие.

Встречное требование — провести комплексную экономическую и социокультурную экспертизу. По решению суда экспертизу поручено осуществить Федеральному центру судебной экспертизы при Минюсте РФ. Кроме того, сторона защиты предложила свои кандидатуры экспертов, с чем суд согласился. (манипуляция с экспертизой уже удалась на деле Алексея Учителя, режиссера "Матильды"). Среди имён экспертов:

Видмантас Силюнас — доктор искусствоведения, заведующий сектором ибероамериканского искусства, заведующий кафедрой искусствознания Школы-студии МХТ. Есть сведения, что на момент проведения экспертизы Видмантас Салюнас, 1938 года рождения, находился в удалённом доступе, на отдыхе в Испании.

Марина Андрейкина — кандидат экономических наук, член Рабочей группы по разработке законопроекта о расширении прав театральных режиссёров при Государственной думе РФ, с сентября 2018-го — первый заместитель художественного руководителя — директора МХТ имени Чехова.

Содержание экспертизы станет ясным 16 августа. Но уже сегодня - закрадывается тень сомнения. Ведь ещё в 2017 году Марина Андрейкина дала интервью журналу "Театр". Тема интервью: "Можно ли было даже теоретически украсть на проекте "Платформа" десятки миллионов рублей?" Рассуждая, она оперировала точными данными государственного финансирования Театрально-культурного центра Мейерхольда (58 млн. руб. 2014 год), Московского еврейского театра "Шалом" (118,2 млн. руб., 2014 год).

Представления о финансовом состоянии мероприятий "Платформы" оказывались умозрительными, пространными, "среднестатистическими" и "даже тяготели к нижней планке стоимости близких к нему проектов". Даже не зная точных сумм, потраченных на каждое конкретное мероприятие, — резюмировала Марина Андрейкина, — можно уверенно сказать, что проект "Платформа" состоялся.

Не правда ли, несколько смущает тот факт, что Марина Андрейкина публично определила свою позицию по делу Серебренникова ещё до того, как суд одобрил её кандидатуру в качестве эксперта? Данный факт является неоспоримым основанием для отвода данной кандидатуры в качестве эксперта. А её назначение ставит под сомнение объективность и беспристрастность как самого экспертного заключения, так и решения суда, принятого на его основании.

Есть версия, данное решение было продиктовано влиятельным лобби, заинтересованным в продвижении ЛГБТ-пропаганды через такие резонансные "произведения искусства" как "Все оттенки голубого" Константина Райкина, "Гора Олимп" Яна Фабра, "Нуреев" Серебренникова. Впрочем, фигуранты лобби себя и не скрывают. Представители олигархата, Конгресса российской интеллигенции, правительственные чиновники — такова восторженная публика тех самых "произведений". "Мировым событием" назвал премьеру "Нуреева" пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ предоставил в суд экспертизу, её уже называют "экспертизой от Андрейкиной" - идеал "творческой экспертизы". Эксперт Видмантас Силюнас в качестве сатисфакции мероприятий "Платформы" ведет счёт их из фрагментов, попавших в интернет. Марина Андрейкина, как кандидат экономических наук, оценивает сумму, потраченную на проект "Платформа", в 300 млн. рубл.. В таком случае, получается, к государственному траншу в 213 млн. рубл, Серебренников выложил из своего кармана ещё около 80 млн. рубл.?

Предположение следствия: АНО "Седьмая студия" искажала отчётность по использованию государственного финансирования, предоставляя ложные данные для сокрытия истинного положения дел, связанных с количеством и стоимостью различных мероприятий в рамках проекта "Платформа". И связь между искажением отчётности с ростом материального благополучия Серебренникова — прозрачна.

С 2011 по 2014 гг. режиссер прикупил к московской квартире на Пречистенке дом в Латвии — центре консолидации элитарных борцов против "путинского режима" (место штаб-квартир "Медузы", "Сноба" и т.д.), квартиру в Берлине в модном, артистичном, покрытом патиной буржуазности, районе Prenzlauer Berg.

Эти "запасные аэродромы" готовы к приёму Серебренникова.

Оправдательный приговор суда — практически свершившийся факт. Сторона защиты выдвинет иск с требованием выплаты компенсации, всяческих материальных и моральных издержек. Государство обязано будет ещё раз "прогнуться". Как следствие, "сделка со следствием" как юридическая норма будет скомпрометирована. Бухгалтер АНО "Седьмая студия", которая на эту сделку пошла и дала следствию показания, будет предана общественному распятию.

Комментарий Михаила Швыдкого, художественного руководителя Театра мюзикла, к "краже века", хищению музейных ценностей из Эрмитажа: "Из всех музеев крадут во всём мире", — будет распространен и на театр, и на другие сферы искусства.

Вариант "Б": вдруг оправдательный вердикт не удастся продавить, — к такому российские "мастера культуры" всегда готовы. "Аннушка уже пролила масло", а Людмила Улицкая прочитала стихотворение: "Мы — хомячки и ботаники, вы — гэбэшники и ватники", Андрей Макаревич, спел песню "Становится стыдно и больно, и жалко лупить безоружных резиновой палкой".

Так или иначе, шоу должно продолжаться.

Фото: Christophe Raynaud De Lage/Festival d'Avignon. Сцена из спектакля о китайском порнографе "Outside", режиссёр К. Серебренников. Премьера спектакля состоялась в рамках Авиньонского фестиваля (Франция), июль 2019

1.0x