Авторский блог Тимур Асеев 01:41 17 ноября 2014

Жители Новороссии не бесправны

Новороссия, ДНР, ЛНР, права граждан непризнанных государств заграницей

Непризнание Донецкой и Луганской народных республик не должно негативно сказываться на правах граждан этих государств.

«Мы уважаем волеизъявление жителей юго-востока» - так министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отреагировал на недавно прошедшие на юго-востоке Украины выборы глав и депутатов Луганской и Донецкой народных республик. Тем не менее, российская власть, как и остальное мировое сообщество, не торопится признавать республики, потому у государственных органов РФ не может быть никаких официальных сношений с ними. Но как быть жителям Новороссии: их жизнь продолжается, хоть и под взрывы снарядов; вновь созданные государственные органы выдают им свидетельства о браке, о рождении детей и, вероятно, начнут выдавать новые паспорта, будут ли иметь силу эти бумаги на территории России и других стран?

По российскому законодательству документы, выданные органами непризнанного государства, не являются легитимными, однако практика международных судов свидетельствует, что отказ в принятии таких документов существенно нарушает права и интересы граждан, поэтому отдельные акты органов самопровозглашенных государств могут считаться действительными. Такой подход одобрило и МИД России в своем письме № 8349/дп от 02.07.2007 г., адресованном Федеральной нотариальной палате:

«МИД России исходит из того, что международное право не запрещает государствам признавать действительность некоторых юридических актов органов, осуществляющих фактическую власть на неподконтрольных официальной власти территориях».

В подтверждение этого МИД ссылается на Консультативное заключение Международного Суда ООН «О юридических последствиях продолжавшегося, несмотря на резолюцию Совета Безопасности 276 (1970), присутствия Южной Африки в Намибии», где говорится следующее:

«Однако непризнание [суверенитета Южной Африки над территорией Намибии] не должно приводить к лишению народа Намибии каких-либо преимуществ международного сотрудничества. В частности, признание незаконности или недействительности мер, принимаемых Южной Африкой от имени или в отношении Намибии после прекращения действия мандата, не может распространяться на такие акты, как регистрация актов рождения, смерти и браков».

В письме также содержится ссылка на Постановление Европейского Суда по правам человека от 18.12.1996 г. по делу «Лоизиду против Турции»:

«… международное право признает законность некоторых юридических договоренностей и действий [непризнанного государства], например, регистрации рождения, смерти и брака, последствия которых могут игнорироваться лишь в ущерб жителям той или иной территории».

Руководствуясь международным правом, МИД России делает вывод, что критерием законности и действительности того или иного акта непризнанного образования является соответствие такого акта правам и интересам его жителей. «Упомянутый критерий можно применять по отношению к актам органов всех непризнанных образований», - заключают чиновники российского дипломатического ведомства.

Соответственно это распространяется и на жителей Донецкой и Луганской народных республик.

Однако существует препятствие: документы, выданные органами иностранного государства, будут действовать на территории России только в случае их легализации. Легализация – это процесс придания юридической силы документу, выданному за границей, он может проходить двумя способами: в виде консульской легализации, когда уполномоченное лицо соответствующего консульского учреждения свидетельствует подлинность подписи и статус иностранного должностного лица, выдавшего бумагу; путем проставления специального штампа – апостиля (этот способ применяется только для документов, исходящих из стран участниц Гаагкской конвенции 1961 г.). Государства могут отменить процедуру легализации, путем подписания двухстороннего или многостороннего договора: это, например, Минская конвенция 1993 г. о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в которой участвуют, в том числе, Россия и Украина.

Каким образом будет происходить легализация документов, выданных органами ДНР и ЛНР, – вот главный вопрос.

Думаю, если российские чиновники озадачатся решением этой проблемы и решат ее, это хоть как-то поможет жителям Донецкой и Луганской народных республик в условиях непризнанности их государств.

1.0x