Сообщество «Форум» 13:12 8 июля 2017

ЗДЕСЬ ВСЕГДА ХОРОШО...

Статья написана специально для издания ABSOLUTTV, Санкт-Петербург.

ЗДЕСЬ ВСЕГДА ХОРОШО…

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ИЗДАНИЯ ABSOLUTTV, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

-Тысячи людей живут и не видят Большую Медведицу.

- Им только кажется, что они живут.

- …Наверное…

Безымянная звезда.”

У моего города сегодня лицо серое от усталости… Она накопилась на его широких улицах и не имеющих счета узких переулках в тысячи раз завышенной долей по уже изобретенной, будем думать так, шкале безумия. За более, чем 1 000 дней и ночей висящим над ним отяжелевшим в своей концентрации смогом, причинявшим все это время боль плоти и повергавшим разум в провалы непонимания происходящего. В котором дорога жизни вдруг стала витиевато-извилистой, со множеством незнакомых тропинок. Ведущих, все дальше и дальше, в уже, однако, туманно-протоптанную многими и многими неизвестность. В пасмурные дни эта нескончаемо-унылая тоскливость, подло навязанная кем-то опостылой обреченностью, цепко удерживает в своем плену человеческие надежды и мысли. Симптомы: от ее приевшегося кислотно-горького вкуса першит в горле. И сутками напролет увлажняются глаза все еще не пролитыми до конца слезами удручающего сожаления о происходящем… А когда солнце дерзко и смело врывается в город, сметая, не колеблясь, прочь со своего пути эту обрыднувшую, промокшую насквозь плесень журбы, и силой своего полуденного жара осушая застоявшееся болото унылости, замечаешь, какой химерной субстанцией, на самом деле, оказывается мрак карающего перста судьбы…

В торжестве света быстро рассеивается кручина сомнений. И все видится таким, каким оно зналось всегда. Без усталой серости недосказанного. Когда легко и просто избавляешься, наконец, от размытости прожитого в полутонах забытья. Прожитого, но требующего уважения к тому, что было. Почтения к датам и к событиям…

Ни на день не забывая о продолжающейся четвертый год изуверской блокаде Донецка, с трепетным чувством благоговения в душе перелистываешь календарь знаменательных дней, которыми, несмотря ни на что, остается многозначительно и гордо славен мой любимый город Донецк, заслуженно возвышенный горожанами на пьедестал достоинства и чести не только в прожитых годах, но и в настоящих и будущих.

Отмечаемое в этом году 85-летие Донецкой филармонии, торжественно носящей имя Великого уроженца Земли Донбасской, Сергея Прокофьева, - это событие не из разряда второстепенно-проходящих. В контексте проживаемого сейчас гибридно-блокадного-мирного времени это – очень важная вертикаль, из числа многих других, на которых держится необъятный свод Большой Судьбы Большого Города. Отмечавшего, к слову, в 2014 году свое 145-летие. Трагически печальным был тот юбилей… В котором вместо слов заслуженных поздравлений гремели в воздухе разрывы мин и начиненных фосфором жизнь убивающих снарядов… В тот год начались широкомасштабные боевые действия в Донбассе. Не слухи. Таким было официальное сообщение Украинских СМИ.

Если говорить без сокращений и вырванных из истории Донецка листов, то, получается, филармония в его Судьбе присутствует, без малого, всю его трудную жизнь. Потому что, открутив время назад, чтобы вспомнить год ее создания, узнаешь: это был 1932 год. Что вспоминается из того далекого года? Только то, о чем слышалось и читалось: очень тяжелое, по всем допустимым меркам, было время в стране, которая становилась на ноги. Училась у самой себя жить во всех отношениях по-новому. Ничего необычного для любого думающего человека. И, однако, именно тогда и начался отсчет творческого полета первого на Донбассе концертного зала. И много, очень много надо говорить, чтобы вспомнить значительные события и концерты, которые, день за днем, месяц за месяцем и составили летопись его существования.

По возможности - кратко. Располагается филармония в самом центре Донецка, в здании, построенном после войны 1941-1945 годов. Первый вырванный из истории города листок: где ютилась филармония в первые свои после рождения дни – неизвестно. Но хорошо известно, что в годы войны многие музыканты ушли на фронт. Из тех, что оставались в городе, были сформированы концертные бригады, выступавшие с концертами перед бойцами Второй Мировой во время передышек между кровопролитными боями.

Для информации: два страшных года войны, 1941-1943года, Донецк, в то время Сталино, жил по Берлинскому времени. Столько дней и ночей продолжалась фашистская оккупация. По сути, город был перевалочной базой для немецкой регулярной армии. А фронт проходил на расстоянии 150 километров. Свидетели-очевидцы того не так, уж, и далекого времени запомнили ужасы оккупации… И террор, который творили здесь педантичные потомки Шиллера, Гетте, Вагнера…, милостиво позволявшие раздавать голодающему населению картофельные очистки из немецких столовых… Для пропитания.

…Известно, что с оркестром филармонии довелось поработать в разное время Дмитрию Кабалевскому, Родиону Щедрину, Араму Хачатуряну, Юрию Темирканову, Валерию Гергиеву. Стены концертного зала филармонии помнят выступления лавровых титанов Советской пианистической школы Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Льва Оборина. И звуки скрипок в руках Леонида Когана и Давида Ойстраха. Тамара Миансарова не раз посылала здесь в Вечность своим звонким голосом Оду Солнцу, написанную Аркадием Островским и Львом Ошаниным: пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я… Сегодня, когда не поются такие добрые и нежные песни, заметно тускнеет небо, часто капризничает солнце, то надолго исчезая за плотной завесой тяжелых облачных червоточин приевшегося двоемыслия, то испепеляя, едко и безжалостно, все беззащитно обозримое под его выпрямленными дотошной принципиальностью лучами…

Эти глаза напротив… Да, и Валерий Ободзинский, к великой радости горожан, был одно время солистом Донецкой филармонии. В его нескладно-ухабистой, не для слабых и нервно истощенных неудачами, творческой судьбе исполнителя-солиста эти годы были, пожалуй, лучшими. Памятная доска в честь Советского голосистого соловья установлена на фасаде здания филармонии. Посмертно, как это и бывает в судьбах гениев… Преступно не признанных посредственными и безызвестными ныне критиками их талантов, при их, гениях, жизнях…

А с 1958 года в Донецке звучит орган. Тот самый инструмент, что был изготовлен в XIX веке немецкой фирмой “ВАЛЬКЕР” для Петербургского собора Петра и Павла. На этом органе занимались студенты столичной консерватории. Одним из них был будущий всемирно признанный композитор Петр Чайковский. В тридцатые годы XX столетия орган был установлен в концертном зале имени Чайковского в Москве. А в 1958 по ходатайству филармонии и широкой общественности города инструмент был перевезен в Донецк. Профессор Московской консерватории Л. Ройзман, профессор из Чехословакии Л.Рейнбергер, многие Советские и зарубежные органисты выступали с концертами в Донецке. Сейчас такие концерты проводятся в филармонии, как минимум, два раза в месяц. Две искусные владычицы Донецкого органного царства Светлана Ольховиченко и Наталья Чеснокова - две жемчужины в блистательном звучании утонченной сдержанности и изысканного благородства органной музыки.

О джазе… Словами Виктора Дубильера, основоположника Донецкой ветви Советского джаза: “о том, что джаз – это модно, это – пустые слова. Джаз – это состояние души.” Таким оптимистически незабываемым оно было в те годы, когда проводились в Донецке джазовые фестивали. Для организаторов таких действ – поступки отчаянно смелые. Но в таких добровольных импровизациях отчаянных джазистов-меломанов джаз обретал огромное число своих новых слушателей, становившихся потом его преданными поклонниками. После первого Московского джазового фестиваля в 1965 году, первое заседание джаз клуба в Донецке, годом позже, открывала Майя Калиниченко, личность одаренно-легендарная в культурной жизни Донецка. Сегодня Донецкий Дом работников культуры находится именно под ее руководством. Отмеченным пышным цветением усердия, терпения, доброжелательности всех сотрудников этого гостеприимного храма культуры.

Высокие идеалы в работе Донецкого академического симфонического оркестра были изначально озвучены работой Натана Рахлина, который и стал родителем-основоположником оркестра. Известно, что во время гастролей оркестра в Славянске, в 1940 году, с ним впервые выступил 12-летний Мстислав Ростропович. Этому оркестру сегодня подвластно – все. Это – и шедевры мировой классической музыки, и популярная музыка, включая мелодии в стиле “рок”. Оркестр филармонии – неизменный участник ежегодных концертов проводимого в Донецке фестиваля ПРОКОФЬЕВСКАЯ ВЕСНА. На который всегда съезжается много исполнителей из других городов и стран. В этом году зал сотрясали овации публики Никите Бурзанице, уроженцу Донецка, ныне совершенствующему свое пианистическое мастерство в Лондоне, и заслуженному артисту России, дирижеру Анатолию Оселкову, всегда желанному гостю из Нижнего Новгорода.

…Погода… Настроение… А можно сказать и наоборот: настроение…, погода… И немного задумаешься, чтобы понять, почему так быстро они меняются. Однако именно таким было начало февраля 2014…, взбудоражено переменчивым… Удивительно, но как-то слаженно и дружно жили дончане тогда, разгребая непривычно снежные для этого края завалы на улицах, развозя по магазинам продукты. И даже – доставляя рожениц в роддома: где на пожарной машине, а где-то… - на танке. И во всей этой природной неразберихе и суете – день 10 февраля, концерт в Донецкой филармонии. Музыкально-поэтический вечер, посвященный печальной Годовщине со дня смерти Александра Пушкина. И за час до своего начала – на грани срыва. Первые зрители, как-то умудрившиеся добраться до филармонии, нерешительно заходили в холодный и пустынный, впервые показавшийся им негостеприимный концертный зал. Не сговариваясь, люди рассаживались поближе к его середине. Там – как будто, было теплее. Наверное, потому что все были рядом друг с другом. И, постоянно оглядываясь по сторонам, с улыбкой одобрения на своих лицах, встречали они каждого нового зрителя, робко появлявшегося в распахнутых настежь дверях зала.

Пусть на двадцать минут позже, но концерт в тот день начался. Как только яркие прожектора осветили сцену, в зале действительно стало намного теплее… Русская роза не боится мороза… И сердце вновь горит и любит… У каждого – своя любимая строчка из Пушкина, невероятно легко запоминающаяся и делая каждого добрее. Но в воздухе холодного февраля уже витал дух зарождающейся Донбасской беды. И большим и смелым поступком было решение Валерия Гуля, тогдашнего директора Донецкой филармонии, провести тот незабываемый Пушкинский концерт. Уже подступил к входным дверям филармонии тот час, когда это его решение – стало выражением его отношения ко всему происходящему в стране.

Конформизм. Он есть рыжая ржавчина на тонкой оболочке человеческой души. Он ее не просто коробит. Он ее свирепо сжирает. Оставляя в наследство после себя ржавую же пустоту приспособленческого юродства. С ним очень легко, глядя в чьи-то доверчивые глаза, сказать: я почитаю вашу книгу, когда будет время. По диагонали. Ведь, не у каждого найдется хотя бы горстка духовного мужества признаться в своей гнилой трусости, когда надо принимать одно единственное решение, в бьющем набатом по голове исторически важном времени. Когда совсем непонятно, как разыграется создавшаяся ситуация дальше. Вдруг пойдешь туда, куда не следовало идти. А так, можно и отсидеться в своем теплом кабинете. Глядя на книгу в руках, перевернутую вверх ногами. Спешить не поспешая. Еще одна мудрость прогнившего насквозь приспособленчества. Как оправдание трусости. Когда и просоленное, словами Владимира Высоцкого, загнивает.

А в это время разыгрывалась ситуация так, что на глазах пустел город. И филармония – тоже. А концерты в ней, между тем, продолжали иметь место быть. Проверкой на вшивость, не надо смягчать слова, был тот день, 10 февраля 2014 года. Когда надо было спешить, чтобы сделать все возможное во имя того, чтобы не охладели от духовного переохлаждения сердца. Никто не знал тогда, как долго будет продолжаться кошмар неведения. Никто не знал тогда, что уже скоро, в апреле, начнутся на Донбассе полномасштабные боевые действия. Город оглушат первые новости об убитых людях на его окраинах… Для информации: в 2014 году Германия войну Донбассу не объявляла.

А 28 февраля 2015 года, еще одна, пролетевшая пулей у виска дата. В этот день в Донецкой филармонии состоялся не просто знаменательный, а исторический концерт: в ее намоленых Всемирно Великой музыкой стенах звучала Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, в исполнении нашего симфонического оркестра. Впервые за всю историю существования филармонии. Особенность того момента заключается в том, что Донецк уже более года находился в блокаде. Вселенское горе обрушилось на Донбасс всей мощью своего зверства. Многие и многие невинные жертвы нового фашизма погибли... Разрушены многие, неприметные когда-то шахтерские города, села. Такие, как замордованная бесконечными ежедневными и еженощными обстрелами из всех видов тяжелых орудий Семеновка, остались существовать лишь в названиях на географических картах Донбасса... Пригороды самого Донецка превратились в жуткие руины... И вот на фоне всего этого свершившегося коллапса - ожившие темы германского нашествия на Великую Землю наших Великих Предков. Голубое в тот день небо страдающего Донбасса услышало послание из многострадального Ленинграда. Любая война - это неудержимая и разрушительная сила. Но одних, тех, кто забывает о человеческом предназначении быть Человеком, началом всех начал, или кого насильно заставляют об этом забыть, она низводит до удручающе-дикого, животного состояния. Других, наделенных не только безмерным талантом, но и совестью, и достоинством высшей человеческой пробы, она делает Сверхлюдьми.

Народ, в котором рождаются такие Гении, как Дмитрий Щостакович и Сергей Прокофьев, победить нельзя.

А потом была череда концертов, встречавшая зрителей объявлением на входной двери: ПРОСЬБА С ОРУЖИЕМ В ФИЛАРМОНИЮ НЕ ВХОДИТЬ. Понято правильно! Когда творят музы, пушки молчат…

После приезда в Донецк весной 2015 духовного хора монастыря Оптина Пустынь из Петербурга, который выступил на сцене филармонии, очень поверилось в то, что сам Всевышний послал к нам такую благодать… Во время концерта сама себе говорила: не дыши так громко, замри, утихни, растворись в вертикалях Божественных гармоний... Не тревожь бездарной суетой полифонию духовного Блаженства... Но миг очарования, к сожалению, всегда стремится к завершению...

И, к счастью, к повторению. Музыканты Петербурга теперь в Донецке есть частые гости. И, если задуматься, быстротечные сроки человеческих жизней не у всех, совсем не у всех окрашены осеняющим светом духовности. В звучащей лишь мгновения музыке об этом думается с глубочайшим сожалением. Но, когда слышишь исполнение признанных столетиями музыкальных шедевров, немного – земное, немного – небесное, однако, одним словом, бессмертное, тогда понимаешь: это – истинное счастье, жить и творить. Такое многозначное послесловие осталось в сознании после дуэтных концертов Ирины Шнееровой и Андрея Решетина, Эллы Севской и Сергея Фильченко. Исполнивших на сцене Донецкой филармонии музыкальный изыск. Музыку из далеких столетий, витиевато утонченную, изобиловавшую кружевными трелями и живо утвердившую себя в слуховом восприятии решительно настроенными вариациями на романтически вдохновенные темы из средневековой Европы. Звучала абсолютная идентичность тому, что было записано нотами композиторов в знакомой только по слухам седовласой эпохе…

Особое почтение и Москвичам. Скромность огромного таланта – это о Светлане Безродной, которая выступила в Донецке осенью 2016 со своим джаз-симфоническим оркестром. В котором – одни девушки. Культ женской красоты – он прекрасен! Но возвеличенный в NNNNN-ую степень… - это случившееся маленькое совершенство…

Дух бунтующей и непокорной свободы парил в мгновениях заключительного концерта в концерном сезоне Донецкой филармонии сезона 2016-2017. Симфония Сергея Рахманинова N2, ми-минор, и его одноактная опера “АЛЕКО” по поэме Александра Пушкина “ЦЫГАНЕ” – смелая заявка-напоминание города Донецк о себе всему Миру. В конкретном и символическом, убедительно и веско - всем тем, кто, тихо и безучастно наблюдая за его военно-разрушительными буднями, продолжает злобно стенать о моральной ущербности всего Донбасса. Об этом хочется спорить до хрипоты, после написанного. И радоваться, что в момент особо взбесившейся неизвестности остались в Донецке люди, разделившие с ним навсегда и безоговорочно свои судьбы.

Лауреаты международных конкурсов Элона Коржевич, Вадим Воловчук, Андрей Кривохата, заслуженный артист Украины Анатолий Юхно, солистка филармонии Лидия Моисеева, мастер художественного слова Элеонора Шавло и Донецкий академический имени Сергея Прокофьева оркестр филармонии имени Сергея Прокофьева под руководством главного дирижера оркестра Владимира Заводиленко закрывали своим мастерством юбилейный, 85-й сезон работы Донецкой филармонии.

Слова извинения всем тем, кого не пришлось назвать в этой статьей-размышлении о жизни, об искусстве, о человеческих ценностях, о судьбе моего любимого Донецка. О городе, о котором говорю и пишу уже три года. Мой низким поклон всем, кто меня услышал, поддержал в этом нелегком для моей души времени словом и делом.

И безмерно огромное СПАСИБО! Валерию Писареву, главному редактору Питерского издания ABSOLUTTV! Который с первых строк моей первой присланной ему статьи ОНИ НЕ ВЕРНУТСЯ…, в декабре 2016, поверил в искренность и правдивость моих мыслей. Без никаких многоточий! Момент долгожданной истины в это жестко-двусмысленное время.

В чем суть таких откровений? Наверное, в том, что святость и таинство понимания друг друга – это большой и ежедневый труд, прежде всего, над самим собой. И в осознании того, как важно в человеческом общении единство мыслей.

С глубоким уважением, Людмила Марава. ДОНЕЦК!!!

1.0x