Авторский блог Максим Ершов 21:22 16 сентября 2019

Записки попугая. Укрвопр. Восьмое

Но прежде чем властвовать, надо разделить. Вся моя забота – выяснить, имеет ли русское разделение основу такую, чтобы мог работать закон достаточного основания – которому наш Ключевский отводит в истории ведущую роль.

– Щелкунчик, Тереза Мэй подала в отставку.

– Иногда здравый смысл проигрывает. В современном мире это происходит всё чаще. Те, кто хотят блага своему народу – выглядят дураками. Обратите внимание, в стране со странным названием Украина, происходит то же самое. Но когда под действие закона теневой политики подпадает уже сама Англия… Я не поклонник Британии, я отдаю англо-саксам должное. Поэтому – печаль, печаль, печаль… Печаль моя, может быть, светла: чем ближе дно, тем скорее наступит какая-нибудь ясность. Что ждёт нас? Звёздное царство? Или срыв в войну? Как бы ни было, всякое будущее – скорее всего, трудное будущее – и происхождение, и история, и вера завещают встречать вместе.

– И конечно, этот спич требует своей «баллады о 38»?

– И никак, никак не менее, сэр. Ка'пайте…

– Не станем откладывать в долгий ящик… Вторая половина XIX в. была для России временем тревожным. Мировоззренческие вопросы стали на повестку дня с особенной остротой. Соловьев, Грановский, Забелин, Погодин и другие оставили достаточный материал. И Ключевский погрузился в него и в первоисточники с новой силой. Сегодня посмотрим, что он говорит о малороссийском племени. Я позволю себе воспользоваться готовым текстом, следующим после слов о западной миграции населения городов и сёл Киевской Руси.

«В связи с этим отливом населения на запад объясняется одно важное явление в русской этнографии, именно образование малороссийского племени. Запустение днепровской Руси, начавшееся в XII в., было завершено в XIII в. татарским погромом 1229-1240 гг. С той поры старинные области этой Руси, некогда столь густо заселённые, надолго превратились в пустыню со скудным остатком прежнего населения. Ещё важнее было то, что разрушился политический и народнохозяйственный строй всего края… в 1246 г.… папский миссионер Плано-Карпини… замечает, что на пути из Владимира Волынского к Киеву он ехал в постоянном страхе от литвы… но что от Руси он был вполне безопасен, Руси здесь осталось очень мало: большая часть её либо перебита, либо уведена в плен татарами… Плано-Карпини встречал по пути лишь бесчисленное множество человеческих костей и черепов, разбросанных по полям. В самом Киеве, прежде столь обширном и многолюдном городе, едва насчитывали при нём 200 домов, обыватели которых терпели страшное угнетение. С тех пор в продолжение двух-трёх веков Киев испытал много превратностей, несколько раз падал и поднимался… в 1299 г. опять разбежался от насилий татарских. По опустевшим степным границам Киевской Руси бродили остатки её старинных соседей, печенегов, половцев, торков и других инородцев. В таком запустении оставались южные области Киевская, Переяславская и частью Черниговская едва ли не до половины XV столетия. После того как юго-западная Русь с Галицией в XIV в. была захвачена Польшей и Литвой, днепровские пустыни стали юго-восточной окраиной соединённого Польско-Литовского государства. В документах XIV в. для юго-западной Руси появляется название Малая Россия (Иловайский; Лонгинов. В грамотах Юрия II Галицкого, 1335 г.: Сноска Ключевского. – Щ). С XV в. становится заметно вторичное заселение среднего Приднепровья… южная степная окраина Руси стала безопаснее вследствие распадения Орды и усиления Московской Руси <…> Когда таким образом стала заселяться днепровская Украйна (получается, украйна Польши? – Щ), то оказалось, что масса пришедшего сюда населения чисто русского происхождения. Отсюда можно заключить, что большинство колонистов, приходивших сюда из глубины Польши, из Галиции и Литвы, были потомки той Руси, которая ушла с Днепра на запад в XII и XIII вв. и в продолжение двух-трёх столетий, живя среди литвы и поляков, сохранила свою народность».

Ключевский не берётся решать вопросы об изменениях антропологического типа новоявленных малороссов от встречи их со степными инородцами. Не берётся судить и об изменениях в языке. Не говорит и о «чёрных клобуках» (т.е. папахах), печенегах, половцах, берендеях и торках, служивших приграничной стражей уже у Владимира Святого (об этом пишет Соловьёв) – чёрных клубуках, ставших предтечами казаков. От Достоевского мы слышали, какова была политкорректность в университетах уже в XIX в. Ключевский не берётся, ну и я пока не стану утверждать ничего такого. Понятно и так, что ничто не проходит бесследно.

Я не буду говорить о Татарском Погроме – этой воронке истории в русской судьбе. Скажу только, что Москва сегодня есть то, что она есть – в негативных и позитивных, которых по сравнению со Старой Русью я вижу больше, чертах – есть продукт этого погрома. Монгольское влияние – во многом, опять надо оговориться, передовое для тех времён: в военном и административном отношении уж точно – вывело русских из наивного состояния, стало фактором взросления нации. Монгольское (а Орда в своём порядке и принадлежности династии – явление скорее монгольское, чем только тюркское) давление помогло укрепить народную и государственную сердцевину. Ордынские века показали русским, что такое жертва, что такое исторический кругозор. И что такое историческая, национальная самость, сердцевиной которой стало для Московии православие.

Подобную борьбу за сохранение своего национального лица вели и потомки русского населения на территории Польши, великого княжества Литовского и Русского, потом – и в Польской Украине. Безусловно, она имела свои особенности. Ордынцев интересовал грабёж. Польских католиков и литовских униатов не только и не столько грабёж, сколько духовное переформатирование в вере – под себя, под свой грабёж, не столь прямолинейный. Рим, Запад – одно, Восток – другое. И не только удивления, но и подозрения достойно, что делали папские посланцы при дворе Чингисхана ещё до нашествия его туменов и орды его сыновей и полководцев на Русь…

Каждая часть русского народа вынесла из этих веков своё, по-другому и быть не могло, слишком велика разница между востоком Европы и западом Азии – между Варшавой, или Краковом, и Казанью, или Сараем. Обе части что-то потеряли, а что-то приобрели. И не раз дрались между собой за это что-то, за роковую разницу, на которой всегда можно сыграть, совершенно не принимая во внимание, во сколько она уже обошлась нам…

Если солнце восходит на Западе, вся моя болтовня неуместна. Но я хочу всё-таки прийти к тому, что русское солнце должно всходить над нашей общей Русью. К тому, что ситуация на земном шаре ведёт нас к этому пониманию. Которому, без сомнения, как мешали веками, так и будут мешать изо всех сил.

Но прежде чем властвовать, надо разделить. Вся моя забота – выяснить, имеет ли русское разделение основу такую, чтобы мог работать закон достаточного основания – которому наш Ключевский отводит в истории ведущую роль.

1.0x