Сообщество «Форум» 21:28 6 ноября 2018

Заочное питание

о новых успехах в деградации образования
10

Моя знакомая, профессор ведущего московского вуза, прислала информацию о новых успехах в деградации образования. Всё происходит, как и полагается, под маркой совершенствования, модернизации, инновации, цифровизации и прочих модных примочек. В Дальневосточном Федеральном Университете теперь студенты инженерных специальностей вместо лекций местных профессоров смотрят видео столичных специалистов. Онлайн курсы можно созерцать в полном смысле, не слезая с дивана. 

Что это означает? Означает то, что постепенно всё большую часть студентов переводят в режим заочников. А про них один мой преподаватель говорил: заочное образование – это всё равно, что заочное питание.

Собственно, при советской власти от заочников никто особых теоретических знаний и не ждал: они были сильны кровной связью с производством, а «корочки» им требовались, чтобы их можно было назначить, например, мастером, начальником участка или даже цеха. Здесь был заложен определённый симулякр, но теперь, вне связи с производством, это просто игра. Вроде как девочки играют «в школу».

Интересное сказала Министр просвещения О.Васильева: онлайн-курсы необходимы прежде всего региональным вузам, где нет профильных педагогов.  Если где-то нет профильных педагогов, то чем, позвольте полюбопытствовать, вуз  отличается от ЖЭКа, где организовали кружок по интересам?  Он и не отличается, всё больше дрейфуя в сторону отстойника для бездельной молодёжи.

Так что же, видео-лекции – абсолютное зло?

Выкладывать лекции – хорошее дело. Когда-то было такое явление как публичные лекции: сама хаживала на них в Политехнический музей. Теперь они пришли к нам на дом. Сегодня я часто слушаю такие лекции – когда готовлю обед, например. Да и вообще зрение надо поберечь. Или в дороге (лучше не за рулём). Но это не профессиональная подготовка, а просто популяризация знаний!

Разные предметы по-разному «ложатся» в видеоформат: одно дело история, другое -  математика-физика или инженерное дело. Хотя, конечно, университетское изучение истории – это не просто слушание историй, в разной степени занятных. Сколь я представляю себе, для профессионального овладения историей как раз очень нужен педагог: именно он способен научить оценивать источники, мыслить и рассуждать, как историк. Ещё лучше – как исторический деятель. А этому по видео не научишься.

Опытные люди знают: подлинное обучение происходит не на лекции, а на семинаре, на практическом занятии.  Между прочим, это отлично понимают в холодном мире чистогана – в бизнесе. Услуги по корпоративному обучению различаются в цене: самое дешёвое – лекции, дороже – семинар, особенно дорого – бизнес тренинг. Я в своей компании никогда не нанимаю лекторов, а вот тренеров – часто. Дорого, но оно того стоит.

Вообще, самое поучительное и образовывающее дело – это общение с профессионалом, с подлинным практиком той профессии, которой обучается школяр. Особенно полезна совместная работа с учителем. В любом деле имеется громадное количество разных неформализованных, не описанных ни в каких учебниках приёмов, порой не до конца осознанных самими профессионалами. Владение ими отличает хорошего специалиста от посредственного.

Этим же самым - не содержанием, а скорее стилем и широтой мышления – отличается человек с подлинно высшим образованием от техника, овладевшего «компетенциями», попросту говоря – техническими навыками. Поэтому совершенно необходимо обильное, вольное общение студентов с преподавателями.  Хотя бы со своим научным руководителем. Наверное, в общеобразовательных предметах (математика, или общее языкознание, или теория государства и права) это имеет несколько меньшее значение, но всё равно это важно. Преподаватели, конечно, должны быть на высоте стоящих задач и иметь время для такого общения.

Если станут ещё и семинары проводить в режиме телеконференции, тогда вовсе пиши пропало. С высшим образованием можно будет проститься.

Вся эта возня происходит не от наивности, а, похоже, составляет часть некого плана. Ректор ВШЭ Я.Кузьминов сообщил, что организованная правительством межведомственная рабочая группа обсуждает  создание трёх типов аккредитации – "базовой", "продвинутой" и «ведущей». Базовая как раз будет учить он-лайн и выпускать только бакалавров.  То есть будут официально вузы разных сортов. В том числе официально третьесортные. Чтоб все дети где-то сидели, не бузя и не претендуя на пособие по безработице, а потом получили дипломы государственного образца. Американцы рассказывали мне, что в США так именно и происходит: несколько настоящих вузов, остальные – просто так. Но у них страна богатая, они могут себе позволить такую растрату человеко-часов.

А нам надо осознать свои потребности. Чем болтаться в третьесортном институте, лучше  закончить первосортное ПТУ или техникум. Тем более, что большинство к подлинному высшему образованию и не способно. Впрочем, что значит «лучше»? Лучше с позиции развития страны. А с точки зрения деградации и закрепления её в роли сырьевого придатка – гораздо лучше иметь толпы онлайн выпускников вузов-симулякров. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

12 ноября 2018
Cообщество
«Форум»
1 1 12 895
Комментарии Написать свой комментарий
6 ноября 2018 в 22:57

В стране ныне востребованы продавцы, охранники.
Круто, если с дипломом. Вот и выпускают, кто нужен.
А наука , она прикончена всякими эгэ и прочими ягами.
Готовить для отьезда ТУДА ? А смысл?
Ув.автор! Фенечек теперь хватает?!

6 ноября 2018 в 23:37

В 50-е годы школьников водили на экскурсии, по фабрикам, заводам, и было ужасно интересно, были мечты плавить металл, работать лаборатории химии, собирать дома, потом полетел Гагарин - новые мечты. Было вдохновение учиться- творить и создавать.
Пришла эпоха дефицита и, с брежневских времен диплом стал ступенью к ЛЮБОЙ административной должности. прошли года И, строитель пошел в торговлю, ветеринар командовал стройкой, загубили специализацию. Дополнительный тайный удар - политический, колоссальное влияние в борьбе с социализмом завершил все.
И внутренний враг не дремал, посмотрите мою заметку: "Бюрократические препоны на пути русской мысли". Горько все.

6 ноября 2018 в 23:53

Если нет промышленности,то зачем специалисты?
Хватит себя обманывать,надо называть вещи своими именами.
Проект "Россия"закрыт,здесь доживают остатки когда-то великого народа.
Народ лишен подлинных вождей ,с ним никто не считается.
Во всех сферах общества деградация не прекращается.

7 ноября 2018 в 06:33

По большому счету речь о деградации системы управления странной. Лоялисты, хоть и рвутся на фашистский флаг, что их великий кормчий приятен во всех отношениях. Но страна, где есть министр спорта, но нет министра науки, где герои дня жрущие мельдоний, а аспирант нищ, то слепому видно, что такая страна идет к окончательной катастрофе.

7 ноября 2018 в 09:32

До часа "Ч" осталось ПЯТЬ лет...

7 ноября 2018 в 21:13

Я не знаю, из какой страны Вы, но в России министр науки есть.

"18 мая 2018 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении Михаила Котюкова министром науки и высшего образования РФ".
https://tass.ru/info/5213326

7 ноября 2018 в 17:10

Оглядываясь назад, вспоминая все эти лекции, практические, лабораторные занятия, коллоквиумы, когда преподавали мне и потом, когда преподавал уже я .... сопоставляя опыт обучения в магистратуре, аспирантуре, в России и Канаде, касательно обязательных курсов и по выбору, в аудиториях и онлайн. ...

Что касается спортивных или творческих дисциплин, где критически важна постоянная обратная связь не с преподавателем уже, а скорее с тренером, то тут вывод самоочевиден - обучение без тренера или мастера в сущности и невозможно. Преподаватель хореографии, завидев в городе на остановке одного из своих студентов или студенток, которые сутулятся, курят, или чего хуже - двигаются преотвратно, должна схватить первую попавшуюся палку и огреть по непотребной спиняке.

Что касается дисциплин математических, технических, экономических, психологичесих и социологических с философскими - картина иная. Уверен, большую часть преподавателей можно и нужно заменять просмотром лекций и выполнением практических заданий онлайн, в интернете. Лучших преподавателей страны нужно записывать и транслировать их лекции во всех вузах, где нет преподавателей такого же уровня. Уже в 60-70х годах можно было копировать киноленты с лекциями и рассылать их не только в школы, институты и университеты, но и по публичным библиотекам, кинотеатрам. А с появлением аудио и видеокассет массово распространять через книжные магазины за копейки.

7 ноября 2018 в 21:43

Умница, Вы абсолютно правы!!!

Нужна в России другая философия обучения (учащийся САМ должен хотеть ЗНАТЬ), тогда и только тогда ВСЕ вернётся на круги своя - В СССР тех времён, когда ВСЕ понимали, что - ЗНАНИЯ. - СИЛА!!!

Здесь Воеводина просто умничает и не понимает существа ситуации.

О семинарах, тренингах и прочих практических навыках - этот должно реализовываться на РЕАЛНЫХ практических работах, а не на пустопорожних и никому не нужных "упражнениях".

Только и только в конкретной работе человек получает реальные знания и опыт, которыми он сможет пользоваться всю жизнь!!!

Думается, что студентам уже давно пора давать коллективные задания практического свойства, чтобы они научивались делать коллективное и реальное ДЕЛО!

8 ноября 2018 в 14:49

Лет 40 назад был такой 8-й канал на ТВ. По крайней мере в то время были программы для студентов-зао4ников. И много 4его ещё...

9 ноября 2018 в 12:48

"Чем болтаться в третьесортном институте, лучше закончить первосортное ПТУ или техникум" - И только так! При этом необходима система профессиональной ориентации, чтобы к моменту окончания средней школы каждый ребенок имел достаточно информации о своих способностях. Чтобы желания школьников совпадали с их возможностями или соответствовали хотя бы на ... 50-70%