Авторский блог Марина Алексинская 13:05 16 февраля 2024

Заметки на полях

ко второй годовщине начала СВО

Накануне второй годовщины начала Специальной военной операции ВС России на Украине, жёсткого ответа на вакханалию зигующих факельных шествий по Крещатику, манифестации символики нацистской Германии, шоковых бомбардировок ВСУ по мирным городам Новороссии, показательного холокоста в Одессе память неизменно обращает к её началу.

В тот переломный день в истории 24.02.2022 поезд «Москва—Кисловодск» стремительно уносил меня из столицы в сторону Кавказских Минеральных Вод. Мобильный телефон в руках, от которого решительно было не оторваться: социальные сети взрывались от накала страстей, виртуальных лобовых столкновений поддерживающих СВО и от СВО бегущих, мусорный ветер в вихре поднимал, актуализировал зашкаливающее число имён «звёзд», «знаменитостей», «лидеров общественного мнения»: монеточки*, пипеточки, тик-токеры, блогеры… о существовании которых прежде и не догадывалась. Восхитила Анна Нетребко. Гражданская позиция оперной певицы с мировым именем оказалась как будто бы близка с позицией прославленного дирижера Валерия Гергиева, не скрывающего понимания причин начала СВО, операции по принуждению Украины к миру. Задумалась: неужто так долго заблуждалась, ошибалась в восприятии личности г-жи Нетребко, вокальное мастерство которой оставляло равнодушной, а вульгарность сценического образа – отталкивала? Но нет, не ошибалась. Дня через два-три народная артистка РФ наряду с «испуганными патриотами», искусственно выращенными российскими институциями культуры, взлелеянными воротилами бизнеса и медиа-магнатами фриками встроится в российский культурный мейнстрим. То есть публично осудит Россию, выразит сожаление: «мои прошлые действия или заявления могли быть неверно истолкованы».

Прошло два года. Воины ВС РФ продолжают битву на Украине, но уже со всей мощью «коллективного Запада». И так получилось, что накануне и второй годовщины я возвращалась в столицу поездом «Кисловодск-Москва». Под убаюкивающий ход вагона мысли – всё о том же: СВО, состояние культуры в нашей стране, культура сквозь призму СВО, прогремевших скандалах вокруг «голой вечеринки», премьеры фильма «Мастер и Маргарита»… Похоже, от «Голой сцены» («Завтра», 23 февраля 2011) как перезагрузки Большого театра до «голой вечеринки» оказалось всего один шаг. Вспомнила ещё как нельзя кстати и разговор с Галиной Улановой. «Если в России стало бы также тепло, как в Африке, - цитирую величайшую балерину ХХ века, - то наши люди начали бы ходить голыми». Что же касается шумихи вокруг продукции от Михаила Локшина, режиссёра-заукраинца из США, прокачавшего миллионы из бюджета России, то не думаю, что она сильно отличается от пресловутой продукции Алексея Учителя «Матильда» с вырожденцем из Германии в роли русского царя. Но как защищал тогда скабрезную поделку аппарат Минкульта!

Что-то подсказывает: культура в нашей стране - фронт, на котором без перемен: фиаско следует за фиаско. При очевидных попытках сегодня перепрошить матрицу, вновь обрести в качестве опоры фундаментальные историко-культурные коды русской цивилизации культурная политика России продолжает оставаться ахиллесовой пятой, при этом небрежность России к своим национальным гениям, ярчайшим выразителям русской культуры вызывает недоумение. Во всяком случае, кто только не знает сегодня дебиловатого Даню Милохина или парвеню Ольгу Бузову, и кто вспомнит сегодня гениального русского пианиста, создателя Российского Национального оркестра, его бессменного художественного руководителя и главного дирижера на протяжении десятилетий и до недавнего времени Михаила Плетнева? Без шума и пыли произошло и знаковое назначение: Алла Манилова – комсомолка-отличница в восьмидесятых, ярая демократка в девяностых, главный редактор ультра-либеральной газеты «Невское время», скоро переименованной сметливым русским умом в «Мерзкое время»; влиятельная чиновница: вице-губернатор Петербурга (2008-2011), заместитель министра культуры РФ (2012-2023) с репутацией в узких кругах: «железная баба, к чему не прикоснётся – то разрушит», проходившая по уголовному делу о коррупции при финансировании Клуба исторических реконструкций “Змей Горыныч” и ассоциации “Скрижаль”» («Новые известия»), с 25 апреля 2023 – директор Государственного Русского музея. Да и очередное «китайское предупреждение», очередная редакция «Основ законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 10.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2023) прошла, стоит заметить, как косой дождь, не вызвала общественный резонанс, не приобрела характер сквозного действия.

*лицо, признанное иностранным агентом

9 апреля 2024
1.0x