Сообщество «Историческая память» 00:00 5 марта 2015

Заметки Зоила

Посмотрите на явно прогосударственную, щедро финансируемую, самую значимую литературную премию России "Большая книга". Я уже из года в год, согласно заявленному положению, выдвигаю на премию новые книги достаточно известных писателей, которых можно любить, можно не любить, но никак нельзя вычеркнуть из современной русской литературы. Конечно, премию дают не по возрасту и не за былые заслуги, и жюри достаточно капризно, и писателей хороших в России всегда хватает, никогда не угадаешь с лауреатом. Но выдвигаемых мною писателей не включают даже в длинный список

У нас в России вечно: кто в лес, кто по дрова. Послушать либеральную прессу, так патриотизм господствует у нас во всей культуре, либералам и дыхнуть не дают. Не скрываю, я бы и рад был такому положению. Но я смотрю по сторонам и, кроме либералов, никого в открытом пространстве не вижу. Если и господствуют патриоты, то как-то подпольно.

К примеру, почти официальный "Журнальный зал" в Интернете, куда заходят все любители серьезной литературы. Ведет его "новомировец" Сергей Костырко, но , естественно, курирует и финансирует прогосударственная структура. Там есть и "Знамя", и "Октябрь", и "Новый мир", все либеральные толстые журналы, они и дотации соответственные получают. Но почему в этом "Журнальном зале" нет ни "Нашего современника", ни "Москвы"? Это что, геноцид или государственная цензура? Тем более, что тираж "Нашего современника" выше и "Нового мира", и "Знамени" вместе взятых. Да и чисто по художественному уровню романы Захара Прилепина, Александра Проханова, Юрия Бондарева, Владимира Крупина, Юрия Полякова, рассказы Валентина Распутина, Виктора Лихоносова, Андрея Убогого, статьи Михаила Делягина и Сергея Глазьева гораздо выше скучноватой постмодернистской прозы и жующей зады либерализма публицистики "Знамени" и "Нового мира". Чем же не угодили эти журналы "Журнальному залу"? Любовью к России? И как это соотносится с государственной культурной политикой?

А кто мне скажет, почему на государственном уровне, за бюджетные деньги всему нашему поколению историю России дают в трактовке двух радикальных русофобских либералов: Николая Сванидзе и Бориса Акунина? Мы все помним, с каким разгромным счетом проигрывал все свои телевизионные поединки Сванидзе тому же Сергею Кургиняну, так почему заказ на исторические хроники передали Сванидзе? Почему, том за томом, "Историю России" преподносит нам Борис Акунин? Я не лезу в его детективы, кому нравится, пусть читают, хотя и в детективах я ценю больше того же Виктора Пронина, автора "Ворошиловского стрелка", но кто же из администрации президента, из нашего правительства решил вместо былых Державиных и Карамзиных, Соловьевых и Тарле, навязать всему государству Российскому историю Росси лишь исключительно в трактовке русофобствующих либералов? Может быть, так и возникла у товарища Сталина потребность в чистке 1937 года: за годы революции и НЭПа много уж русофобствующих разрушителей завелось.

Я не поклонник тюрем и лагерей, но чистку административную, особенно в нашей идеологической, культурной программе, я бы предложил немалую. Иначе все планы возрождения России, так щедро пропагандируемые Путиным, провалятся. Не будут Акунины и Швыдкие, Сванидзе и Сеславинские Россию возрождать. Никогда.

А посмотрите на явно прогосударственную, щедро финансируемую, самую значимую литературную премию России "Большая книга". Я уже из года в год, согласно заявленному положению, выдвигаю на премию новые книги достаточно известных писателей, которых можно любить, можно не любить, но никак нельзя вычеркнуть из современной русской литературы. Конечно, премию дают не по возрасту и не за былые заслуги, и жюри достаточно капризно, и писателей хороших в России всегда хватает, никогда не угадаешь с лауреатом. Но выдвигаемых мною писателей не включают даже в длинный список: ни Александра Проханова, ни Эдуарда Лимонова, ни Станислава Куняева. На меня даже ворчат мои герои: что ты нас подставляешь, не нужна нам эта придворная премия…

Я же говорю: это вас не касается, я — критик, я знаю литературный процесс, выдвигаю то, что сам считаю нужным. Да и, в конце концов, надо же когда-то пробить эти премиальные русофобские "пятую и шестую" колонны…

Вот и в этом году только что выдвинул на премию "Большая книга" пять книг: роман Александра Проханова "Крым". Герой романа "Крым" Евгений Лемехов — воплощение современного государственника, одержимого идеей служения отечеству. И воплощением этого служения становится фантастическое русское чудо, имя которому — Крым.

Второй книгой я назвал книгу яростной и яркой публицистики Эдуарда Лимонова "Киев капут". Опять же, к всемирно известному писателю, уроженцу Харькова Лимонову можно относиться по-разному, но не включить в список "Большой книги", да еще в наше тревожное время, — это просто сделать подарок Порошенко и Яценюку.

Третьей книгой в моем списке стала книга Станислава Куняева "И бездны мрачной на краю…" Размышления о судьбе и творчестве Юрия Кузнецова. Первое глубокое исследование об одном из гениев русской поэзии ХХ века. Это не просто книга воспоминаний, а художественное исследование судьбы замечательного русского поэта.

Включил я в список и книгу рассказов молодого русского писателя, живущего в Севастополе, Платона Беседина. Перед нами живая жизнь русского Крыма. Что еще надо уважаемым руководителям российской культурной политики?

Пусть ругают меня все мои оппоненты, но выдвинул я и свою книгу критики. Рад был бы выдвинуть и кого-то помоложе, но пока в нашей русской критике с новыми книгами не густо. А забывать про критику никак нельзя.

Я бы об этом не писал заранее в газете, но уже имею опыт, что почти все предлагаемые мною авторы — из некоего "черного списка", ибо все прогосударственные державные имперские писатели: от Личутина и Полякова до Проханова и Лимонова, Куняева и Бондаренко, — именно за свою державность и находятся по сию пору в "чёрном списке". А некие государственные политики из путинской команды воспитывают новых акунинско-сванидзевских псевдогосударственников. Вот и посмотрю, если и вновь весь мой список окажется "Большой книге" ненужным, то ни о какой конкурентности или художественной недостаточности и речи быть не может. Это будет лишь новое проявление привычной русофобской культурной политики. Работа нашей "шестой колонны".

1.0x