Авторский блог Василий Шахов 05:27 26 февраля 2017

Захариана:таинственные Онуза и Дубок.Прилепины, Шаховы, Непушкины-1

Приглашение авторов в альманах "Захар Прилепин-герой нашего времени" (в круг чтения школьников и студентов)

Проф. ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

ЗАХАРИАНА: ТАИНСТВЕННЫЕ ОНУЗА И ДУБОК.

ПРИЛЕПИНЫ, ШАХОВЫ, НЕПУШКИНЫ

Да он же просто

ве-ли-ко-лепен,

этот крепкий парень –

майор Прилепин!

Политрук спецназа,

писатель-воин.

Кто более «намаза»

в России достоин?

Собрав все лавры

на писательской ниве,

прибыл на Донбасс

к Мотору и Гиви.

В традиции «Взвода»

русских писателей,

в гуще народа

против карателей.

«Эхо» зачмокало

болотными газами:

- Дайте нам брокколи

и платье со стразами.

Нам гей-Европа

милей, чем ваш «ми-и-ир».

(Бальзам для укропа)

Кошмар и Кашмир!

«Голос Бандеры»

залаял кОбелем:

«Писатель Прилепин

приполз за Нобелем».

Успокойтесь, свидомые,

не ломайте пальцы!

Вспомните-ка лучше

Иловайск и Дебальцево!

«Сомали» и «Спарта»,

«Призрак» и «Пятнашка».

Полевая карта,

винторез и шашка.

Погибшие командиры

Навечно в строю.

Рубакам и задирам

Песню пою.

Шолохов и Симонов,

Че и Виктор Хара,

смотрят с восхищением

на нашего Захара!

13.02.17

Теги события:

захар прилепин

МАТЕРИАЛЫ В АЛЬМАНАХ «ЗАХАР ПРИЛЕПИН –

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

· Надежда Диас

13 февраля 2017 в 23:17

И точно наш Захар молодец!!!

· Кир Третий

13 февраля 2017 в 23:37

дай Бог не ошибиться в Захаре

https://youtu.be/ZuHdCy4nVVU

/пару раз писал о нём как о самопиарщике. может действительно он понял что деньги, писательские и прочие гонорары - это десятое, сотое в жизни. далеко-далеко не главное/

Захар /Захарий/ - как и в арабском, означает - "Помнящий Бога"

· Николя Селиванов

13 февраля 2017 в 23:51

Прилепин напишет что-то похожее на толстовские севастопольские рассказы. Ему будет что сказать людям.

· Сергей Животков

14 февраля 2017 в 01:00

Сергей Шаргунов не поехал бы,он депутат,он на телевидении,ему не до этого.

· Виктор Стекленев

14 февраля 2017 в 01:07

Панегирик - сложнейший вид искусства. Показать истинные качества адресата, не свалиться в примитивную лесть, - не просто тяжело "технически" - самому автору необходимо обладать выраженными качествами такта и чувства меры.
Автору удалось справиться с задачей великолепно. Благодарность за это.
Прилепина читал "по-диагонали" ("Обезьяну" и "Санькьу" - фиг пропишешь). Зная, ято он моложе на пятнадцать лет, нацбол, тусовщик и рэпер, - даже не интересовался, как человеком. После его "проявления" по Донецку, заинтересовался: не пиар ли это? Но, когда выкопал обстоятельства жизни - включая Чечню, - естественно, пересмотрел свое отношение. В свободное время обязательно постараюсь найти часок на чтение.
Еще раз спасибо - Юрию

· Андрей Быков

14 февраля 2017 в 01:22

Похоже, что Захар Прилепин из тех, " кто не кажется, а кто ЕСТЬ"

· Манолис Чахкиев

14 февраля 2017 в 02:52

Жаль не поэт я. Что-то сегодня прорвало впервые в жизни, настолько поразила наивность человеческая. Первая и скорее всего последняя в жизни поэтическая попытка.

Навеяно Кононовым и Гёте. (Как вам компания?)

Геройский майор – «важняка» земляк
Не просто земляк – еще и свояк.
С такой-то родней, как героем не быть?
Телевизор героев умеет плодить.

За правое дело страдает народ,
Людей убивают, который год.
Люди там гибнут не за металл,
Металл Сатана, к рукам, прибрал.

Копыта стучат по днепровским камням
Копыта пылят по донецким степям.
То не конное воинство мчится,
Это Бес веселится-резвится.

Зомбоящик кричит-надрывается
Патриот с украинцем сражается.
На обоих тайландский загар,
У обоих – торчат рога.

Карасев и Яхно стараются,
За бандеровцев заступаются.
Это Бес опять потешается,
Кровью братьев-славян упивается.

Куликов грозным рыком хрипит,
Сатановский гнусаво скрипит.
Вместе с ними и Бес кривляется,
Простоте вашей ухмыляется.

Сатана на такие проделки мастак,
Хитер и умен человечества Враг.
Ты кукла в театре, а он – та рука,
Что дергает нитками простака.

Были герои, был Мозговой
Герои лежат в земле сырой.
Герои гибли не за металл,
А все ж сатанинский правится бал.

· Ольга Шахова

14 февраля 2017 в 07:33

Уважаемый Манолис, зрите в корень!

· Игорь Москалёв

14 февраля 2017 в 15:33

Манолис , прав ты , тут и там .
Хотел бы Бес , чтоб не было Героев .
Но видимо придётся нам .
Напомнить Бесам , что не всё в их воле .

Хитро придумана Бесовская Игра .
Куда ни глянь , кругом засада .
Опорой нам , лишь Русская земля .
А смех наших детей , наша награда .

· Валерий Шелегов

14 февраля 2017 в 06:43

Поступок писателя Захара Прилепина - служение народу Донбасса в рядах вооруженных сил ДНР - это величайший духовный подвиг. День добрый и час выбрал для Захара Господь! Народ наш - русский! Былинный! Мальчиш-Кибальчиш - пример для светлых душ детей! А вот поступок Захара Прилепина - это ПРИМЕР ДЛЯ КРЕМЛЯ

· Ольга Шахова

14 февраля 2017 в 08:07

"Не сотвори себе кумира"
небесный сказал Отец -
"Сыны, служите делу мира,
Награда ваша - мой венец!"

Великолепный - это Боб Синклер,
Шпиён, гламурный дуралей и бабник,
А наш Захар - всем мужикам пример.
Благословенный русский Ратник!

· Анатолий Васильев

14 февраля 2017 в 09:32

Поддерживаю автора, присоединяюсь к В.Шелегову!
С уважением!

· Игорь Макаров

14 февраля 2017 в 09:50

http://zavtra.ru/blogs/takaya_vot_zakovirka_ili_s_kem_zhe_vi_maestri_di_cultura
Кононов, не думайте, что здесь одни дубаки

· Михаил Мороз

14 февраля 2017 в 10:34

Читал у Прилепина многое. Первая вещь была "Патология". Затем "Пацанские рассказы", "Ботинки, полные горячей водки", "Грех", "Санькя". "Обитель" не осилил... Время нужно найти и настроение. За публицистикой слежу постоянно. Она очень своеобразная, "памфлетическая", исполненная тонкой иронии, удивительной наблюдательности над явлениями и событиями, мимо которых проходить нельзя, а мы проходим, кроме Захара...
Неолибералы, эти пиявки из "болота", объявили войну Прилепину, полагая, что он их предал. Но он с ними никакой духовной связи не имел. Он им был враг изначально. Прилепин принял бой, который навязали ему белоленточники. И не только обороняется, но идет в атаку и разит болотную нечисть великолепным своим словом.
Стал политруком, майором Армии ДНР. Поступок для него органический, естественный. Тут никакой бравады. Шаг смертельно опасный, но мужественный.
Пожелаем ему удачи. Если пуля не зацепит, у него впереди масса художественных открытий. Он замечательный писатель. Мастер.

· Манолис Чахкиев

14 февраля 2017 в 11:25

Игорю Макарову
Хорошая аналитика.

· Игорь Макаров

14 февраля 2017 в 12:13

Стрелков о Прилепине
Просят коротко сообщить моё мнение о том, почему и зачем Захар Прилепин сформировал батальон в ДНР.
Отвечаю: на сурковские деньги можно было бы и побольше батальона сформировать. Но не в этом дело. "Майор" Прилепин явно стремится занять "вакантное место медийного героя", освободившееся после убийств "Моторолы" и "Гиви".
С тем же самым успехом, в другой ситуации, он мог бы (умри одновременно Пугачева, Киркоров, Галкин и Петросян) стать "королем поп-эстрады". Главное - не в чем себя проявить, главное - чтобы быть всегда на виду и тусить покруче.
Всех командиров первой волны убили - почему бы не "унаследовать" их славу в преддверии неизбежного предстоящего побоища? И карьера обеспечена - полгода на экране - и точно будет уже полковником, а там...
чем Прилепин хуже теле-болтуна Басурина? Думаю, в военном отношении он его уж точно превосходит - все-таки когда-то в Чечню ездил...
И почитайте комментарии к Стрелкову:
https://vk.com/igoristrelkov?w=wall347260249_100318

· Виктор Родионов

14 февраля 2017 в 15:54

Все в стране уже отстроено по либерастно-кремлевскому ПИАР-образу - от главнокомандующего до майора. Дугин немного порекламировал себя и получил "синекуру". Русский бард(фамилию забыл) тоже воевал на Донбассе рядовым в пенсионном возрасте, но пел антипутинские и антилиберастные песни, а потому в чины не вышел.

· Виктор Родионов

14 февраля 2017 в 17:44

Русский Бард Харчиков куда-то пропал. Даже распиаренному журналисту рогозину нашлось местечко.

· Юрий Кононов

14 февраля 2017 в 18:30

Бред Стрелкова и его подпевал даже не хочется обсуждать. Вы не в теме, робята. Почитайте, посмотрите видео (о ДНР и присутствии там ЗП), каждый божий день на протяжении нескольких лет и тогда вы поймете ЧТО и ЗАЧЕМ ДЕЛАЛ и ДЕЛАЕТ на Донбасской земле русский писатель Захар Прилепин. Хотя если милее бред сивого Стрелкова о сурковских тугриках - тогда валяйте дурака и дальше.
Прилепину от вашего конспироложества (прости Господи за упоминание тальбергизмов) не холодно, не жарко - он мужественно делает свое дело (хотя мог бы жить припеваючи в керженских лесах на свои немалые гонорары!!!). Пойдите и поторгуйте лицом на передовой, станьте вместо Мотора и Гиви медийными героями!
Это ж надо так своих лучших людей - писателей не любить, не уважать! Что за смердяковщина! Дмитрий Быков похлопывает вас по плечу, вместе с Антоном Орехом с "Эха".

· Игорь Макаров

14 февраля 2017 в 20:20

Это ж надо так своих лучших людей - писателей не любить, не уважать! Что за смердяковщина! - это к вам и относится прежде всего, коли вы поливаете грязью одного из лучших людей России. А вашего подпевалу сурка умные люди давно раскусили.

………………………………………………………………………………………

«С ВЕРШИН ИСТОРИИ СМОТРЯТ НА ТЕБЯ…»

У Леонида Максимовича Леонова есть историко-цивилизационная, философско-психологическая повесть «Т У А Т А М У Р»… Вечный зов эпох, горизонтов, судеб… Потревоженные тени тысячелетий… Океанская глубина неумолимо ускользающего времени… Космическая беспредельность веков и мгновений… Судьбы человеческие… «Диалектика душ», поглощенных циклонами годов, месяцев, дней, восходов и закатов…

******************************************************

«Арба, имеющая две оглобли, идет прямо и хорошо. Арба моего счастья имела только одну.

Мать моя — Зенбиль-ханым. Верблюд, который принес мою жизнь, унес ее. Она была из поколения Кенкит. Она была бурджигин. Я — сын Дарбутая, который был сын Аймура, сына Ярим-Шир-Букангу, — мир ему. Я родился на месте Кадан-Тайши, где потом в семидесяти котлах варил Чингис мятежных тайджутов, где за полосами рыжего песку лежит белая гора, — ее зовут Кунукмар, потому что она все равно что нос большого убитого человека.

Когда родился я, никто не сказал: «Вот родился, который будет счастлив, у него голубое лицо». Но все говорили: «Вот родился улуг-дудурга», — так как в руке моей был зажат комок крови. И потому я плакал тогда так сильно.

Я — Туатамур, тенебис-курнук и посох Чингиса. Это я, чья нога топтала земли, лежащие по обе стороны той средины, которая есть средина всему. Это я, который пронес огонь и страх от Хоросана до Астрабада, от Тангута до земли Алтан-хана, который сгорел в огне.

Мы — тьма, мы идем твердо. Это я, который вместе с Джучи-ханом, сыном Солнца, уничтожил имя страны Тумат, где сидел сильный Татула-Сукар, и попалил землю найманов. Вместе с Джагатаем, который убит у стен Бамиана, я измерил высоты гор глупых меркитов. Токтабики бежал к найманскому Буюруку, а потом за Ыртышь. Я догнал, я зарыл его в землю. Сабля Тули-хана и моя сарцинская сабля выбрили наголо поля выносливых джурджитов, поклоняющихся камню и умеющих делать из овечьего молока напиток, который поднимает уставшего в бою. Копыта моих коней растоптали зеленые равнины джабдалов, — у них кожа черна от солнца, они умеют камнем пробить грудь врагу на расстоянии пяти полетов копья.

Я сказал, — вот одиннадцать сулданов, двенадцатым сулдан Эврума, платят исправно ясак в сорок тысяч эшрефов каждый год. Я ударил, — вот балдакский кариф стал ежегодно присылать тюки серебряных мискалей, стада верблюдов, много алого сукна, бахты и ковров. Я сказал и ударил, — вот галапский сулдан, Сари-Махмуд, отдал Чингису дочь, ее имя Сероктен, она была подобна луне. Когда отдавал — плакал и ел землю, но Сероктен родила Ытмарь. Да будет неувядание красоты ее всюду, и там, куда ушла!

Я — Туатамур, тень смерти и радость каана. Я приносил ему добычу и те цветы, какие есть в степях. Каан любил меня, покуда не выпали мои острые зубы и не взошла над степями гордая звезда Кирагая-юлаши.

И вот я лежу у шатра чужой жены, солнце лижет мне темя, а если бы хвост был у меня, — я вилял бы им, потому что — ныне кто назовет меня иначе, чем дряхлой собакой Чингиса, ушедшего в закат?

Вот слушайте: я любил Ытмарь, дочь хакана. Чингис, покоритель концов, — да не узнают печали очи его, закрывшиеся, как цветы дерисунха, на ночь, чтоб раскрыться утром! — отдал бы ее мне. Это я, который снял бы с нее покрывало девства, когда б не тот, из стороны, богатой реками, Орус, который был моложе и которого борода была подобна русому шелку, а глаза — отшлифованному голубому камню из лукоморий Хорезма.

Пусть засыплют песком мою кровь, — слушайте! Так говорит Туатамур, последняя собака и тень Чингиса…».

Остановленные мгновения Прекрасного… Сурово-печальная исповедальность… Воспоминание о будущем… Неожиданное минувшее…

Причудливо-фантастическое «клубление сил»…

********************************************************

«…Ытмарь, дочь каана!

Она не носила кызыл-джаулык, ее волосы видели все, кто хотел видеть. Они были черны и свешивались …»

*********************************************************

«Мы тьма, мы твердо идем. Когда мы идем, трава перестает расти, а камень кричит в поле, покрываясь росой, красной, как кровь. Земле трудно тогда дышать от ударов и падений тел…»

************************************************************

«Тынлагез! Я увидел молодого князя. Он был как розовое дерево весной. Свои кричали его Джаньилом. Это у него борода была как русый шелк. Вайе, Ытмарь хорошо ударила его саблей, и он хорошо принял удар, не качнулся в седле. Ему на подмогу летел четвертый Мстислаб, мыча, как немой. Но он не успел опустить меча. Он упал с коня одновременно с ним самим, ударив подбородком в луку седла…».

******************************************************

«Потому, что я услышал тихий плач с реки, я поехал туда. Я увидел. Я сотрясся. Согнувшись над человеком, лежащим неподвижно на песке, лицом к лицу, негромко плакала Ытмарь. Я подъехал.

Ее косы были гладко заплетены. В луне мерцал бледно-золотой шелк ее наха. Вайе, кривые стрелы! Я приподнял ее за плечи. Она взглянула на меня глазами жеребой кобылицы, у которой рана в живот. Ее глаза были туманными от тоски. Она не увидела меня.

Я наклонился к человеку. Я узнал его. Это был тот, молодой эджегет орус, Джаньил. Его девятиглазая байдана была пробита и порвана лоскутом. Кольца сияли в луне. В дыре я увидел сгусток крови в ладонь.

Я взглянул в небо. И вот теперь я почуял, что сломана вторая оглобля моей арбы. Я дрогнул. Я увидел в небе звезду Омур-Зайя и понял, что ресницы мои сосчитаны. Она висела надо мной, острая, подобная тригранному кин- [161] гару. Она незаметна для тех, про кого говорили: «Вот родился, который счастлив, ибо у него голубое лицо...» Я сказал тихо:

— Ты хорошо бьешь, Ытмарь. Одним ударом — трех. Тынлагез баргузда! У него были синие глаза, а у меня — цвета обожженного камня. У него была борода, как русый шелк, а у меня подбородок давно опалился солнцем и огнем.

Его глаза! Они наполнились лунным молоком, как чаши Худды, но там, на дне их, я увидел две черных точки смерти, малых, как срез конского волоса. Два укуса разлучающей навсегда!

Он был как мальчик. У него был вид, словно он не переломил ноги ни одной курице. И он стонал. Аммэна! У него была одна рана, и он стонал, а у меня были четыре раны, я прокусил язык, чтоб не упасть с коня, и я молчал... Аммэна, я молчал! Кто слышал?

Я слез с коня и сказал:

— Не надо плакать. Мертвым обидны слезы живых. Она не оглянулась, но вздрогнули в ее волосах горячие зеленые камни бугтака и тесней сомкнулось гагатовыми зернами чернобусое ожерелье у нее на шее. Гагат растворяется в луне, как соль в воде, и луна делается горькой, как вкус гохай ширгкэк, вырастающей из безводного камня.

Луна текла в небе. Мертвые караулили живых! Из куста над обрывом вырвалась птица чибис.

Ытмарь, раскачиваясь, пела одними губами. Эйе, никто не целовал их — только луна, как сестру, — она пела песню.

Я прислушался, я услышал. Я понял все, и мне захотелось, чтобы кто-нибудь другой встал под кингар смертной звезды. То была старость. Текла луна. Мертвые караулили живых. В замутневшее, неостылое небо покойно глядели недвижные голубые глаза. Ытмарь раскачивалась, подогнув ноги, и пела неслышно про царевну Луну, полюбившую батыря Дубарлана.

Я встал с колен. Эвва, кто мог знать, что завтра же пика в черном войлоке встанет над юртом в знак смерти дочери Покорителя Средин?

Текла луна.

«...И тогда пришла Луна в шатер Дубарлана. И заглянула ему в глаза. А он... был... мертв...»

«Как сто тысяч других в России…»

(Рязань и Дубок -на - Дону - древнейшие города Великорусья)

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они…

А.С. П у ш к и н.

«Песнь о вещем Олеге»

Иною кажется мне Русь,

Иными – кладбища и хаты…

Сергей Есенин.

Полное собрание русских летописей, том 1Х, страница 171:

«…Князь же Святослав Олгович иде в Рязань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце и в Пронске, и прииде в Рязань на Оку…» (события 6654 - 1146 года).

Один из главнейших языческих символов - Д е р е в о, олицетворяющее жизнь. Ствол дерева - настоящее; корни дерева - минувшее, прошедшее; крона же его - грядущее, будущее, принадлежащее детям, внукам, правнукам. У деревьев, по мнению наших предков, были особые пристрастия, симпатии: д у б сопереживал мужчине, л и п а - женщине, л и п а - девушке.

Могучее дерево, давшее название славянскому городу… Дубняки, дубовые дубравы, одиночные мощные старожилы, над которыми промчались-пробушевали столетия…

Дуб боровой, дубравный ( его именуют в некоторых местностях каменным) произрастает по горам и суходолу; он крепок, частослоен, но суховерх и хрупок. Есть дуб свинцовый (по сероватой коре), железный, водяной, растущий в поемах, уремах, по сырым низам; дуб этот крупнослоен, упруг, не суховех (отчего - сырее, много и долго усыхает).

Великороссы почтили сие дерево многими пословицами, причиндалами, поговорками («Велик дуб, да дупляст, а мал дуб, да здоров»; «В лесу дуб рубль, в столице по рублю спица»; «На дубу не мое, а в кулаке мое»; «Ври с дуру, что с дубу»). Житейско-метафорическое выражение острого ума поистине неисчерпаемо («Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота»; «Когда дуб развернулся в заячье ухо, сей овёс»; «Держись за дубок: дубок в землю глубок»; «Без тебя не цветно цветы цветут, не красно дубы растут в дубравушке»).

Одухотворялось это дерево в загадках-подковырках ( Репа - «под дубком свилась клубком, да и с хвостиком»; Снопы - «под дубком-дубком лежат люди побиты, у них гузки побриты»; Яйца - «под дубком-дубком ни клубком, ни камешком»; Репей - «стоит дуб вялый, на нём сидит чёрт-дьявол: кто ни подойдёт, так не отойдёт»; Мороз - «стоит дуб без корня, без ветвей, сидит на нем птица вран; пришёл к нему старик без ног, снял его без рук, заколол без ножа, сварил без огня, съел без зубов»).

Д у б о к… Д у б о в о е… П о д д у б н о е… Д у б к и… Крылатые имена селений. С берегов Дона, Воронежа, Ряс, Мечи, Матыры осваивали

пространства до самого Ледовитого, самого Тихого океанов степняки-казаки Д у б о в ы, Д у б к о в ы, П о д д у б н ы е, Д у б и н и н ы.

Мы располагаем (кроме летописных свидетельств, жанров народно-поэтического эпоса) текстом повести «Евпатий Коловрат», принадлежащей перу замечательного земляка-рязанца, уроженца Данковщины, Василия Дмитриевича Ряховского ( 1897-1951). Большой знаток древностей и достопамятностей, исторический романист воссоздаёт, в частности, картины жизни старинного Дубка и дубчан в контексте истории государства Российского. «Погружение» в глубины истории…

Ещё помнили старые люди рязанские и рассказывали, как «шла» Русь к верхнему Дону, по Рановой и по Проне на быструю Оку, мечом прокладывая путь себе в тёмных и «нехоженых» лесах, где на холмах высились древние «идольские рощи» здешних жителей - вятичей и мещеры. Черноволосые и крепкие на руку, рослые вятичи бились с пришельцами долго и непреклонно, потом, сломленные силой и ратным умением Руси, «отодвинулись».

Мещера, мордва, меря, мурома, ерзя. Русь «ставила» на реках и перепутьях городки, «сажала» в тех городках воинство, а за воинами «шли» теми путями торговые люди и дроворубы, углежоги, птичьи и звериные ловчие, рыбные ловцы и чернецы с кадильницами и с тяжелыми свитками Священного греческого Писания. Так «родились» в вятицких и мещерских землях Дубок и Пронск, Елец и Муром. А среди них и «узорочье светлое -

Рязань».

Панорама древнего Дубка-на-Дону: «Дубок путники увидели на скате погожего, тихого дня. Долина Рожни вдруг расступилась, раздалась вширь, и в просвете мелькнула узкая коса Дона. За голубой водной гладью обозначилась Долгая поляна, уставленная круглыми, как богатырские шлемы, стогами сена. В тихом воздухе, кружась, летели серебряные нити, и, будто по этим нитям ранней осени, истекали на землю благостная тишина и тепло низкого солнца…

- Дивен город этот! - сказал Евпатий княжичу, сошедшему с коня. -

Богатство течет тут, как донская вода…

- Зато и разбойников в этих местах хоть отбавляй… Известно: где

пожива, там и лихой люд…»

Романист-историк повествует об окрестностях Дубка, о п о ч и н к а х - небольших новых поселках. Воссозданы быт и бытие жителей Дубка, Подонья и Подстепья.

Земледельческий труд, строительное созидание часто прерывалось смертельными столкновениями с ворогом. Посему рядом с серпами, лопатами, вилами, цепами, боронами, граблями, сбруей хранились наплечники, мечи, секиры, дротики, шестоперы, а то и кольчуги, и щиты («… доспехи - свидетели первых походов и битв старого русского воина. С каждым из них было связано одно из тех дорогих воспоминаний, которые отмечают лестницу жизни, то заставляют сердце толаться и трепетать забытым волнением, то рождают грусть о невозвратном, о потерях, уже не вознаградимых ничем… Старые от мечей зазубрины, следы половецких стрел. Все эти вестники смерти, отбитые мужеством, стойкостью сердца и силой руки. Покрывшиеся налетом ржавчины мечи словно рассказывали длинные повести о походах на Дон… о битвах и сражениях, когда смерть витала над головами и мысль о бранной славе придавала силу ослабленному, израненному телу»).

В.Д. Ряховский, исследуя летописи, «преданья старины глубокой», как бы «реконструирует» исторические события… Сторожевые сигнальные огни. Горький можжевеловый дым. Вспыхивали костры в ночи, тревожный сигнал: «Татары идут!» Цепь огней протянуласт от далёкой степной окраины, с верховьев Дона, по Проне и на Оку, за Исады и на Ижеславец. Около жилья завыли псы, жители покидали тёплые избы и спускались к рекам.

Рассказ Кудряша:

« - В вечер, как зажгли в степях сигнальные огни, прибыли к князю гонцы с Дубка, с Дону-реки. Ходили дубчане-бортники на промыседл по Вороне и вышли на Польный Воронеж, что слывет в народе Онузом-рекой. И тут они увидели стан неведомых пришельцев и тьму войска… Воины те в рысьих шапках, с рысьими очами и, как женки, безволосы лицом. За спинами у тех воинов колчаны и луки, а в руках - кривые ножи. За рыскучим и быстрым войском тянутся неоглядные обозы - черные кибитки, верблюды и вьючные кони. В кибитках тех - женки в широких портах, а с ними многие дети… Погибель то идёт всей Русской земле…»

Д у б… Д у б о к… Эпосно-песенное долголетие обрели былинные сказания про могучий сказочный дуб.

Волшебные крылья устремляют в песенный космос задушевное повествование о том, как «среди долины ровныя, На гладкой высоте Цветёт, растёт высокий дуб В могучей красоте» («Высокий дуб, развесистый, Один у всех в глазах; Один, один, бедняжечка, Как рекрут на часах!»). Певческое содружество великороссов издавна озабочивалось судьбой обладателя «могучей красоты» («Взойдёт ли красно солнышко: Кого под тень принять? Ударит ли погодушка: Кто будет защищать? Ни сосенки кудрявые, Ни ивки близ него; Ни кустики зелёные Не вьются вкруг него»).

Шедевр лирико- психологического эпоса - «Рябина» (1864) И.З. Сурикова; нежно-пафосное повествование о горестном одиночестве тонкоствольного деревца(«Грустно, сиротинка, Я стою, качаюсь, Что к земле былинка, К тыну наклоняюсь»). Песенное раздумье («Там, за тыном, в поле, Над рекой глубокой, На просторе, в воле, Дуб растёт высокий. Как бы я желала К дубу перебраться; Я б тогда не стала Гнуться да качаться. Близко бы ветвями Я к нему прижалась И с его листами День и ночь шепталась…»).

Вековечная печаль, вековечная безысходность («Нет, нельзя рябинке К дубу перебраться! Знать, мне, сиротинке, Век одной качаться»).

Лермонтовское поэтическое озарение… - «Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.. - Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.. Немало я знаю рассказов мудреных и чудных». Автобиографическое раздумье-пожелание лермонтовского повествователя(«Надо мной чтоб, вечно зеленея, Тёмный дуб склонялся и шумел»).

«Широколиственный дуб» в стихотворении Афанасия Фета-Шеншина «Я люблю многое, близкое сердцу…» (1842) вдохновляет первые юношеские всплески «музыки груди». Многовековые великаны - у истоков «открытия мира» молодым поклонником прекрасного («Но и радость и мученья Мудро нам судьба дала»). Стихотворение «Одинокий дуб» (1856). - «Смотри, - синея друг за другом, Каким широким полукругом Уходят правнуки твои! Зачем же тенью благотворной Всё кружишь ты, старик упорный, По рубежам родной земли?». Древний фетовский дуб ( свидетель многовековой истории того же Ельца, тех же Орла, Дубка) побуждает воображение лирического к воссозданию картин и панорамы минувшего («И под изрытою корою Ты полон силой молодою. Так старый витязь, сверстник твой, Не остывал душой с годами Под иззубренною мечами, Давно заржавленной броней»). Автобиографический повествователь остро чувствует связь времён («Всё дальше, дальше с каждым годом Вокруг тебя незримым ходом Ползет простор твоих корней, И, в их кривые промежутки Гнездясь, с пригорка незабудки Глядят смелее в даль степей. Когда же, вод взломав оковы, Весенний ветр несет в дубровы Твои поблеклые листы, С ним вести на простор широкий, Что жив их пращур одинокий, Ко внукам посылаешь ты»).

… Дубок-на-Дону… Как и окрестные селения, испытал он много бед, лишений, разорений… Митрополит Пимен в 1388 году, совершая путешествие в Царьград, лицезрел сии места («Поидохом же от Переяславля Рязанского, провадиша же с нами и 3 струги, да насад на колесах, в четверток же приидохом к реке Дону и спустихом суды на реку на Дон…). Только что ордынцы побесчинствовали здесь («…и полыхом рекою Доном на низ. Бысть же сие путное шествие печально и уныньливо, бяше бо пустыня зело всюду, не бо бе видети тамо ничтож: ни града, ни села, аще бо и быша древле грады красны и нарочиты зело видением места точьо пусто же все и не населено»).

С.Н. Дегтерев и И.Ф. Малюков в книге «По Тихому Дону - от деревни Бегичево до села Перехваль» ( Санкт-Петербург, 2004) справедливо полагают: «Заслуги города Дубок, его героических защитников перед Русским Отечеством - велики. Крепость защищалась под руководством героев воевод знаменитых фамилий: князей Шуйских, Одоевских, Ермака, Воротынских и ряда других героев, имена которых история не сохранила, - констатируют краеведы. - И благодарные потомки должны сохранить их память - восстановить город Дубок. Не может русский народ терпеть того изуверства, когда лютые враги стирали города-крепости с лица земли. Пришло время возродить Дубок» (стр. 31).

В 1993 году камнерезами «Доломита» установлен обелиск Старому

Данкову - Дубку-на-Дону.

1.0x