Уважаемые друзья музея В.В.Маяковского! Я обращаюсь к вам за помощью. Музей — точнее, его оригинальную экспозицию — решили разрушить.
Речь идет об экспозиции, которая получила мировое признание. Речь идет об экспозиции, повлиявшей на создание отечественных и зарубежных литературно-мемориальных музеев конца ХХ-начала ХХI века. Речь идет об экспозиции, которая входит во все учебники и учебные пособия по музейному проектированию. Наконец, речь идет об экспозиции, куда посетитель приходит неоднократно, каждый раз получая новое впечатление и новую информацию. В том числе — о Маяковском.
И это объяснимо — экспозиция изначально создавалась не как собрание предметов, а как уникальное произведение искусства с музейной спецификой, вызывающее самые неожиданные ассоциации. Кстати, нарушая все правила тогдашнего "музейного дела". В ее создании принимали участие известные московские художники — Евгений Амаспюр (автор художественного проекта), Иван Лубенников (автор монументальных композиций), Андрей Волков (автор живописных инсталляций), Андрей Боков (автор архитектурной идеи), Игорь Обросов (автор графических инсталляций) и другие. Мы создавали не только новую экспозицию. Мы создавали новую музейную методику. Еще раз подчеркну: сегодня по ней работают многие музеи, в том числе — столичные.
Цель новых "геростратов" — создать примитивный аналог "Центра Помпиду": развесить в пространстве музея, освобожденного от уникальных музейных инсталляций, основой которых являются мемориальные предметы, "картинки" на тему "русский футуризм". Ничего нового они не могут придумать. О таком музее мечтали те, кто до сих пор сохраняет ненависть к нынешней экспозиции. Противники музея мечтали об этом двадцать лет. Мечта, похоже, осуществляется. Формальным поводом послужила статья Г.Ревзина в приложении к газете "Коммерсантъ". Известный искусствовед написал: "В Москве много хороших музеев. Но один — гениальный: Музей Маяковского". Кто это сможет вынести? Старая коллизия, "Моцарт и Сальери".
Теперь об исполнителях. В Москве появились "инопланетяне" Это относительно молодые люди, 35-40 лет, с сомнительным, чаще платным искусствоведческим образованием, не совершившие ничего позитивного в московской культуре, но обладающие наглостью, самоуверенностью и безнаказанностью. Конкретно кто? Первый заместитель руководителя Департамента культуры, госпожа Е.Проничева. Эту симпатичную "Катю" уже ненавидит театральная общественность Москвы. Вспомните, как ее "команда" решала вопрос с театром Гоголя. Музейное сообщество пока над ней смеется: человек ниоткуда, далекий от культуры и уж подавно от музейного дела. Поэтому ее "команда" уже "решила вопрос" со многими уважаемыми директорами музеев. В частности, с директором музейно-выставочного объединения "Манеж" и с директором музея-квартиры М.А.Булгакова. Сложно решить "проблему" с директором музея Истории Москвы: Г.И.Ведерникова оказалась "непотопляемой". Так что решили сделать паузу и заняться музеем Маяковского. С особым цинизмом. В юбилейном для истории музея году. Накануне 120-летия со дня рождения Поэта.
Начали, естественно, с директора. Светлана Ефимовна Стрижнева, заслуженный работник культуры РФ, когда-то возглавлявшая мемориальный музей Л.Н.Толстого в Хамовниках, в 1986-89 гг. совершила подвиг. Из "музея-метро", из "шашлычной", как называли, увы, многие коллеги музей Маяковского в те годы, она сделала уникальный музей, ставший четвертым объектом показа для иностранных туристов после "главных" музеев Москвы. С тех пор прошло много времени. На базе уникальной экспозиции проходят методические занятия, мастер-классы, театрализованные экскурсии для взрослых и юных посетителей. Плодотворно работает музейный "Театр Поэтов" — пространство для поэтических, музыкальных и театральных акций, имеющих свою аудиторию.
Однако осталось много нерешенных проблем. На сегодняшний день музей не имеет выставочного зала, торгово-буфетной рекреации и т. п. Всё это планировалось создать в соседнем с музеем доме. Рыночная экономика в начале 1990-х годов закрыла тему. Но музей нашел внутренние резервы. Многие проблемы — решаемы. Есть "Концепция модернизации и развития музея…", разработанная мною и молодыми сотрудниками музея, осознающими всю ценность действующей экспозиции. Цель — сохранить уникальную экспозицию и создать в экспозиционном и бывшем техническом пространстве зоны "живого музея": "кафе поэтов", торговые киоски, выставочный зал, медиа-библио информационный центр, телестудию и т. п. Еще раз подчеркну — не ломая основной экспозиции, которая нуждается в элементарной профессиональной реставрации. Она не устарела духовно, но необходимо что-то в ней подкрасить, подклеить и т. п.
Есть и проблемы с коллективом. Музей нуждается в укреплении руководства. В первую очередь — в молодом, грамотном экономисте, буквально — в "коммерческом директоре", способном создать бизнес-план или бизнес-проект на основе "Концепции модернизации и развития…". То есть — просчитать целесообразность и перспективу маркетинговых идей, выраженных в данной концепции.
Однако, что пытаются сделать московские "инопланетяне". Госпожа Проничева привела в музей свою подругу, Надежду Георгиевну Морозову. Не ищите ее имя в Интернете. Эта дама, претендующая занять должность директора музея(!), была уволена за профессиональную непригодность и за нарушение трудовой дисциплины из ведущего столичного музея — Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Кстати, эта дама до сих пор находится в судебных разбирательствах с крупнейшим музеем Москвы. Слава Богу, что он подчиняется Министерству культуры РФ.
Уважаемые друзья музея Маяковского, у вас есть вопросы по поводу "укрепления руководства"? Неужели мэр Москвы и руководитель Департамента культуры не ведают, что творят их подчиненные? В частности, симпатичные дамы, так похожие на женскую "команду Сердюкова"?