Авторский блог Георгий Коларов 16:32 10 июня 2014

Кто устроил препятствия для "Южного потока"

В нынешнем болгарском правительстве нет ни одной политической фигуры, ни одного технократа-специалиста, от которого можно было ожидать пророссийских симпатий и деятельности в направлении развития экономического, политического и даже дипломатического сотрудничества.

Я не рад, что оказался прав, когда уже целый год стараюсь объяснить русскоязычным читателям, кто именно взял власть Республике Болгария, после прошлогодних парламентских выборов. И очень даже авторитетные московские и питерские коллеги, и самые серьезные российские институции не хотели слышать предупреждений о том, что это правительство ни в коем случае не будет работать на укрепление и развитие российско-болгарских отношений.

По идее, в нем нет ни одной политической фигуры, ни одного технократа-специалиста, от которого можно было ожидать пророссийских симпатий и деятельности в направлении развития экономического, политического и даже дипломатического сотрудничества. Насчет последнего, весьма показательные предстоящие усложнения визового режима накануне туристического сезона, которые собирается ввести болгарская страна, чтобы угодить Брюсселю и Вашингтону.

По этому поводу, на рынке болгарской недвижимости, который проводился в Москве в апреле, молодой болгарский бизнесмен Панайот Павлов задал правительству несколько вопросов:

Почему остальные балканские и европейские страны – члены ЕС стараются облегчать визовой режим и оформление вида на жительство для россиян, несмотря на санкции в связи с украинским кризисом, а болгарское правительство прогибается перед Брюсселем? Почему правительства балтийских республик – Литвы, Латвии и Эстонии, которых никак нельзя обвинить в пророссийских симпатиях делают всевозможные облегчения для граждан Российской Федерации, а Республика Болгария, в которой правит правительство с мандатом Болгарской Социалистической Партии (БСП), отказывается это сделать? Почему такая далекая от России страна, как Испания, в которой правит проамериканское правительство, тоже вводит облегчения для российских туристов и хозяев испанской недвижимости, а Болгария усложняет процессы получения виз и вида на жительство?

Болгарское правительство не продемонстрировало никакой политической солидарности с Российской Федерацией, в ситуации, когда идет собирание русских земель и когда даже в Крыму местное болгарское меньшинство однозначно проголосовало за возвращение полуострова в состав России. Оно заняло однозначную критичную позицию к Москве и солидарную с Киевом, Брюсселем и Вашингтоном. В этом плане особенно перестарались председатель БСП Сергей Станишев (его мать из Херсона), премьер-министр Пламен Орешарский, министры обороны – Ангел Найденов и иностранных дел – Кристиан Вигенин. Последний даже побывал в Киеве и публично выразил солидарность с «западенцами». Не преминул продемонстрировать антироссийские установки и президент Росен Плевнелиев.

Надежды были на продолжение и развитие экономического сотрудничества, особенно в области энергетики - вроде никто не мог поставить под сомнением реализацию проекта «Южный Поток».

До последнего момента премьер-министр, министры-социалисты, эксперты настаивали, что это стратегически важный проект для Болгарии и не может быть и речи об его пересмотре. Вопли проамериканских политических сил, вроде Реформаторского Блока (РБ) и Союза Демократических Сил (СДС) утопали в общем хоре поддержки реализации строительства.

Однако в Вашингтоне решили, что не могут не воспользоваться украинским кризисом, чтобы не ударить по российским экономическим и геополитическим интересам. И, конечно, выбрали самое слабое звено в цепи государств, через территории которых должна будет проходить труба – Республику Болгария. Эта самая бедная страна – член ЕС, с самыми продажными политиками.

И кто они, эти продажные политики? Начнём с президента: Росен Плевнелиев является двоюродным братом покойного заместителя-председателя БСП, министра внутренних дел и нереализованного премьер-министра Николая Добрева. Пока тот был жив и здоров, Росен Плевнелиев торчал весь день на столичной улице Позитано, дом 20 (где располагается БСП), в надежде превратить свою родственную связь и биографию комсомольского и партийного секретаря в политический капитал. После кончины Добрева, активизировал свои бизнес-связи в Германии (где был эмигрантом на определенный срок) и подозрительно быстро разбогател. Таким образом, пробрался на самый верх бывшей правящей партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), не будучи ее членом, и вошел в ближайшее окружение ее лидера Бойко Борисова. Когда тот был избран премьер-министром, ТО назначил Росена Плевнелиева министром регионального развития. Именно тогда в Болгарию шел настоящий поток европейских денег на развитие инфраструктуры и министру было не очень трудно их освоить и отстроить новую шоссейную сеть страны. Таким образом, Плевнелиев набрал популярность и был определен Бойко Борисовым кандидатом в президенты. После занятия формально самого высокого поста (Болгария – парламентская, а не президентская республика), видимо его немецкие и другие европейские бизнес-партнеры напомнили о себе и стали требовать от него строго следовать в фарватере проевропейской, а зачастую и проамериканской политики (как в конкретном случае).

Премьер-министр Пламен Орешарский никогда не имел политического лица и не исповедовал никакой идеологии. Как его охарактеризовал известный политолог Огнян Минчев (кстати, исповедующий антироссийские и антикоммунистические установки), «он никогда не светился своим светом, ни раньше, ни тем более сейчас, после ослабления своих позиций». Это прежде всего специалист-финансист. Он был кандидатом в мэры Софии от ультраправого СДС. Потом левые переманили его на свою сторону и сделали министром финансов в кабинете «тройной коалиции» БСП, протурецкого Движения Прав и Свобод (ДПС) и монархического Национального Движения «Симеон Второй» (НДСВ). Тогда он показал себя специалистом. Когда в прошлом году его определили на посту премьер-министра, было понятно, что у него нет полномочий назначать своих министров, поскольку все они представляют определенные группировки в БСП и ДПС. Таким образом, министром обороны стал видный социалист Ангел Найденов – бывший офицер, радетель членства Болгарии в НАТО. Министром иностранных дел стал Кристиан Вигенин – правая рука председателя БСП Сергея Станишева. А министром экономики и энергетики был назначен тоже социалист – французский воспитанник Драгомир Стойнев, которой раньше долго занимался оргдеятельностью с молодыми социалистами.

Таким образом, про-натовское и евро-атлантическое лобби в БСП, или иначе говоря, соратники Сергея Станишева (который тем временем стал и председателем Партии Европейских Социалистов, отличающейся антироссийскими установками) заняло ключевые посты в правительстве. Еще год тому назад замминистра окружающей среды Чавдар Георгиев говорил бывшему министру внутренних дел Румену Петкову, что «это правительство не продвинет ни одного болгаро-российского проекта». К сожалению, сам Румен Петков признался в этом только сейчас, когда Пламен Орешарский уже объявил об отказе от «Южного Потока». И как объявил!?

После очередных заверений премьер-министра и министра энергетики, что вопреки замечаниям Европейской Комиссии и нажиму со стороны Брюсселя и Вашингтона, проект будет реализован, в Софию понаехала банда ковбоев (сенаторов). Ее возглавлял неугомонный ветеран Джон Маккейн, который посвятил остаток своей жизни борьбе с Россией (видимо придется согласиться с В. В. Путиным, что долгое пребывание в вонючей яме, во вьетнамской тюрьме подействовало на его психику, в сторону антироссийского и антикоммунистического фанатизма). С ним были его достойные последователи Кристофер Мэрфи и Рон Джонсон. Последний, на пресс-конференции с премьер-министром сказал следующее: «Лучшая оборона – это нападение. Лучшее нападение против Путина – это увеличение энергетической независимости Болгарии. Надо противостоять атакам Путина увеличением евроатлантической солидарности, нашей дружбы и сотрудничества».

И сразу после этого, премьер-министр Пламен Орешарский объявил о замораживании проекта «Южный Поток», до решения Еврокомиссии.

Потом уже в самой Еврокомиссии, кое-кто проявил остатки здорового разума, и было объявлено, что «Южный Поток» не отменяется, только надо его привести в соответствии с европейским законодательством. Тогда уже в болгарском правительстве совсем запутались. Министр экономики и энергетики Драгомир Стойнев, который в этот момент находится в Пекине, решил не злить своих китайских хозяев антироссийскими выпадами и передал оттуда, что вопрос не в том, отменять или не отменять строительство, а как построить. К этому времени уже все политические оппоненты правительства определили слова Орешарского, сказанные перед журналистами, сразу после встречи с Маккейном и компанией, как «позор не только для него и для правительства, но и для Болгарии». Так думают и уже упомянутые Бойко Борисов и Румен Петков (который присоединился к Альтернативе для Болгарского Возрождения – бывшего президента Георгия Първанова) и многие другие.

В БСП (которая расколота на две части в отношении украинского кризиса и введению санкций против России) решение премьер-министра было воспринято неоднозначно. Зампредседателя партии и председатель Комиссии по внешней политики 42-го Народного Собрания Янаки Стоилов недоумевает, почему надо останавливать реализацию проекта, если можно его просто немножко корректировать. Он и его комиссия до этого декларировали, что «против таких экономических санкций против РФ, которые принесут вред самим гражданам ЕС и другим государствам, воспрепятствуют реализацию проектов типа «Южного Потока», которые являются самыми важными для Болгарии и других государств – членов ЕС». Его мнение состоит в том, что этот вопрос надо решать в трехстороннем формате Москва – София – Брюссель, без участия Вашингтона, которого проект не касается. Он считает, что правительство исчерпало кредит доверия.

Нельзя с ним не согласиться, что это правительство больше не сможет управлять страной. Очередные чрезвычайные парламентские выборы состоятся, скорее всего, в конце сентября – начале октября. Так считают все политические обозреватели и эксперты. Вопрос в том – что будет после них? Европейские выборы показали, что ни одна из пророссийских политических сил не в состоянии завоевать доверие избирателей. В силу полной внутренней коррумпированности и безалаберности руководств. И кто тогда будет продвигать совместные энергетические проекты?

1.0x