Авторский блог Алина Уханова 19:03 14 декабря 2016

Я памятник себе воздвиг нерукотворный...

Не могут люди вечно быть живыми, но счастлив тот, чьё помнить будут имя (Навои). Чтобы помнить о Пушкине, обязательно ли в него играть?

На фото - сцена из спектакля "Медная бабушка" (подробности о спектакле далее в тексте).

Они тень Гамлета из гроба вызывают,
Маркиза Позы речь на музыку кладут,
Христа Спасителя для сцены сочиняют,
И будет петь Христос так, как и те поют....

Константин Случевский "В театре"

Всем известно, Жизнь - Театр.
Этот - раб, тот - император,
Кто - мудрец, кто - идиот,
Тот молчун, а тот оратор,
Честный или провокатор,
Людям роли бог даёт.
Для него мы все - игрушки,
Расставляет нас с небес...
Александр Сергеич Пушкин,
А напротив - Жорж Дантес!

Валентин Гафт

Раз "людям роли бог даёт", то "Вся наша жизнь - игра, а люди в ней - актёры".

Здесь у меня сегодня в главной роли АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН!

Творчество Великого поэта как в стихах, так и в прозе сопровождает нас с раннего детства. Композиторы по стихам пишут романсы, по поэмам, повестям и романам - оперы и балеты.

Спектаклям и кинофильмам несть числа.

А как же нам интересен сам образ этого загадочного человека. Многие авторы пытаются описать словами его внешность, мысли и поступки. "А душу можно ль рассказать?"

У поэта соперников нету —
ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас — о себе.

Руки тонкие к небу возносит,
жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит:
это он не за вас — за себя.

Но когда достигает предела
и душа отлетает во тьму...
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.

То ли мёд, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм...
Всё, что было его,— нынче ваше.
Всё для вас. Посвящается вам.
Булат Окуджава

Для НАС ставятся спектакли, снимаются фильмы, где Пушкина ИГРАЮТ! А НАДО ЛИ?

Ф.Г. Раневская говорила: "Пушкин - сам музыка. Не надо играть Пушкина... Пожалуй, и читать в концертах не надо. А тем более танцевать... И самого Пушкина ни в коем случае изображать не надо. Вот у Булгакова хватило такта написать пьесу о Пушкине без самого Пушкина".

Историк и пушкинист П. Е. Шёголев, автор книги «Дуэль и смерть Пушкина», считал, что «Пушкина можно и должно выводить на сцене, но только в достойном его виде» .

Я присоединяюсь к мнению замечательной актрисы.

Далее, конечно же, речь пойдёт не о чтении и не о танцах. А как у Гамлета: "Быть или не быть?", так и у нас, почитателей великого поэта: играть Пушкина или не играть?

А.А. Грин (не путать с А.С. Грином) в своей работе (1961г.) "Образ А.А. Пушкина в драматургии и на сцене" (http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=oW91zcdrBN8%3D&tabid=10370)пишет: "До 80-х годов XIX столетия пьес о Пушкине, написанных русскими авторами, не было и не могло быть: царская цензура строжайше запрещала касаться пушкинской темы...Ввиду как близости к (тому) времени кончины поэта, так и нахождения в живых его детей".

По антологии, приведённой в выше названной статье, мы отмечаем, что в последующем написано порядка 40-ка драматических произведений о личности поэта. Одни из них были в своё время запрещены к постановке, другие ставились на сценах клубов, периферийных подмостках. И лишь с десяток пьес украшали афиши столичных театров.

Я же попыталась далее 1961 года проследить за удлинением этого списка. При этом действительно заметила, что в 60-ые годы, как пишут и критики, Пушкиным занимались мало, в 70-ые годы появилось несколько пьес, а далее - по сегодняшний день - лишь отдельные "всплески".

В своей работе остановлюсь лишь на нескольких авторах пьес, постановках на различных театральных площадках и исполнителях роли А.С. Пушкина в них.

В отдельные моменты я буду опираться на авторитетное для меня мнение Марины Юрьевны Дмитриевской, театрального критика и театроведа, которая в статье "...И назовёт меня всяк сущий в ней язык" (http://ptj.spb.ru/archive/81/writer-as-character/i-nazovet-menya-vsyak-sushhij-vnej-yazyk/) так определила стремление драматургов писать о Пушкине: "... различные исторические периоды требовали на сцену Пушкина, чтобы эмигрировать в неведомые сферы бытия, где располагался «наше всё".

1.

И начну с той самой пьесы о Пушкине, но без Пушкина, о которой говорила Ф.Г. Раневская.

5 сентября 1935 года газета "Вечерняя Москва" сообщила: "Драматург М. А. Булгаков закончил новую пьесу о Пушкине. Пьеса «Последние дни (Александр Пушкин)» предназначается к постановке в Театре имени Вахтангова". (Для своей Пушкинианы я распечатала её из Интернета).

Эта пьеса о последних днях жизни Пушкина после дуэли. Среди действующих лиц пьесы поэта нет...

Лишь только после смерти Булгакова впервые текст пьесы "Александр Пушкин" зазвучал со сцены, но не театра им. Вахтангова, а в спектакле МХАТа "Последние дни". Премьера состоялась 10 апреля 1943 года. Режиссерами постановки были В.Я. Станицын и В.О. Топорков. Спектакль продержался на сцене шестнадцать лет.

Вначале роль Наталии Пушкиной репетировала А. И. Степанова, а затем уже в готовый спектакль была введена А. К. Тарасова.

Вот мнения в то время живущих писателей и критиков:

*Писатель В. Каверин в своих «Заметках о драматургии Булгакова» пишет о том, что отсутствие Пушкина среди действующих лиц продиктовано, как кажется ему, В. Каверину, тактом художника, глубоко чувствующего современное, новое отношение к поэту. Булгаков не захотел вторгнуться в это "тайное тайных».

*«Талантливый драматург, — пишет критик В. Калмановский, — рассказал о судьбе Пушкина так глубоко и сильно, как никто другой из беллетристов, писавших о нём. Пьеса рож­дает чистое и строгое впечатление великого подвига поэта, его трагической доли. М. Булгаков сумел достичь этого, не вводя в действие самого Пушкина. Он, очевидно, не без оснований счи­тал, что гений должен жить в сознании потомков таким, каким он воплощён в собственных созданиях».

*А.А. Грин считает, что "сила пьесы М. А. Булгакова (в том), что образ Пушкина предстает перед зрителем во всем своем величии и западает глубоко в его душу, несмотря на то, что поэт присутствует на сцене «невидимкой». Драматург показывает нам живого Пушкина через его окружение, через его друзей и врагов".

2.

В 1936 году поэтом А.П. Глобой была написана трагедия в стихах «Пушкин» (книжечка поглядывает на меня с пушкинской полки).

В 1949 году пьеса эта режиссёром В.Г. Комиссаржевским была поставлена на сцене театра имени М.Н. Ермоловой.

Роль Пушкина исполнил Якут Всеволод Семёнович (Абрамович); — советский российский актёр театра и кино. Актёр, в течение почти 20 лет сыгравший роль Пушкина 840 раз.

* Вот отклик А.А. Грина: " Спектакль о Пушкине не смог бы стать выдающимся событием в жизни советского искусства, если бы на сцене театра имени М. Н. Ермоловой не оказалось замечательного воплотителя образа Пушкина в лице народного артиста РСФСР В. Якута. Пушкин у Якута прежде всего поэт и гражданин, образ, как верно выразился критик П. А. Марков, синтетический: «вклю­чающий и горечь обиды, и негодование, и красоту дружбы, и высокую любовь». Пушкин в прекрасной интерпретации Якута, на наш взгляд,, светится непостижимой внутренней красотой, сверкает остроумием, жизнерадостностью. Поэт в самые тяжёлые моменты, выпадающие на его долю, не предается унынию. Да, это настоящий Пушкин, тот Пушкин, образ которого хранит в своем сердце и сознании народ".

*Кочетов В. А. в статье "Спектакль о великом поэте" (Вечерний Ленинград. 1955. 3 янв.) пишет: «Оживленно оборачивается Пушкин—Якут к собеседнику; скрестив руки и опираясь о стену плечом, с ненавистью смотрит в окно при упоминании о врагах; закинув ногу на ногу, свободно откидывается на спинку дивана…». А М.Ю. Дмитриевская добавляет: "Пьеса эта обрекла немало артистов (в том числе и знаменитого В. Якута) скрещивать руки у колонны и хвататься за гусиное перо в сцене сочинения стихов. Так рождался штамп, пародия на Пушкина, театральная кукла с живой мимикой и экспансивными жестами".

Прежде чем перейти к следующему спектаклю о Пушкине, считающемуся у критиков самым сильным, обращусь опять к рассуждениям Марины Дмитриевской:"... возможен ли вообще спектакль о Пушкине? О поэте? О гении? Сыграть гениальность, как кажется, невозможно в принципе. Поэтому речь лишь о сколько-нибудь оптимальном приближении к образу, и, что существеннее, — к образу поэта".

3.

В 1970 году Л.Г. Зорин написал пьесу «Медная бабушка» (фото на заставке), рассказывающую о событиях, происходящих с А.С. Пушкиным в мае-августе 1934 года, связанных с попыткой продать медную статую Екатерины II, полученную в приданое Натальей Николаевной от её деда. (Так же, как и первая названная мной пьеса, распечатана из интернета).

В начале 1970-х годов пьесу репетировали во МХАТе, где художественным руководителем уже был Олег Николаевич Ефремов. Режиссером спектакля был назначен Михаил Казаков, роль Александра Сергеевича Пушкина репетировал Ролан Быков (через 20 лет ставший народным артистом СССР).

Но сыграть её актёру не удалось. После последнего прогона готовый спектакль был закрыт: старейшинам МХАТа и министру культуры Фурцевой данная интерпретация образа Пушкина не понравилась. В.Я. Станицын на обсуждении спектакля шумно потребовал слова. Он сказал, что сегодняшнее поражение не случайно, ибо стремление автора было практически невыполнимо. Пушкина нельзя воссоздать, нельзя написать, на то он и Пушкин…

А вот что позже писал известный пушкинист В.С. Непомнящий: “Непонятно, как играть гения, тем более Пушкина. Но перед нами был гений и… Пушкин. Как это у него (У Р. Быкова, естественно) получалось, постигнуть было совершенно невозможно. Ни ярких сценических приёмов, ни остроумных режиссерских ходов, из тех, что должны «помочь» артисту выразить невыразимое, ни эффектных актёрских «штучек», имеющих ту же цель, — ничего!

В этом было что-то нездешнее, мы не понимали, где мы; по лицу Татьяны Григорьевны Цявловской, изучавшей Пушкина полвека, лились слёзы, семидесятилетний Илья Львович Фейнберг был порой похож на мальчика, наблюдающего канатоходца, в глазах Натана Эйдельмана сияло счастье узнавания, а у меня, наверное, лицо было просто дурацкое: не склонный к мистическому фантазированию и визионерству, я тем не менее почти физически ощущал себя в каком-то другом пространстве — так летают во сне".

То же самое сказал об актёре и автор пьесы Леонид Зорин во время последнего прогона: «Я впервые увидел Ролана Быкова в гриме. Ещё он не произнёс ни звука, а я уже похолодел от предчувствия, от радостной, благодарной дрожи. В каком-то чаду я смотрел на сцену, испытывая предсмертный восторг…».

Лишь только в 1975 году спектакль «Медная бабушка» был поставлен в МХАТе. Образ поэта был воссоздан постановщиком спектакля Олегом Ефремовым (на фото - слева сидит). Поскольку ростом он был значительно выше, чем реальный Пушкин, то играл, ни разу за весь спектакль не встав со стула...

Однако, как вспоминает актёр Всеволод Шиловский: "По мнению критиков, «Медная бабушка» сразу стала эталоном режиссуры и актёрской игры".

P.S. В течение без малого тридцати лет Козакова, ушедшего из МХАТа, не оставляла мысль вернуться к пьесе. Мечта осуществилась в 2004 году: «Я снял двухсерийный фильм для канала «Культура» по пьесе своего любимого Леонида Зорина «Медная бабушка». Пьеса изумительная, в ней достаточно серьёзные проблемы поднимаются — поэт и власть, поэт и его ближайшее окружение... Это трудная, замечательная пьеса о Пушкине».

Сценарная разработка пьесы «Медная бабушка» для ТВ осуществлена М. Казаковым. В роли Пушкина выступил артист Виктор Гвоздицкий.

Вот здесь её можно посмотреть:http://alltheater.ru/watch.php?vid=5203442da

4.

В Московском Губернском драматическом театре под руководством Сергея Безрукова в теперешнем, 2016 году, в репертуаре значится спектакль "Пушкин" по пьесе Виталия Безрукова. Конечно же, в главной роли - Сергей Безруков. Он же и режиссёр постановки.

История же этого спектакля началась в начале XXI века, в 2002 году, на сцене театра им. М.Н. Ермоловой, и название его было несколько длиннее - "Александр Пушкин". А вот режиссёром тогда выступил сам автор пьесы Виталий Безруков, написавший её собственно для своего сына.

Действие пьесы охватывает большой период жизни поэта, со ссылки в Михайловское и приезда туда Пущина в 1825 году до трагической дуэли в 1837-м.

В период с 2002 по 2010 г.г. на спектакль в театр Ермоловой нам попасть не случилось. А вот в Губернский театр, куда спектакль плавно перетёк вместе с исполнителем в 2013 году, можно было бы пойти. Но...

Изучив профессиональную критику о спектакле: (http://www.smotr.ru/2002/2002_erm_push.htm)

и Зрительские отклики: (http://www.teatr.ru/th/perfcomm-view.asp?perf=8312), нам, близко знакомым с биографией и творчеством Пушкина, не достаёт "мужества" потратить 4 часа на сие действо. Ждём телевизионной версии спектакля, ведь телевизор можно выключить.

Чтобы быть пОнятой читателями, приведу лишь несколько отрывков из внушительных рецензий и высказываний.

Роман Должанский: "Сие драматургическое произведение представляет собой комический гибрид школьных банальностей о Пушкине и нелепых фантазий о нём".

Марина Давыдова: "При создании своего пространного... произведения Безруков-старший пользовался, судя по всему, тремя основными источниками - школьными учебниками, статьями из энциклопедических словарей и рассказами о Пушкине Даниила Хармса...Этот документ эпохи, идущий в нескольких десятках метров от Красной площади нельзя пропустить. Хотя бы потому, что оно совершенно опровергает знаменитую строчку Хармса, на которого так понадеялись Безруков-fils и Безруков-pere: «Трудно сказать что-нибудь о Пушкине тому, кто ничего о нём не знает». Именно тому, кто не знает, как раз и не трудно".

Алексей Филиппов: "Автор путешествует по пушкинской биографии, трактуя ее в меру своего разумения".

Елена Ямпольская: "...Пушкин сыгран всё теми же тремя красками: мальчик резвый, кудрявый, влюбленный - раз; дураковаляние, хлестаковщина - два; лихорадочный пафос, трясущиеся губы, нервы в клочья - три".

Ирина Алпатова: "Главного героя можно было бы воспринять как некий художественный образ, если бы не уморительное портретное сходство. Гримеры и впрямь постарались на славу... При этом пушкинская голова почему-то выглядит бутафорской, насильственно водруженной на субтильную фигурку актёра. Вроде бы и впрямь Пушкин, но какой-то ненатуральный...

...В общем - галопом по Европам, с остановками на узловых станциях. Временами живенько, временами смешно, для непосвященных даже любопытно. Хотя остались ли в России непосвященные в "наше все"?".

Александр Соколянский: "Спектакль поначалу вызывает оторопь, потом - безудержный смех и наконец - недоумение: неужто всё это делалось всерьёз?

...мы живём при торжестве кича, люди отвыкают читать...".

Нателла 22.03.2014г.: "Мне в этом спектакле понравилось всё - и режиссура, и сценарий, и актёры. "Русское" крепкое слово было уместно и не оскорбляло. (Критикам лучше бы на остановках и в общественных местах бороться за нравы). Пушкин выражался и покрепче. А частушки - народное достояние, из песни слова не выбросишь. В конце спектакля хотелось кричать " Пушкин! Пушкин!".

... Не знаю, кто лучше Сергея Безрукова сможет показать поэта - что-то мы до сих пор таких не знаем... Но кто скажет - как говорил, двигался Поэт в жизни? Какие у него были мимика и жесты? Сергею браво! Он лучший Пушкин нашего времени...".

Мария 27.10.2014г. :"Была на этом "спектакле" в Московском губернском театре 25.10.2014 г. Разочарование. Остался на душе очень неприятный осадок, как будто четыре часа купалась в грязи. После этого "действа" хочется долго-долго стоять под душем, смывая "впечатления". Пошлая, бесконечная "мыльная опера". Бездарное, нелепое кривлянье. Только для фанатов Сергея Безрукова...".

Наверное, к этим выдержкам уместно присоединить и известную Эпиграмму самого Александра Сергеевича к пьесе Виталия Безрукова:

Арист нам обещал трагедию такую,
Что все от жалости в театре заревут,
Что слёзы зрителей рекою потекут.
Мы ждали драму золотую.
И что же? дождались - и, нечего сказать,
Достоинству её нельзя убавить весу,
Ну, право, удалось Аристу написать
Прежалкую пиесу.

А вот Сергею Безрукову от Сергея Дурова, поэта XIX века:

Когда трагический актёр,
Увлёкшись гением поэта,
Выходит дерзко на позор
В мишурной мантии Гамлета, —

Толпа, любя обман пустой,
Гордяся мнимым состраданьем,
Готова ложь почтить слезой
И даровым рукоплесканьем...

Вспомним опять самого героя пьесы: "...Над вымыслом слезами обольюсь...".

P.S.

Перечитав то, что у меня получилось, я ещё раз утверждаюсь во мнении - не надо играть Пушкина!

И подтверждением тому опять привожу мнения уважаемых авторов:

М.А. Булгакова: «У каждого из нас — есть свой Пушкин, своё представление о нём, своя любовь к нему, своя неизгладимая горечь утраты".

М.Ю. Дмитриевской: "Как иконописный лик святого не имеет отношения к реальному человеку-мученику, так и сценический Пушкин не имеет отношения к реальному Александру Сергеевичу. Он — исключительно миф, некая национальная идея".

А в душе я всё-таки надеюсь, что может быть и при моей жизни появится-таки актёр, подобие Ролана Быкова, который сможет воплотить на сцене любимый образ Поэта в достойной пьесе (помните, как говорил П.Е.Щёголев?!).

1.0x