Натурфилософ и естествоиспытатель Николай Коперник(1473-1543), также как и Бруно, и Леонардо да Винчи, прославился своими трудами на втором этапе эпохи Возрождения.
Николай Коперник учился много и упорно. Сначала в Краковском университете, затем в Болонском. Впоследствии епископ Фабиан Лузянский «высоко оценивал работу Коперника-медика» (Николай Коперник. 100 человек, которые изменили ход истории.№62, 2009. Москва, De Agostini, стр.13). Особенно Николай славился умелым лечением малярии.
В Краковском университете Коперник научился пользоваться приборами для астрономических наблюдений. Это произошло потому, что он уговорил профессора астрономии Альберта Брудзевского вести с ним индивидуальные занятия. В Болонье Копернику «довелось увидеть редкое астрономическое явление – покрытие Луной Альдебарана…» (Николай Коперник. 100 человек, которые изменили ход истории.№62, 2009. Москва, De Agostini, стр. 10). «Тогда же Николай Коперник усомнился в непреложной истинности геоцентрической системы. Профессор Новара (астроном – Н.Д.) разделял мнение ученика, поскольку обнаружил в "Географии" Птолемея некоторые неточности в расчёте широты" (Николай Коперник. 100 человек, которые изменили ход истории.№62, 2009. Москва, De Agostini , стр.10).
Закончив учёбу, Коперник стал служить в епархии, ведь он, прежде всего, изучал богословие. Служба предоставляла ему много свободного времени, и он серьёзно занялся астрономией. Его заинтересовало попятное движение планет: «по какой-то причине они замедляют своё обычное движение, затем останавливаются вообще, после чего начинают, с точки зрения земного наблюдателя, двигаться в обратном направлении, пока, наконец, вновь не остановятся и возобновят нормальный ход» (Николай Коперник. 100 человек, которые изменили ход истории.№62, 2009. Москва, De Agostini, стр.12). Геоцентрическая система Птолемея не могла объяснить подобное явление. Коперник начал искать объяснение в трудах античных учёных. У пифагорейца Филолая он нашёл мысль о нецентральном положении Земли в космосе, затем у Аристарха Самосского, жившего в III веке до н.э., Николай нашёл предположение, что «центром Вселенной является Солнце, вокруг которого движутся и Земля, и другие планеты» (Николай Коперник. 100 человек, которые изменили ход истории.№62, 2009. Москва, De Agostini, стр.12).
И тогда учёный понял, что попятное движение планет «представляет собой иллюзию, причина которой – в разной орбитальной скорости Земли и остальных планет.
Почему нам кажется, что Солнце совершает вокруг Земли оборот за сутки? Коперник вслед за некоторыми другими учёными пришёл к выводу, что Земля вращается вокруг собственной оси» (Николай Коперник. 100 человек, которые изменили ход истории.№62, 2009. Москва, De Agostini, стр.12-13). И делает полный оборот за сутки.
«Николай Коперник при жизни выпустил в свет два труда. Сочинение «Об обращениях небесных сфер» (с изложением гелиоцентрической системы – Н.Д.) вышло накануне смерти астронома» (Николай Коперник. 100 человек, которые изменили ход истории.№62, 2009. Москва, De Agostini, стр.14). « Ещё раньше, в 1509 году, он опубликовал «Моральные, деревенские и любовные письма Феофилакта Симокаты, схоластика», переведя их с греческого языка на латынь" ( Николай Коперник. 100 человек, которые изменили ход истории.№62, 2009. Москва, De Agostini, стр.14), что ещё раз говорит нам о многосторонности этого выдающегося учёного.
Гелиоцентрическая система, открытая Коперником, позволила оценить размеры Солнечной системы, которые оказались намного больше, чем предполагалось прежде. И эти расчёты произвели учёные Тихо Браге и Оле Рёмер. Основать новую астрономическую систему Николаю помог «принцип относительности Кузанского, согласно которому в мироздании невозможно различить центр и окружность, так как это требует соотнесения сферы вселенной с бесконечностью.
Другие постулаты астронома: «Мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности», «Сфера неподвижных звёзд находится в покое», а «все остальные небесные тела имеют круговое вращение»» (С. Р. Аблеев. История мировой философии. АСТ. Астрель. Москва. 2002, стр.127).
Коперник допускает, что, кроме Солнца, «могут быть и другие центры вращения. Причина вращения небесных тел – их собственная природа. Внешние источники движения (Бог или Неподвижный Двигатель, ангелы и т.д.) не нужны» (С. Р. Аблеев. История мировой философии. АСТ. Астрель. Москва. 2002, стр.127). Из гелиоцентрической теории следует, что разделение мира на «земную» и «небесную» сферы безосновательно.
«Все эти рассуждения подрывали основу теологического мировоззрения» (С. Р. Аблеев. История мировой философии. АСТ. Астрель. Москва. 2002, стр.127) и имели революционное значение. Но был у неё и один серьёзный недостаток – «отказ от принципа иерархической организации бытия. То, что наука Нового и Новейшего времени не признавала реальность трансфизического космоса (миров высших измерений), в определённой мере является следствием воззрений астрономов и натурфилософов Возрождения.
Николай Коперник ещё не даёт определённого ответа на вопрос о пределах Вселенной» (С. Р. Аблеев. История мировой философии. АСТ. Астрель. Москва. 2002, стр.127). Это сделал Бруно.