Авторский блог Владислав Мальцев 18:13 28 декабря 2015

Казанский майдан

24 ноября давно уже захиревший Татарский общественный центр неожиданно активизировался и потребовал на своём съезде сохранения в Татарстане президентской должности, чего уже давно добивается и местный истеблишмент. Не иначе как по странной случайности дата для заявления была вновь выбрана в момент обострения ситуации на южных рубежах России – в тот день в небе над Сирией турки сбили наш штурмовик Су-24. Вслед за этим заявление о том, что отмена поста президента в Татарстане «может стать ударом по национальным чувствам татар всего мира», озвучивается журналистами из республики на большой пресс-конференции Владимира Путина.

Государственный совет Татарстана 24 декабря принял решение требовать от Москвы изменения федеральной концепции образования, предлагающей ввести в государственных школах «единую государственную систему обучения русскому языку как неродному, предполагающую обязательное обучение основным предметам на русском языке в сочетании с углублённым изучением родных языков и культур». Попытка отменить в республике обучение русских татарскому языку вызвала необычайную озабоченность со стороны местных представителей законодательной и исполнительной власти.

«Это возвращает нас к 90-м годам, когда люди вышли на улицы тысячами!» – 15 декабря заявил на заседании комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета Татарстана депутат Ренат Закиров. Возмущение парламентария, являющегося также главой исполкома Всемирного конгресса татар, вызвал проект новой федеральной концепции образования, предлагающий ввести в государственных школах «единую государственную систему обучения русскому языку как неродному, предполагающую обязательное обучение основным предметам на русском языке в сочетании с углублённым изучением родных языков и культур».

«Это напоминание выглядело плохо скрытой угрозой», – отмечают журналисты. Стоит вспомнить, что за «безудержная толпа», по выражению Закирова, вышла тогда на улицы.

«Народ в эти дни вышел на майдан, требуя лишь одно – независимости», – заявила 18 октября 1991 года в Верховном Совете Республики Татарстан народный депутат, глава партии «Иттифак» Фаузия Байрамова. Происходившее в те дни в Казани действительно до мелочей напоминало Майдан в Киеве 13 годами спустя. Около 5 тысяч боевиков партии «Иттифак» и Татарского общественного центра, свезённых со всех концов республики, избивали сотрудников милиции и пророссийских демонстрантов, пытались штурмовать здание парламента. Газета «Вечерняя Казань» писала 15 октября 1991 года по горячим следам событий: «Колонна участвовавших в митинге Демократической партии России граждан Казани передислоцировалась с санкционированного горисполкомом места проведения митинга – парка Горького – к оперному театру. Небольшая колонна из ста человек была встречена напористыми криками "Азатлык" ("Свобода". – "НГ") многотысячной толпы "истинных сторонников суверенитета"… Масса народа, отличительной чертой которой были зелёные повязки и зелёные знамёна, еле сдерживалась плотной шеренгой милиции. Затем в нескольких местах кордон удалось прорвать… Рекрутированные из Набережных Челнов "пассажиры" десятка автобусов… добрались-таки до российских знамён. Несколько из них были изорваны в клочья, в нескольких местах была спровоцирована драка». 18 октября министр внутренних дел Татарской ССР Сергей Кириллов рассказал в Верховном Совете ещё кое-что о событиях 15 октября: «В 13.50 при прохождении одной из групп милиции для занятия определённого места для несения службы в районе магазина "Миру – мир" большое количество митингующих неожиданно напали на этих сотрудников. С криками, свистом начали наносить побои, забрасывать камнями и бутылками, препятствовать их продвижению на указанное в дислокации место. При этом они кричали милиционерам: "Вы имперские крысы! Позор! Убийцы!.." Около 14 часов митингующие предприняли несколько попыток прорваться в здание правительства через милицейские заслоны. Цель этого совершенно ясна: ворваться на сессию (Верховного Совета. – "НГ"), оказать психологическое, а может быть, другое воздействие на депутатов. Причём все эти попытки сопровождались угрозами, нанесением ударов палками, древками флагов… В сотрудников милиции бросали палки и камни, ломали скамейки в сквере… В результате травмированы в общей сложности 16 сотрудников милиции».

Момент для требования суверенитета Татарстана был выбран неслучайно. После того, как 5 октября 1991 года в Грозном вооружённой оппозицией было захвачено здание КГБ Чечено-Ингушской Автономной Советской Республики с его арсеналами, Москва пыталась восстановить контроль за мятежным регионом. В Беслан была переброшена дивизия КГБ имени Дзержинского. 7 ноября 1991 года президент России Борис Ельцин подписал указ «О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской Республике», в котором предписывалось разоружить действовавшие в Чечне бандформирования. Однако здание МВД в Грозном, куда к тому времени прибыла и спецгруппа из Москвы, было осаждено боевиками. В итоге, на фоне конфликта полномочий Ельцина и Горбачёва, Москва пошла на попятную. Как рассчитывали в Казани, будучи занятой на юге, власть Федерации не сможет ликвидировать ещё одну попытку сепаратизма. 24 октября 1991 года Верховный Совет республики принимает постановление «Об Акте государственной независимости Республики Татарстан».

Объявление суверенитета Татарстана мотивировалось его руководством в диалоге с Москвой необходимостью публично лавировать ввиду действий националистов. Однако в последующем, когда ряды праворадикалов стремительно поредели, власти республики без какого-либо давления демонстрировали весьма схожие действия. 15 сентября 1999 года во время боевых действий в Дагестане против отрядов Басаева и Хаттаба Государственный Совет Татарстана принял решение приостановить в республике призыв в российскую армию и отозвать с Кавказа уже призванных местных срочников. С законодательной инициативой о запрете отправки татарстанских призывников в прочие регионы России в октябре 1991 года выступала и Байрамова. Возникает впечатление, что перед нами лишь хорошо известная «игра в злого и доброго следователя».

Особенно укрепляется такое впечатление на фоне совсем недавних событий. 24 ноября давно уже захиревший Татарский общественный центр неожиданно активизировался и потребовал на своём съезде сохранения в Татарстане президентской должности, чего уже давно добивается и местный истеблишмент. Не иначе как по странной случайности дата для заявления была вновь выбрана в момент обострения ситуации на южных рубежах России – в тот день в небе над Сирией турки сбили наш штурмовик Су-24. Вслед за этим заявление о том, что отмена поста президента в Татарстане «может стать ударом по национальным чувствам татар всего мира», озвучивается журналистами из республики на большой пресс-конференции Владимира Путина.

Реакция истеблишмента Татарстана на обострение отношений России с Турцией вообще оказалась отличной от прочей страны. «Разные случаи бывают. Война есть война. Не хотелось бы дальнейшего развития», – заявил 25 ноября первый президент (это официальный статус) и советник действующего главы республики Минтимер Шаймиев. Ещё более ясно выразился в тот же день председатель правления Торгово-промышленной палаты Татарстана, тесно сотрудничающей с местными властями, Шамиль Агеев: «Сбили самолёт, но это не значит, что инцидент произошёл по приказу президента Турции или турецкого народа. Никому думать так не нужно, а вот нагнетание атмосферы, так называемого патриотического истеризма – это не столь правильно». Последняя фраза – на скверном русском языке, но буквализм тут для передачи мыслей автора даже хорош.

Популярнейшее издание республики «Бизнес Online» 30 ноября подвергло критике решение министра культуры России Владимира Мединского прекратить контакты с базирующейся в Анкаре организацией ТюркСОЙ (аббревиатура от турецкого Türk Kültür ve Sanatları Ortak Yönetimi – Организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства), выбрав для статьи об этом такой заголовок: «Владимир Мединский требует от Татарстана отречься от тюркского мира». С вопросом об этом же татарстанское издание 17 декабря выставило свою журналистку и на пресс-конференции Владимира Путина. В принципе, откровенно говорится о мотивах таких шагов в статье, вышедшей в «Бизнес Online» 26 ноября: «Каждый четвёртый доллар иностранных инвестиций в Татарстан вложили турки, для которых республика всегда была опорным регионом в России». 2 декабря это повторил в интервью интернет-изданию и Шамиль Агеев. Истерия по поводу того, что «десятки тысяч людей останутся без работы» из-за экономического разрыва с Турцией, набрала на страницах татарстанских изданий немалый накал.

Ответ президента России на большой пресс-конференции оказался довольно чётким. Во-первых, однозначно указано неприятие турецкого руководства и отказ сотрудничать с ним, необходимость экономических санкций против Турции. Во-вторых, не был осуждён разрыв с ТюркСОЙ, чего явно добивались из Казани. «На межгосударственном уровне я не вижу перспектив наладить отношения с турецким руководством, а на гуманитарном – конечно. Хотя и здесь есть проблемы», – отметил Путин, показав, что понимает, что в реальности стоит за «гуманитарными инициативами по линии тюркских связей». Наконец, что касается поста президента в Татарстане. «Это действительно дело самого Татарстана, я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет какие‑то национальные чувства, – сказал Путин. – Вы же знаете, как остро реагируют на свои национальные чувства народы Кавказа, но даже Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один Президент, а мы сделаем по‑другому в отношении руководителя, первого лица республики. Это был выбор чеченского народа. Мы с уважением отнесёмся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно?» Опять-таки, апелляция к оскорблённым чувствам не удалась. Указание на пример Чечни говорит о том, что власть Татарстана должна сама произвести необходимые изменения в своей Конституции (это подразумевает и закон). А вот сделают ли они это – другой вопрос. Судя по всему, из Москвы будут внимательно следить за этим и сделают свои выводы из решений «товарищей на местах».

1.0x