Авторский блог Людмила Диковицкая 15:55 5 сентября 2016

Воспоминание о Будущем, или "Пояснительная записка" к так и не опубликованной программе

Стремглав происходят события, эпохально значимые для страны и мира. И мы опять в авангарде, сохраняя арьергард. Тайной за семью печатями, он был и остаётся главным для человечества. Одухотворённому его началу и посвящено моё повествование.
3

Воспоминание о Будущем, или "Пояснительная записка" к так и не опубликованной программе.

Программа «Я подарю тебе Вселенную» – это плод  раздумий, знаний и опыта. Она появилась как обобщённый материал литературоведческих, лингвистических и культурологических знаний, изложенных в предыдущих программах творческого объединения «Юный словесник», методических разработках по русскому языку, русской  литературе, всемирной литературе и программе по мировой художественной культуре.  Это также инновационный проект, продиктованный временем, возможностями страны и педагога.

Главная идея данной программы – целенаправленное формирование знаний, умений, навыков гуманитарного толка по принципу: «В начале (библ. – «в начале Всего») было Слово…» Восприятие слова, как категории сакральной, подобно фундаменту дома, и закладывается оно в детстве. Вернее, во внутриутробном развитии человека. Возведение сего «фундамента» происходит посредством словесности - своеобразного мира звуков, букв, слов, текстов, книг, литературы в целом. Многогранно и бережно они вводят малыша в мир его первых откровений, что в начале пути особо сокровенны и божественны. Тем самым они философски и созвучны Вселенной.

 Актуальность словесности, как способа обучения, воспитания, развития ребёнка (а вместе с ним и его родителей) подтверждена возрастающим интересом к русскому языку и России.  В нашей стране русский язык – государственный. Конституционно он и закреплён коммуникативным средством общения между представителями разных национальностей, объединённых русским языком геополитически и культурологически.

В основу программы положена идея возрождения литературно-лингвистического и историко-культурологического образования как системы воспитания человеческой души, приходящей в этот мир для совершенствования, поскольку «воспитание есть своего рода рождение» (Г. Лихтенберг).

Воспитывать, а значит обучать и развивать ребёнка, мы можем, прежде всего, в познавательной игре, проводя как можно больше времени с маленьким человечком и понимая, что «воспитание детей – это такое ремесло, где нужно уметь терять время, чтобы его выиграть» (Ж.-Ж. Руссо).

Мы начинаем «терять» время, когда рядом с нами появляется малыш (ещё в мамином «домике»), чтобы как можно больше объяснить заново вступающей во всегда обновлённый мир душе и носящему её человеку. По-взрослому рассудительно мы стараемся отвечать на множество вопросов подрастающей личности, не отмахиваясь от неё и, тем более, не сердясь на неё. Мы старательно извлекаем на-гора из недр своей повзрослевшей души ласку, из ума и сердца - знания, из жизненного опыта – советы, чтобы «окультурить» зарождающуюся жизнь.

Мой первый педагогический опыт появился в довузовский период моей жизни, когда мне, тогда только закончившей городскую школу, было предложено на время декретного отпуска молодого воспитателя поработать в сельском детском садике, где в штате, к моему удивлению, кроме меня, было всего-навсего 3 человека: няня, повариха, заведующая. Однако,  прекрасно справлявшиеся со своими обязанностями. Десятилетия спустя, уже получив высшее образование, высшую категорию, министерские грамоты, поработав в частных и государственных образовательных учреждениях, я утвердилась в значимости человеческого фактора, который и  венчает триаду: государство, семья, школа (в многогранном истолковании последней). И всё же идеальным гарантом формирования личности была и остаётся семья. И мать, вынашивающая и рождающая ребёнка, ибо «женщины – первые воспитательницы рода человеческого» (О. Голдсмит).

Не умаляя стараний моих воспитателей и учителей, я, следуя великосветским традициям, всё же, осмелилась дать семейное воспитание и образование нашему ребёнку, благодатно впитавшему все, и мои, и мужа чувства, заботы, знания и сумевшему саккумулировать и преумножить их в данных Свыше талантах.

Создавая программу, я была озадачена давно волнующей меня проблемой: как помочь родителям не разрушить, а сберечь и упрочить тот хрупкий и такой ценный для семьи и общества мир взрослеющей души, чтобы в дальнейшем «от правильного воспитания ребёнка зависело благосостояние всего народа» (Д. Локк), его благополучие и процветание. Один из вариантов самосохранения личности – дополнительное, условно - альтернативное образование, которое должно предоставлять возможность детям (и по необходимости, их родителям) «добирать» в щколах-студиях и творческих объединениях. В этом – залог успешности ребёнка, семьи, общества, государства, мира в целом.

Моё глубокое убеждение в том, что начинать обучение в допобразовании необходимо, реализуя принципы востребованности и целесообразности. И на ранних стадиях развития  ребёнка. В словесно ориентированных студиях возможно с 3-летнего возраста (допустимо и раньше, по тестированию). Для этого должны быть созданы надлежащие условия и законодательно изменены нормативы, согласно которым занятия непременно должны сохранять статус праздника. Форма их проведения разнообразна (с родителями и без них), с допустимым домашним заданием, помочь выполнить которое сможет распечатка-подсказка, а также – творческий потенциал родителей.

Обучаясь с раннего периода речевого развития, ребёнок воспитывается  как приобщающийся к миру знаний человек, сначала ведомый, но всегда пробующий себя в разных видах искусства: в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, танце, театре. Он открывает для себя окружающий мир, подсознательно соотнося его красоту и красоту человеческой ипостаси, координируя свои движения, речь, мысли, поступки, а в перспективе - и жизнь.

Инновационный принцип программы и в том, что она, ориентированная на Россию, может быть использована и в любой другой стране мира, базируясь по факту на родном языке обучения и национально приоритетных произведениях литературы, равно как и на произведениях других видов искусства. 

Она – неотъемлемая часть Вселенской Любви, Мысли, Разума и Сердца, помогающая детям найти слова, как тропинки друг к другу.

Работа по данной программе способствует ранней диагностике одарённости ребёнка, развитию его творческого потенциала, взаимопониманию между сверстниками, родителями, миром, формирует успешного человека, востребованного семьёй и социумом. Её реализация прикладным способом  доказывает философскую взаимосвязь веков и поколений посредством раскрытия понятийных азов слова «культура»: возделывание, взращивание, воспитание, развитие, образование, почитание. Образовательный круг, как цикл развития человеческой жизни, замыкается почитанием, то есть уважением к окружающей его жизни. Одухотворена она Высшим Разумом, предполагающим мудрое, а значит внимательное отношение к самой малости.

Возрастной ценз программы определяется объёмностью учебного материала и широким охватом образовательных функций (от 3-х до 18-ти лет).

Первая стадия обучения: раннеречевая и дошкольная.

Вторая: школьная и дебютная.

Первая стадия обучения включает в себя три модуля.

Первый модуль: «Мир вокруг нас» (с 3-4-х лет).

Второй модуль: «Раннеречевое развитие» (с 4-5-и лет).

Третий модуль: «Дошкольник» (с 5-6-и лет).

Вторая стадия обучения состоит из четырёх модулей.

Четвёртый модуль: школьник начальных классов (с 6-7-и лет).

Пятый модуль: школьник средних классов (с 9-10-и лет).

Шестой модуль: школьник старших классов (с 12-13-и лет).

Седьмой модуль: «Мой дебют» (вневозрастная).

Введение в программу осуществляется как с первого, так и с любого другого модуля, в зависимости от востребованности социумом, уровня подготовки и восприятия ребёнком программного материала.

Работу по программе целесообразно начинать с раннего возрастного периода, профилактируя инертное и вульгарное отношение к жизни и литературе, во многом её отражающей.  Автор программы, как педагог-филолог по образованию, учитель и воспитатель с необходимым уровнем подготовки, способен работать с разными возрастными категориями. Но с учётом особенностей каждой из них. Программными особенностями и бережным отношением формируя у обучающихся студийцев интеллект, кругозор, эрудицию, современное осознание Мира, основанное на гармоничном и креативном, то есть творческом  его восприятии.

Создавалась программа для творческого объединения «Юный Словесник» как литературно-лингвистическая с обязательным культурологическим уклоном, объединяющим и расширяющим её возможности как эстетические, так и этические. В рамках «Юного Словесника» на данном этапе успешно осуществляется подготовка к школе и жизни ребят, пришедших для получения, приумножения  и отшлифовки знаний, - узкопрофильных (по  словесности) с привнесением в них элементов искусствоведения и правил этики.

В дальнейшем (и в этом состоит главная концептуальная задумка программы) горизонты программы творческого объединения могут быть расширены с целью поступательного (ступенчатого) преобразования объединения в школу-студию и в школу искусств.

С изменением статуса объединения появляется конкретная возможность  упрочения материально-технической базы, позволяющей реализовать запросы социума, – обучать, развивать и тем самым воспитывать ребёнка у одного или нескольких понравившихся родителям и детям педагогов по единой программе, единому образовательному, индивидуально целесообразному  «стандарту», и быть уверенным в качестве получаемых знаний. Из этого следует, что работать с малышами необходимо не разрозненно, а в тесной взаимосвязи в единой школе-студии, образовательной целью которой будет подготовка гуманитарно ориентированной личности, способной понять и синтезировать запросы времени.

Приобщаясь к миру литературы, языка, культуры, ребёнок учится любить окружающий мир, тех, кто рядом, свою страну, всю планету. И крайне важно предоставлять возможность обучаться, всесторонне развиваться пытливым маленьким гражданам с самого раннего возраста по эстетически выверенным программам альтернативного толка, ориентируя подрастающее поколение на Новую Эру и понимание формул традиционной красоты в ней. Стартовые позиции студийцев «Юного словесника» зиждутся на изучении Азбуки (Алфавита, Букваря, Буквицы) как системном доминантном подходе в постижении грамоты. То есть знаний о себе по формуле «Я – Человек» (Аз – Человек), что и является кодовым ключом к познанию мира, который в результате труда, направленного в  гармоничное русло развития личности, должен сделать человека благодарно преуспевающим и не ущербным для окружающей среды.

«Сначала АЗ да БУКИ, а потом и другие науки» – гласит народная мудрость, в доступной для всех форме раскрывая значимость Букваря как первой книги ребёнка, что прочитывается самостоятельно. Преимущественное обучение по программе «Юного словесника» состоит уже в том, что изучая азбуку, ребёнок одновременно и создаёт свою «Первую книгу». Она в буквах, словах, предложениях, рисунках, что от занятия к занятию в зависимости от уровня психологического восприятия и самоотдачи творит юный студиец, превращаясь в писателя, поэта, художника. Инновационность данного методологического приёма, прежде всего, в том, что из потребляющего знания человека, ребёнок ненавязчиво превращается в отдающего их, параллельно обучаясь составлению рассказа по картинке, композиционно дополняющей представление малыша о мире, литературе, человеческих отношениях.

Программа предусматривает углублённое изучение русского языка и литературы школьниками, что достигается историческими экскурсами, терминологическими сносками, систематической работой с энциклопедиями и словарями, аналитическим чтением и пересказом (и обязательно  письменным), творческими разработками, журналистскими исследованиями, формированием навыка взаимообъяснения и взаимопроверки программного материала.

 Для дошкольников этот этап начинается с работы над буквой, в том числе, прописной и строчной, с запоминания имён героев произведений и имён  создателей книг, стихов, рассказов… Разученное  и прочитанное наизусть даже четверостишие предполагает его пересказ в прозе с графической зарисовкой по нему. Каждый «росчерк пера» просчитывается и записывается уже цифрами, что соседствовали с буквами в древнерусской Буквице. Шажки гуськом, пяточка к носочку, по хороводному кругу, за левой и правой руками, выход к доске как на сцену, способность почувствовать себя музыкантом, художником, поэтом целенаправленно раскрепощает, развивает моторику, координирует движения, укрепляет память, расширяет кругозор и, что главное, открывает творческое начало, вдохновляя на труд осознанный и посильный. Через миниатюрную инсценировку,  гимнастическую игривость, концентрацию внимания на частности студийцы-дошкольники учатся воспринимать мир вокруг динамично, образно и как единое целое, неотъемлемой составной частью которого они и рождены.

За стол-парту юные студийцы садятся по-царски: достойно расправляют плечики, выравнивают спинку, держат высоко подбородок, осмысленно укладывая руки на парту. Левая рука при этом лежит на столе, правая - на левой. В такой собранной позе начинается занятие, выслушивается педагог,  задаются ему вопросы, если возникает такая необходимость.

В альбоме, как на стартово-разминочной площадке, студийцы  начинают работу, бережно находя нужный для неё альбомный лист, про себя прочитывая всё, что написано и нарисовано на  предыдущих листах. Желающий может выйти к доске рассказать об изученном.

Карандаш ближе к его «носику» малыши берут уверенно, но нежно, прокручивая в пальчиках, к которым обращаются по именам, попутно вспоминая имена друг друга,  дополняя всё знанием имён мамы, папы… При этом читают наизусть считалки, скороговорки, потешки…

Писать и рисовать всегда начинают с точки, концентрируя своё внимание сначала на ней, а затем на линиях: вертикальных, горизонтальных, косых, заокруглённых – элементах прописей, рисунка, геометрических фигур. Синхронизируется работа на доске мелками и устным комментарием. Целевая направленность: тренировка моторики кисти рук, пальцев, речи, памяти, образности мышления, артикуляционного и поведенческого динамизма, понятийной системы слов и звуков…

В зависимости от уровня подготовки и восприятия программного материала, интереса к нему, тематика занятий через изучение азбуки может быть расширена. Литературную Азбуку возможно дополнять или заменять «Московской», «Гимнастической», «Культурологической»… Данный методологический приём даёт возможность приобщать ребёнка на ранней стадии его развития к общечеловеческим ценностям, вырабатывая бережное отношение к прошлому, старине, предметам искусства, расширяет кругозор, развивает эрудицию.

Поэтапность работы над азбучными истинами, тренирующими речевую, этическую, эстетическую грамотность, реализуется посредством целенаправленной системной работы в непринуждённой игровой атмосфере как на занятии, так и дома. Для вдохновенной работы малыша дома родители получают тематическую «Подсказку» с перечнем изученного на занятии, а также с необходимой литературой для детей и взрослых. «Подсказки» к программе прилагаются.

Для целеустремлённой заинтересованности и психологической взаимосвязи в конце занятия студийцы получают «игриво» заработанные наклейки, шарики, конфеты, карандаши, ручки… Это позволяет вспомнить, повторить и закрепить изученный материал, преобразовать его сначала в устный, а в последующем и в письменный рассказ. Тогда крылатая Муза преумножит способности, состоящие из знаний, хорошего настроения и трудолюбия…

Особое место в программе занимает седьмой модуль второй стадии обучения «Мой дебют» - вневозрастной. Именно он способствует выявлению и отшлифовке творческих способностей студийца, равно как и помогает выработать грамотный навык в изучении текста с последующим написанием монографической, то есть творческой и исследовательской работы по нему. Он же является и промежуточным звеном между стадиями и модулями обучения русскому языку как прикладному предмету. (Изучая главный мировоззренческий предмет в школе, ученики не владеют им, воспринимая написание творческой работы с изначальным её отторжением по причине безграмотности стилистической, синтаксической, орфографической, наконец.) Обучающийся в «Словеснике» студиец даже дошкольником может осваивать программу «Моего дебюта», сочиняя самостоятельно и с помощниками, приобретая навык творческой работы, участвуя и побеждая в литературных конкурсах, тем самым, профессионально ориентируется на ранней стадии своего развития, или просто становится в дальнейшем успешным учеником и гражданином.

Поскольку материал седьмого – заключительного – модуля обучения в «Словеснике» теоретически сложен, к «Дебюту» прилагается минипрограмма как творческий компонент и связующее звено для желающих работать в студии больше чем год, два, три четыре... Понимая объёмность литературно-лингвистического материала, принимая его как доминанту развития личности, студийцы  приобретают академические знания. Это и поможет им успешно пройти школьную аттестацию, поступить в ВУЗ и, преуспевая, обучаться в нём. К тому же, приоритетным в приложении будет освещение знаменательных дат в литературе, языке, жизни страны и мира в целом, что само по себе интересно и культурологически  обосновано.

Программа «Я подарю тебе Вселенную»  подкреплена также рассказом «Хочешь, я подарю тебе Вселенную…»,  сценариями, написанными студийцами  и их руководителем, монографическими работами и художественными текстами, эмблематикой как символами студии и другими эксклюзивно разработанными материалами.

 


 


Комментарии Написать свой комментарий
5 сентября 2016 в 17:02

Вот зацепило: - автор приводит цитаты Г. Лихтенберга, Ж-Ж руссо, О. Голдшмита,Д. Локка и не одного русского или советского педагога. Вот не было у нас Ломоносова, Ушинского, Макаренко..., а миллионы безпризорников после Гражданской войны воспитывались, получается, по заморским методикам.
А секрет вот в этом абзаце: \\ Для целеустремлённой заинтересованности и психологической взаимосвязи в конце занятия студийцы получают *игриво* заработанные наклейки, шарики, конфеты, карандаши, ручки...\\
Это не воспитание и обучение - это дрессировка, это то, что нужно рабовладельцу: - лизнёшь, получишь конфетку. Это когда то высмеивалось - за пятёрку - 5 руб., а за двойку - 2 рэ. Рыночная система выращивает рабов и холуёв и автор-педагог эту гнилушку подаёт нам, как супер-пупер в педагогике.

6 сентября 2016 в 00:20

И меня "зацепило". Потому, благодаря, утверждаю: "Никто не в силах отнять у нас ни Ломоносова, ни Ушинского, ни Макаренко. Тем более, что Антон Семёнович "у них" гораздо востребованее, чем у нас.
Ссылки мои, как "вверху", так и "внизу", - объективное доказательство первопричины словесности,что не имеет границ. И стало быть.
"Книги — это зеркало; и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола" - Лихтенберг, Георг Кристоф.
"Дураки не бывают застенчивы, хотя застенчивость принимает все виды глупости" - Руссо, Жан-Жак.
"Где крепко любят, там легко прощают" - Голдсмит, Оливер.
"Действия людей — лучшие переводчики их мыслей" - Локк, Джон.

6 сентября 2016 в 19:34

Мадам, материальное поощрение используется в дрессировке животных. Вы *игриво* переносите методику дрессировки на воспитание человеческих детёнышей. Детёныш быстро сообразит, что от него требуется и будет за конфетку давать воспитателю *нужные* ответы. Ни о каком воспитании ЛИЧНОСТИ с собственным мнением или аналитическим мышлением речи даже идти не может. Это и требуется от рабов в рабовладельческом государстве, каковым и является сегодняшняя Россия.
*Ум - хорошо, а два...сапога - пара: - Петька, Косой.