Сообщество «Салон» 00:00 16 июля 2015

Ворваться в городок

Артхаус последних лет предпочитал демонстрировать провинциальную жизнь как череду серых беспросветных дней, в которой от безысходности глушат водку обездоленные герои, давно забывшие, что такое солнечные дни. "Орлеан" напротив, с первых же кадров обрушивает на зрителя буйство красок, достойное бразильского карнавала. Чёрная комедия на поверку оказывается невероятно "пёстрой лентой", снятой в латиноамериканской манере причудливой фантасмагории. Используя её как творческий метод. Но в "Орлеане" никто не преследует цель поразить зрителя всего лишь выдающимся визуальным экстравагантным аттракционом. Главным его лейтмотивом становится утрированное, крайне немодное нынче моралите.

"Орлеан" (Россия, 2015, режиссёр — Андрей Прошкин, в ролях: Елена Лядова, Виктор Сухоруков, Олег Ягодин, Виталий Хаев, Тимофей Трибунцев)

Провинциальный русский городок Орлеан. Брутальный следователь, местечковый "хозяин" Неволин (Виталий Хаев) обнаруживает на загородной свалке половину человеческого трупа женского пола. Циничный врач Рудик (Олег Ягодин) привычным делом прерывает очередную беременность распутной красавицы — парикмахерши Лиды (Елена Лядова). А заезжий цирковой иллюзионист Боря Амаретто (Тимофей Трибунцев), похоже, действительно распиливает на сцене трепетную девичью плоть. Уютную атмосферу греха и порока будоражит прибытие странного господина Павлючека (Виктор Сухоруков), у которого в кармане визитка с надписью "Экзекутор" и очень серьёзные устремления. Гость города является поочерёдно всем героям, обещает им "кузькину мать" и вечные муки, если они не покаются, не отринут зло. Он есть Совесть — чувство, неведомое жителям Орлеана и давно погребённое ими под сонмом первобытных инстинктов, отрицающих само понятие нравственного закона. А тем временем на городок надвигается страшная буря.

Что сказать о картине, в которой есть эпизод, где на несколько секунд в кадре появляется гигантский кот по имени Гильгамеш? Где на цирковой арене фонтанирует кровь в лучших традициях подлинного гиньоля? Где один из главных героев вынужден в буквальном смысле слова зашить себе веки, чтобы стеречь свои грехи как можно дольше? Только то, что снята она в неожиданном для современного российского кино жанре гротеска. Артхаус последних лет предпочитал демонстрировать провинциальную жизнь как череду серых беспросветных дней, в которой от безысходности глушат водку обездоленные герои, давно забывшие, что такое солнечные дни. "Орлеан" напротив, с первых же кадров обрушивает на зрителя буйство красок, достойное бразильского карнавала. Чёрная комедия на поверку оказывается невероятно "пёстрой лентой", снятой в латиноамериканской манере причудливой фантасмагории. Используя её как творческий метод. Но в "Орлеане" никто не преследует цель поразить зрителя всего лишь выдающимся визуальным экстравагантным аттракционом. Главным его лейтмотивом становится утрированное, крайне немодное нынче моралите.

Весь этот нетипичный стык жанров, балансирующий, как канатоходец Тибул, над пропастью всеобщего недоразумения, был создан крайне необычным тандемом — режиссёром Андреем Прошкиным (чей фильм "Орда" был как-то призером ММКФ) и Юрием Арабовым, чей одноимённый роман был написан далеко не вчера, но своей очереди перейти на большой экран всё же дождался. Арабову захотелось создать образ положительного маньяка, поскольку писатель и сценарист крайне негативно относится к жанру про психологически неустойчивых убийц, считая их воздействие на общество разлагающим. Поэтому и Экзекутор, роль которого блестяще исполнил Виктор Сухоруков, представляет собой существо из иного мира, ожившую Совесть давно забывших страх персонажей. Можно ли назвать подобного героя маньяком — вопрос. Но то, что он мучает заблудших жителей Орлеана, является безусловным фактом.

Картина еще не вышла в прокат (это планируется осуществить в сентябре), но уже заранее известна реакция на нее феминистских сообществ и других правозащитников и правозащитниц. Она стопроцентно совпадет с мнением британской группы The Tiger Lillies, которая поначалу с радостью предоставила свои песни для музыкального оформления "Орлеана", но, ознакомившись с фильмом поближе, постаралась нарушить договорённости и вернуть все назад. Кончилась эта история тем, что после долгих переговоров на финальных титрах авторы были вынуждены поместить сообщение, что мнение музыкантов не совпадает с позицией фильма. Позиция эта — что аборты все-таки не слишком хорошая и правильная вещь — скорей всего, станет проблемой для участия фильма в показах на международных кинофестивалях. Поскольку совесть в "Орлеане" ставится выше свободы выбора, а значит — посягает на одну из главных святынь западной цивилизации. Что же касается нашей страны, то на ММКФ новая картина Прошкина, видимо, не слишком впечатлила жюри, которое предпочло отметить лишь Елену Лядову за лучшую женскую роль. Жюри, которое в силу своей принадлежности к Европе и общечеловеческим ценностям, явно отнеслось к происходящему на экране с очевидной вероятностью поддержки мнения The Tiger Lillies.

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x