Авторский блог Андрей Аганин 20:22 27 ноября 2017

Вокруг конфуцианства

почему иногда «глубинное государство» становится не только возможным, но и необходимым в отдельных государствах

двойной клик - редактировать изображение

1. К новейшей истории Китая мы ещё вернёмся. Но сейчас необходимо возвратиться к временам Империи Цинь и Империи Хань, чтобы обнаружить некоторые следы ханьского «глубинного государства», существовавшего уже в то время.

Конфуцианство, известное в Китае как жусюэ, описывается как традиция, философия, религия, гуманистическая или рационалистическая религия, способ управления или просто образ жизни. Конфуцианство развилось из того, что позднее было названо «Сто школ мысли», как собирательное название для интеллектуальных течений доимперского и раннего имперского Китая, которые были философиями и школами, процветавшими с VI века до н.э. до 221 года до н.э. древнего Китая (в Период Чуньцю, или Период Вёсен и Осеней – период китайской истории с 723 года до н.э. по 481 год до н.э., соответствующий летописи Чуньцю, составителем которой считают Конфуция; и Период Чжаньгошидай, или Период Воюющих государств –период китайской истории с V века до н.э. до объединения Китая ЦиньШихуанди в 221 году до н.э.).

Несмотря на разногласия, «школы», судя по палеографическим находкам, не представляли собой закрытые идеологические системы. Этот взгляд на них стал во многом результатом библиографии во времена правления династии Хань, которая закрепила их ныне бытующее деление. «Сто школ» – образное выражение, которое, тем не менее, отчасти передаёт туманность в их членении. Более реальной характеристикой является так называемые «девять течений, десять школ». К ним относятся:

конфуцианство, известное в Китае как жу (или жуцзя), то есть, «школа учёных», «школа учёных книжников», «школа образованных людей» или, более точно, школа классицистов/ритуалистов;

даосизм,обнаруживает близость к легизму (например, древнекитайский философ Шэнь Дао, 395 год дон.э.– 315 год дон.э.));

моизм, наиболее близкий к представлению об организованном учебном институте полурелигиозного свойства; объединял выходцев из низших слоев общества; противник пышных аристократических ритуалов;

легизм, противник конфуцианского традиционализма;

натурализм – направление, позднее слившееся с даосизмом: уделяло особое внимание учению о пяти фазах;

школа дипломатии, так называемых «вертикального и горизонтального альянсов» (например, гуйгуцзы);

минцзя – школа имён: Дэн Си – древнекитайский мыслитель и государственный деятель государства Чжэн (вторая половина VI века до н.э.), Хуэй Ши или ХуэйЦзы, или Мастер Хуэй – китайский философ Периода сражающихся государств (около VI века до н.э.), Гунсунь Лун или Гунсунь Лун-цзы, или Цзы-бин– древнекитайский философ, родившийся в государстве Чжао (приблизительно 325 год до н.э. – 250 год до н.э.);

школа сельского хозяйства;

«эклектика» – библиографический раздел, в котором были помещены китайский философский трактат «Хуайнань-цзы» или «[Трактат] Учителя из Хуайнани», или «Мудрецы из Хуайнани», созданный во времена правления Ранней (Западной) династии Хань, не позднее 139года до н.э., и анналы Люй Бувэя, как совмещающие учения многих школ;

«малые школы».

Помимо этих десяти, также иногда называются следующие школы:

школа военных/стратегов;

школа терапевтов (главный представитель – БянЦуэ );

школа заклинателей/геомантов, сливающаяся с предыдущей и позднее впитанная даосизмом (Фанши).

двойной клик - редактировать изображение

2. Конфуцианство такжерассматривается как этико-философское учение, разработанное Конфуцием (Кун-цзы, реже Кун Фу-цзы), собственные имена Кун Цю и Кун Чжунни, 551 (или 553) год до н.э. – 479 (или 480) год до н.э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда – как религия. Конфуцианство развилось из того, что позднее было названо «Сто школ мысли» из учения китайского философа Конфуция, который считал себя ретранслятором ценностей золотого века правления династии Чжоу (1045 до н.э. – 221 до н.э.) за несколько столетий до этого.

двойной клик - редактировать изображение

Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (723 до н.э. – 481 дон.э.) – время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. Во времена правления династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными, конфуцианские подходы вытеснили «прото-даосское» направление китайской мысли Хуанлао-сюэпай ( или учение Хуан[-ди]–Лао[-цзы], относящееся к временам правления династии Ранняя Хань (206 до н.э. – 208 до н.э.) название, представляющее собой своего рода аббревиатуру имён двух ключевых для этой традиции фигур – Жёлтого императора (или Хуан-ди – легендарного правителя Китая и мифического персонажа, который считается также основателем даосизма (и первопредком всех китайцев) и Лао-цзы (или Старого Младенца, также Мудрого Старца – древнекитайского философа VI – V веков до н.э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин»)), как официальную идеологию, в то время как императоры смешивали их с реалистическими методами легизма – философской школы Периода Чжаньго шидай, сформировавшейся в IV – III веках до н.э., известной также как «Школа законников» (или фацзя).

двойной клик - редактировать изображение

Оформление конфуцианства (известного в Китае как жусюэ, которое не следует путать с конфуцианством, известным в Китае как жу, или жуцзя«Школа образованных людей») стало осуществляться тогда, когда на территории как минимум семи древнекитайских государств (Вэй, Хань, Чжоу, Чу, Ци, Цинь, Янь), население которых возможно было достаточно разноязычным (не всегда разговаривало на одном только лишь древнекитайском языке (гувэнь, гудяньханьюй) при использовании общей единой системы письма) и разнокультурным (в каждом из них доминировали различные собственные философские школы) стал постепенно оформляться запрос на их политическое, экономическое, хозяйственное, социальное и культурное объединение. Конфуцианство явилось той потенциально объединяющей население этих территорий (как минимум семи древнекитайских государств) философской основой, позволяющей выработать единую культурную платформу для формирования идентичности древнекитайской этносоциальной общности. Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и так далее. Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло функцию объединительной религии.

Китайское обозначение конфуцианства не содержит отсылки к личности его основателя: традиция никогда не возводила данной идеологической системы к теоретическому наследию одного-единственного мыслителя. Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем. Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей многонациональной цивилизации. В этом смысле используется термин жуцзяо.

3. История конфуцианства неотделима от истории Китая. На протяжении тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы управления государством и обществом и в своей поздней модификации, получившей в европейской литературе название «неоконфуцианства», окончательно сформировало то, что принято именовать традиционной культурой Китая. До соприкосновения с западными державами и западной цивилизацией Китай был страной, где господствовала конфуцианская идеология.

Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью конкретного человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций. Это имя возникло в конце XVIвека в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке (Confucius) передали сочетание Кун Фу-цзы, хотя чаще используется имя Кун-цзы с тем же значением «Учитель [из рода/по фамилии] Кун». Подлинное его имя Цю, дословно «холм», второе имя – Чжун-ни, то есть «второй из глины». В древних источниках это имя приводится как указание на место его рождения: в пещере в недрах глиняного священного холма, куда его родители совершали паломничество. Произошло это в 551 году до н.э. близ современного города Цюйфу в провинции Шаньдун. Конфуций, таким образом, являлся носителем чжунъюаньская диалектной ветви северной супергруппы бэй). После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, в III веке до н.э. их было, вероятно, около десяти. Хань Фэй (умер в 233 году до н.э.) впервые в ранней литературе называет 8 направлений, о некоторых из которых сохранилось очень мало сведений (или конфуцианство в восьми лагерях).

До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Периода Воюющих государств, известной под названием «Сто школ». И только после падения Империи Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX века, при доминировании над ним уже в конце Империи Хань буддизма и лишь временно уступая место даосизму. Это привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и включению его в религиозный пантеон.

В поздние эпохи духовными наследниками Конфуция считаются два мыслителя: Мэн Кэ (Мэн-цзы, родившийся около тех же мест, что и Конфуций) и СюньКуан (Сюнь-цзы, родившийся в Государстве Чжао), авторы трактатов «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы». Именно в варианте Сюнь-цзы, представляющем Конфуция способным на жестокость ради справедливости, Империя Хань после Империи Цинь, узнавшая жёсткий легизм, и восприняла конфуцианство. Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими авторитетными политико-философскими школами Древнего Китая: моизмом (или моцзя), древнекитайской философской школой, которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание, и легизмом (или фацзя), философской школой периода Чжаньго (Сражающихся госуарств) истории Китая, сформировавшаяся в IV – III веках до н.э., известной также как «Школа законников». Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221 год до н.э. – 209 год до н.э.). Император-объединитель Цинь Шихуанди (правил в 246 год до н.э. – 210 год до н.э.) в 213 году до н.э. развернул жестокие репрессии против конфуцианцев. По-видимому, за этими событиями стояло первое в китайской истории «глубинное государство», опиравшееся формально на сторонников легизма, за которыми могла присутствовать иная сила. Значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены тексты конфуцианских книг. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II веке дон.э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством.

Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии – Хань (206 год до н.э. – 220 год н.э.) во II – I веках до н.э. стало официальной идеологией Империи Хань. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное (или «Школа канона древних знаков») и неортодоксальное (или «Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» – Дун Чжуншу (179год до н.э. – 104 год до н.э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством. Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.

В период Империи Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 году до н.э. была учреждена Государственная академия, объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения.Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй (государственные экзамены в императорском Китае – неотъемлемая часть системы конфуцианского образования, обеспечивавшая местным элитам доступ в государственный бюрократический аппарат), по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита» боши. Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи. Даосы, казалось бы, стояли в стороне от власти в те времена, но конфуцианцы управляли по установленным даосами нормам. Даосы потеряли инициативу к тому времени в отношении власти в Империи Хань, конфуцианцы были к ней близки, возможно, что поэтому даосы уступили инициативу на долгие века совсем, отдав её буддистам для выяснения их отношений с конфуцианцами.

Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин-ди (правил в 57 – 75 годах н.э.). В это же время в Империю Хань уже достоверно проник буддизм. Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI веке н.э., а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 году на месте рождения Учителя. Он включает в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый ансамбль. Канонический образ Конфуция – густобородого старца, – сложился ещё позднее.

4. В период укрепления имперской государственности, при правлении династии Тан (618 – 907 годы) в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё бóльшее влияние в государстве приобретала новая – буддийская религия, ставшая важным фактором в политической и экономической жизни. Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хан Юй (768 год –824 год). Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства. Историк китайской мысли Моу Цзунсань (1909 год –1995 год) полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством.

В XIX веке китайской цивилизации пришлось пережить значительный по масштабам духовный кризис, последствия которого не преодолены по сей день. Связано это было с колониальной и культурной экспансией западных держав. Результатом её стал распад имперского общества, и мучительный поиск китайским народом нового места в мире. Конфуцианцам, не желавшим поступаться традиционными ценностями, пришлось изыскивать пути синтеза традиционной китайской мысли с достижениями европейской философии и культуры. В результате, по мнению китайского исследователя Ван Бансюна, после войн и революций, на рубеже XIX – XX веков сложились следующие направления в развитии китайской мысли:

1) консервативное, опирающееся на конфуцианскую традицию, и ориентирующееся на Японию. Представители: Кан Ювэй (19 марта 1858 года – 31 марта 1927 года), Лян Цичао ( 23 февраля 1873 года – 19 января 1929 года), Янь Фу (1854 год –1921 год), Лю Шипэй (1884 год –1919 год);

2)либерально-западническое, отрицающее конфуцианские ценности, ориентирующееся на США. Представители –Ху Ши (1891 год –1962 год) и У Чжихуй (1865 год –1953 год);

3)радикально-марксистское, русификаторское, также отрицающее конфуцианские ценности. Представители – Чэнь Дусю (1879 год –1942 год) иЛи Дачжао (1889 год –1927 год);

4)социально-политический идеализм, или суньятсенизм. Представители: Сунь Ятсен (1866 год –1925 год), Чан Кайши (1886 год –1975 год), Чэнь Лифу (1899 год –2001 год);

5)социально-культурологический идеализм, или современное неоконфуцианство дандай синьжуцзяо.

Конфуцианство и неоконфуцианство раскололись в результате Синьхайской революции, в том числе и по регионально-языковому признаку внутри китайцев-ханьцев. Создались предпосылки для выхода на политическую авансцену ханьского «глубинного государства» в лице определённой группы даосизма. В числе представителей первого поколения современного неоконфуцианства включаются следующие мыслители: Чжан Цзюньмай (1886 год –1969 год), Сюн Шили (1885 год –23 мая 1968 год) и Лян Шумин (18 октября 1893 года – 23 июня 1988 года). Двое последних мыслителей после 1949 года остались в КНР, и на долгие годы исчезли для западных коллег. В философском отношении они пытались осмыслить и модернизировать духовное наследие Китая при помощи индийского буддизма, заложив в Китае основы сравнительной культурологии.

Второе поколение современных неоконфуцианцев выросло на острове Тайвань(или Китайской Республике) и в Гонконге после Второй мировой войны, все они–ученики Сюн Шили. Представители: Тан Цзюньи (1909 год –1978 год), Моу Цзунсань, Сюй Фугуань (1903 год –1982 год). Особенностью метода данных мыслителей было то, что они пытались наладить диалог традиционной китайской и современной западной культуры и философии. Результатом их деятельности стал опубликованный в 1958 году «Манифест китайской культуры людям мира». Данное направление глубоко зависит от неоконфуцианства периода правления династий Сун и Мин, но не совпадает с ним. Это неоконсервативное движение различных китайских традиций считается содержащим религиозные подтексты; оно выступает за то, чтобы определённые конфуцианские элементы общества – такая социальная, экологическая и политическая гармония – применялись в современном контексте в синтезе с западными философиями, такими как рационализм и гуманизм, и называется «новое конфуцианство» или синьжуцзя.

Последнее по времени конфуцианское течение формируется в 1970-е годы в США, в рамках совместной работы американских китаеведов и приехавших из Китая исследователей, учившихся на Западе. Данное направление, призывающее к обновлению конфуцианства с использованием западной мысли, называется «постконфуцианство» или хоужуцзя. Ярчайшим его представителем является ДуВэймин (1940 года рождения), работающий одновременно в Китае, США и на острове Тайвань (или Китайской Республике). Его влияние на интеллектуальные круги США столь значительно, что американский исследователь Роберт Невилл (1939 года рождения) даже ввёл в употребление полушутливый термин «Бостонское конфуцианство». Это указывает на то, что в Китае в XX веке произошёл самый мощный за всю его историю духовный сдвиг, вызванный культурным шоком от слишком резкого соприкосновения с принципиально чуждыми моделями культуры и образа жизни, и попытки его осмысления, даже ориентированные на китайское культурное наследие, выходят за рамки собственно конфуцианства.

Таким образом, за более чем 2500-летнее существование конфуцианство сильно менялось, оставаясь при этом внутренне цельным комплексом, использующим одинаковый базовый набор ценностей.

5. Неоконфуцианство (сун-мин ли сюэ) – западное название синкретической китайской философской системы, сформировавшейся в XI – XVI веках (со времён правления династии Сун до времён правления династии Мин, что отражено в китайском названии школы). Эта система стала синтезом основных интеллектуальных традиций, существовавших в Китае того времени. Она оказала сильное влияние на интеллектуальную жизнь Японии, Кореи и Вьетнама.

Делая упор на конфуцианство, система неоконфуцианства интегрировала в себя элементы даосизма и буддизма. Неоконфуцианству посвящена отдельная глава в «Истории Сун», написанной под редакцией Тогто и Оуян Сюаня во времена правлениямонгольской династии Юань. В ней она снова выступает под названием Даосюэ (учение о Пути). В самом общем смысле значение этого термина неоконфуцианство – это вся совокупность конфуцианских (или называющих себя таковыми) учений, созданных в Китае с XI века до настоящего времени. В современной китайской литературе для обозначения реформированного конфуцианства часто используется синь жуцзя – калька слова из английского языка Neo-Confucianism. В более узком смысле, неоконфуцианство – это совокупность конфуциански ориентированных мыслителей со времён правления династии Сун до времён правления маньчжурской династии Цин, на что указывает второй термин сун-мин ли сюэ.

Эпоха правления монгольской династии Юань превратила ортодоксальное конфуцианство из государственной идеологии в одно из периферийных китайских учений, первоначально возведя в статус государственной идеологии элементы буддийской махаяны, транслируемой через посредство тибетской традиции буддизма. Однако монгольский двор со временем китаизировался. В 1315 году Буянту-хан (буддист Аюрбарибада (9 апреля 1285 года – 1 марта 1320 года)) при поддержке ряда неоконфуцианцев, связанных с его двором, возобновил государственные экзамены на должность. Ряд неоконфуцианцев играл значительную роль при дворе поздней Юань, среди них выделяется Оуян Сюань (представитель диалектной группы гань).

Монгольское владычество было свергнуто на волне религиозных беспорядков, носивших окраску народных апокалиптических верований. Наиболее значительный повстанческий вождь и первый послемонгольский император Чжу Юаньчжан (конфуцианец, родился в Фэнъяне в современной провинции Аньхой,21 октября 1328 года – 24 июня 1398 года), нуждаясь в гражданском администрировании захваченных территорий, привлёк к себе на службу целый ряд находившихся ранее не у дел южнокитайских интеллектуалов-неоконфуцианцев; когда в 1368 году он стал императором, неоконфуцианство, как символ восстановления в правах всех китайских национальных традиций (в противопоставление монгольским), вновь стало основной идеологией государства. При этом произошёл некоторый уклон в сторону конфуцианской ортодоксии, но он не отразился на авторитете Чжу Си.

6. В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде, вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики (доктрина Саньминь) – политическая доктрина, разработанная китайским политиком и философом Сунь Ятсеном. Часть политической философии, направленной на превращение Китая в свободное, процветающее и сильное государство. Наследие идеологии «трёх народных принципов» наиболее очевидно прослеживается в государственном устройстве Китайской Республики (или провинции Тайвань в КНР) и идеологии партии Гоминьдан. В частности, «народные принципы» упоминаются в первой строке государственного гимна Тайваня и в первой статье тайваньской конституции.

Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна (26 декабря 1893 года, Шаошань, провинция Хунань– 9 сентября 1976 года, диалектная группа сян, сын конфуцианца и буддистки), конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Исследователи отмечают, что несмотря на официальные гонения, конфуцианство фактически присутствовало в теоретических положениях и в практике принятия решений на протяжении как маоистской эры, так и переходного периода и времени реформ, проводимых под руководством Дэн Сяопина (22 августа 1904 года, округ Гуанъань, провинция Сычуань – 19 февраля 1997 года, юго-западная диалектная ветвь северной супергруппы бэй, атеист). Ведущие конфуцианские философы остались в КНР и были принуждены «покаяться в своих заблуждениях» и официально признать себя марксистами, хотя фактически писали о том же, чем занимались до революции. В конце 1971 годов культ Конфуция начал возрождаться, и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая.

7. В оригинальном названии конфуцианского учения отсутствует указание на имя его создателя, что соответствует исходной установке Конфуция – «передавать, а не создавать самому». Этико-философское учение Конфуция было качественно новаторским, но он идентифицировал его с мудростью древних «святых совершенномудрых», выраженных в историко-дидактических и художественных сочинениях (Шу-цзин(«Книга истории» или «Книга документов») и Шицзин («Книга песен»). Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрального правителя реальная власть принадлежит «учёным» (жу), которые совмещают в себе свойства философов, литераторов и чиновников. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи – с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Семья выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения Конфуция, функция отца была аналогична функции Неба. Поэтому сыновняя почтительность была возведена в ранг основы добродетели-дэ.

8. Является ли конфуцианство религией? Этот вопрос был также поставлен первыми европейскими китаеведами XVI века, являвшимися монахами Ордена иезуитов, специально созданного для борьбы с ересями и обращения в христианство всех народов земного шара. Ради успешного обращения, миссионеры пытались интерпретировать господствующую идеологию, то есть неоконфуцианство, как религию, причём в христианских категориях, которые единственно были им знакомы. Проиллюстрируем это на конкретном примере.

Первым великим миссионером-синологом XVI – XVII веков был Маттео Риччи (Ли Мадоу, 1552 год – 1610 год). Если говорить современным языком, Риччи является создателем религиозно-культурологической теории, ставшей основой миссионерской деятельности в Китае,– теистического истолкования наследия древнекитайской (доконфуцианской) традиции до её полного примирения с католицизмом. Главной методологической основой данной теории стала попытка создания совместимой с христианством интерпретации предконфуцианской и раннеконфуцианской традиции.

Риччи, как и его преемники, исходили из того, что в древности китайцы исповедовали единобожие, но при упадке этого представления не создали стройной политеистической системы, подобно народам Ближнего Востока и античной Европы. Потому конфуцианство он оценивал как «секту учёных», которую естественно избирают китайцы, занимающиеся философией. Согласно Риччи, конфуцианцы не поклоняются идолам, веруют в одно божество, сохраняющее и управляющее всеми вещами на земле. Однако все конфуцианские доктрины половинчаты, ибо не содержат учения о Творце и, соответственно, творении мироздания. Конфуцианская идея воздаяния относится лишь к потомкам и не содержит понятий о бессмертии души, рае и аде. Вместе с тем М. Риччи отрицал религиозный смысл конфуцианских культов. Учение же «секты книжников» направлено на достижение общественного мира, порядка в государстве, благосостояния семьи и воспитание добродетельного человека. Все эти ценности соответствуют «свету совести и христианской истине».

Совершенно иным было отношение М. Риччи к неоконфуцианству. Основным источником для исследования этого феномена является катехизис Тяньчжу ши и («Подлинный смысл Небесного Господа», 1603 года). Несмотря на симпатию к первоначальному конфуцианству (чьи доктрины о бытии-наличии и искренности «могут содержать зерно истины»), неоконфуцианство стало объектом его яростной критики. Особое внимание Риччи уделил опровержению космологических представлений о Великом Пределе (Тай цзи). Естественно, он заподозрил, что порождающий мироздание Великий предел является языческой концепцией, преграждающей образованному конфуцианцу путь к Богу Живому и Истинному. Характерно, что в своей критике неоконфуцианства он был вынужден обильно прибегать к европейской философской терминологии, едва ли понятной даже самым образованным китайцам того времени…

Главной миссионерской задачей Риччи было доказать, что Великий предел не мог предшествовать Богу и порождать Его. Он равным образом отвергал идею объединения человека и мироздания посредством понятия ци (пневмы-субстрата, auravitalis миссионерских переводов).

Чрезвычайно важной была полемика с конфуцианскими представлениями о человеческой природе. М. Риччи не стал оспаривать фундаментальной предпосылки конфуцианской традиции, соглашаясь с тем, что изначальная природа человека добра, – данный тезис не вступал в противоречие с доктриной о первородном грехе.

Как видим, изучение традиционных китайских философских учений было необходимо миссионеру для практических надобностей, но при этом Риччи должен был рассуждать с позиций своих оппонентов. М. Риччи, в первую очередь, необходимо было объяснить образованным китайцам, почему они ничего не слышали о Боге, и сделать это можно было только с конфуцианской позиции «возвращения к древности» (или фу гу). Он пытался доказывать, что подлинная конфуцианская традиция была религией Бога (или Шан-ди), а неоконфуцианство потеряло с ней всякую связь. Лишённая монотеистического (и даже теистического, как это окажется позднее) содержания неоконфуцианская традиция трактовалась Риччи только как искажение подлинного конфуцианства. (Примечательно, что подобной точки зрения придерживались и китайские мыслители-современники Риччи Гу Янь-у и Ван Чуань-шань, однако направление критики было принципиально различным). Неоконфуцианство для Риччи было неприемлемо ещё и потому, что считало мироздание единым, не отделяя, таким образом, Творца от тварей, помещая обоих в разряд тварного бытия – происходящего от безличного Тай цзи.

Перечисленные моменты определили на века отношение европейских синологов к проблемам философского неоконфуцианства в Китае.Не менее примечательно и то, что современные китайские мыслители, обратившись к исследованию данной проблемы, начали рассуждения примерно на том же теоретическом уровне, что и европейские мыслители XVIII в. В частности, ЖэньЦзи-юй (1916 года рождения) утверждал, что именно неоконфуцианство и стало конфуцианской религией, однако она отличается от европейской: для Европы характерно разграничение религии, философии и науки, а в Китае они были интегрированы при господстве религии.

Те же миссионеры, и европейские Просветители, оперирующие их фактическим и теоретическим материалом поставили проблему прямо противоположным образом: конфуцианство является атеизмом. Уже Пьер Пуавр (1719 год –1786 год) утверждал, что конфуцианство показывает оптимальную модель управления атеистическим обществом. Многие последующие исследователи, например, Н.И. Зоммер, также указывали, что с точки зрения европейской науки и философии учения конфуцианцев являются чисто атеистическими или, по крайней мере, пантеистическими. Такой же точки зрения придерживался современный китайский исследователь Ян Сян-куй (1910 год –2000 год).

Резко выступал против трактовки конфуцианства как религии Фэн Юлань (4 декабря 1895 года – 26 ноября 1990 года). Он подчёркивал, что иероглиф цзяо 教– «учение» в древнем обозначении конфуцианства не должен пониматься в том же значении, в каком он входит в современное слово цзунцзяо 宗教– «религия». Фэн Юлань, получивший образование и долго работавший в США, утверждал, что для религии специфично не просто признание существования духовного мира, а признание его существования в конкретных формах, что конфуцианству чуждо. Конфуцианцы не приписывали Конфуцию никаких сверхъестественных свойств, он не творил чудес, не проповедовал веры в царство не от мира сего, или рай, не призывал почитать какое-либо божество и не имел боговдохновенных книг. Носителем религиозных идей в Китае был буддизм.

Крайнюю точку зрения на конфуцианство как на атеизм продемонстрировал очень оригинальный китайский мыслитель Чжу Цяньчжи (1899 год – 1972 год). Однако его позиция такова, что А.И. Кобзев называл её «экстравагантной». С 1930-х годов этот мыслитель разрабатывал теорию стимулирующего воздействия китайской цивилизации на Западную Европу. Он пришёл к следующим выводам: а) европейский Ренессанс порождён «четырьмя великими изобретениями»– бумагой, печатным делом, компасом и порохом, появившимися на Западе через посредничество монголов и арабов; б) связь европейской и китайской цивилизаций осуществлялась в три этапа: 1) «материальный контакт»; 2) «контакт в сфере искусства»; 3) «непосредственный контакт».

«Непосредственный контакт» был связан с деятельностью миссионеров-иезуитов в Китае и исследованием неоконфуцианства. Для эпохи Просвещения Конфуций был одним из идеологических ориентиров, а конфуцианство–источником прогресса философии. Именно иезуиты привезли в Европу представление об атеизме конфуцианства.

Влияние китайской философии на Германию проявилось в создании новой реальности–просветительском монархическом либерализме. Влияние китайской философии на Францию привело к созданию искусственного идеала – идеологии революции, направленной на разрушение. Непосредственно китайская философия сформировала взгляды Ф.М. Вольтера, П.А. Гольбаха, Ш.Л. Монтескьё, Д. Дидро и др. Диалектика Г. Гегеля–китайского происхождения. Диалектика «Феноменологии духа» находит соответствие с конфуцианским каноном.

Вопрос о религиозном наполнении конфуцианского учения, таким образом, остаётся открытым, хотя большинство китаеведов отвечают на него, скорее, отрицательно.

Ряд религиоведов относят конфуцианство к религии, высшим божеством в которой считалось строгое и ориентированное на добродетель Небо, а в качестве великого пророка выступал не вероучитель, возглашающий истину данного ему божественного откровения, подобно Будде или Иисусу, а мудрец Конфуций, предлагающий моральное усовершенствование в рамках строго фиксированных, освященных авторитетом древности этических норм; главным же объектом конфуцианского культа были духи предков. В виде церемониальных норм конфуцианство проникало в качестве эквивалента религиозного ритуала в жизнь каждого китайца.

Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шан-ди. Впоследствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была закодирована и в самом названии страны – «Поднебесная», и в титуле её правителя– «Сын Неба», сохранившемся до XX века.

Как отмечает В. Малявин: «С начала 1990 годов и в Азии, и в Америке… одна за другой проводятся международные конференции для китайцев и китайских эмигрантов, на которых… муссируется мысль о том, что именно наследие Конфуция служит залогом величия и мощи Срединного государства».

О других примерах осуществления процессов появления и возникновения «глубинного государства» в истории Китаябудет рассказано позже.

1.0x