Авторский блог Антон Александров 11:50 8 июня 2018

Война всех против всех при коммунизме

Как будет строится социальная иерархия при коммунизме? Кто кому и на каком основании должен подчиняться? Этот вопрос до сих пор остается открытым. Советские фантасты, в отличие от советских марксистов, по крайней мере пытались ответить на этот запутанный вопрос. В прошлый раз мы говорили о Иване Ефремове, сегодня обсудим Носова и его "Незнайку".

Почему мы, собственно, обсуждаем художественные книги вместо того, чтобы теоретически обосновывать те или иные тезисы? Дело в том, что этот "теоретический" этап давно пройден и каждый раз, когда я пытался разъяснять подобные вопросы, то получал одну и ту же реакцию в разных интерпретациях - А ты кто такой? Называешь фамилии "известных" ученых - та же реакция.

Дайте мнения известных нам людей, которым мы доверяем - просят читатели. Ну что же? Вы спрашивали, мы отвечаем. Ведь Носову вы доверяете?

Итак, первая глава "Незнайки на Луне". Здесь уже определенно описывается коммунистическое общество, так как произошла интеграция Цветочного города и Солнечного города. Основные продукты народного потребления научились производить "по потребностям". Капитала, денег и частной собственности на средства производства, понятно, у коротышек нет.

Казалось бы, ну чего еще нужно для счастья? Еды всем хватает, товаров завались, жилищный вопрос решен - откуда взяться конфликтам? Однако сразу же, в первой главе, не отходя от кассы, в городе разворачивается бескомпромиссная борьба за власть. Честно говоря, даже я не ожидал, что Носов покажет это так откровенно.

Перед нами довольно подробно разворачивается конфликт Знайки и профессора Звездочкина за так называемую "концептуальную" власть, который, как и полагается в теории, с необходимостью перерастает в гражданское противостояние с применением физического насилия. Читаем внимательно.

Знайкина книжка наделала много шума. Все коротышки с увлечением читали ее... действительный член академии астрономических наук профессор Звездочкин, которому тоже случилось прочитать Знайкину книжку, просто кипел от негодования и говорил, что книга эта – вовсе не книга, а какая-то, как он выразился, чертова чепуха.. Профессор Звездочкин предложил академии устроить обсуждение Знайкиной книги и разобрать ее, как он выразился, по косточкам, с тем чтоб никому больше неповадно было такие книги писать...

И сейчас же со всех сторон раздались крики:
– Верно! Правильно! Молодец, Знайка! Ура!
Все захлопали в ладоши. Кто-то крикнул:
– Долой Звездочкина!
Сейчас же двое коротышек схватили Звездочкина – один за шиворот, другой за ноги – и стащили его с трибуны. Несколько коротышек подхватили Знайку на руки и потащили к трибуне.
– Пусть Знайка делает доклад! – кричали вокруг. – Долой Звездочкина!

– Долой! – закричал кто-то из коротышек.
– Однако… – повторил, повышая голос, профессор Звездочкин. Никто так и не узнал, что хотел Звездочкин. Шум поднялся такой, что ничего уже нельзя было понять. Отовсюду слышалось только одно слово:
– Долой! Двое коротышек снова бросились на трибуну, один схватил Звездочкина за шиворот, другой за ноги, и поволокли его прямо на улицу.

двойной клик - редактировать изображение

Надеюсь, все все поняли? Я когда изучал данный эпизод, меня не покидало ощущение, что я читаю репортаж с украинского Майдана, когда там людей вытаскивали из зданий, избивали, короче творился полный беспредел. Понятно, что в детской книжке подобные сцены насилия нивелируются - в реальной же, взрослой жизни Звездочкин был бы банально покалечен или даже убит. И это на самом деле еще не самый худший вариант!


А представьте, что за Звездочкина вступилось бы 30% аудитории, а против соответственно 70%? Началось бы побоище, имя которому - гражданская война.

Это очень показательный пример, того, что проблема выстраивания "социальной иерархии" первична, а Капитал, частная собственность, потребление - это вопросы вторичные, надстройка, так сказать.

В этом контексте можно представить основной вопрос Философии следующим образом. Что первично - Иерархия или Материя?

1.0x