Война и миф
Авторский блог Владислав Шурыгин 13:38 13 июля 2019

Война и миф

военные интеллектуалы в тисках идеологий - круглый стол с участием Виктора Мураховского и Алексея Рамма
14

Владислав ШУРЫГИН, заместитель главного редактора газеты "ЗАВТРА".
Коллеги, тема нашего обсуждения сегодня — военные мифы. В основе любой национальной военной системы находятся представления, а часто — даже иллюзии о противнике, о том, в каком состоянии он находится, каков его характер, психологическая устойчивость. Как он будет себя вести в ходе конфликта? И это не только вопрос разведки, добычи той или иной информации, о количестве танков, о его военных планах. А это оценка противника на гуманитарном уровне. На уровне национальных особенностей, привычек, пристрастий, традиций. Можно вспомнить, например, ошибочную уверенность части советского политического руководства в том, что в случае вооружённого конфликта с Германией, немецкие рабочие откажутся воевать с первой страной рабочих и крестьян и перейдут на сторону СССР. Вспомним и высокомерную уверенность американцев, считавших, что необразованные, плохо обученные и слабо вооружённые вьетнамцы будут быстро разгромлены. Эти ошибки дорого обошлись и СССР, и США. И в связи с этим, Виктор Иванович, первый вопрос к вам. Насколько, вообще можно говорить о точных оценках морально-психологического состояния противника в мирное время?

Виктор МУРАХОВСКИЙ, главный редактор журнала "Арсенал Отечества".
Ну, наверное, только гипотетически. Вы правы — есть разведка: различные технические средства, агентурная разведка и прочая. И они добывают некие объективные данные о количестве танков, самолётов, технических параметрах военной техники, системе организации военной службы, военных планах и так далее. Но эти данные всё же не дают полного представления о реальной боеспособности вооружённых сил противника. Она проверяется только практикой, реальными боевыми действиями. Причём, надо понимать, что характер боевых действий может быть совершенно разным: от широкомасштабной войны до каких-то локальных столкновений. Мы неоднократно видели, что прогнозы относительно реального хода и результата боевых действий — особенно те, которые публикуются в СМИ, — как правило, абсолютно не оправдываются. Мне запомнилось недавнее выступление командующего американскими войсками в Афганистане генерала Миллера, которое он сделал на некоем семинаре по стратегическому планированию в Вашингтоне, где собрались эксперты, аналитики с хорошим бэкграундом, экспертным и научным. Он сказал: "Вы тут, не знаю, какие планы и стратегические прогнозы пишете, а в реальности мы 18 лет воюем в самой малонаселённой и пустынной местности в мире. И ничего не можем сделать". "И мы вынуждены", — так он сказал, — "отступать". Это реальная оценка боеспособности противника — афганских талибов — со стороны генерала, который командует коалиционной группировкой, американскими войсками в Афганистане…

Поэтому я, например, стараюсь вообще не делать такого рода прогнозов и оценок в отношении каких-то вероятных боевых действий. Никакие симуляторы, тренажёры и командо-штабные учения не дадут реального понимания того, что же за противник нам противостоит. Насколько он мотивирован, насколько устойчив, насколько боеспособен.

Владислав ШУРЫГИН.
Алексей, перейдём к разговору о военных мифах. Ими заполнена медийная околовоенная среда. Их множество. Есть миф, что американские солдаты во время войны во Вьетнаме отказывались идти в бой, не поев мороженого. Что американцы не воюют лицом к лицу с врагом, только дистанционно. Что русская армия — технически отсталая, поэтому русские воюют людьми и не берегут своих солдат. Что британская армия давно закостенела и не отвечает современным требованиям. И это даже не уровень пропаганды, а уже некий штамп массового сознания. Откуда возникают такие мифы? Американцы действительно отказываются воевать без мороженого?

Алексей РАММ, редактор отдела армии газеты "Известия".
Да нет, конечно! Это пропагандистский штамп, который за годы настолько укоренился, что вот, американцы — это избалованные солдаты, а мы дисциплинированные и неприхотливые. Есть хороший документальный сериал — телегруппа провела год с американцами 173-й воздушно-десантной бригады в Афганистане. И там вполне ясно видно, что американцы неприхотливы и вполне стойко переносят все трудности. Там нет такого, что "мы сегодня без мороженого не пойдём", наоборот — ограниченное количество продовольствия, воды, периодические проблемы с амуницией, с формой. Впечатление, что ты смотришь фильм не об американцах, а про советский Афганистан. И техника изношена, и оружие затёртое, и выглядят солдаты явно не как на картинке вербовочного пункта. Но они продолжают выполнять свои боевые задачи.

У американцев — свои штампы, связанные с нами. Там тоже полно публикаций и рассуждений о том, что русские, по меркам армии США, недисциплинированны, что у нас творится анархия, что мы им уступаем. Но не надо путать такие штампы массового сознания с реальной оценкой состояния нашей армии. Тут уже всё совершенно иначе. В серьёзных справках и исследованиях нашей армии даются очень высокие оценки…

Виктор МУРАХОВСКИЙ.
Поддержу Алексея. Большая часть мифов — это продукт пропагандистской работы. Её цель — выработать в солдатах и офицерах чувство морального превосходства над противником, убеждённости в своей силе и, как следствие — в неизбежной победе. Что мы лучшие, мы можем вытерпеть большие лишения и трудности военной службы, чем противник. Но в реальной боевой подготовке, конечно, такого пренебрежения отнюдь нет. Я вспоминаю, как в годы службы в Германии у нас при каждой части фактически, на каждом полигоне были специальные городки, где были выставлены либо макеты, либо реальные образцы иностранного вооружения, в том числе — американского, где тщательно изучались их слабые и сильные стороны. Отрабатывались приёмы борьбы. На командирской подготовке мы тщательно изучали американские боевые документы.

Поэтому давайте различать две практически не пересекающиеся между собой сферы. Во-первых, это пропаганда и медийная сфера, в том числе — и художественная литература, как, например, произведения Тома Клэнси, или современная британская серия книг про войну с Китаем и Россией. Этакое военное фэнтези. Есть там, кстати, и достаточно качественные работы. Например "Ризингшторм", написанная на основе командно-штабного симулятора. Но, в то же время, есть и другой пласт, профессиональный. Рассчитанный на экспертное сообщество, на военных специалистов. Там очень высокого качества работы. Вот недавно я читал изданную в США книгу по обобщению советского боевого опыта в Афганистане "Когда медведь переходит горы". Очень профессиональная работа! Видно, во-первых, глубокое понимание нашей военной организации, того, как вообще работает наша военная машина. Каким образом проходит обучение, воспитание, прохождение службы офицеров. Проанализирована система управления боевыми действиями, с глубоким пониманием и видно, что с уважением. В частности, там отмечается некоторое преимущество нашей системы подготовки и ведения боевых действий. Но также вскрываются и недостатки.

Так что есть две сферы оценки противника. Профессиональная и вульгарно-пропагандистская. К сожалению, второй подход тоже проникает в некоторые руководящие документы армии США. Когда читаешь, например, сочинённое штабом армии США руководство по особенностям боевых действий российской армии, то просто поражаешься невежеству авторов. В этом руководстве американских военнослужащих всерьёз предупреждают: "вы не должны ни в коем случае на средства медицинской эвакуации наносить красные кресты, потому что это сразу станет первоочередной целью для русских военных, чтобы сбить этот вертолёт или уничтожить эту санитарную машину". Смотрю авторов, а там сержанты, сержанты, и самый старший какой-то капитан. То есть вот этот бред на таком уровне вылезает.

Алексей РАММ.
Виктор Иванович вспомнил книгу "Когда медведь переходит горы". Книга действительно очень профессиональная, но нужно добавить, что основой для неё стал наш советский сборник боевых примеров офицеров-участников боевых действий в Афганистане, написанный в Академии имени М.В.Фрунзе. У меня как раз есть оригинальная советская работа и, конечно, американское переиздание тоже есть. Они его, конечно, доработали, многие примеры пояснили для американского уровня понимания. Я поддержу Виктора Ивановича — в профессиональной среде никаких глупых штампов нет. Нас американцы оценивают очень высоко. Пожалуй, как никого другого. Вот интересный пример. Один из командиров "спецназа" "Дельта", очень уважаемый в армии США офицер с богатой боевой карьерой. Он вспоминал, в своих мемуарах, как в 2001-м году развёртывал первые разведывательные группы в Афганистане, ещё до ввода войск. И как одна из разведывательных групп, укрывшись в одной горной пещере, обнаружила следы пребывания там советского спецназа — закопанные баночки сухпайка, ещё что-то… И командир "Дельты" делает вывод: значит, это очень хорошая позиция, если русские её занимали, мы здесь можем себя чувствовать спокойно.

Владислав ШУРЫГИН.
Оценивая боеспособность той или иной армии, можно ли опираться на некую историческую перспективу? То есть, насколько армия себя воспроизводит и повторяется в своей морально-психологической матрице на протяжении, допустим, ста лет? Можно ли в этом промежутке сформировать некий общий психологический портрет той или иной армии?

Алексей РАММ.
Я не считаю такой подход продуктивным. С одной стороны — да, есть устойчивая историческая связь поколений. Традиции, форма одежды, награды, ритуалы — они по замыслу призваны демонстрировать преемственность со всеми предыдущими поколениями. Но, с другой стороны, меняется социальная структура общества, меняется образование, меняется менталитет самого народа. Между русской императорской армией 1914 года и советской армией 1945 года — всего тридцать лет. Едва одно поколение. И даже форма советская, после введения погон, стала похожа на форму русской армии. Но ведь это две совершенно разные армии! С разным менталитетом, моралью и мотивацией. Такая же картина и в армии США. Армия 1917-го — это не армия в 1945-м и уж, тем более, не армия 2000 года. Что такое американская армия до начала 80-х годов? Это армия белых христиан, протестантов с отчётливыми мессианскими комплексами: "Мы спасём мир от коммунизма!" А сейчас американская армия — это интернациональный коктейль. Процент афроамериканцев и латиноамериканцев подбирается к половине. Даже в таких элитных частях, как полк рейнджеров, "Дельта", 6-я команда "Тюлени". Это уже не армия белого большинства.
 

Армия — это слепок общества. Меняется общество — меняется и армия.

Виктор МУРАХОВСКИЙ.
Это так! Армия, несмотря на свою консервативность как структуры, непрерывно меняется. Да, есть историческая преемственность — она выражается в праздновании определённых дат: битв, дней родов войск, юбилеев части. Но это — внешнее, а внутри у каждого поколения — свои герои, свои кумиры, свои цели в жизни, свой сленг, свои привычки. В 60-е годы американский флот был печально знаменит своими пьянками и драками, а теперь за это можно легко вылететь с флота, в моде спорт и "зож", не говоря уже о том, что в составе большинства экипажей служат женщины. Это уже другой флот, хотя название у него — то же, и задачи — те же самые.

Владислав ШУРЫГИН.
А есть ли штампы, которые соответствуют реальности? Мифы о других армиях, о вероятном противнике или о союзнике, неважно? Если возвращаться к Великой Отечественной войне, то многие ветераны вспоминают о немецкой пунктуальности. Есть множество рассказов о том, что немцы воевали по часам. Я разговаривал с участником боёв подо Ржевом генерал-лейтенантом Михаилом Титовым, ныне покойным. В ту пору он был капитаном. И он рассказывал, что наши солдаты почти наизусть знали немецкий распорядок: что в 10 утра немцы откроют огонь, в час они пойдут на обед, в два часа они опять начнут, в 17 закончат. Даже бомбардировщики налетали по часам…

Виктор МУРАХОВСКИЙ.
Как отслуживший в Германии офицер, могу подтвердить: миф о знаменитом немецком ordnung`е, оказался реальностью. Я в этом убеждался не раз. Одна только история. Котельные в наших полках топились углем. Его доставляли вагонами из Советского Союза. Однажды я убыл старшим на разгрузку. Немецкий кран скрепером зачерпывает уголь и высыпает в кузов подъезжающего самосвала. И вот в очередной раз кран набрал своим скрепером кучу угля и начал поворачиваться к подъехавшему самосвалу, и вдруг замер. После чего из его кабины вылез немец и ушёл на обед. На часах 13.30. Ровно через час — минута в минуту! — он продолжил работу.

Алексей РАММ.
Я скажу немного о другом, но близком к теме вопроса. Плохо, когда мифы кладутся в основу политических решений о применении Вооружённых сил и вдвойне плохо, когда эти мифы повторяются из раза в раз. Давайте вспомним, зачем США влезли во Вьетнам? Их главной задачей было остановить коммунизм и защитить демократию. А зачем они начали войну в Югославии? Тоже для защиты демократии. И вот этот миф: о непрерывной защите Америкой демократии, — является самым стойким американским мифом последних лет пятидесяти! Причём чаще всего именно он становился причиной их военных поражений. Что в Афганистане, что в Ираке, что в Сирии.

Давайте сравним ведение боевых действий в Афганистане СССР и США. Если прочитать мемуары советских военнослужащих, посвящённых войне, посмотреть отчёты и доклады того периода, то становится очевидно, что 40-я армия вела активные боевые действия, отыскивая и уничтожая бандформирования по всему Афганистану. Например, полк, развёрнутый под Кабулом, мог побывать за месяц на всей территории Афганистана, проведя целую серию операций и при этом иметь ещё свою зону ответственности, которую был обязан контролировать. Но наша главная задача была — обеспечивать нормальное функционирование общества. Мы помогали правительству, открывали школы, строили заводы.

А чем занимаются американцы в Афганистане? Американцы придумали себе мессианскую задачу: сделать из Афганистана Афганскую демократическую республику. И каким же способом? Типовая тактика —занимаем определённый район и контролируем его, не допуская туда талибов. Создаём так называемый "пузырь безопасности". При этом главная задача — провести за это время выборы, набрать местную полицию и отойти в сторону. Всё! Задача выполнена! Мы уходим. Теперь дело за местными. А у тех ничего нет. Ни денег, ни заводов, ни фабрик, ни тракторов — ничего! И район тут же снова занимают талибы.

Владислав ШУРЫГИН.
Но всё то же самое проходили и мы. Но только мы, как говорится, на 20 лет раньше…

Алексей РАММ.
Нет. Во-первых, при нас Афганистан был полноценным государством. У него была экономика, работали предприятия. Вспомните, Афганистан поставлял в СССР ткани, каракуль, овощи и даже газ в Узбекистан с местного месторождения, о чём сегодня мало кто знает. При нас был самый низкий за всю афганскую историю уровень производства наркотиков, а те, что производились, выращивались только на тех территориях, которые контролировали душманы.

Но, главное, нам в Афганистане противостоял целый интернационал: США, Пакистан, Китай. Оружие душманам шло со складов НАТО. И, тем не менее, страна развивалась. И после нашего ухода ещё три года правительство Наджибуллы сохраняло контроль над страной, пока Ельцин полностью не прекратил ему помощь.

А кто помогает талибам? Никто! Разве что тайно Пакистан. И, тем не менее, американцы уже восемнадцать лет сидят в этом капкане. Капкане своего мифа.

Виктор МУРАХОВСКИЙ.
То же самое мы видим и в Ираке. Там американцы тоже сбросили существующий режим Саддама Хусейна, который им никак не угрожал. А дальше взялись строить там демократию. Проводить выборы, делать "демократический Ирак" — и в итоге получили антиамериканское правительство. Потом взялись было за Сирию, с теми же лекалами. Но тут пришли мы…

Алексей РАММ.
Я с Виктором Ивановичем полностью согласен, вторжение в Ирак — это было абсолютно политическое решение. Как думали тогда американцы? Народ измотан санкциями и не любит диктатора Саддама. Если его свергнуть, сразу наступит демократия. А дальше союзное США государство сможет само себя кормить и будет всячески американцев поддерживать. Нужен был только повод. И они его нашли. Атака 11 сентября 2001 года. Разведка быстро выяснила, что Усама бен Ладен скрывается в Афганистане, но тут же включились политические советники Буша: мол, давайте привяжем сюда ещё и Хусейна, чтобы ударить и по нему. Есть очень хорошая книга, "Не лучший день для смерти" — про вторжение США в Афганистан в 2001 году. Там есть очень интересный момент. Почему, например, элитная 82-я парашютно-десантная дивизия не принимала участие в этом вторжении, а была отправлена 10-я горная и 101-я десантно-штурмовая? Да потому, что в этот момент 82-я уже вовсю готовилась к вторжению в Ирак. И как только была совершена террористическая атака, так сразу же был запущен план вторжения в Ирак. При этом военных особо не спрашивали. Всё решало политическое руководство. Мы принесём демократию в Ирак! И понесли!

Это и есть главный американский миф — вера в неизбежное торжество демократии по-американски во всём мире. Ни на какие объективные доказательства она не опирается. Жертвы этого мифа исчисляются уже миллионами человек.

Владислав ШУРЫГИН.
А дальше — как в рекламе: "Тогда мы летим к вам!"

Виктор МУРАХОВСКИЙ.
Да, и летят! К сожалению, вот эта тенденция веры без опоры на объективные факты проникает не только в политику, но и в американское военное дело. Если мы посмотрим на ключевую военную программу противоракетной обороны, прочитаем их отчёты, то увидим, что там всё опирается на слепую веру. На миф! Миф, что можно создать непроницаемую систему ПРО национальной территории США. Этому мифу скоро уже сорок лет! Его ещё при Рейгане выдумали! И с упорством, достойным лучшего применения, американцы снова и снова берутся за его реализацию и каждый раз, потратив впустую сотни миллиардов долларов, оказываются в точке "зеро". Сейчас идёт очередная реинкарнация этого мифа. Сначала разработчики обещали прикрыть США от ракет к 2010 году, потом — к 2020-му. Теперь это отнесено на период после 2027-го года. Но миф так и остаётся мифом. А отношения с Россией из-за этого безнадёжно испорчены.

Владислав ШУРЫГИН.
Насколько должно учитываться такое мифотворчество в нашем военном планировании?

Алексей РАММ.
Виктор Иванович очень правильно отметил: в оборонные структуры сегодня всё чаще проходят не профессиональные военные, а политики. И они приносят в них своё видение и политическую конъюнктуру, что влияет на боевое планирование, на применение войск, сил и средств. Невозможно себе представить, чтобы у нас в стране командующий войсками Центрального военного округа будет выступать перед Госдумой и объяснять депутатам, что вот тут он правильно врага сдерживает, поэтому ему нужно выделить ещё денег. А в США всё происходит именно так! Каждое командование — это отдельная строка финансирования. И для того, чтобы оно могло нормально функционировать, командующий вынужден выступать перед Конгрессом, доказывать, что те стратегии, которые он принимает для сдерживания врагов демократии, верны и нуждаются в финансовом обеспечении. И тут снова рождаются мифы. На этот раз те, о которых мы говорили в самом начале, — мифы о русской угрозе, которыми начинают пугать Конгресс генералы. И конгрессмены на всё это ведутся. Генералы же не могут врать! Русские — настоящая угроза! Вот это сейчас реальная проблема. И мы должны её учитывать.

Владислав ШУРЫГИН.
А как же защититься от таких ошибочных решений?

Виктор МУРАХОВСКИЙ.
Это очень сложный вопрос. Понятно, что у нас нет инструментов для того, чтобы как-то повлиять на США. Там в военном деле всё сильнее рулит конъюнктура и мифы. Сегодня уже хорошо известно, что, например, фейковые сообщения в СМИ повлияли на решение президента Трампа в апреле 2017 года нанести удар крылатыми ракетами по одному из военных объектов Сирии, аэродрому Шайрат. Можно ли исключить такое влияние? Практически нет. А вот из нашей военной среды, я думаю, мифотворчество надо выкорчёвывать железной рукой, не жалея ни пропагандистов, ни агитаторов, которые несут чушь, клише и штампы. 

Американским мифам мы должны противопоставить объективность, выдержку и беспристрастность.

Они сильнее любых мифов — потому что позволяют принимать взвешенные и правильные решения.

Алексей РАММ.
Я с Виктором Ивановичем полностью согласен. Как говорится: одежду должен шить портной, а готовить еду — повар. Поэтому подпускать к военному делу дилетантов, а тем более — политических конъюнктурщиков, категорически недопустимо. За пропаганду пусть отвечают пропагандисты, а вот за боевое планирование должны отвечать профессиональные военные. Потому что они хорошо понимают цену ошибок и могут прогнозировать, каким будет итог тех или иных политических решений. Когда же в этот процесс управления вмешивается политика, тем более — мифологизированная, то это превращается в то, что мы сегодня видим в США.

Илл. Василий Нестеренко. "Письмо недругам России"

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
13 июля 2019 в 14:23

По моему разумению, Наша Русская (Российская) Армия - является ЛУЧШЕЙ в Мире (на настоящий Исторический момент)!
Что касаемо именно Русского солдата, то, думаю, ГЛАВНЫЙ Его козырь = способность ДУМАТЬ в условиях боя (как говорится: "командир убит, взвод слушай мою команду")?!
В других Нациях сей принцип = хромает, хлопнули "офицера-начальника" и у-сё, сдаём-су, мол, либо "банзай" под пулемёт Русский?!
Лично я считаю так!
Не претендую.
Кто понимает?

13 июля 2019 в 17:30

Николай-443
Асташкин-899
Сегодня в 14:23 Оценить комментарий:
По моему разумению, Наша Русская (Российская) Армия - является ЛУЧШЕЙ в Мире (на настоящий Исторический момент)!
Что касаемо именно Русского солдата, то, думаю, ГЛАВНЫЙ Его козырь = способность ДУМАТЬ в условиях боя (как говорится: "командир убит, взвод слушай мою команду")?!
В других Нациях сей принцип = хромает, хлопнули "офицера-начальника" и у-сё, сдаём-су, мол, либо "банзай" под пулемёт Русский?!
Лично я считаю так!
Не претендую.
/////////////////////////////////////////////////////////////
КОЛЯ ,ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ,ЧТО ТЫ ВОЕВАЛ С АМЕРИКАНСКИМИ СОЛДАТАМИ.
и знаешь что они трусы и сразу как увидят русского солдата ,сразу кричат ЗДАЁМСУ !

Вспомни войну великой ядерной державы России против карликовой Грузии.
«В результате боев в Цхинвальском регионе российская 58-я армия потеряла 1789 солдат, 105 танков, 81 боевую машину, 45 бронетранспортеров, 10 устройств „Град“ и 5 устройств „Смерч“
А один российский генерал получил ранение в филейную часть тела ,
очень много шуток было в интернете по этому случаю.
Не надо недооценивать противника,
это было уже с Финнами ,немцами в 41 году , мол шапками закидаем .

13 июля 2019 в 17:55

Фима, недавний американЬский парад-посмешище вспомни лучше!
...Что касаемо "08-08-08", то решения по итогам были приняты Медведевым КАРДИНАЛЬНЫЕ и...глаза разуй на Сирию, где раскатали ВСЁ донЕльзя, а там нешутейные силы были!
И это, Ефим, не тискай мне шнягу (уровня дебилоидов -пердаков СовеЦких), т. к Асташкин = ЗНАЕТ, что излагает (+ НЕ НАХВАТАННО)!
Пропагандируй ахинею (раз свобода дадена в "Завтре") только не Коле Асташкину (великО в теме живущему)!
...Добавлю (раз ты такой неугомонный):
ни хвалёный ваш-Израиль, ни сшА с Великобританией...не смогли бы даже общественный туалет взять в Грозном (используя те средства, которые применяла Российская Армия)!
...Россию Исторически = НИКТО пока не победил, а, значит, харе пуковать!

14 июля 2019 в 11:42

Ладно Коля ,последний раз с тобой в полемику вступаю.
Насчёт Грозного .
В 1994 году 11 декабря в Чеченскую Республику вошли российские войска, и официально началась военная операция под названием «наведение конституционного порядка».
Министр обороны Российской Федерации ФЕЛЬДМАРШАЛ Павел Грачев обещал взять Грозный за два часа силами всего лишь одного десантного полка.

Но российские танки сгорели на улицах Грозного, как спичечные коробки, и армия потерпела фиаско от одетых в гражданскую одежду чеченцев. В августе 1996 года было подписано Хасавюртовское соглашение, и деморализованная российская армия покинула Чеченскую республику.
Во вторую чеченскую Грозный взяли ковровыми бомбардировками сравнях его с землёй . Погибло более 100 000 мирных жителей.

Насчёт Сирии .Наземные войска в Сирии не участвуют.

О результатах войны в Сирии Путин почему-то не сообщает, чем гордиться - непонятно. Мощнейшая группировка российских войск, оснащенная всеми видами оружия, от роботов-саперов до космических спутников и стратегических бомбардировщиков с крылатыми ракетами совершила свыше 100 тысяч боевых вылетов, обрушила десятки тысяч тонн бомб и снарядов на мирных жителей и отряды повстанцев, и тем не менее, группировка ИГИЛ по-прежнему продолжает вести бои, а треть территории Сирии взяли под контроль повстанцы, поддержанные странами НАТО.

Российская пропаганда представляет Сирию как удобный полигон для испытаний нового вооружения. Цену этого полигона от самих граждан РФ скрывают.

"Вооруженные силы России в Сирии за три прошедших года потеряли 112 человек. Из техники потеряны 8 самолетов, 7 вертолетов и, возможно, 1-2 БТР и бронеавтомобиля". Как сообщает информационное агентство ТАСС, такие данные 30 сентября привел глава комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по обороне и безопасности бывший Главнокомандующий ВКС Российской Федерации Виктор Бондарев.

14 июля 2019 в 14:58

Фима, ты - КТО такой есть?!
Трудяга-работяга, или кто?
С Асташкиным вступать в ВОЕННУЮ полемику?
Ты что, Ефим, с дуба рухнул?
...Отношусь к тебе хорошо, знакомы много лет уж, но...меру надо знать, туды-растуды?!

14 июля 2019 в 15:33

Если ты, Ефим, не явный ИМЕННО русофоб, то объяснение твоим копированным постам ("и сДону и с моря") одно:
Липорт застрял в начале 90-х, когда была пост-СовеЦкая гниль-гнусь-допотопщина на стоеросовость помноженная (как и здешние красно-пукуны, выкинутые за ненадобностью с калошных)!
...Путиным-Медведевым проделана ГИГАНТСКАЯ по своему Историческому значению работа, + тогда, когда Западные списали уже Русь за ненадобностью!
Ты = НИЧЕГО не понимаешь ВООБЩЕ, Ефим Липорт!
...Другой вопрос, что Асташкин понимает Великую (да-с) роль Евреев "Абрамовичей-Вексельбергов" в ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ России на СОВРЕМЕННУЮ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ 21-го века, т. к потолок предпринимателей-"Ужакиных" = "скобяная лавка"!
Но, как ни крути, от Русского Народа - не дождутся евреи благодарности, т. к тЁмно Население Наше (в массе Своей), а, значит, смиритесь и радуйтесь, что Руководство России ведёт РАЗУМНУЮ линию к Государству Израиль!
...Ежели хотите победить Русских, то уже ПОЗДНО, проспали момент (следствии крохоборства), т. к стоило десяток лет ТОГДА покормить БЕСПЛАТНО колбасой Русь Борька Ельцин разоружился бы от Ядерного!
Кусайте локти и молитесь!
И старайтесь ЗАСЛУЖИТЬ благосклонность Русского Народа (а по другому - НИКАК)!
Кто понимает?

14 июля 2019 в 17:40

Вы с Палестиной (стреляющей "в белый свет, как в копеечку") НИКАК не можете решить вопрос (кишка тонка на дела сурьёзные), а лезете к Русским со мнением сметь там, где такие Воинственные, что куды там всем Ближневосточным (вместе взятым)!

15 июля 2019 в 10:54

Николай-443 Асташкин-899
14 июля 2019 в 17:40
Вы с Палестиной (стреляющей "в белый свет, как в копеечку") НИКАК не можете решить вопрос (кишка тонка на дела сурьёзные), а лезете к Русским со мнением сметь там, где такие Воинственные, что куды там всем Ближневосточным (вместе взятым)!
//////////////////////
Коля . извини не удержался , обещал тебе не отвечать !
Коля , ты хочешь чтоб Израиль ковровыми бомбёжками сравнял Газу с землёй ,
как Россия бомбит в Сирии ?
Прочти Николай ( и не только ,для аборигенов ЗАВТРА тоже полезно )этот текст
может быть что то поймёшь , ТЕКСТ ПРАВДА ДЛИННЫЙ ,НО НАБЕРИСЬ СИЛ !
////////////

Есть две проблемы: территориальная и идеологическая.

Территориальная проблема – это якобы оккупация Израилем палестинских земель. Арабы говорят: прекратите оккупацию – и наступит мир. Здесь у них, правда, есть расхождения, что считать палестинскими землями. Некоторые говорят о границах 67- го года. Другие – что весь Израиль на палестинских землях, а значит надо Израиль просто ликвидировать, и наступит мир. У большинства евреев прямо противоположный взгляд: вся земля здесь наша, но мы можем отделить часть территории, чтобы на ней проживали палестинцы (раз уж так получилось, что они объявили себя народом – и поверили в это). Но только без армии, поскольку мы уже знаем, чем кончается самоуправление палестинских арабов. Проблема кажется неразрешимой. На самом деле, ее можно было бы решить, если понять, что проблема эта вторична, и является только предлогом для непримиримой борьбы арабов за уничтожение Израиля. А настоящая проблема, как и всегда, лежит в непримиримости идеологий, религии, в разных культурах восточной и западной цивилизаций.

Итак, Идеологическая проблема. Факт, что арабы-христиане куда лучше относятся к Израилю, чем арабы-мусульмане (хотя есть и исключения). Что бы они ни рассказывали про мирный ислам, факт, что большинство терактов совершают мусульмане. Конечно, не все, конечно это радикальные исламисты... Но остальные мусульмане тоже не спешат их осуждать. Неужели всё дело в религиозной войне? Нет, не все так просто. Жили ведь евреи и мусульмане рядом веками, и многие великие евреи писали свои книги на арабском (вспомним хоть Рамбама). Что вдруг случилось, что началась такая вражда? Не хочу углубляться в эту тему – как формируются такие устойчивые негативные мемы, как антисемитизм. Но это то, что мы имеем сейчас: в арабском мусульманском обществе возник, вырос и окреп самый махровый антисемитизм. Умело подпитываемый, он превратился в настоящую ненависть к евреям, к израильтянам. Как так получилось? Кто первый эту заразу сюда занес? Сейчас уже не так важно. Но вот уже несколько поколений арабских детей воспитываются на этой страшной (и как им кажется, героической) сказке: мы – такие мирные, светлые, духовные, благородные... Но нас захватили коварные и злобные евреи, которые отняли у нас землю, хотят нас поработить... (и далее в меру фантазии). Что же делать бедным арабским детям? Как спасти свой народ? Единственный способ - идти и убивать евреев.

А чтобы было не так страшно, рассказывают сказку про рай на небесах, про то, что их там ожидают 72 девственницы-невесты... В эту сказку теперь верят и взрослые арабы – им же её с детсва расказывали... Можно ли их теперь убедить, что родители их обманули? Что евреи их не захватывали, и на самом деле хотят им добра, мира и благоденствия? Вряд ли. Тем более, что эта сказка очень удобна – и для их правителей, и для них самих. Она освобождает от необходимости чего-то добиваться в жизни, учиться, пробиваться, самореализовываться... Достаточно просто взять нож, или пистолет, и пойти убить еврея (не важно – левого, правого, старика или ребенка), и сразу все проблемы решены: тебя окружат почетом, будут прославлять и называть улицы в твою честь, семье выделят хорошее денежное пособие, а ты сам попадешь в рай, или в худшем случае в израильскую тюрьму, где 3-х разовое хорошее питание, спортплощадка, общение с «единомышленниками», обучение – ну вот просто рай, только на земле. А если ты взорвешься в автобусе с детьми, и убьёшь много евреев, твоя мать будет просто счастлива, она будет гордиться тобой и собой, ходить по всей деревне и раздавать конфеты... И палестинским правителям хорошо: к ним никаких претензий, власть и деньги – при них, не надо развивать производство, медицину, науку – деньги им дают добрые спонсоры, как угнетаемым и притесняемым (это уже другая сказка – для европейских «правозащитников» и функционеров, а там свои интересы...). Ненависть к евреям – это главная «скрепа», которая и создала «палестинский народ». Отними её у них – и останется бедное, малообразованное, неконкурентоспособное население. А так – они «палестинский народ», который борется за свои права, о котором говорит весь мир, которому выделяют большие деньги на эту борьбу... Поэтому палестинские «лидеры» так рьяно поддерживают сказку про оккупацию и злобных коварных евреев, поэтому они выделяют деньги семьям террористов (и тем больше, чем больше убил евреев), постоянно осуждают Израиль за антитеррористические операции, представляя их как геноцид арабского населения. А какие лидеры – такие и правила жизни. Давным давно Конфуций сказал: правитель подобен ветру, а народ подобен траве... Люди живут по тем правилам, которые заданы в их окружении. Раз большинство так делает, значит это правильно, и они поступают так же. Если все бегут на красный свет, значит и он побежит. Раз все плохо работают, и он будет плохо работать. Раз почётно убивать евреев, значит он пойдет убивать...

Какой же выход? Да и есть ли он? Для начала надо понять этот замкнутый круг: «лидеры» определяют правила, народ их принимает, а затем выбирает новых «лидеров», которые провозглошают уже то, что от них ждут. Если вдруг они начнут говорить, что евреи хорошие и мирные, то им самим не сдобровать – убьют свои же (вспомним Анвара Садата). Может ли Израиль, опираясь на демократические,
гуманные методы, победить террор? Ответ кажется очевидным: не может. Мы ведь не можем убить всех их лидеров. Мы не можем убивать и самих террористов, если они не застрелены на месте (и даже не можем их добивать, когда они уже «не представляют опасности» - вспомним Элиора Азарию, осужденного за то, что пристрелил раненого террориста, который пришел убивать наших солдат). Мы только «подстригаем когти тигру»... Израиль сам себя сковал по рукам в борьбе с террором – чтобы в мире, не дай бог, не подумали, что мы здесь занимаемся геноцидом арабского населения... Мы и сами уже не уверены – а может мы их захватили и притесняем? Когда из Газы летят ракеты по городам и мирному населению Израиля ,мир молчит ,
но когда уничтожается ракетная установка ,стреляющая из подвала дома ,и если погибает арабский ребёнок , всё прогрессивное человечество возмущается ( Россия одна из первых )
и собирается СОВБЕЗ С ОСУЖДЕНИЕМ ИЗРАИЛЯ.

И всё же, если причина в антисемитизме, и в лидерах, которые его подпитывают и провоцируют (а не в территориях) – эту проблему можно решить. Так же как она была решена с гитлеровской Германией. Ситуации похожи. Там был ничем не сдерживаемый фанатичный антисемитизм – и не было сил его остановить... Погибло почти всё европейское еврейство, больше шести миллионов. Страшно представить... Ненависть арабов подпитывается теми же ядовитыми компонентами геббельсовской пропаганды: зависть, религиозная и национальная нетерпимость, кровавые наветы… В этом котле ненависти обвинение евреев в оккупации просто заняло место геббельсовского тезиса о засилии евреев во всех областях германской жизни… Сейчас, если дать волю палестинским арабам, они вырежут всех евреев в Израиле, тоже больше шести миллионов...

У нас есть армия, и это нас спасает. Но мы должны уже понять – это война. Война с непримиримым врагом, который нас не убивает, только потому, что не может. А когда может – убивает. И мотивация его – не территории, а само наше существование. И главное в этой мотивации – ненависть к евреям. Разве это не та же ситуация, что с гитлеровским фашизмом? Так почему мы не действуем так же, как с тем фашизмом? Просто ещё не осознали? Боимся, что нас не поймут?

Фашизм надо победить, уничтожить их лидеров и проповедников, судить их за преступления против человечности, за разжигание и проповедь ненависти, сломать эту машину ненависти. А затем перевоспитывать арабское палестинское общество – так, как это сделано было в Германии с немцами. И тогда мы лет через 50 станем с ними друзьями, как сейчас с Германией. Пусть при наших внуках... Но начинать надо сейчас.
/////////////////
Россия , КОЛЯ , НЕ ДРУГ ,а враг Израиля , друзья России - Хамас , Аббас , Хизболла.
Просто временно совпали в данный момент интересы России и Израиля по Сирии
против Ирана
Читая Александра Иванова и других некоторых авторов ЗАВТРА ,комментарии ,
я сделал вывод ,что Россия тоже бы не прочь ...
Но Израиль уже не тот что был в 48 и 56 году .

13 июля 2019 в 18:31

- "...Поэтому подпускать к военному делу дилетантов, а тем более — политических конъюнктурщиков, категорически недопустимо. За пропаганду пусть отвечают пропагандисты, а вот за боевое планирование должны отвечать профессиональные военные. Потому что они хорошо понимают цену ошибок и могут прогнозировать, каким будет итог тех или иных политических решений. Когда же в этот процесс управления вмешивается политика, тем более — мифологизированная, то это превращается в то, что мы сегодня видим в США...".

Думается, ВСЯКОЕ дело ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ - ПРОФЕССИОНАЛЫ!!!

За пропаганду - ТОЖЕ профессионалы, а НЕ дилетанты...

По большому счёту, нужно быть, во всех смыслах, ТРЕЗВЫМИ аналитиками существующей РЕАЛЬНОСТИ, как в военном деле, так и в политике!!!

Кстати, а ПОЧЕМУ бы, ВОЕННЫМ отставникам США и России, НИ встретиться, и НИ ПОГОВОРИТЬ, ПО ДУШАМ (!!!), о Будущем США и России????

Глядишь, вправили бы мозги и своим и чужим, РОДИ МИРА в этом мире!!!

Сегодня ведь НЕ времена СССР, встретьтесь в ЖЕНЕВЕ!!!
ПНВ

13 июля 2019 в 18:38

Добавлю, ПОПЫТКА, ведь, - НЕ пытка!!!

Бывшим реально УМНЫМ воякам стоило бы реально ВПРАВЛЯТЬ мозги теперешним политикам, и ЛИКВИДИРОВАТЬ всевозможные МИФЫ в открытой и честной беседе.

И таких встреч могло бы быть СТОЛЬКО, сколько - НАДО для МИРА на земле!!!

Подумайте.

Перепёлкин Н.В.

14 июля 2019 в 12:13

Приведу ту же цитату: "Подпускать к военному делу дилетантов, а тем более — политических конъюнктурщиков, категорически недопустимо"
Увы, правящий политический класс "подпускает" и даже ставит их в руководство ВС.
Яркие примеру того - Сердюков и Шойгу.
После этого говорить о превосходстве и даже равенстве наших ВС над американскими выглядит бахвальством.
ВКС - мы много говорим о самолёте пятого поколения, расхваливаем его ТТД, но он у нас пока только в стадии испытаний (к тому же проблемы с двигателями, авионикой, невидимостью). Идут разговоры о приостановке его выпуска. А у США "Раптор" в серии уже 22 года (выпущено 187 штук), имеется опыт боевого применения. С 2006 года налажен серийный выпуск F-35 пятого поколения (выпущено 410 штук), также имеется опыт боевого примененияю
Мы очень отстаём от вероятного противника и в области БПЛА, особенно боевых модификаций.
Танки. "Армата" считается лучшим танком. В 2015 году выпущена предсерийная партия из 20 машин. Но "30 июля 2018 года вице-премьер по оборонно-промышленным вопросам Юрий Борисов заявил, что танк Т-14 «Армата» является «слишком дорогим для массовых закупок». Поэтому вместо последних будет продолжена модернизация имеющихся на вооружении Т-72 и Т-90".
ВМФ. В настоящее время значительно разрушен и пригоден в основном для каботажного плавания. Размер комментария не позволяет рассказывать о проблемах на флоте, приведу ссылку:
https://newsland.com/user/4297826898/content/flot-bez-korablei-vmf-rossii-na-grani-kollapsa/6534331
А теперь вспомните, кто назначал этих "полководцев", разваливающих наши ВС...

14 июля 2019 в 12:09

к сожалению главный миф про нашу армию не только не раскрыт, но даже и не назван.
А миф этот состоит в том, что у нас есть НАША армия. Господа, все вы знаете, что армии ближнего востока спонсируются США. Это спонсирование основано на том, что нефть этих государств оценивается и продается за доллары. ФРС это очень интересная организация получающая многократную прибыль в разы превышающую стоимость активов номинированных в долларах. То есть армии ближнего востока по существу принадлежат штатам и куплены они за долю малую от доходов США полученных за счет просто номинации богатств этих стран в долларах. Надеюсь это понятно. Так вот Россия уже почти 50 лет номинирует и продает свои ресурсы за те же доллары. Надеюсь теперь даже и до военспецов дошло кому они служат и что перестройка это лишь вербализация с реализацией в реальном времени реальной зависимости сначала СССР, а затем и так называемой суверенной Россией. Нет у России суверенитета как собственно и своей армии и своего государства-увы. Но вы продолжайте верить в свой суверенитет, поскольку это вполне соответствует задачам гегемона-вера рабов в свою независимость. Помните небось знаменитое марксистское-свобода есть познанная необходимость. Так вот для получения подачек с барского стола еврейского общака-ФРС, действительно необходимо верить в независимость. Так что все правильно-вы, господа генералы, а так же и прочие жители населяющие просторы бывшего СССР, свободны. От всего свободны , ура.

15 июля 2019 в 06:41

В нынешней России профессионалами себя обзывают люди, ни черта не понимающие в деле, которым они руководят. Это слово стало ругательным.

15 июля 2019 в 18:52

Сегодня в программе ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ .ЦАРИТ ЭЙФОРИЯ !
Эрдоган купил С 400 , цена сделки 2 миллиарда долларов .
Надо заметить кредит в 2 лимона дала Турции Россия !
Катрин Стриженова светится от счастья , рассказывает как Путин вставил пистон
Америке. Трезвые голоса , что Турки на 1 лимон оплатят помидорами ,а второй
турки не вернут ,а Россия простит ,утонул в хоре голосов ,типа ну и пусть ,зато это победа Путина. Ну ничего ,Россия кормит Сирию,Донбасс ,Хамас ВЕНЕСУЭЛУ , ПРОКОРМИТ И ТУРЦИЮ! Турция член НАТО ,Европа И США заявили ,что они наложат на Турцию санкции.
США ПРЕКРАТИЛИ Обучение ЛЁТЧИКОВ НА ф 35 И ПРЕКРАТИЛИ ПОСТАВКИ ЭТИХ САМОЛЁТОВ .
Турция не друг России, в любой момент могут развернуться на 180 градусов.
вспомните сбитый Турцией российский самолёт.
А США элементарно могут купить турецкий экипаж С 400 и узнать его слабые места.
Ну время накажет !
Вот и Ещё одна хорошая новость :
Глава Роснефти СЕЧИН просит президента предоставить нефтяным компаниям налоговые льготы на два с половиной триллиона рублей
Глава Роснефти просит президента предоставить нефтяным компаниям налоговые льготы более чем на два с половиной триллиона рублей. Нефтяники хотят вложить средства в развитие Арктики от 5 до восьми с половиной триллионов рублей, — пишет газета Ведомости.

В Кремле подчеркивают, что пока никаких решений по обращению Сечина не принималось.
ПУТИН ДАЛ ЗАДАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ПРОРАБОТАТЬ ЭТОТ ВОПРОС !
Как говорит КОЛЯ АСТАШКИН : кто понимает ?!