Эрик Исраилов, корреспондент газеты "Общественный рейтинг", задал мне вопросы на актуальные темы:
– Олег Анатольевич, как бы вы прокомментировали ход выборов президента Украины?
– Всё проходит достаточно предсказуемо. Знаете, я достаточно много сказал об этом в моих статьях и публикациях, поэтому, если подробно говорить сейчас о чём-либо, то это займёт крайне много времени. Следовательно, я сказал лаконично, назвав всё проходящее достаточно предсказуемым.
– Какой итог президентских выборов Украины вы прогнозируете?
– Победу одержит Владимир Зеленский.
– Видите ли, фигура Зеленского не вписывается в традиционный политический формат. Так в чём же заключатся его феномен?
– Это было достаточно предсказуемо, так как у наших украинских политиков очень высокий антирейтинг. Украина разделена, и избиратель юго-востока остался без своей кандидатуры. В таких условиях все стали искать новое лицо. Если бы С. Вакарчук принимал участие в избирательной кампании, то вполне возможно, что протестный электорат удалось бы разделить на части. Или если бы в избирательном бюллетене был пункт «Против всех», то вполне вероятно, что рейтинг В. Зеленского не был бы таким высоким. Поэтому получается такое вот протестное голосование. А протестным оно стало по причине высокой степени недовольства итогами последней революции. Люди просто чувствуют себя обманутыми оппозиционными политиками, поскольку они отдали власть так бездарно. Те, кто у власти, получили кредит доверия, но они им так глупо распорядились. Таким образом, у всех старых политиков очень высокий антирейтинг. Актёр В. Зеленский смог сыграть на том, что люди воспринимают его как персонаж из фильма, и никто не знает, какой он на самом деле. Но данный персонаж достаточно симпатичен. К тому же он провёл своего рода уникальную избирательную кампанию. Уникальна она тем, что является очень эффективной – за малое количество денежных средств ему удалось получить высокий процент голосов. Сама избирательная кампания преимущественно проводилась в Интернете. Конечно, поддержку ему оказывал телеканал «1+1», за которым стоит олигарх Коломойский. Но главным каналом коммуникации был Интернет. Ролики Зеленского расходились в Youtube.
– Принимают ли участие в выборах непризнанные территории?
– Там нет голосования.
– Нет, по принципу?
– По принципу украинской власти – она не разрешила там организовывать избирательные участки.
– Какая политическая инфраструктура стоит за кандидатом Зеленским, помимо поддержки Коломойского?
– В первое время это был технический проект Юлии Тимошенко. То есть была целая плеяда политиков, каждый из которых должен был идти своим путём, выполнять определённую функцию, помогая в конечном счёте Тимошенко заполучить власть. Однако ставка на Интернет и высокие антирейтинги политиков сделали так, что Зеленский смог поверить в свою победу. Рейтинги кандидата Зеленского просто выстрелили. Первыми поддержали его израильтяне и американцы. На сегодняшний день американская команда располагается у него в офисе, помогая проводить предвыборную кампанию. Но феномен Зеленского заключается не в поддержке со стороны США, они в любом случае сделали бы ставку на победителя. Просто американцы быстро сориентировались. Видите ли, Пётр Порошенко лишился поддержки со стороны США, а Зеленский её приобрёл. П. Порошенко лишился такой поддержки, когда выступил на стороне команды Хиллари Клинтон, организовал скандалы с Полом Манафортом, которые привели к задержанию последнего и ударили больно по Д. Трампу. Порошенко даже поругался с Послом США в Украине Мари Йованович, когда она стала критиковать за коррупцию. Всё это оттолкнуло его как от демократов, так и от республиканцев.
– Какими результатами завершается политическая каденция Петра Порошенко?
– Петру Порошенко сейчас требуется спасать свои активы и свою жизнь, так как его будут преследовать уголовными делами. Участь у него незавидная. За период президентства Порошенко произошло более глубокое разделение страны, началась война, после которой Украина потеряла ряд территорий; падение ВВП, производства, деиндустриализация, коррупция – это всё, что сопровождало Порошенко на протяжении президентского срока.
– Американская сторона быстро сориентировалась и сделал ставку на кандидатуру Зеленского…
– Они всё время активно отслеживали рейтинги политиков.
– В случае победы Зеленского антироссийская линия политического руководства Украины будет продолжаться?
– Без сомнения. У России сейчас нет такого влияния в Украине, чтобы провести необходимого кандидата.
– Пресса писала о связях Коломойского с определёнными пророссийскими структурами…
– Дело не в этом, ведь Коломойский контактирует с одними и с другими, он и с Моссадом контактирует ещё активней, чем с российскими структурами. Но Коломойский вряд ли продолжит и дальше оказывать влияние на Зеленского, так как подобное влияние американская сторона сильно ограничит.
– Вероятно, после окончания выборного марафона старых политиков, таких как Тимошенко, постигнет забвение?
– Украину ждёт геополитический шторм, и старые политики начнут уходить от власти. Это произойдёт, конечно же, не сразу, ну а для кого-то сразу и резко. Например, Тимошенко слишком большая, чтобы в раз потерять всё. Но, однозначно, старые элиты начнут терять власть. Этого же хотели и американцы, чему в какой-то степени препятствовал П. Порошенко. Он подходил к Украине как техасец к Техасу – это наша земля, и грабить её мы будем сами. Американцы начнут заводить в Украину свои корпорации, начнут приватизировать земли, проводить в систему своих чиновников. В какой-то степени это уменьшит коррупцию, но сделает её более глобальной.
– Насколько успешным оказался опыт интеграции Украины в проевропейские институты?
– Очевидно, интеграция нужна была не для развития экономики Украины и повышения уровня жизни населения. Страна, присоединяющаяся к Европейскому Союзу, делает это в статусе колонии. С Украиной начнёт происходить то же самое, что и с Прибалтикой – предприятия станут закрываться, деиндустриализация, безработица.
– Вернёмся к лейтмотиву нашего разговора, а именно к фигуре Зеленского. В какой степени он сможет принимать самостоятельные решения?
– Он полностью будет зависеть от американцев. У него уже сейчас в штабе они сидят, полностью контролируют все его высказывания, действия и встречи. Скорее всего, руководителем администрации станет его друг детства. Владимир Зеленский будет более зависимым президентом, чем Пётр Порошенко.
– Могли бы вы называть актуальные способы и возможности улучшения отношений Украины с Россией?
– Ситуация так долго развивалась по негативному сценарию, что мне сейчас просто сложно что-либо придумать. Это должно быть событие, точнее, не внутри Украины и России. Происходящее в Украине и России мы видим. Вот, может, где-то произойдёт большое цунами, которое смоет все старые проблемы в виде глобальных конфликтов и других изменений. Других возможностей я не вижу.
– В ходе вооружённого конфликта на востоке Украины вы перешли на сторону ополченцев, воюющих против регулярной армии. В дальнейшем многие лидеры ополчения погибли при разных обстоятельствах. Кто был заинтересован в их устранении?
– Не все были устранены. Например, жив Игорь Стрелков, Александр Ходаковский, с которым я на днях вместе летел в самолёте; жив и Игорь Безлер. На войне всегда погибают люди. Знаете, из всех друзей, с которыми мы начинали этот процесс, хорошо, если половина осталась в живых.
– Вы связываете изменение политической конъюнктуры в Украине с личной политической реабилитацией и возвращением в украинскую политику?
– К сожалению, не вижу, чтобы в Украине произошли глобальные изменения, которые позволят после выборов вернуться в страну. Хотя многие мои коллеги-политэмигранты сейчас пакуют чемоданы, желая вернуться в Украину.
– Вы поддерживаете связь с бывшим резидентом Украины В. Януковичем?
– Нет, не встречался с ним с 2014 года.