Валдайский форум –это особое чувствилище, таинственное и чуткое подводное существо, которое тонко реагирует на изменение потоков, их температуру, насыщенность солью, на проплывающих в этих потоках морских чудищ или мелких разноцветных рыбёшек. Это существо то скрывается в раковине, то выставляет наружу свои хрупкие прозрачные щупальца.
Валдайский форум который год проходит высоко в кавказских горах в просторных чертогах, напоминающих буддийский монастырь. Побывать на этом форуме - значит угадать последние тенденции, возникающие в мировой политике, настроения, царящие в закрытых клубах, политических лабораториях и быть может, в масонских ложах. Сообщество, составляющее Валдайский форум, - это либеральные профессора, политологи из Европы, Америки и Китая, отставные или действующие дипломаты, ещё недавние премьер-министры и президенты. Здесь слышно эхо множества мировых голосов. И в этой разноголосице надо уловить основные звучания.
В этих звучаниях я уловил несколько важных и неожиданных для Валдайского форума тенденций. Высоколобые мужи каждый на свой манер отмечали крах глобализма, этой недавней философской концепции, которая была предложена человечеству как универсальная. Эта концепция гласила, что в мире неизбежно будут складываться единая экономика, культура, управляемые из единого разумного центра. Мечта об едином управляемом человечестве, где мудрый всеведающий центр устанавливает иерархию народов, дает этим народам задание, поручает одним разрабатывать марсианские проекты, а другим собирать в тропических лесах плоды манго, эта мечта не исполнилась, этот мир рассыпается, так и не состоявшись. Страны и народы выбираются из вязкой, липкой среды, именуемой глобализмом. Они вновь обнаруживают своё лицо, свой вектор развития, своё суверенное право распоряжаться своей неповторимой судьбой. Глобализм как великая утопия ХХI века не состоялся. Навсегда или на время - это покажет будущее, будущее, в котором всё отчётливее слышатся звуки бури, готовой разметать мировой порядок в клочья.
Второй поразительный вывод, к которому пришёл Валдайский форум, а он в основном состоит из либеральных мыслителей, приверженцев либеральных моделей, - это вывод о неудаче, постигшей западный либеральный проект. Согласно этому проекту, либеральные ценности, распространяясь по миру либо проповедью, либо с помощью крылатых ракет, приводят мир к благоденствию. Права человека, на защиту которых американские авианосцы приближались к границам Ливии или Ирака, эти права человека обернулись кровавой бойней. И эта бойня распространилась на весь Ближний Восток. Тысячные потоки беженцев сломали уклад объединённой Европы. Таким образом борьба за права человека всё больше становится борьбой за права сверхчеловека, который и задумал этот либеральный проект. Сегодня он завершился, не достигнув заявленной цели.
Третий вывод, к которому пришли яйцеголовые валдайцы, - вывод о несостоятельности американских прогнозов. Согласно этим прогнозам, между Россией и Китаем должны были увеличиваться противоречия, нарастать антагонизм, вплоть до угрозы военной конфронтации. Враждующие между собой Россия и Китай должны были искать союзника в лице Соединённых Штатов Америки. Этот прогноз оказался битым напрочь. Между Россией и Китаем стремительно нарастает сотрудничество в экономике, политике, культуре, в военных областях. А распря между Америкой и Китаем нарастает. Торговая война между этими странами - не единственная и не самая страшная форма соперничества.
Ещё один вывод валдайцев: происходит стремительная милитаризация мира. Всё чаще человечество регулирует свои противоречия не с помощью политики, а с помощью военной силы. В мире во всех его частях всё чаще слышится лязганье затворов и стук сапог. Многомудрый Клаузевиц полагал, что война есть продолжение политики иными средствами. Но сегодня складывается впечатление, что политика есть продолжение войны. Военные усиливают своё влияние повсеместно: в политике, экономике, средствах массовой информации, в культуре, ибо войны ХХI века ведутся не только с помощью крылатых ракет и гиперзвукового оружия, но и с помощью образов, которые одна сторона направляет в стан противника и там взрывает их. И они, подобно вакуумным бомбам, совершают ужасные разрушения.
Эта тенденция в полной мере подтвердила себя в речи президента Путина, произнесённой на Валдайском форуме. Обычно пластичный, осторожный, стремящийся сгладить противоречия, существующие между Россией и Западом, Путин на этот раз был на редкость резок. Его риторика была не просто военной, в ней звучала тревога возможной термоядерной схватки, мысль о которой, по-видимому, начинает владеть умами ведущих правителей мира.
«Зачем мне мир, если в нём не будет России?» - снова повторил Путин, и это значило, что Запад, готовый забросать Россию боеголовками, не уцелеет в результате ответного удара русских. Если начнётся термоядерная война, уверял Путин, мы, русские, погибнем в этой войне как мученики и попадём в рай, а противник сдохнет, так и не успев покаяться. Путин сказал, что русский народ - это особый народ, способный отдавать жизнь за Родину. Всё это укладывается в формулу «Если завтра война».
Валдайский форум завершился под громкие аплодисменты, которыми провожали из зала президента Путина. Многие из участников Валдайского форума, не исключая меня, вернувшись домой, раскрыли Евангелие и заново перечитали Откровение Иоанна Богослова.