Сообщество «Форум» 12:49 11 декабря 2019

VI Международный Конгресс ПНО-2019

Серьёзный разговор о производстве, науке и образовании

“Мы живём в такое время, когда ценность представляет только борющийся человек”. Э.Тельман

4 декабря 2019 г. состоялся VI Международный конгресс «ПРОИЗВОДСТВО. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ТРАНСФОРМАЦИЙ: РОССИЯ В [ДЕ]ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ» (ПНО-2019). Организаторы мероприятия были ИНИР им. С.Ю. Витте, Московский финансово-юридический университет МФЮА, философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Конгресс работников образования, науки, культуры и техники (КРОН), Общероссийское движение «Образование для всех».

Вовремя ПНО-2019 состоялась и 7-я сессия Конгресса работников образования, науки, культуры и техники (КРОН).

Утро на Конгрессе началось с регистрации участников, которым были подарены интересные содержательные сборники материалов V Международного конгресса “Производство, наука и образование России: технологические революции и социально-экономические трансформации”(ПНО-V) под общей редакцией С.Д.Бодрунова.

На Конгрессе были запланированы 324 доклада. Вот как волнуют проблемы науки и образования граждан России!

В первой половине дня в конференц-зале на пленарных заседаниях с докладами выступили выдающиеся российские учёные и общественные деятели. Это:

Бодрунов Сергей Дмитриевич, Гринберг Руслан Семёнович, Иванов Владимир Викторович, Смолин Олег Николаевич, Сорокин Дмитрий Евгеньевич, Александрова Ольга Аркадьевна, Бобылев Сергей Николаевич, Глазьев Сергей Юрьевич, Кашин Борис Сергеевич, Клейнер Георгий Борисович, Ленчук Елена Борисовна.

Большинство докладов были интересными, но всё перечислять не буду, в качестве примера назову только несколько наиболее острых тем. Это такие, как “Российская экономика сегодня: дискуссия о путях преодоления стагнации”, “Национальное богатство России: человеческий потенциал и высокие технологии”, “В чьих руках наше здоровье: проблемы подготовки и развития медицинских кадров”, “Какими силами выводить из кризиса российскую науку?”.

После сэндвич-ланча началась работа семинаров.

Семинары прошли по следующим темам:

1.Технологические трансформации: социально-экономические драйверы и результаты

2.Социально-экономические результаты технологических трансформаций

3.Человек и общество в эпоху глобальных трансформаций

4. Cоциально-экономическое развитие: роль государства

5.Образование и воспитание в (де)глобализирующемся мире: проблемы и решения

6. Дебюрократизация управления, нормирование рабочего времени и оплаты труда в научных организациях и ВУЗах

7.Вызовы, стоящие перед высшим образованием в эпоху (де)глобализации

8. Глобальные вызовы и риски национальной экономической безопасности в условиях цифровой трансформации

9.Социальная политика России в контексте национальной безопасности и её влияние в регионе Евразии

10.Формирование целостной отечественной гуманитарной науки 11.Справедливое информационное общество РФ и стратегия развития искусственного интеллекта в РФ

12. Качественные трансформации технологий и социальных практик: вызовы производству, науке, образованию

13.Институциональные аспекты планирования и управления в новой экономике

14.Фискальные и кредитно-денежные аспекты модернизации

15. Наука: взаимодействие с обществом, «реформы РАН», дебюрократизация управления

16. Проблемы и перспективы развития знаниеёмкого производства в России 17.Возрождение производства, науки и образования в эпоху (де)глобализации: геоэкономические и геополитические вызовы

18.Созидание будущего: образование как драйвер социально-экономического прогресса

Доклады и дискуссии проходили на тринадцати площадках. И было жаль, что не можешь побывать везде и послушать всех!

Я сама присутствовала на семинаре “Качественные трансформации технологий и социальных практик: вызовы производству, науке, образованию”(часть 2), поэтому поделюсь своими впечатлениями именно о нём. На этом семинаре было представлено семь докладов.

Первым выступил Арефьев Петр Владимирович, к.э.н., доцент Департамента экономической теории, из Финансового Университета с темой “Взаимодействие власти и народа в условиях технологического развития”. В начале его доклада мы услышали важную мысль: “Только там технологии действуют качественно, где наблюдается стабильность и грамотная экономика”. Далее автор доклада подробно рассказал об опыте Томского университета, в котором сделали попытку быстро реализовывать научные изобретения студентов. Один из студентов принёс свое изобретение, обучаясь на втором курсе, а к пятому курсу уже смог заработать на нём большие деньги.

В этом университету помогает Фонд Содействия Инновациям (Фонд Бортника). Средства выделяются в зависимости от темы и важности изобретения для предпринимателей, поэтому не всегда финансируется важное. Так, например, конструктору 3Д, который мог бы развивать пространственное мышление у детей, денег на небольшую доработку не дали. Предпочли профинансировать создание унитазов с вентилятором, зная о подобных разработках в Японии.

(С места прозвучал комментарий о том, что государство - не дойная корова, но мне подумалось о том, что наше государство слишком мало средств выделяет на науку, и, если мы хотим быть прогрессивной страной с развитой экономикой, то науке нужно помогать). И автор выступления сделал вывод о том, что фундаментальную науку надо финансировать, а бизнес не хочет вкладывать деньги в сырые разработки.

Алимов Александр Феликсович при раскрытии темы “Повышение среднего уровня знаний до 3 курса института” начал с необходимости повышения уровня знаний учащихся. Он рассказал о разных методиках, при помощи которых эту задачу возможно реально выполнить.При этом, заканчивая среднюю школу, учащийся будет обладать знаниями, которые в данный момент имеет студент третьего курса института. На мой взгляд, это важно, так как количество информации с течением времени растёт. И чем больше будут знать российские студенты, тем лучше для нашей страны.

Галеев Тимур Анварович, магистрант Московского Государственного Строительного Университета, рассказывая о своих исследованиях рынка труда, подчеркнул, что дефицит рабочей силы к 2030 году достигнет 3 млн. человек. И потери бюджета из-за этого достигнут 300 млрд.долл.

В этом году 60% студентов учатся на бюджете - это 500 тысяч студентов, из которых только 120 тысяч пойдут учиться в магистратуру. Но магистратура даёт более качественные знания! Получается, что после бакалавриата студенты вынуждены работать, даже если хотели бы продолжить образование. Следовательно, надо создать для них другие социальные условия или отказаться от Болонской системы.

О моём выступлении Вы можете прочитать в другой статье (Диас Паскуаль Н.И. “Проблемы народного образования и их решение”).

Далее выступал Плетнёв Дмитрий Александрович, к.э.н., доцент, Челябинский государственного Университета, с темой “Научная результативность университетов и региональное развитие: есть ли связь?”. Автор представил слушателям, составленные им многочисленные таблицы, иллюстрирующие эту зависимость. Им было рассмотрено много факторов влияния, в частности, например, влияние количества научных публикаций на региональное развитие. И были рассмотрены регионы с разными возможностями, например, регионы богатые полезными ископаемыми и бедные ими.

Очень заинтересовал присутствующих доклад юриста (Дом прав человека) Сиволдаева Ильи Владимировича, который поделился опытом просвещения в области прав человека (г.Воронеж).

Автор показал, как школьники смогли изучать право, основываясь на реальных делах (выпуск газеты, встречи с интересными людьми, совместная работа по составлению судебных исков и т.д.). В результате такой учёбы у ребят сформировалась активная жизненная позиция, что крайне важно в наше непростое время.

Владимир Алексеевич Хайченко, Генеральный директор, инженер 1 категории, из Научно-производственной фирмы ООО «СКИБР», АО «МЕТРОВАГОНМАШ» рассказал о проблемах и перспективах визуализации знаний в форме интерфейса производительных сил, науки, образования. За сложным названием доклада скрывалась очень болезненная для нашей страны тема уравниловки на производстве. Сейчас, в наше время, существуют механизмы решения этой проблемы, хотя бы потому, что стало понятно, что любой физический объект можно измерить. И, сделав это, добавить трудящемуся вторую зарплату за “визуализацию”.

Докладом Хайченко семинар закончил свою работу и все участники отправились в конференц-зал на заключительное заседание под названием “Созидание будущего: образование как драйвер социально-экономического прогресса”. Здесь, в конференц-зале, нас ожидали интересные встречи с учеными из Бразилии и Австрии.

Сначала слово было предоставлено ученому из Бразилии, Освальдо Каджиола, который “родился и вырос в Аргентине, где изучал экономику и историю. В 1976 году из-за своей политической активности он был исключен из Университета Кордовы, прожив в изгнании до конца аргентинской диктатуры.

В 1983г. защитил докторскую диссертацию по сравнительной истории современных обществ в Школе высших научных исследований по общественным наукам (Франция).

В настоящее время профессор Каджиола является заведующим кафедрой истории в Университете Сан-Паулу, вице-президентом Национальной ассоциации преподавателей университетов и исследователей Бразилии

Специализируясь на современной и новейшей истории, профессор Каджиола изучает развитие коммунистического движения в разных регионах мира (прежде всего в Латинской Америке), марксистскую теорию, являясь также активным организатором и участником симпозиумов, лекций и коллоквиумов на эти темы.

Основные книги, написанные профессором - это “ Марксизм сегодня (с Майклом Леви, Джейкобом Горендером, Клаудио Кацем и Джеймсом Петрасом)”, “Университет и наука в условиях глобального кризиса”, “· Испания и Португалия: конец диктатуры”, “Маркс и Энгельс в истории”, “ История и революция”, “Латинская Америка: перекресток современной истории””(материалы VI Конгресса ПНО).

На Конгрессе ПНО профессор говорил о роли образования в обеспечении технологического и социально-экономического прогресса.

Он особо подчеркнул проблему неравенства при получении образования. Рассказал о том, что во всех регионах Латинской Америки на данный момент обострились социальные противоречия, с 2013 года начались активные протесты. А основными участниками этих протестов являются выпускники ВУЗов, которые не могут найти работу.

В заключение доклада выступающий поделился своей болью - сейчас в Бразилии идёт атака на государственные университеты.

Важными были выводы, сделанные Анатолием Александровичем Пороховским,

д. э. н., профессором, заведующим кафедрой политической экономии, МГУ имени М.В. Ломоносова, который продолжил конференцию. Он говорил о необходимости системности в подготовке учащихся, так как без системности не получится качественного образования. Также необходима взаимосвязь уровней образования - от детсада до аспирантуры.

По мнению Пороховского, надо воспитывать настоящую гордость за Родину, а не приучать молодёжь к “квасному патриотизму”, когда всё сделанное воспринимается на “ура”, а недостатки затушёвываются.

Главное, на чём был сделан акцент докладчиком, это необходимость восстановления образования. Ведь, скажем, в Китае сейчас господствует советская система образования.

Анатолий Александрович закончил своё выступление тем, что сказал: “Прогресс науки и машин - это хорошо, но главное - это развитие человека”.

После выступления Пороховского слово было передано учёному и общественному деятелю Лео Габриэлю. Лео Габриэль является членом Международного совета Всемирного социального форума (Австрия).

Лео начал с того, что вспомнил знаменитых философов и мыслителей и привёл слова Фейербаха о том, что нашей задачей является изменение мира(“Да, изменить мир хоть чуть-чуть к лучшему - должен пытаться каждый человек”, - подумала я).

Доклад Лео Габриэля и показанный им небольшой видеофильм были посвящены теме миграции. Он подчеркнул, что Трамп построил свою избирательную кампанию на страхе перед мигрантами. Далее Лео рассказал о том, что австрийское руководство тоже спекулирует на мигрантах, на том, что смогли остановить поток мигрантов с Балкан.

В Австрии существует образовательная программа “Учиться глобальности” для детей от 6 до 10 лет. А для детей постарше создан учебник на данную тему. Суть такого образования в следующем: “Мы, прежде всего, граждане мира. И тот, кто приехал из другой страны, тот наш сосед”. Только на таком основании мы можем дать отпор расистским и фашистским настроениям.

В 2020 году в Мексике состоится Социальный Форум, посвященный проблемам мигрантов. По всему миру звучит призыв включать мигрантов в общественную жизнь стран, в образованию и культуру, и не ограничиваться только тем, как их накормить.

Фильм, показанный Лео Габриэлем, рассказывал о мигрантах из Гондураса, остановленных США, и находящихся сейчас в Мексике. В Мексике им помогают и люди, и общественные организации, и церковь. Мы все должны понять, что просто так обычно не мигрируют. Вот один из мигрантов в кадрах фильма рассказывает о том, что его брата убили, а сестру изнасиловали. И он был вынужден решиться на отчаянный шаг - покинуть свою страну, бежать от этих ужасов подальше.

В фильме мы увидели женщину-беженку с плакатом. На нём было написано: “Где мой сын?”.

И вот, живя в таком горе, мигранты из Гондураса сталкиваются с насилием местного населения, и готовы тоже ответить насилием (В Германии мы уже видели противоположную картину - мигранты насиловали немецких женщин - Н.Д.). Проблемы, проблемы…

Заключительное слово на Конгрессе произнёс его идейный организатор - Александр Владимирович Бузгалин, д.э.н., заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра современных марксистских исследований философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Института социоэкономики Московского финансово-юридического университета МФЮА, в.н.с. Финансового университета при Правительстве РФ, широко известный и у нас в стране, и за рубежом.

Александр Владимирович сказал очень важные вещи для понимания сути образования в нашей стране. Он сказал о том, что образование - это не коммерция и не сфера услуг, и мы не создаём квалифицированного потребителя, также не создаём профессионала, который нашёл своё место на рынке труда. Мы создаём всесторонне развитого человека. И не только… Именно образование создаёт главную производительную силу общества.

Конгресс закончился призывом Александра Владимировича Бузгалина нести школьникам и студентам доброе и вечное. Так и будет!

Cообщество
«Форум»
26 апреля 2024
Cообщество
«Форум»
4 мая 2024
Cообщество
«Форум»
1.0x