Авторский блог Владислав Шурыгин 21:31 17 октября 2019

Вертолёты под топор?

подобную "оптимизацию" в действии я уже видел

"Совет директоров холдинга «Вертолёты России» Госкорпорации Ростех принял решение об объединении АО «МВЗ им. М.Л. Миля» и АО «Камов» и создании на их основе АО «Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова». НЦВ объединит в себе потенциал двух вертолетостроительных школ для более эффективного и качественного решения задач по проектированию и модернизации вертолетной техники.

Объединение направлено на развитие двух опытно-конструкторских школ – ОКБ Миля и ОКБ Камова, при этом их бренды будут сохранены как самостоятельные, а коллективы обоих КБ вольются в состав НЦВ. Создание Национального центра вертолетостроения также поможет снять административные, правовые и экономические барьеры, затрудняющие сейчас сотрудничество двух конструкторских коллективов.

Работа в формате единой компании позволит оптимизировать работу целого ряда обеспечительных и административных подразделений. Такой подход создаст условия для беспрепятственного обмена техническими решениями и достижениями, эффективного распределения загрузки между подразделениями и унификации технических стандартов. Среди ожидаемых эффектов также – снижение трудозатрат, повышение управленческой и производственной эффективности, повышение качества проектирования и сокращение сроков передачи вертолетов в серийное производство.

«По нашим подсчетам, распределение задач между двумя КБ, а также серийными и авиаремонтными заводами холдинга позволит высвободить суммарно около 15–20% годовой мощности двух КБ, которую можно будет направить на создание технического задела и разработку новой техники, – отметил заместитель генерального директора «Вертолетов России» по научно-технической политике и разработке вертолетной техники Михаил Короткевич, представивший дорожную карту объединения конструкторских бюро на заседании совета директоров. – Раньше между компаниями существовала своеобразная конкуренция, параллельно велись разработки одних и тех же типов воздушных судов. Наша общая задача – конкурировать не друг с другом, а с мировыми производителями. Объединение двух школ будет способствовать этой цели».

Экономический эффект от объединения КБ планируется достичь также за счет оптимизации использования общей наземной инфраструктуры и сокращения расходов на выполнение однотипных испытаний. При этом часть высвобожденных средств будет направлена на повышение научно-технического потенциала и привлечение новых конструкторских кадров.

Дорожная карта создания Национального центра вертолетостроения на базе двух конструкторских бюро утверждена на заседании совета директоров холдинга «Вертолеты России». Первый этап, предполагающий объединение двух КБ в единую компанию, планируется завершить к середине 2020 года. Дальнейшие интеграционные процессы, связанные с оптимизацией деятельности двух конструкторских бюро в формате одной компании, продлятся до 2022 года."

Если честно, то я считаю это решение очень сомнительным и непродуманным. Я бы даже сказал типично "сердюковским", учитывая, что экс-министр до недавнего времени возглавлял вертолётный кластер и "оптимизация" это его любимый конёк. Похоже, что, уйдя из кластера на более высокую должность, он продавил это решение...

Почему оно сомнительно?

...Потому, что ещё никогда слияние двух компаний не происходило по принципу равного объединения. Всегда одна компания, так или иначе, но подминает под себя вторую, используя административный ресурс и бюрократические процедуры. Это аксиома любого бизнеса!

...Потому, что в СССР, а за тем и в России традиционно сложились две совершенно разные школы вертолётостроения, имеющие разные научные направления, технические решения и направления.

...Потому, что между ними всегда была сильна конкуренция, которая служила стимулом и катализатором работ и исследований, что позволяло стране получать лучшую в мире вертолётную технику, и "слить" их в единый центр, не ликвидировав эту конкуренцию, невозможно, а ликвидировать её можно только методом "зачистки" носителей этой конкуренции - руководителей КБ, ведущих конструкторов. По крайней мере, одного из КБ...

...Потому, что сомнительная выгода от "сокращения расходов на выполнение однотипных испытаний" может обернутся быстрой деградацией и угасанием одной из школ, в результате бюрократического преимущества другой, а за тем омертвением и таким же угасанием, в условиях отсутствия конкуренции другой.

В общем, я не в восторге от этой идеи. Подобную "оптимизацию" в действии я уже видел...

1.0x