Сообщество «Форум» 00:17 24 марта 2020

Верните памятник Г.К. Жукову на Манежную площадь!

Вопросы только добавляются в истории с демонтажем памятника Маршалу Победы

Итак, 20 марта с необъяснимой внезапностью и подозрительной поспешностью в Москве, в самом центре города на Манежной площади, заменили памятник Жукову работы В.М. Клыкова на скульптуру неизвестного автора (неизвестных авторов). Всей стране были явлены кадры лежащего на боку памятника, а на его месте – закрытый коробом другой памятник. Демонтаж памятника стал неожиданностью даже для московских властей, также - для Российского военно-исторического общества. Федеральные органы власти, насколько можно понять, в растерянности по этому поводу, также ничего вразумительного пока пояснить не могут. О смене памятника ничего не знали (и до сих пор не знают) ни родственники В.М. Клыкова, ни родственники Г.К. Жукова.

Курсировала информация о том, что новый монумент изготавливали скульпторы из России, Белоруссии и Украины на базе мастерской, которую основал Вячеслав Клыков, писали, что возможно новый памятник выполнен по его эскизу. При этом представители городских властей уверяли, что исторический памятник, якобы, требует реставрации, после которой, до 7 мая этого года, вернется на своё место. Тогда непонятно, почему столь варварски были спилены ноги коня скульптурной композиции и зачем водружен новый памятник?

Телеканал «Россия-24» в новостных блоках 20 марта давал достаточно подробный репортаж с «места событий» с демонстрацией поверженного (спиленного) памятника работы Клыкова и стоящим за коробом новым постаментом. Корреспондент (Зинаида Курбатова) позволяла себе вольные оценки памятнику работы Клыкова (то жест маршала для нее напоминал знак патрициев, то саму скульптурную композицию она считала неудачной). Либеральные СМИ и подконтрольные им соцсети с удовольствием эти темы приняли и продолжили, ерничая и над самой историей по сносу памятника, и над памятником Клыкова.

Вдобавок ко всему, менее чем через сутки убрали и второй (временный, как стали писать) памятник. Причина – не выдержал постамент. Второй памятник не простоял и дня.

В потоке мнений и версий мало что можно понять. Ссылаются на правовой акт Министерства культуры, предписывающий реставрацию, потом появляется информация, что само министерство опровергает такой нормативный документ. Одни говорят, что исторический памятник обязательно вернется на свое место к 7 мая этого года, другие, муссируя мысли самого Клыкова, который, с их слов, считал свой памятник неудачным, намекают на то, что на постоянное время останется новый памятник. Одни говорят, что новый памятник создан каким-то (пока) мифическим творческим коллективом скульпторов по модели Клыкова, другие – никаких других памятников и моделей Клыкова не существовало и не существует. Кто такие эти скульпторы из России, Украины и Белоруссии, которые выполнили новый памятник? Почему молчат, почему сразу не объявились?

Отсюда и предположения, что всё это затеяно для того, чтобы в этом месте вообще не было памятника Маршалу Победы (если так, то это - идеологическая диверсия), заодно – скомпрометировать доброе имя Вячеслава Клыкова и памятник его работы.

Самое главное – кто додумался средь бела дня пилить (в буквальном смысле) ноги коня скульптурной композиции и демонстрировать «результаты» на всю страну?

Как такое вообще могло произойти? Почему в самом сердце Москвы и России творится то, о чем никто не знает?

Если днем 20 марта сын В.М. Клыкова говорил, что «мы новый памятник не делали, со мной никто не разговаривал, я пока еще не знаю, буду ли куда-то обращаться, я сейчас буду пить корвалол», то вечером этого дня он заявид: «Я весь день, мягко говоря, в недоумении. Флакон корвалола кончился…» Он назвал «брехней», что «новый Жуков – тоже работа его отца».

Степень происходящей вакханалии с памятником можно понять из его слов: « Я сам как скульптор принимал участие в работе над этим (демонтированным сейчас) памятником. Поэтому точно знаю, что никаких вторых вариантов отец не готовил… С чего бы относительно свежий памятник надо было реставрировать? Это бронза и гранит. 25 лет – не срок для таких материалов. Это первое. Второе: к реставрации так не готовят памятники. Он попилен на куски, искорежен. Теперь, естественно, ему требуется реставрация. До этого она не требовалась. Упоминается, что и сам стилобат (верхняя часть постамента) требует реставрации. Его, скорее всего, повредили во время демонтажа… Нам удалось найти бумагу на разрешение работ. Якобы за подписью нынешнего министра культуры Ольги Любимовой. С этой бумагой обратились в Минкульт. Получили официальное заявление, что бумага – подделка. Теперь в этом деле будет разбираться прокуратура».

Его предположение, кто осуществил эту операцию. «Знаю только, что существует некий общественный фонд. Эта группка с 2011 года борется с памятником. В 2015 году они отправляли запрос в городскую Думу. Запрос не удовлетворили. Видимо, теперь решили под покровом коронавируса заменить памятник. Типа сейчас не очухаются, а потом уже и поздно будет», - вердикт сына В.М. Клыкова.

Думаю, что ничего плохого нельзя сказать насчет композиции нового памятника, на котором Г.К. Жуков отдает честь, а копыта его коня (как и на памятнике Клыкова) топчут свастику и фашистские штандарты. На первый взгляд это тоже достойный памятник, хотя ряд вопросов возникает, например, по излишней моложавости лица Г.К. Жукова. Этот новый памятник, вероятно, достоин, чтобы его разместили на одном из самых почетных и знаковых для страны мест. Но не на месте исторического памятника! Кто и зачем устроил «борьбу» или «конкурс» памятников? Зачем?

И потом… Под этим новым памятником, на постаменте появилась аккуратно оформленная памятная табличка (мемориальная доска?), на которой выбиты любопытные слова: «Памятник маршалу Советского Союза Г. К. Жукову. Является символом преклонения перед величием священного жертвенного подвига советского народа во имя мира, веры и Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг., разгромившего фашизм — одного из главных зол на планете Земля. Памятник создали и передали в дар городу Москве патриоты России: Владимир Путин, Геннадий и Анатолий Кузнецовы, Александр Максимов, Дмитрий Язов, Владимир Михалкин, Владимир Мединский, Виктор Золотов, Сергей Собянин, Константин Голощапов, Алексей Павликов, родственники Г. К. Жукова. Москва 2018 г.».

«Замена памятника Г.К. Жукову - вандализм или глупость?» - спрашивал в прошлом материале. А через призму этой «таблички» можно еще добавить: … или «подстава» Путину? Интересное сочетание, избранность и последовательность в перечислении патриотов. Наравне с президентом и маршалами Советского Союза в этих списках – меценаты и массажист. Как сам Путин отнесется к такому перечислению? Уверен, минимум – с замешательством. Тот случай, когда слов, что называется, нет. Такое наворотить – мало, кто додумается. Не знаешь даже как это всё назвать: то ли диверсия, то ли анекдот? И почему дата на табличке - 2018 год? Памятник Жукову (независимо какой именно) стоял (надеемся, и будет стоять) на этом месте с 1995 года. А сегодня – 2020 год, никак не 2018-й.

Вновь, как и прежде, в конце 90-х, 2011 и 2014 годах повылезали критиканы памятника работы Клыкова, говорят о неких диспропорциях в композиции, неправильно загнутом хвосте у коня и т.д. Талдычат, что сам Клыков считал неудачным свой памятник. А какой свой памятник хвалил Клыков? Как настоящий художник и критический человек он мог быть недовольным любым своим произведением, понимая, что не достиг идеала.

Кроме либералов вновь обнаружились «иппологии», по совместительству являющиеся «тонкими ценителями монументального искусства», которые по примеру «одноглазого» из «Двенадцати стульев», стали повторять: «Вы неправильно коня поставили, товарищ гроссмейстер, конь так не ходит»… А как конь ходит?

Теперь либералы принялись изгаляться и по новому памятнику. Так, на канале «Дождь» заявили, что теперь «Жуков напоминает собой нынешнего министра обороны Шойгу», позже в репортаже высказали иную «гипотезу», что лицо больше похоже на Маршала Конева. Всю историю с «распилом обоих памятников» характеризуют как «расчленение при помощи пил» и «знак не очень приятный». Дальше добавляют, что «впрочем, и новый памятник не простоял и суток, под ним что-то треснуло, он также был расчленен». Некий культуролог Владимир Паперный (живущий в США, в 2011 году входил в группу разработчиков на базе бизнес-школы «Сколково» проекта в сфере национального брендинга «Центр русского авангарда») начинает давать свои комментарии с улыбочки, а на словах продолжает: «Замечательно весёлая история… я очень веселился, когда всё это наблюдал… это всё интересно, потому что говорят, что в России «вертикаль власти»… судя по этой истории никакой вертикали власти нет…». Попутно он не отказал себе в удовольствии поиздеваться над демонтированным большевиками памятником Александру III, стоявшего у Николаевского (Московского) вокзала Санкт-Петербурга, скульптора Паоло Трубецкого.

Единственно в чем прав Паперный, в мысли, что восприятие и осмысление памятников, если их не трогать, с течением времени повышаются, и в, якобы, каких-то несуразностях и несоответствиях, благодарные потомки обнаруживают глубокий смысл великих скульпторов.

Сайт «Свободная пресса» справедливо пишет: «Несмотря на критику скульптуры Жукова… этот памятник за 25 лет своего существования как-то прижился в столице. На «изъяны» уже никто внимания не обращал (по поводу памятника Долгорукому тоже было немало кривотолков, но стоит же на своем месте), тем более, что это был именно памятник Жукову - легендарному маршалу Победы, который и принимал парад Победы 24 июня 1945 года в Москве… организовавшим основные наступательные действия Красной армии, подписавшем в Берлине капитуляцию Германии. И памятник Жукову вполне логично смотрелся на своем месте - в аккурат на въезде на Красную площадь».

Мне думается, что намеренно пытаются опошлить и утверждающий знак рукой Жукова на историческом памятнике работы Клыкова. Кто-то, как упомянутая Зинаида Курбатова, видят в этом жест патрициев, кто-то просто зачем-то опущенную руку. А я вот, например, так сразу почему-то в этом жесте видел утверждение и выражение уверенности Жукова: «Фашизм повержен! Так будет всегда!» В этом некое продолжение Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»… Жуков на коне топчет нацистские штандарты и этим знаком говорит: «Как и сейчас, в 1945-м, всегда фашистская гидра Русью будет уничтожаема».

«Сим победиши!»

Верните памятник Маршалу Победы на Манежную площадь!

Андрей Сошенко

1.0x