Авторский блог Елизавета Пашкова 16:26 28 декабря 2017

Вермонтский агент

под чью диктовку писал Солженицын?

Андрей ФЕФЕЛОВ. 11 декабря в Москве открыли мемориальную доску Солженицыну, а в следующем году ему собираются устанавливать памятник на Большой Коммунистической улице, несколько лет назад переименованной в улицу Солженицына. В своё время я предлагал поставить там несколько бетонных сооружений и назвать эту улицу "Тупик Солженицына", поскольку его идеология является антисистемой, встроенной в нашу реальность. Какую-никакую, но всё же реальность, имеющую некий позитивный тренд. И тут нам снова подсовывают Солженицына, автора концепции "Как нам уничтожить Россию". В год столетия революции всё было пропитано Солженицыным. Причём он выставлялся как главный эксперт, главный историк революции. В МГИМО студентам вбивали в голову солженицынские тезисы и его "Красное колесо" как путеводитель по событиям 1917 года. Хотя на самом деле Солженицын никакой не историк! Почему так получилось?

Елизавета ПАШКОВА. Давайте посмотрим, откуда Солженицын черпал свои исторические конструкции. Вернёмся на 35 лет назад в Нью-Йорк, на пресс-конференцию, на которой выступала тогда супруга Солженицына, сейчас уже вдова, Наталья Дмитриевна Солженицына. Она заявила, что самой лучшей помощью, которую когда-либо получали она и её супруг, была помощь, оказанная Полом Андерсоном. А спустя почти 30 лет, уже в Москве на конференции, она сказала буквально следующее: строительным материалом для их с Александром Исаевичем знаний, мировоззрения и душ являлся журнал "Вестник РСХД".

Андрей ФЕФЕЛОВ. Кто такой Пол Андерсон и что такое "Вестник РСХД"?

Елизавета ПАШКОВА. РСХД — это Русское студенческое христианское движение, которое является русской ветвью ИМКА (YMCA), международной протестантской организации, преимущественно американской, очень влиятельной и в XIX веке, когда она была создана, и на протяжении всего ХХ века.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть, внимание! Это не мы привязываем за уши к Солженицыну американских протестантов, об этом говорит его супруга!

Елизавета ПАШКОВА. Да, это её слова. Сказать, что нечто является строительным материалом для душ и мировоззрения — сильное заявление. Я думаю, что стоит посмотреть, откуда взялся этот журнал "Вестник РСХД", и что именно черпал оттуда Солженицын. И ещё надо отметить, что ИМКА имела своё русскоязычное издательство "ИМКА-Пресс" в Париже. Возглавлял это издательство секретарь ИМКА для русской эмиграции Пол Андерсон. В этом издательстве вышел и "Август Четырнадцатого" Солженицына (в 1971 году), и его "Архипелаг ГУЛАГ" (в 1973 г.). Причём исключительные права на издания своих произведений дал этому издательству сам Солженицын.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть ИМКА была неким идеологическим и организационным штабом, острие действий которого было направлено на Россию?

Елизавета ПАШКОВА. Да. Причём ИМКА в начале XX века действовала непосредственно в России, открывая свои отделения во многих университетских центрах империи. Летом 1917 года Пол Андерсон приехал в Россию по приглашению Временного правительства как личный секретарь руководителя ИМКА Джона Мотта. После Февраля 1917 года в Россию прибыли сотни представителей ИМКА с самыми радужными перспективами. Временное правительство создало для них режим наибольшего благоприятствования.

Но в 1918 году Полу Андерсону пришлось уехать из Советской России, после того как его арестовала ЧК. Вскоре советская власть закрыла все структуры ИМКА в России, и тогда ИМКА сосредоточила свои усилия в русской эмиграции, создав в начале 1920-х годов Русское студенческое христианское движение (РСХД) и издательство "ИМКА-Пресс". Тогда и начал выходить "Вестник РСХД", который потом станет путеводной нитью для четы Солженицыных и который, кстати, издаётся до сегодняшнего дня — "Вестник РХД". Снято слово "студенческого", поскольку с самого начала в ИМКА были далеко не только студенты. Но поскольку ИМКА (Young Men’s Christian Association — YMCA) — ассоциация молодых людей-христиан, эта организация традиционно была привязана к университетским центрам. Тот же Пол Андерсон, который учился в университете штата Айова, получил специальную подготовку в ИМКА и начинал работу в качестве секретаря ИМКА в Шанхае. ИМКА — очень разветвлённая структура, имеющая свои отделения не только в протестантских странах.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Да и издательство "ИМКА-Пресс" на слуху…

Елизавета ПАШКОВА. Конечно, ведь сначала в Праге и Берлине, а потом в Париже в 1920-х годах это издательство собрало вокруг себя тех, кто представлял собой интеллектуальную силу белой эмиграции. В 1922 году к ним добавились философы и богословы, высланные из Советской России. Бердяев сразу стал главным редактором "ИМКА-Пресс", с соответствующей зарплатой, его заместителем стал Вышеславцев. Не только "ИМКА-Пресс", но и Религиозно-философская академия, и Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, и Русское студенческое христианское движение — всё это финансировалось ИМКА. Причём Пол Андерсон писал, что тогда в распоряжении русской службы ИМКА в Париже были средства практически на любой проект, который они могли реализовать в среде эмиграции. Помимо "Вестника РСХД" издавались журналы "Путь", "Новый град", "Православная мысль", богословские труды Свято-Сергиевского института и многое другое.

В этих изданиях прослеживается концепция, которая стала ключевой для Солженицына. Речь идёт о том, что в журналах ИМКА было много публикаций Николая Бердяева и Федора Степуна, высланных из России, а также Георгия Федотова, историка западноевропейского Средневековья. Федотов эмигрировал из России добровольно в 1925 году, поскольку, по воспоминаниям его жены, его заставляли читать лекции на фабриках и заводах.

В статьях этих трёх мыслителей в самом начале 1930-х годов, ещё до прихода Гитлера к власти, появилась концепция "коммунофашизма". Сейчас я ради любопытства заглянула в Википедию: кому же приписывают термин "коммунофашизм"? Оказывается, Алле Гербер. Но Алла Гербер родилась в 1932 году и никак не могла быть причастна к тому, что писалось тогда на страницах имковских изданий.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть к приравниванию коммунизма и фашизма, Гитлера и Сталина? Это то, что и сейчас мы слышим от митрополита Илариона (Алфеева). То, что мы слышали в 1993 году, когда расстреливали Дом Советов, нас расстреливали, "красно-коричневых", "коммунофашистов"! И эта концепция родилась не сегодня и даже не вчера, а поза-позавчера!

Елизавета ПАШКОВА. Она родилась в конце 1920-х — начале 1930-х, и это напечатано чёрным по белому в журналах "ИМКА-Пресс" тех лет. Пол Андерсон писал, что секретари ИМКА специально уделяли большое внимание этой теме. Секретари ИМКА — это высокопрофессиональные, высокооплачиваемые сотрудники ИМКА, которым поручался ответственный фронт работ. Секретари регулярно посылали отчёты в штаб-квартиру ИМКА в США. Они постоянно просматривали все статьи для своих изданий, и по этим изданиям чётко видно, что линия "коммунофашизма" шла из номера в номер все 1930-е годы, вплоть до 1939 года — оккупации Парижа.

Но, что удивительно, и в оккупированной нацистами Европе тот же Пол Андерсон совершенно спокойно получил возможность работать с военнопленными, которые находились в немецких лагерях! Во время войны издательство "ИМКА-Пресс" в Нью-Йорке и Женеве выпустило тысячи томов на русском языке, через эти издания идеология ИМКА распространялась и среди военнопленных, и среди советских граждан, угнанных в Германию. Более того, Пол Андерсон обратился к послу Советского Союза в США, а им был тогда Андрей Андреевич Громыко, с тем, чтобы, учитывая, что секретари ИМКА и нанятые ими волонтёры работают с советскими военнопленными в Европе, допустить структуру ИМКА и к военнопленным, находившимся на территории Советского Союза, — немцам, итальянцам и т.д. Естественно, Андерсон ответа от Громыко не получил, чем был очень недоволен, поскольку ему было с чем сравнивать. А сравнивал он с позицией императорской России в Первой мировой войне, когда секретари ИМКА получили полную свободу работать в лагерях для военнопленных по всей России, даже вдоль Транссиба…

Андрей ФЕФЕЛОВ. Что потом кончилось восстанием чехословаков в 1918 году и уводом золотого запаса России в неизвестном направлении.

Елизавета ПАШКОВА. Да, Российская империя была открыта для международных организаций. С 1900 года петербургскому отделению ИМКА покровительствовал один из высших сановников империи — принц Ольденбургский.

Не получив ответа от Громыко, Пол Андерсон …

Андрей ФЕФЕЛОВ. Приуныл?

Елизавета ПАШКОВА. …вспомнил свой прежний опыт. Ведь после того, как при Ленине он и все представители ИМКА были высланы из Советской России, они переключились на работу с эмиграцией. И теперь они начали работать с так называемыми "перемещёнными лицами" (DP), которые оказались в Германии и других государствах Европы. Один проект был связан с Восточно-Европейским фондом Форда. Возглавил этот проект Джордж Кеннан, который одно время был послом в Советском Союзе. Любопытно, что он стал персоной нон-грата для Советского Союза после того, как сравнил своё пребывание в сталинской Москве в начале 1950-х с пребыванием в нацистской Германии в начале 1940-х. То есть линия "коммунофашизма", конечно, не является какой-то исключительной собственностью ИМКА. Постановка на одну доску гитлеризма и сталинизма началась с конца 1920-х и тянется до сих пор, не исключая и эпоху Второй мировой вой­ны, когда мы с США были союзниками.

Также и понятие тоталитаризма. Разумеется, само это слово появилось в доктринах итальянских фашистов — доктринах тоталитарного государства. Но то, что понятие тоталитаризма вошло в годы "перестройки" в наши школьные учебники и до сих пор "объясняет" период нашей истории, связанный с именем Сталина, — во многом заслуга "ИМКА-Пресс", издававшего Бердяева и других авторов, активно разрабатывавших эту тему применительно к СССР.

Андрей ФЕФЕЛОВ. По сути дела, мы говорим о некой идеологической лаборатории, сконструированной и оплачиваемой, которая действовала не одно десятилетие и которая выстрелила, в конце концов, и через такую фигуру, как Солженицын.

Елизавета ПАШКОВА. Конечно, возьмем само понятие "Архипелаг ГУЛАГ". После войны для любого советского человека слово "концлагерь" было очень сильным. Это место, ужаснее которого трудно придумать. И оно у нас ассоциировалось исключительно с нацистской Германией, с гитлеризмом. Но в издаваемом "ИМКА-Пресс" "Вестнике РСХД" писали, что концлагеря были изобретены не Гитлером, а Лениным, что населению Советского Союза они стоили 40 млн. жизней и т.д. Поэтому не случайно Н.Д. Солженицына говорит о том, что они питались источниками из "Вестника РСХД".

Андрей ФЕФЕЛОВ. Самое интересное, что эти идеологические штампы — главное оружие сегодняшних либералов! А Солженицын своей бородищей, какими-то своими заявлениями посконными, православными создаёт иллюзию патриотизма, даже русского национализма. А на самом деле он является самым настоящим либералом, но прикрытым такой хорошей, мощной бородой.

Елизавета ПАШКОВА. Тенденцию прикрывать либерализм чем-то иным мы тоже можем найти на страницах имковских изданий. Ведь и "коммунофашизм" Бердяев противопоставлял вовсе не индивидуализму и либерализму. Он писал, что употреблять слово "индивидуализм" как-то уже не очень прилично, поскольку в Европе люди каждый день ощущают на себе Великую депрессию, когда этот индивидуализм, доведённый до крайности, приводит к неимоверным человеческим страданиям. Поэтому Бердяев считал, что нужно назвать это всё персонализмом и делать упор на человеческой личности, на свободе. "Апостол свободы" Бердяев писал, что ни при Гитлере, ни при Сталине нет свободы мысли и слова, а значит, эти режимы тождественны, и их необходимо отрицать во имя персонализма…

Андрей ФЕФЕЛОВ. …отрицающего любые групповые стратегии, которые только и могут привести к каким-то результатам. Поскольку всё остальное ведет к антирезультату — к поражению. По сути дела, Солженицын — это пророк поражения России.

Конечно, я могу сказать, что на каждый памятник Солженицыну мы ответим тремя памятниками Ивану Грозному. Но, к сожалению, эти памятники Ивану Грозному возникают под великим давлением общества снизу, а Солженицына нам навязывают сверху, его ставят, как шахматного ферзя.

Елизавета ПАШКОВА. Нелюбовь к Московской Руси, к Ивану Грозному — это тоже одна из концепций в изданиях ИМКА. И Бердяев, и Федотов сравнивали сталинизм с Московской Русью только в отрицательных коннотациях. Для них эпоха Ивана Грозного — это почти то же самое, что сталинизм, фашизм, нацизм в один ряд. "Вестник РСХД" и до войны, и после неё неуклонно вёл эту линию "тиранов, тоталитарных диктаторов": Ленин, Сталин, Гитлер, Мао. Связка этих имён — "людей с больной психикой — вождей тоталитаризма" — крутилась в разных статьях из десятилетия в десятилетие. Что, собственно, мы видим и сегодня.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Некоторые сегодняшние патриоты считают себя сторонниками так называемой исторической России. На их взгляд, мы сейчас живём в неисторической России, потому что историческая Россия для них кончилась в 1917 году. И это тоже солженицынская подрывная формула. Но самое главное, что многое в трудах Солженицына основано на концепции, лёгшей в основу закона "о порабощённых народах", которые якобы существуют в Советском Союзе. И этот закон не отменён до сих пор. США отменили поправку Джексона-Вэника, но они до сих пор считают эти "порабощённые народы". Более того, они их умножают: казаки, поморы, сибирские народы и т.д. Снова на Россию направлен зловещий луч, дьявольский монокль, и Солженицын является частью этой системы. Вспомним, как благостно он отзывался о радикальных украинских националистах в "Архипелаге ГУЛАГе", ведь бандеровцы — представители "порабощённых народов". И русские патриоты, сторонники бородатого Солженицына, работают на эту русофобскую систему.

Елизавета ПАШКОВА. Если говорить о порабощённых народах, следует отметить, что секретари ИМКА вели колоссальную работу в лагерях DP, отбирая как раз представителей различных национальных меньшинств. Причём, что интересно, они это делали как в Первую мировую войну, так и во Вторую мировую. То есть направленность на разрушение России по национальным границам не зависела от того, какой у неё был тогда общественный строй — монархия или советский строй. Издание книг на национальных языках было одной из приоритетных задач на протяжении практически всего ХХ века.

Вспомним о таком предприятии, как издательство имени Чехова в Нью-Йорке, которое было создано в начале 1950-х годов Восточно-Европейским фондом. Кстати, Пол Андерсон, о котором мы уже упоминали, входил в совет попечителей этого фонда. Фонд выделил огромные деньги на то, чтобы найти среди перемещённых лиц специалистов по истории национальных меньшинств и религии в СССР, по притеснению церкви. А эта тема станет одним из краеугольных камней в творчестве Солженицына, поскольку его апелляция к религиозным, православным сюжетам общеизвестна.

В лагерях DP на территории оккупационных зон союзников были собраны материалы, на основе которых были изданы десятки томов по этим проблемам. Эти книги были розданы в библиотеки США и многих других стран. После прекращения деятельности Чеховского издательства в 1956 году это направление было продолжено в "ИМКА-Пресс" и в первую очередь — в "Вестнике РСХД", который регулярно публиковал материалы о положении религии в СССР.

Кстати говоря, после войны многие преподаватели и воспитанники Свято-Сергиевского богословского православного института, созданного на средства ИМКА в Париже в 1920-х годах, переместились в Америку, в том числе и Федотов. Они продолжали создавать свои труды на те же темы, становились консультантами и работниками всевозможных радиостанций, вещание которых было направлено на Советский Союз. И всё время там звучало слово "свобода", даже в названиях радиостанций. Не зря Пол Андерсон называл "апостола свободы" Бердяева самым важным сотрудником YMCA.

Бердяевские идеи были отлиты в чёткие параграфы инструкций, которые давались представителям ИМКА, получившим возможность посещать СССР в период "оттепели". Разумеется, не в качестве деятелей ИМКА, а, например, с французскими выставками. В "Вестнике РСХД" они описывали свои поездки, подчёркивая, что ни в коем случае нельзя говорить советским гражданам о том, что вы защищаете капитализм против социализма. Надо говорить всегда о том, что вы защищаете свободу против диктатуры, против тоталитаризма. Наверное, вряд ли кто из них решился сказать о коммунофашизме, но тоталитаризм рекомендовался как термин.

И всё же понятие тоталитаризма нужно было ещё разъяснять советским гражданам, а вот с диктатурой всё было понятно. Надо было выступать против той диктатуры, которая не даёт писать писателям, которая не даёт читать читателям то, что они хотят. Наталья Солженицына рассказывала на одной из конференций, как она ночью на машинке перепечатывала "Доктора Живаго", статьи из "Вестника РСХД" и других имковских изданий. Она говорила, что им давали только на одну ночь, и за это время она должна была прочитать и что-то напечатать, чтобы утром отдать следующему человеку.

Апелляция к свободе, как и предполагали те, кто выступал на страницах изданий "ИМКА-Пресс" ещё до Второй мировой, оказалась очень чувствительной для творческой интеллигенции в Советском Союзе. Интеллигенция, считая себя несвободной, легко откликалась на проповедь борьбы с тоталитарным государством. Причём некий литературовед Аркадий Белинков, который бежал на Запад в 1960-х годах, сразу же написал там о том, что СССР — это советско-фашистское государство с водородной бомбой. Эта терминология не сходила со страниц западных изданий.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Все эти идеологические разработки, которые требовали колоссальных денег и колоссальных организационных усилий, в конце концов себя оправдали, поскольку наша страна была разгромлена. И можно только "поаплодировать" тем, кто работал на таком высочайшем уровне — идеологическом, системном, на уровне создания штампов, даже брендов. Поскольку "Архипелаг ГУЛАГ" — это бренд, он создан по некой коммерческой схеме. Можно под ним рестораны открывать, поскольку ясно, что в ГУЛАГе не сидело ни одного заключённого, потому что это было Главное управление лагерей. Но это звучит очень ёмко, красиво, это всё формировали стратеги. И те, кто сейчас думают, что во время холодной войны Запада против СССР существовал некий одиночка, романтический герой, который бодался с системой, с дубом, такой телёнок Солженицын, они либо вообще ничего не понимают, либо они полные… романтики.

Елизавета ПАШКОВА. Вы сказали о воспоминаниях Солженицына "Бодался телёнок с дубом". Очень хотелось бы, чтобы те, кто принимает решения, связанные с Солженицыным, почитали эти воспоминания. В них есть глава, которая называется "Опорный треугольник". А ведь треугольник — это символ ИМКА. И в этой главе речь идёт именно об ИМКА! То есть даже таких вещей, о которых писал сам Солженицын, они то ли не видят, то ли не хотят видеть.

Говоря о Западе, отмечу один момент. Когда Солженицын был выслан, тот же "Вестник РСХД" печатал обзоры того, как принимают его на Западе. Солженицын выступал во многих телепрограммах. Это разрушительно подействовало на европейских левых, на европейское коммунистическое движение. Молодые философы Бернар-Анри Леви и Андре Глюксманн заявили, что раз есть "Архипелаг", то никакого отличия Советского Союза от нацистского режима не существует.

В самом Советском Союзе насаждение представлений о "коммунофашизме" западными русскоязычными радиостанциями и самиздатом породило у некоторой части интеллигенции состояние психоза. Например, в воспоминаниях о математике Феликсе Березине приводится такой факт: в 1970 х годах Феликс со своими друзьями-диссидентами реально боялся погромов, поскольку "коммунофашизм" у них ассоциировался именно с погромами. И паника, которая возникла в этой среде, была совершенно не шуточной. Вскоре Феликс Березин погиб на Колыме. Это был 1980 год, казалось бы, какая Колыма? Но вот такая странная, страшная судьба: на Колыму он отправился в байдарочный поход. Навязывание взгляда на жизнь в Советском Союзе как на явление "коммунофашизма" имело очень много последствий.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Большое спасибо за беседу! Это ещё не все точки над i, но основные вешки в теме Солженицына мы обозначили.

1.0x