Авторский блог Марфа Петровичева 00:20 10 мая 2018

ВЕЛИКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СРЕДА

0

Вот уже который год мы становимся свидетелями великого чуда:  9 мая на улицы городов  выходят колонны «Бессмертного полка».  Чудо это прежде всего потому, что, по логике нынешней реальности, его не должно было быть вообще. Против него брошены огромные средства — чтоб перегрызлись, передушили друг друга, чтоб сошли с ума в умилительном мирке лайков и репостов. Пресловутые санкции, ухищрения политтехнологов, убийственные реформы — всё это разбивается о всего один солнечный день всенародного оптимизма: те, кого и всерьёз-то уже не воспринимают, над кем издеваются, заходясь в припадочном хохоте, вдруг заявили о своём бессмертии. Они вдруг показали себя очень красивыми.  

Радость начинается ещё в вагонах метро, на перегруженном эскалаторе, по которому вверх и вниз носится дружное «Ура!». У каждого в этом «крестном ходе» своя хоругвь, несут её высоко и благоговейно, не опускают даже вечером, возвращаясь в свои дома, — вот такая вот народная молитва без слов. Во многих храмах 9 мая проводится особый чин поминовения павших воинов, подобный тому, что служится в Великую Родительскую субботу: «Ещё молимся о вождех и воинах наших, на поле брани жизнь свою за Отечество положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных и всех Победы ради потрудившихся, яко да подаст им Царь Славы в день праведного Своего воздаяния жизнь вечную и венцы нетления!».

В мире, где и золотому тельцу уже перестают верить, люди, в массе своей не отличающиеся религиозностью, обратились к тем, кто не предаст никогда, — к своим дальним родителям. В этом строю и впрямь чувствуется удивительное родство: 2-го мая, в годовщину одесской трагедии, в Александровском саду прозвучали те же песни, что 9-го летят над Тверской, там их исполнили те, кто столкнулся с фашизмом уже в нашем, двадцать первом веке. Немногие смогут спеть «Священную войну» так, как это сделали одесситы, с их выцветшими от боли глазами. Образ народного бойца удивительно устойчив: доставшийся нам в наследство от предков, он живёт и в наших современниках.

Преодолевшие немыслимое, прошедшие сквозь самое страшное, что может вынести человек, смотрят на нас с портретов наши близкие. Из пекла вышли — и скрепили нас крепче крепкого, до сих пор держат, братья и сестры, самые разные в бесконечном разнообразии своих имён. И нет у нас права молчать о них. Не акция даже — факт внутренней готовности нести судьбу великой страны. Не привилегии, а именно судьбу. Сам того не осознавая, народ в очередной раз перешёл дорогу многоголовой гидре, изменив привычной уже «философии нытья», чего бы там ни говорили доморощенные пересмешники, плюющие на прошлое, настоящее и будущее этой многотысячной колонны. Впрочем, в этот майский праздник они и носа не смеют на улицу показать: жжёт их до зубовного скрежета, тяжело им, больно смотреть, как на солнце. Когда-нибудь и они поймут. А люди всё идут и идут, с портретами и цветами, в пилотках пехотинцев, в бескозырках матросов, идут ребятишки в своих крошечных солдатских костюмчиках. И плывёт над ними могучий баритон: «За себя и за того парня…».

Тридцать лет назад потомки народа-победителя оказались на краю пропасти — вчера в одной Москве маршрутом «Бессмертного полка» прошло свыше миллиона человек. Поначалу и поверить было трудно в этот тектонический сдвиг: склеилось, срослось, словно в русской сказке. Коленчатый, узловатый Мамврийский дуб дал новую поросль — а значит, жизнь продолжается.

Фото: Рюмин Александр / ТАСС

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой