Авторский блог Леонид Болотин 13:16 29 ноября 2013

Величие русской истории

Выступление на круглом столе, посвященном переизданию книг И.Я.Фроянова «Драма Русской Истории: на пути к Опричнине» и С.В.Фомина «Правда о Русском Царе Иоанне Васильевиче Грозном» в Манеже 9 Ноября

Выступление на круглом столе, посвященном переизданию книг И.Я.Фроянова «Драма Русской Истории: на пути к Опричнине» и С.В.Фомина «Правда о Русском Царе Иоанне Васильевиче Грозном» в Манеже 9 Ноября

Поздравляю Вас с праздником Преподобного Нестора! Историки выбрали празднованием именно этот день – 9 ноября — как день завершения «Повести Временных Лет». С той поры прошло 900 лет и 899 лет со дня кончины нашего первого историка, историка-энциклопедиста, как назвал его Игорь Яковлевич Фроянов. Недавно он так написал о Преподобном Несторе:

«Надо заметить, что русские летописцы начали свое дело с подражания греческой хронографии, которую знали прекрасно. Однако они вскоре вышли за рамки подражательства, приобретя опыт и умение создания оригинальных письменных памятников. Ярким примером тому является "Повесть временных лет", представляющая собой цельное, пронизанное общими идеями произведение. Это дает основание некоторым исследователям называть Нестора первым русским историком, что верно, но лишь отчасти, поскольку "Повесть" имеет синкретический характер. Нестор выступает в ней не только как историк, но и как богослов, философ, литератор и фольклорист. Поэтому она имеет отношение не только к истории общества, но и к истории церковных учений, философии, литературы и устного народного творчества. Иными словами, перед нами энциклопедический памятник. И его автор, Преподобный Нестор, заслуживает, безусловно, имени первого русского энциклопедиста» (Фроянов И.Я. Нестор Летописец как первый русский энциклопедист. Размышления русского историка к 900-летию «Повести временных лет» // Русская Народная Линия.. 02.11.2013).

И, надо сказать, совершенно справедливо он назвал Преподобного Нестора историком-философом! Но самое главное — Преподобный Нестор наш Святой историк, Святой Покровитель всей русской историографии и все Русской Литературы!

Но сегодня я хотел бы сказать о величии другого русского историка — нашего современника, о величии Игоря Яковлевича Фроянова. Советский период, как то ни парадоксально, дал выдающиеся величины в русской историографии, явил немало русских исследователей и мыслителей. Но рядом с И.Я.Фрояновым можно поставить только академиков Б.А.Рыбакова и М.Н.Тихомирова. И.Я.Фроянов по уровню постижения Русской Истории значительно выше высокочтимого им самим учителя — Владимира Васильевича Мавродина, крупнейшего знатока Древней Руси. Пожалуй, и в Царское время такими же выдающимися, русскими именно по мыслям и духу историками, как Сергей Федорович Платонов и Дмитрий Иванович Иловайский, не было достигнуто такого уровня детального осознания самобытности русской истории, какого достигли некоторые выдающиеся русские историки советского периода. Они взошли на новую ступень постижения прошлого нашего Отечества. Значение таких ученых, как И.Я.Фроянов, как М.Н.Тихомиров, как Б.А.Рыбаков, по-настоящему будет осмыслено только нашими потомками.

Мы — современники И.Я.Фроянова — еще вряд ли понимаем масштаб его личности. Он глубоко изучил историю Древней Руси. Его источниковедческий масштаб поражает! Когда мы обращаемся к сравнительно короткому периоду, отображенному в его книге «Драма Русской Истории», то видим, что исследование полностью базируется на его глубочайшем знании истории предыдущей — на всей истории Древней Руси. Ценность его характеристики и рассмотрения эпохи Царя Иоанна Васильевича Грозного тем высоки, что И.Я.Фроянов постиг всю предыдущую историю Руси. Он свои выводы, свое понимание, свое раскрытие истинных исторических мотивов строит на таком мощном фундаменте, который заложил для нас Преподобный Нестор Летописец. И.Я.Фроянов в этом смысле — прямой наследник Преподобного Нестора Летописца. Не ради каких-то комплиментов это говорю. Сам я в исторической науке величина пока ученического уровня, и вряд ли этот уровень успею преодолеть за свой жизненный срок. Но вот это свежее ученическое видение именно тонкостей русской историографии мне позволяет сказать: «Слава, русскому историку Игорю Фроянову! Слава! Слава!» И мне дорого, что наше сегодняшнее собрание здесь происходит ради его книги.

Конечно, я высоко ценю труды Сергея Владимировича Фомина, у нас с ним старинные приятельские отношения, и как церковный православный русский историк он провел масштабную собирательную работу. Мы знаем его двухтомник пророчеств о Руси грядущей «Россия перед Вторым Пришествием». Великолепен его пока ещё семитомный труд, посвященный жизни Григория Ефимовича Распутина, который называется «Григорий Распутин: расследование», который начал издаваться в 2007 году, но собирательная и исследовательская работа С.В.Фомина продолжается. Каждый из этих семи томом составляет по 700 или 800 страниц. Пока до большинства наших современников он не дошел. Специалисты, конечно, следят за этими новинками, но они выходят такими небольшими тиражами — по 1000 экземпляров. Такая же кропотливая собирательная работа в полной мере проявилась, конечно, и в книге С.В.Фомина «Правда о первом Русском Царе». Открывает ее давний очерк, который Сергей написал о Царе как о гимнографе, как о церковном поэте и композиторе. Ряд произведений Царя Иоанна до сих пор используются в Богослужении, в частности, поется его стихира об иконе Божией Матери «Владимирская». О С.В.Фомине, о его творчестве можно и нужно интересно и много говорить. Его труды постигать будем долго, собранный им материал необходимо осмыслить на общественном и церковном уровне. И хотя о его книгах иногда слышатся критические отзывы, но они чаще всего сводятся к голословным претензиям. Пока никто с С.В.Фоминым в научную полемику не вступил, не попытался опровергнуть тот фактический материал, который он тщательно собрал. Вот когда кто-то дерзнет действительно по-научному с ним спорить, попытается опровергать собрание исторических свидетельств, тогда мы сможем проверить крепость этих фактических собраний. А пока критика звучит на уровне политических ярлыков.

Но я хочу вернуться к Игорю Яковлевичу Фроянову. Могу твердо сказать, что никто из историков, ныне живущих, как бы они ни относились к Царю Иоанну, в полемику с трудом Игоря Яковлевича Фроянова «Драма русской истории» не вступит. Могу поручиться на 100 процентов. Потому что с этим спорить невозможно. В книге присутствует сам дух Русской Истории. В ее подлинных материалах, а не в эротических или кабалистических фантазмах, которые предлагали нам и в советское время. К примеру, такой «историк», как В.Б.Кобрин. Или не очень добросовестный, но все-таки достаточно профессиональный историограф Р.Г.Скрынников. Или дотошный в мелочах, но не могущий увидеть целого А.А.Зимин. Вся их полуправда и неприкрытая ложь об Опричнине теперь как гробовой плитой придавлена правдой русской истории. Она выражена в этой книге «Драма русской истории», где раскрываются государственные корни Опричнины как небывалой, уникальной державной конструкции.

На протяжении ХХ века верховные власти непременно обслуживали экономисты и юристы, именно они были первыми лицами среди свиты больших политиков, и это были самые оплачиваемые фигуры. К концу ХХ столетия в эту нишу полновластно вошли специалисты по «паблик рилейшенз», специалисты по «связи с общественностью», которые выстраивают личину политика, так называемый «имидж». Его, конечно, русским словом «образ» назвать нельзя, потому, что образ восходит все же к Образу Божьему. Но могу твердо сказать, что сейчас на первый план, среди политических помощников выйдут специалисты по истории. Не берусь их называть добросовестными историками-профессионалами, но такие специалисты выдвинутся в политике на первый ряд обязательно. Почему? Потому что вся стратегия истории, прописанная в Апокалипсисе до Страшного Суда, свидетельствует о том, что нас ждет величайшая эпоха монархических перемен. В Апокалипсисе ничего не сказано ни о президентах, ни о правящих премьер-министрах и парламентах. Кругом будут только монархи. Может быть, такие перемены начнутся даже с каких-то небольших православных стран вроде Грузии, Румынии, Болгарии, Сербии, но этот процесс в мире уже идет. И нынешние республики Франция, Италия, Австрия, Германия тоже вскоре станут монархиями.

Несмотря на мнимое, видимое засилье демократии, она уже по сути дела потерпела полный нравственный и политический крах во всем мире. Обычные люди её едва терпят. Для новых монархических форм правления, конечно, вопросы того или иного наследия, или, точнее сказать, фальсификации того или иного наследия будут востребованы в первую очередь. Для этого и понадобятся специалисты по истории, точнее, специалисты по её детальной высокопрофессиональной фальсификации. И они станут самыми востребованными и высокооплачиваемыми специалистами при власти. Это говорит о чем? О том, какая именно информационная война нам еще грозит в эпоху предантихристову и эпоху антихриста. Полем борьбы, битвы за правду станет мировая история.

Уже сейчас закладываются многие фальсификации, например в археологии, археографии, палеографии. Интересный случай рассказывал мне коллега. Лет 15 назад группа израильских дайверов в районе острова Крит хотели погрузить на дно какие-то каменные плиты с еврейскими надписями. Со временем под водой эти каменные плиты могли приобрети какую-то видимость древности, и наступило бы время «случайно» их «найти». Группу фальсификаторов с поличным задержали критские пограничники. Случай комичный, Господь его своевременно открыл для мира как назидательный пример для всех нас. Но фальсификация, конечно, ведется в глобальном масштабе. Особенно много сил вкладывается в искажение библейской и в особенности Новозаветной Священной Истории: «обнаруживают» новые гробницы или «останки» Иисуса Христа, Его родственников. Шум вокруг глумливой книги Дана Брауна «Код Да Винчи» с мнимыми кровными «потомками» Иисуса Христа подкрепляется подобными «находками» в виде археологических или археографических фальшивых артефактов. Не случайно и англоязычный вариант имени Дана Брауна так созвучен с коленом Дановым.

Из чтения Святых Отцов мы знаем, что антихрист придет из колена Данова и будет выдавать себя за прямого, кровного наследника Царя Давида. И это главная причина культурологического сдвига в мировой политике и мировой истории. И в этом смысле задача русской истории, которая ищет правды Божией, конечно же, в этой информационной войне занять самые передовые позиции. А такие ученые, как И.Я.Фроянов, и его труды помогают нам это сделать.

Вернусь к эпохе Царя Иоанна Васильевича Грозного, о котором великолепно написал Игорь Яковлевич Фроянов. Верю, что труд «Драма русской истории» им продолжается, и книга будет дополнена в новых изданиях.

Дело в том, что, конечно, создание Царем Иоанном Опричнины имеет громадное значение как этап в строительстве Русского Царства, Русского Самодержавного Государства. И, как справедливо отмечает Игорь Яковлевич, Опричнина как государственный инструмент является первым охранительным органом, связанным с охраной политического и духовного устройства государства. Именно Опричнина стала прообразом политической полиции, русской жандармерии, охранного отделения, которые боролись с революционной крамолой и сохраняли нравственный строй Православной Державы. Конечно, видим какую-то параллель и в советский период — в позднюю сталинскую эпоху возникает министерство государственной безопасности, которое пришло на смену революционным органам ВЧК, ОГПУ, НКВД, для которых охранительные функции для сохранения целостности страны не были первоочередными.

Но по своей духовной природе Опричнина имела и древние прообразы. Царь Иоанн Васильевич Грозный был великим знатоком Священного Писания. Он не только знал многие места Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов наизусть. Он жил по Священному Писанию. И Царство Русское он выстраивал, опираясь на образы, которые мы находим в Библии. Образ Опричнины явным образом прослеживается в гвардии Богоизбранного Царя Давида, которая была сформирована в период изгнанничества Царя Давида при народном избраннике царе Сауле. Царь Саул был первым помазан на царство Израиля, но он отступился, принял оккультные, богопротивные методы управления, и тем самым он почти потерял благодать помазанничества. И Господь избрал Царя Давида, и это породило феномен двоецарствия. Царь Саул гонялся за Царем Давидом по всей Святой Земле, но тот, имея мобильное гвардейское войско, успешно избегал поражения. В Книгах Царств эта гвардия Царя Давида называется так: И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди Царя (2 Цар. 15, 18). При этом Царь Давид ни разу не покусился на жизнь царя Саула, продолжая чтить в нем остатки благодати Помазанника Божия. В конце концов, царь Саул покончил с собой. Вот древний духовный образ Земского и Опричного Царств, образ Царской гвардии, он напрямую перекликается со строением Опричнины у Царя Иоанна Васильевича Грозного. И вторым образцом для Царя Иоанна был уже Новозаветный пример. Там духовная Царская гвардия избирается Царем царей и по земному достоинству законным Царем Иудейским Иисусом Христом. Сначала Он избирает 12 Апостолов, потом 72 Апостола. Данный образ апостольского служения, конечно же, имеет важнейшее значение в истории Церкви. Апостолы являются начатком Святительства, новозаветного Священства в Богослужении. Мы правильно видим в Апостолах Христовых в первую очередь первых Святителей, первых Учителей Церкви. Но не надо забывать, что они были и слугами Царя — Царя Иисуса Христа. И в знак их царского служения каждый из Апостолов по заповеди Христа Спасителя носил меч по Его заповеди: продай одежду свою и купи меч (Лк. 22, 36), Петр, имея меч, извлек его (Ин. (Ин. 18, 10) . Меч — признак именно царского слуги. И вот такое равноапостольное достоинство Опричнины Царя Иоанна Васильевича Грозного не должно уходить от нашего внимания. И мы в этот вопрос должны больше и больше углубляться.

В Августе 1572 года Царь упраздняет Опричнину после 7 лет ее существования. В Духовной Грамоте 1572 года своим сыновьям он пишет насчет Опричнины: «А что есьми учинил Опришнину, и то на воле детей моих, Ивана и Федора, как им прибыльнее, и чинят; а образец им учинен готов».

Что для нас означают эти семь лет Опричнины? Для чего этот образец был учинен Царем Иоанном? Это же, конечно, прообраз трех с половиной лет преддверия антихристова лжецарства и три с половиной года царствования антихриста. Это последние семь лет существования истории человечества перед Страшным Судом. Опричнина не была нужна последующим Царям Русским: ни в эпоху Царя Федора Иоанновича, ни в эпоху Царя Бориса и Федора Годуновых, ни в эпоху Царя Василия Иоанновича Шуйского — последнего Рюриковича другой ветви, ни в эпоху Царей Романовых. Образец был учинен Царем Иоанном, видимо, для Царя грядущего, Православного, Самодержавного, законного Царя, который во время последней седмины времен будет победоносно противостоять той антихристианской, антихристовой заразе.

Православная Вера Христианская – это религия победителей! И духовный оптимизм, не веселенький, а именно духовный оптимизм, нам необходим. Мы обязательно победим! Тут вопроса нет, и Православное Царство и Церковь Христова победят лжемонархию антихриста к Страшному Суду. Пропаганде монархизма, конечно, надо уделять внимание, но сам по себе наследственный или иной монархизм, как принцип единовластия, не столь важен для нас. Думаю, что нам надо, конечно же, в очень доступной форме пропагандировать Царство. Потому что сама по себе идея Царства, идея защиты Православной Веры, нравственной ограды человечества от стихий мира гораздо важнее просто монархического принципа. Мы, представители старшего поколения почти все читали «Протоколы сионских мудрецов», они в начале 1990-х годов на каждом углу продавались в Москве, на станциях метро. Там механизм ликвидации демократии, и приход в мире наследственных монархий, прописан довольно четко. И заниматься пропагандой вот такого бездуховного монархического принципа, я думаю, смысла не имеет. Но идея Православного Царства, которая пронизывает всю историю человечества, от Венца Творения — Царя Адама до наших дней, безусловно, заслуживает самого пристального внимания и требует постоянных наших усилий, именно перед лицом молодежи.

Вот для чего нам нужно постижение Отечественной Истории, которая является неотъемлемой частью всей Священной Истории. Священная История изображена в Библии, но не забывайте, что последняя книга Писания – Апокалипсис – охватывает не только наше время, но она охватывает и наше грядущее, и самый конец времен. Будем же готовы к нему!

1.0x