Авторский блог Марина Алексинская 22:09 15 января 2019

Музыка Рождества

праздник, который всегда с тобой

Новогодний концерт на телеканале «Культура» называют главным музыкальным событием минувшего года. Концерт с участием звёзд мировой оперы Юлии Лежневой, Екатерины Семенчук, Павла Петрова в сопровождении Большого симфонического оркестра имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева состоялся в Большом зале Московской консерватории. В программе: арии из опер и оперетт Бизе, Верди, Вивальди, Генделя, Легара, Леонкавалло, Оффенбаха, Пуччини, Сен-Санса.

Музыка Рождества

25 декабря 1995 года поезд «Инсбрук — Вена» подошёл к Зальцбургу. Только-только светало. На перрон высыпало совсем немного народу и рассыпалось, как стайка птиц в лучах фонарей, праздничной иллюминации. Среди немногих оказалась и я. Одна. Впервые на «диком» Западе. Без какой-либо цели. Разве что провести день католического Рождества на родине Моцарта… Очертания крепости, что возвышалась на горе высоко над городом с резко прочерченным по нему косым лучом солнца, указали путь…

Забегая вперёд, скажу, что до дома, где Моцарт родился, где сохранились его личные вещи, старинные инструменты, подлинные предметы интерьера, я так и не дошла. Запомнился по пути сад Мирабель — одна из достопримечательностей города, фонтаны и мраморные скульптуры которого были покрыты, как зонтиками одуванчика, таким пушистым, снегом, и поверх снежного ковра террас вырисовывались шапки хризантем среди капризных виньеток…Впечатляющим оказался внезапный выход на площадь Герберта фон Караяна (туристической картой и проспектами манкировала). Остановилась как вкопанная. Как публика Большого театра после премьеры инфернально-сладострастного «Тристана», спектаклем дирижировал как раз Караян во время гастролей Ла Скала в Москве... Впрочем, впечатления от Зальцбурга (его ещё называют немецким Римом из-за причудливости барочных дворцов и соборов), запутаны и хаотичны, как и лабиринты его узких, мощёных камнем улиц… В какой-то момент жутко продрогла и стакан глинтвейна с горьким обжигающим запахом гвоздики заставил позавидовать местным жителям, кто в тихих уютных домах запекали рождественского гуся… Но вот площадь перед величественным собором, рядом с которым — объект моих желаний. Хотя и не тот дом, где Моцарт родился, но дом, в котором композитор прожил восемь лет, прежде чем проститься с родным городом и уехать навсегда в Вену… Случилось это в 1781 году… Гулкое пространство комнат, в центре одной из них — тумбы с портретами юного, «нехрестоматийного» Моцарта и его жены Констанцы за стеклом, в другой — клавесин. Кладовая музыки XVII — XVIII веков. Что можно сказать о клавесине, клавиш которого коснулась рука Моцарта?..

Смеркалось. Крутые маршруты гор и любопытство повлекли к той самой крепости, что показалась очертанием в первые часы в Зальцбурге. Название этой крепости — Хоэнзальцбург (Hohensalzburg). Расположена на вершине горы Фестунгберг и представляет собой одну из крупнейших целиком сохранившихся средневековых крепостей Европы. Вокруг ни души. Начинают мерцать звёзды. И крепость, воздействие стен которой, бойниц, зарешёченных окон усиливает прочтение романа Умберто Эко «Имя розы». Обратно я летела уже, себя не помня, не без ощущения жутковаткости и преследования, изредка цеплялась за зелёный плющ, наверное, вросший в бурый кирпич…. Город! Открываю первую дверь… и яркий электрический свет люстры, как будто покрытой инеем, слепит глаза. Издалека, словно с какой-нибудь Альфы Центавра, доносятся звуки органа… Когда я вышла из собора, то увидела табличку, на которой практически забытой готикой выгравировано: здесь играл Гендель…

И всё.

И — фантасмагория.

В голове — как звездопад — звуки Dignare из кантаты Генделя “Te Deum” в небесном исполнении Ирины Архиповой («Dignare, o Domint, die isto sine peccato» — «Сподоби, Господи, в этот день сохраниться нам без греха») и бисер 40-й симфонии Моцарта, композитора, ещё при жизни пребывающего на небесах…. И — тень Чайковского. «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, — из письма, — я обязан Моцарту». Во второй половине сентября 1892 года Чайковский по пути из Тироля, где гостил в замке Иттер у пианистов Василия Сапельникова и Софи Ментер, в Прагу, где будет присутствовать на премьере «Пиковой дамы», заехал в Зальцбург. «Остановлюсь ради Моцартэума» — единственное, что известно о пребывании здесь Чайковского. Мистической встрече двух гениев….

Рождество — всегда тайна.

Новогодний концерт

Невозможно представить Новый год без ёлки, огней, оливье и подарка. Телеканал «Культура» подготовил свой сюрприз, качнул в процессе выбора программы маятник времени и тот застыл на указателе «XVIII век». Век переломный. Если в эпоху Возрождения блестящего расцвета достигла инструментальная музыка, то XVIII век отдан царству оперы. «Царица Оперы» — так и назвал телеканал «Культура» Новогодний концерт, что состоялся 27 декабря 2018 года на сцене Большого зала Московской консерватории.

Искрился падающий хлопьями снег, переливался огнями золотых гирлянд, которыми был обнесён фасад консерватории. Наэлектризованной атмосфера оказалась и в зрительном зале. Как правило, артисты высочайшего класса привыкли безраздельно властвовать над публикой, не в их манерах появляться вместе на одной сцене. В истории был даже такой курьёз: примадонны Фаустина Бордони и Франческа Куццони во время премьеры оперы «Астианакс» вцепились друг другу в волосы и принялись драться.

Новогодний концерт, похоже, — концерт-исключение. Собрал именитых звёзд мировой оперы Екатерину Семенчук (меццо-сопрано), Павла Петрова (тенор) и Юлию Лежневу (сопрано). Впрочем, есть причина, что вносит примирение, и это — участие каждого фигуранта в передаче «Энигма» Ирины Никитиной (президента фонда «Музыкальный Олимп») на телеканале «Культура».

«В каком саду Мирабель взросли эти дарования? цветов каких благоуханием надышались? каким нектаром напитались?» — не раз приходилось задумываться во время концерта… Ибо вольное или невольное погружение в «сумерки богов», в сенсационность то «матильдовщины», то «серебренниковщины» как-то отвращает от культуры в общем, а в частности — превращает в сварливого мизантропа … Но здесь — фейерверк музыки, щедрая россыпь драгоценностей.

Представим каждого.

Екатерина Семенчук… В 24 года приехала в Кардифф — столицу Уэльса на Всемирный конкурс певцов… и – победила. Не только Париж любит победителей. Принц Чарльз пригласил «старлетку» на церемонию церковного благословения брака с Камиллой Паркер-Боулз. И вот уже 2005 год, в солидном статусе солистки Мариинского театра, Екатерина Семенчук сдержала обещание, исполнила в часовне Святого Георга Виндзорского замка православный «Символ Веры» на музыку Александра Гречанинова. Стать, непринуждённость вокала вкупе с артистизмом нередко дают критикам соблазн сравнить Екатерину Семенчук с великой Еленой Образцовой. Факт мифотворчества, возможно, без которого искусство всё равно, что птица без крыльев. И тем не менее в эйфории от Новогоднего концерта я не удержалась от соблазна сравнений. Краски коварства и любви во вдохновенно исполненных Екатериной Семенчук арий Эболи и Далилы — тому причина. В этом крепком, свободно изливающемся и полном могущества голосе угадывался то дух Рисорджименто, то мнилась манерность Belle Epoque. Стремительными взлётами на «верх» Екатерина Семенчук даже в некоторой экзальтации (сегодня принятой за «хороший тон») свивала узоры Рождественских грёз…

Павел Петров… «Птенец гнезда “Опералии” (Operalia)», конкурса классического вокала под патронажем одного из именитых теноров ХХ века Пласидо Доминго. Национальный театр Сан-Карлуш в Лиссабоне стал местом проведения «Опералии-2018». И в чём там было больше интриги? В рассказе ли президента Португалии Марселу Ребелу ди Соза, предварявшим начало финальных прослушиваний, о том, как в пятилетнем возрасте слушал на этой сцене саму Марию Каллас в «Травиате», а позднее — и Пласидо Доминго… Или в сложившемся пасьянсе: в финал Конкурса вышло двенадцать человек — четыре женщины и восемь мужчин, причём все четыре женщины — меццо-сопрано, а из восьми мужчин — пять теноров? И если мегапопулярности Карузо (одна из версий) послужила триумфально встреченная опера «Паяцы» Леонкавалло, то Павел Петров проснулся знаменитым после победы в не менее триумфальной «Опералии». И стал открытием Новогоднего концерта, исполнив, кстати говоря, кроме арии Рудольфа из «Богемы» и песенки Герцога из «Риголетто», «Рассвет» Леонкавалло. Своего рода оммаж Энрико Карузо, явлению уникальному в искусстве оперы… впрочем, как и само искусство оперы.

…«Страсти» или «пассионы» — жанр, который зародился в практике христианского богослужения в IV веке, а пика популярности достиг среди немецких композиторов в первой половине XVIII века. В Новогодний концерт XXI века страсти разгорелись вокруг имени Юлии Лежневой. Гениальная! — говорит одни. Не петь ей ранне-классический репертуар! — шипят другие. Как бы то ни было, юная Лежнева в свои 15 лет до слёз растрогала Елену Образцову… ну а сегодня Юлия Лежнева, обладательница премии “Opus Klassic — 2018”, одно из хрустальных совершенств в хрустальном мире музыки барокко, в мире, где нет покоя. Пластика мелодии расцвечена головоломными фиоритурами, виртуозными украшениями… С арией Гризельды из оперы Вивальди «Гризельда» Юлия Лежнева, легко и непринуждённо, не оставила шанса не восхититься ею… Что же касается меня, то я ещё с моцартовской арией мысленно перенеслась в Рождественское путешествие, с которого и начала свой рассказ.

Массивы звуков Большого симфонического оркестра под управлением прославленного Владимира Федосеева подчеркивали вердиевское обаяние итальянской оперы, генделевское величие барокко. Настроение праздника — брызг бенгальских огней и кружащихся лент серпантина — задала увертюра к «Свадьбе Фигаро»; антракт к четвёртому действию «Кармен» привнёс что-то похожее на ожидание чудесности. Ну и с маршем из оперетты Легара «Ева» публика сама уже ощущала себя частью оркестра, по знаку дирижёра аплодисментами подхватывала ритм…Застольная из «Травиаты» завершила вечер.

Луч Вифлеемской звезды уже коснулся со звоном одного из заледеневших окон Большого зала Московской консерватории… Удивительная здесь акустика. Пустеет зал, расходятся артисты и публика, а эхо Новогоднего концерта продолжает витать где-то под потолком, среди «музыкального Пантеона», галереи портретов величайших композиторов.

Музыка — всегда тайна.

9 апреля 2024
1.0x