Авторский блог Лев Козленко 11:58 22 июля 2017

В.Высоцкий. Второе пришествие?

дух борьбы в поэзии Высоцкого должен быть востребован
24

В. Высоцкий. Второе пришествие?

                             «…и попробовать вкус настоящей борьбы».

                                                                                 В.Высоцкий.

         Владимир Высоцкий(ВВ) прежде всего был поэтом, причём выдающимся, феноменально чувствующим жизнь во всей  полноте её противоречий. А раз так, мы обязаны ещё и ещё вслушиваться в его поэтическую речь, в образы и смыслы его посланий, которые на крутых поворотах нашей общей судьбы могут оказаться духоподъёмными.

     Не напрасно же в анкете, заполненной ВВ 28 июня 1970 г, поэт лучшей песней назвал «Вставай страна огромная». ВВ неоднократно говорил, что его всегда интересовали ситуации, когда человек находится на острие борьбы. Причём пафос неизменно заключался в том, что борьба с врагом или с самим собой была по определению настоящей и наверняка праведной. Даже там, где в ситуации имел место криминал(«ударил первым я тогда…»). С позиций коллективного бессознательного ВВ в особенной степени интересовал архетип воинского духа как такового. Хотя такое замечание: «значит нужные книги ты в детстве читал» свидетельствует ещё и об архетипе справедливости.

     Поэт не пишет стихи просто так. Он к кому то адресуется и куда то зовёт. В то Советское время естественно считать, что ВВ писал для зрелой молодёжи, полагая, что старшие порядком «испорчены» существующим строем с диктатом КПСС. А вот куда он звал эту молодёжь? Вопрос не простой.

Мне кажется, что поэт звал на преодоление самого себя. Для этого ВВ помещал человека в ситуации смертельного риска. В одолении страха смерти предлагалось видеть нам с вами главную доблесть человека, который  «попробовал вкус настоящей борьбы». Интересно, однако, а как может примерить на себя идеологию борьбы человек, который не занят   в    «рискованных   профессиях»    и    к   тому   же   не

альпинист. У ВВ есть в его разговорах фраза об альпинистах.

Дескать там в горах они ведут себя достойно. Косвенно это означает, что внизу те же товарищи могут быть другими, а именно не вполне достойными. Допустим, что это оговорка. Альпинистов и прочих экстрималов меньшинство. В какой борьбе им предлагается участвовать, если они просто честно исполняют свой долг? Вот тут и обнаруживается та недосказанность поэта, которую должен был почувствовать молодой человек того, советского времени и тем более нынешнего. Новому гражданину России нужно прочитать ВВ так, чтобы наряду с архетипом воинского духа, а он остаётся актуальным, почувствовать зов к преобразованию существующего порядка вещей. И для этого устремиться к постижению сложности мироустройства и обретению социальной компетентности наряду с достижением высокого общего уровня культуры. Это не что иное, как форсированный рост личности в условиях криминального капитализма в России. И борьба за такого себя требует того уровня предельности жизни, который вполне эквивалентен архетипу высокого воинского духа.

     Именно под рассмотренным выше углом зрения надо воспринимать все духоподъёмные сочинения Владимира Высоцкого, имея в виду ту молодёжь, которая встаёт на путь борьбы за новую Россию.

                              Баллада о борьбе

                          Средь оплывших свечей

                          И вечерних молитв,

                          Средь военных трофеев

                          И мирных костров

                          Жили книжные дети,

                          Не знавшие битв,

                          Изнывая от мелких

                          Своих катастроф.

                              Детям вечно досаден

                             Их возраст и быт.

                             И дрались мы до ссадин,

                             До смертных обид,

                             Но одежды латали

                             Нам матери в срок,

                             Мы же книги глотали,

                             Пьянея от строк.

                        Липли волосы нам

                        На вспотевшие лбы

                        И сосало под ложечкой

                        Сладко от фраз,

                        И кружил наши головы

                        Запах борьбы,

                        Со страниц пожелтевших

                        Слетая на нас.

                               И пытались постичь

                               Мы, не знавшие войн,

                               За воинственный клич

                               Принимавшие вой,

                               Тайну слова приказ,

                               Назначенье границ,

                               Смысл атаки и лязг

                               Боевых колесниц.

                          Только в грёзы нельзя

                          Насовсем убежать:

                          Краткий век у забав,

                          Столько боли вокруг!

                          Постарайся ладони

                          У мёртвых разжать

                          И оружье принять

                          Из натруженных рук.

 

                                 Испытай, завладев

                                 Ещё тёплым мечом

                                 И доспехи надев,

                                 Что почём, что почём!

                                 Разберись, кто ты – трус

                                 Иль избранник судьбы,

                                 И попробуй на вкус

                                 Настоящей борьбы.

                           И когда рядом рухнет

                           Израненный друг,

                           И над первой потерей

                          Ты взвоешь, скорбя,

                          И когда ты без кожи

                          Останешься вдруг

                          Оттого, что убили его –

                          Не тебя,

                               Ты поймёшь, что узнал,

                               Отличил, отыскал

                               По оскалу забрал:

                               Это – смерти оскал!

                               Ложь и зло – погляди,

                               Как их лица грубы!

                               И всегда позади

                               Вороньё и гробы.

                        Если ,путь прорубая

                        Отцовским мечом,

                        Ты солёные слёзы

                        На ус намотал,

                        Если в жарком бою

                        Испытал, что почём,

                        Значит нужные книги

                        Ты в детстве читал.

                              *************

    В общем то, в этой балладе исчерпывающе обозначено боевое кредо ВВ, который не мыслит жизнь вне борьбы. Хотя выражено это кредо в романтическо –средневековом духе. Каким образом следовал этому кредо сам ВВ? Эту закваску поэта выдавали его неординарные  поступки. Так, например, он без колебаний отказался от карьеры инженера. Он был известен своей непримиримостью к оскорбительным выпадам в свой адрес, либо знакомых ему

женщин(приходилось попросту драться). Ну, и, конечно, взрывной характер его в основном песенной поэзии, форма её подачи, поражающая напором обнажённой правды жизни. А поскольку ВВ не был обласкан официозом, то это дополнительно характеризует его как принципиального товарища, могущего служить живым примером для молодёжи нашего времени.

      В дополнение к изложенному, зададимся вопросом, почему так ко двору пришёлся наш советский поэт-бард российской либеральной тусовке? Великий Эсамбаев забыт, а страсти по ВВ не утихают дважды в год. Я полагаю, что это потому, что ВВ, не дожив до перестроечного беспредела, унёс с собой не состоявшееся его обличение. Во-вторых, его творчество было насыщено отражением несимпатичных сторон жизни, и , в-третьих, определённого рода непризнанием поэта советским официозом. Либералы искусно  использовали поэтические образы ВВ  для показа советской действительности в неприглядном свете. Примером может служить яко бы безобидная песня «Ноль семь», посвящённая телефонному  разговору с любимой женщиной во Франции. Так вот, песенное возмущение поэта тем, что ему по талону предлагают любимых друзей возводилось в факт, порочащий Советский образ жизни. Что и говорить, в творчестве ВВ такого рода «компромата» было

вдоволь, и  «старатели» с  энтузиазмом   выдавали  на   гора

граммы   добычи,   превращая  их  в  тонны   антисоветчины.

     И ещё вот о чём. Высоцкий не работал на официоз.  Ему претила парадная шумиха и показуха. Его волновала глубинная суть человеческой природы, характера и поступков людей и особенно дух борьбы. Создаётся впечатление, что ВВ не чувствовал под ногами той, уникальной с точки зрения Истории почвы, название которой Советский строй. Может быть он и чувствовал Советскость, но не хотел подпевать множеству тех, кто это делал в угоду официозу(Евтушенко, Вознесенский, Рождественский). Дистанцируясь от Советского, он обеспечил себе уникальную популярность, превосходящую известность таких бардов, как Визбор и Окуджава.

      То, что ВВ не остался на Западе делает ему честь. И есть все основания считать, что, доживи ВВ  до перестроечного    паскудства, он бы не остался в стороне от наползающей мерзости, а дал бы ей достойную отповедь и предстал бы перед нами совсем в другом качестве. Честно говоря, не представляю поэта в роли безмятежного созерцателя нашей российской действительности. Так что на повестке дня остаётся задача выбить из липких рук либералов нашего Высоцкого.  Это осуществится тогда, когда новые поколения дадут себе труд отделить овец от козлищ и заново прочтут будоражащие строчки поэта, находя в них духоподъёмную опору для социальной активности нового типа.  Тогда перестанет работать против Советской власти весь иронично-сатирический песенный массив поэта, а либералы потеряют к нему интерес.

 

              23.07.2017 г.                               Лев Козленко

   

                            

4 0 1 938

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
22 июля 2017 в 14:28

...новые поколения дадут себе труд отделить овец от козлищ и заново прочтут будоражащие строчки поэта, находя в них духоподъёмную опору для социальной активности нового типа...

...Формирование активной нравственно-духовной позиции, формирование активной жизненной позиции... Эстетический и общественный идеал... Искусство быть читателем, слушателем, зрителем, собеседником... "ГРАЖДАНИН ГРЯДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"... - Ваши суждения о феномене Высоцкого - превосходная информация к размышлению...

22 июля 2017 в 22:43

Большое спасибо Василий Васильевич!

Буду размылять дальше. Темы есть.

22 июля 2017 в 14:51

Наоборот, Высоцкий внес свой вклад в разрушение СССР. И бардами являются не Высоцкие, а Харчиков, Климов, Диас, Бушин. Вот это настоящие великие русские поэты .
Грош цена Высоцкому теперь после его разъездов на мерсе и воспевания Германии с Францией.

23 июля 2017 в 00:06

«Наоборот, Высоцкий внёс свой вклад в разрушение СССР». И. Круглова.
.............................................
«Сидели пили вразнобой
Мадеру, старку, зверобой,
И вдруг нас всех зовут в забой, до одного:
У нас - стахановец, гагановец,
Загладовец,- и надо ведь,
Чтоб завалило именно его.

Спустились в штрек и бывший зек
Большого риска человек -
Сказал: Беда для нас для всех, для всех одна:
Вот раскопаем - он опять
Начнет три нормы выполнять,
Начнет стране угля давать - и нам хана».
Иными словами, без поэзии: «Сегодня рекорд – завтра норма». Ну, и кому это надо, и кто это выдержит. Вот по этой уважительной причине СССР и развалился, а не потому, что В. С. Высоцкий что-то в рифму написал.

23 июля 2017 в 16:35

Виктору К.

Великолепный пример,
который я, бог даст, использую в одной из своих
будущих статей.
Вопос о нормах-помнится-
стоял остро.

22 июля 2017 в 14:54

Прочитайте список советских русских народных песен. Разве их можно сравнить с той оголтелой антирусской песней Высоцкого?

22 июля 2017 в 15:15

Да - либералы не дремлют. На Эхо Москвы уже вышло несколько десятков серий о Высоцком в хронологическом и тематическом порядке, технически прекрасно оформленных, с озвучиванием песен. с множеством фотографий. Можно сказать - они успешно приватизируют того, кто был кумиром нашей молодости.
Зато у нас есть православие и мы с ним носимся, как дурень с писаной торбой.

22 июля 2017 в 22:49

И.Ф.

Солидарен.

22 июля 2017 в 15:33

Человек - одно, дела его - другое. И дело делу рознь и человек меняется. Как быть, когда один и тот же человек писал гимн СССР, песню "Партия наш рулевой" и гимн РФ... Это называется смешанные чувства. В одном случае хочется встать в другом плюнуть.

22 июля 2017 в 19:02

Лев любит Высоцкого, я люблю Есенина. Я никогда не любил Высоцкого. Сейчас врут, что Высоцкого в 1960-70-е любили многие. Не правда. Мы любили Шульженко, Зыкину, Магомаева, потом Богатикова. Слушали "женщину, которая поёт". Стоит ли так часто вспоминать диссидента и наркомана даже в "Завтра"?! Кстати, почитайте воспоминания самого Высоцкого. Он часто подчеркивал в них, что не считает себя поэтом. Скромность? Нет, правда. Это он писал до той поры, когда диссидентсты начали его использовать вчерную в борьбе с советским режимом.

22 июля 2017 в 21:20

Лично, меня Вы насмешили. Возможно Вы с Ириной, по определенным причинам не любите Высоцкого, так это говорит только о вашей очень большой оригинальности, и больше ни о чем.
В двадцатом веке среди поэтов нет равному Высрцкому. Вся отпиаренная четверка, с выступлением в политехе , которое либералы посиоянно крутя по всем каналам, просто малышня с мокрыми подгузниками. Все уже и забыли - чего они там завывали.
А Высоцкий нас переживет, и тем более переживет хулу взбалмошной девчонки.

22 июля 2017 в 22:54

Ю.Г.

Покажу Ваш комментарий своим дочери и двум сыновьям(40-50 лет)
Погляжу, что они скажут.

23 июля 2017 в 07:37

Мне тоже интересно.

22 июля 2017 в 19:10

Про такие песни как у Высоцкого всегда говорю - ни слов, ни музыки, ни смысла, один ор.

22 июля 2017 в 22:57

Ирине.

Ну, не Ваш он и ладно.
Не расстраивайтесь.

Спасибо за внимание.

23 июля 2017 в 05:19

Козленко. Высоцкий подрывал устои СССР. И это видно в наше время очень отчетливо. А тогда все воспринимали, как новаторство и подражали ему. Тоже самое Битлз. Надо было просто придушить их на корню. Но тогда это мало кто понимал. Если бы знали к чему приведут песенки Высоцкого, то просто этого наркомана закидали помидорами. Не зря оголтелый ельциноид Криворучко защищает Высоцкого.

23 июля 2017 в 16:20

Ирине.

Ну, я же сказал о негативной роли ВВ.
Сколько можно!?

А вот по поводу Битлз гениальный Георгий Свиридов
заметил, что они - исчадие ада.
Но тут была ещё та раскрутка.

23 июля 2017 в 19:37

«Не зря оголтелый ельциноид Криворучко защищает Высоцкого». И. Круглова
.............................................
Уж так и оголтелый! Скорее умеренный антикоммунист, а не ельциноид, и тем более не антисоветчик потому, что государство СССР больше не существует. Возрождение СССР в виде СССР -2 возможно, но на очень короткое время, однако мало не покажется никому. Надеюсь, верю, что Господь убережёт Россию от этой совковой напасти.

25 июля 2017 в 09:04

А, как Вы относитесь к коммунизму? Глупо отрицать, что коммунизм и Высший нравственный закон заповедей Христовых - не одно и то же?

23 июля 2017 в 10:48

Если вы выстругали черенок для лопаты, а кто-то треснул им другого по башке, то, при желании, вас конечно можно привлечь, за соучастие. Поди знай, какие мысли были в вашей голове когда вы этот дрын налаживали. Так и с Высоцким. Тем боле, что околотеатральная туса, тот еще зыбун...Профессиональные кривляки.

23 июля 2017 в 16:26

В.В.Хохлачёву

Театральный ВВ практически неизвестен.
Любимов работал на узкий круг
рафинированной туалетнобумажной
интеллигенции.

Спасибо за внимание к теме.

25 июля 2017 в 09:35

Хохлачеву. Изготовитель орудия преступления не виновен в применении орудия не по назначению. Лопату изготовитель продает для копки земли. Автомат Калашникова Калашников изобрел для защиты от врага. Мерс Высоцкого не виновен в том, что разъезжал по Москве. А вот Высоцкий виновен в моральном разложении народа СССР.

Коммунизм- это общественный строй или общественно-экономическая формация.
Христианство - это религия. Между ними нет ничего общего.

25 июля 2017 в 10:09

Ну, привстаньте на цыпочки...Социализм это путь, общественно - экономическая формация и нравственный закон (справедливость). Коммунизм, это звезда - нравственный закон (любовь).
Христос (царь справедливости, советский человек ), как посланник, принесший на Землю Высший нравственный закон не имеет отношения к религиям, как и религии к Нему, хотя бы потому, что Христова любовь и есть Коммунизм.
Да вы и про лопату не поняли...

25 июля 2017 в 09:39

При коммунизме и даже при социализме, ранней стадии коммунизма, религия отделена от государства. И преследуется УК за пропаганду и насаждение религии.