Авторский блог Лев Козленко 11:58 22 июля 2017

В.Высоцкий. Второе пришествие?

дух борьбы в поэзии Высоцкого должен быть востребован

В. Высоцкий. Второе пришествие?

«…и попробовать вкус настоящей борьбы».

В.Высоцкий.

Владимир Высоцкий(ВВ) прежде всего был поэтом, причём выдающимся, феноменально чувствующим жизнь во всей полноте её противоречий. А раз так, мы обязаны ещё и ещё вслушиваться в его поэтическую речь, в образы и смыслы его посланий, которые на крутых поворотах нашей общей судьбы могут оказаться духоподъёмными.

Не напрасно же в анкете, заполненной ВВ 28 июня 1970 г, поэт лучшей песней назвал «Вставай страна огромная». ВВ неоднократно говорил, что его всегда интересовали ситуации, когда человек находится на острие борьбы. Причём пафос неизменно заключался в том, что борьба с врагом или с самим собой была по определению настоящей и наверняка праведной. Даже там, где в ситуации имел место криминал(«ударил первым я тогда…»). С позиций коллективного бессознательного ВВ в особенной степени интересовал архетип воинского духа как такового. Хотя такое замечание: «значит нужные книги ты в детстве читал» свидетельствует ещё и об архетипе справедливости.

Поэт не пишет стихи просто так. Он к кому то адресуется и куда то зовёт. В то Советское время естественно считать, что ВВ писал для зрелой молодёжи, полагая, что старшие порядком «испорчены» существующим строем с диктатом КПСС. А вот куда он звал эту молодёжь? Вопрос не простой.

Мне кажется, что поэт звал на преодоление самого себя. Для этого ВВ помещал человека в ситуации смертельного риска. В одолении страха смерти предлагалось видеть нам с вами главную доблесть человека, который «попробовал вкус настоящей борьбы». Интересно, однако, а как может примерить на себя идеологию борьбы человек, который не занят в «рискованных профессиях» и к тому же не

альпинист. У ВВ есть в его разговорах фраза об альпинистах.

Дескать там в горах они ведут себя достойно. Косвенно это означает, что внизу те же товарищи могут быть другими, а именно не вполне достойными. Допустим, что это оговорка. Альпинистов и прочих экстрималов меньшинство. В какой борьбе им предлагается участвовать, если они просто честно исполняют свой долг? Вот тут и обнаруживается та недосказанность поэта, которую должен был почувствовать молодой человек того, советского времени и тем более нынешнего. Новому гражданину России нужно прочитать ВВ так, чтобы наряду с архетипом воинского духа, а он остаётся актуальным, почувствовать зов к преобразованию существующего порядка вещей. И для этого устремиться к постижению сложности мироустройства и обретению социальной компетентности наряду с достижением высокого общего уровня культуры. Это не что иное, как форсированный рост личности в условиях криминального капитализма в России. И борьба за такого себя требует того уровня предельности жизни, который вполне эквивалентен архетипу высокого воинского духа.

Именно под рассмотренным выше углом зрения надо воспринимать все духоподъёмные сочинения Владимира Высоцкого, имея в виду ту молодёжь, которая встаёт на путь борьбы за новую Россию.

Баллада о борьбе

Средь оплывших свечей

И вечерних молитв,

Средь военных трофеев

И мирных костров

Жили книжные дети,

Не знавшие битв,

Изнывая от мелких

Своих катастроф.

Детям вечно досаден

Их возраст и быт.

И дрались мы до ссадин,

До смертных обид,

Но одежды латали

Нам матери в срок,

Мы же книги глотали,

Пьянея от строк.

Липли волосы нам

На вспотевшие лбы

И сосало под ложечкой

Сладко от фраз,

И кружил наши головы

Запах борьбы,

Со страниц пожелтевших

Слетая на нас.

И пытались постичь

Мы, не знавшие войн,

За воинственный клич

Принимавшие вой,

Тайну слова приказ,

Назначенье границ,

Смысл атаки и лязг

Боевых колесниц.

Только в грёзы нельзя

Насовсем убежать:

Краткий век у забав,

Столько боли вокруг!

Постарайся ладони

У мёртвых разжать

И оружье принять

Из натруженных рук.

Испытай, завладев

Ещё тёплым мечом

И доспехи надев,

Что почём, что почём!

Разберись, кто ты – трус

Иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус

Настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет

Израненный друг,

И над первой потерей

Ты взвоешь, скорбя,

И когда ты без кожи

Останешься вдруг

Оттого, что убили его –

Не тебя,

Ты поймёшь, что узнал,

Отличил, отыскал

По оскалу забрал:

Это – смерти оскал!

Ложь и зло – погляди,

Как их лица грубы!

И всегда позади

Вороньё и гробы.

Если ,путь прорубая

Отцовским мечом,

Ты солёные слёзы

На ус намотал,

Если в жарком бою

Испытал, что почём,

Значит нужные книги

Ты в детстве читал.

*************

В общем то, в этой балладе исчерпывающе обозначено боевое кредо ВВ, который не мыслит жизнь вне борьбы. Хотя выражено это кредо в романтическо –средневековом духе. Каким образом следовал этому кредо сам ВВ? Эту закваску поэта выдавали его неординарные поступки. Так, например, он без колебаний отказался от карьеры инженера. Он был известен своей непримиримостью к оскорбительным выпадам в свой адрес, либо знакомых ему

женщин(приходилось попросту драться). Ну, и, конечно, взрывной характер его в основном песенной поэзии, форма её подачи, поражающая напором обнажённой правды жизни. А поскольку ВВ не был обласкан официозом, то это дополнительно характеризует его как принципиального товарища, могущего служить живым примером для молодёжи нашего времени.

В дополнение к изложенному, зададимся вопросом, почему так ко двору пришёлся наш советский поэт-бард российской либеральной тусовке? Великий Эсамбаев забыт, а страсти по ВВ не утихают дважды в год. Я полагаю, что это потому, что ВВ, не дожив до перестроечного беспредела, унёс с собой не состоявшееся его обличение. Во-вторых, его творчество было насыщено отражением несимпатичных сторон жизни, и , в-третьих, определённого рода непризнанием поэта советским официозом. Либералы искусно использовали поэтические образы ВВ для показа советской действительности в неприглядном свете. Примером может служить яко бы безобидная песня «Ноль семь», посвящённая телефонному разговору с любимой женщиной во Франции. Так вот, песенное возмущение поэта тем, что ему по талону предлагают любимых друзей возводилось в факт, порочащий Советский образ жизни. Что и говорить, в творчестве ВВ такого рода «компромата» было

вдоволь, и «старатели» с энтузиазмом выдавали на гора

граммы добычи, превращая их в тонны антисоветчины.

И ещё вот о чём. Высоцкий не работал на официоз. Ему претила парадная шумиха и показуха. Его волновала глубинная суть человеческой природы, характера и поступков людей и особенно дух борьбы. Создаётся впечатление, что ВВ не чувствовал под ногами той, уникальной с точки зрения Истории почвы, название которой Советский строй. Может быть он и чувствовал Советскость, но не хотел подпевать множеству тех, кто это делал в угоду официозу(Евтушенко, Вознесенский, Рождественский). Дистанцируясь от Советского, он обеспечил себе уникальную популярность, превосходящую известность таких бардов, как Визбор и Окуджава.

То, что ВВ не остался на Западе делает ему честь. И есть все основания считать, что, доживи ВВ до перестроечного паскудства, он бы не остался в стороне от наползающей мерзости, а дал бы ей достойную отповедь и предстал бы перед нами совсем в другом качестве. Честно говоря, не представляю поэта в роли безмятежного созерцателя нашей российской действительности. Так что на повестке дня остаётся задача выбить из липких рук либералов нашего Высоцкого. Это осуществится тогда, когда новые поколения дадут себе труд отделить овец от козлищ и заново прочтут будоражащие строчки поэта, находя в них духоподъёмную опору для социальной активности нового типа. Тогда перестанет работать против Советской власти весь иронично-сатирический песенный массив поэта, а либералы потеряют к нему интерес.

23.07.2017 г. Лев Козленко

1.0x