Сообщество «Салон» 05:35 23 мая 2018

В фейерверке музыки

восходящая звезда мировой оперы в гостях у «Завтра»
3

Бросить вызов, взлететь к вершинам "Большой оперы", вскружить головы, затмить соперниц, завоевать сердца миллионов телезрителей и высокого жюри конкурса во главе с великой Еленой Образцовой и… исчезнуть. Оставив эффект шаровой молнии, флёр экстравагантности и тех чувств, что разлиты в "сияющих" образах вокала, дарованы исключительно музыкой.

"Запомните это имя, — сказали мне за чашкой кофе года три назад, — Василиса Бержанская, меццо-сопрано. Поёт в Берлинской опере". Я записала на салфетке "Василиса Бержанская, Берлин", и что-то вынуждало салфетку сохранять. Пока, наконец, минувшим декабрем в одном из залов отеля Ritz-Carlton не состоялось мероприятие. Ежегодная торжественная церемония вручения премии Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства Елены Образцовой. Лауреатом премии в номинации "За яркое начало в искусстве" названа Василиса Бержанская…

Она сошла на подиум, словно с перламутровых полотен Боттичелли, чтобы исполнить арию из оперы "Золушка" Россини и в очередной раз — удивить. Эволюцией, волшебством превращений голоса. Дебютировав как сопрано, Василиса Бержанская покоряет сегодня сцены оперных театров Европы как меццо-сопрано. И тем пленительнее власть силы, что исходит откуда-то из потаённых глубин души и насыщает тёплый, полный россиниевской нежности и красоты голос искрящимся трепетом волнений. Впрочем, опера — всегда оазис, где ирреальность держит верх над реальностью, невозможное — над возможным, а персонажам, выспренным, с причудливыми до невероятности линиями судьбы, веришь… как веришь Василисе Бержанской.

Специально для газеты "Завтра" Василиса Бержанская, восходящая звезда мировой оперы, любезно согласилась дать интервью.

"ЗАВТРА". Василиса, вы родились и выросли в курортном городке Кавказских Минеральных Вод, в Ессентуках. Что предвосхищало здесь ваш ход судьбы, карьеру оперной певицы?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. В принципе, ничего не предвосхищало. Хотя бы потому, что в Ессентуках мир оперы был для меня не доступен из-за того, что там его просто не было. Но любовь к музыке была с раннего детства. Я училась в музыкальной школе, у нас был хор, где как солистка я выступала на всех утренниках, праздниках. По окончании музыкальной школы поняла, что хочу продолжать свой музыкальный путь, хочу именно петь, и после девятого класса забрала документы из школы и поступила в музыкальный колледж в Минеральных Водах. Это было моё решение. Так что до четырнадцати лет об опере я просто не знала. В колледж я поступила на вокал, но не потому, что хотела стать оперной певицей, а потому что просто любила петь. В моём окружении оперой тоже никто не увлекался.

"ЗАВТРА". Родители поддержали ваше решение?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Я только с мамой росла, меня воспитывала мама. И она старалась делать всё, чтобы мне дать хорошее образование. В детстве это воспринимаешь как само собой разумеющееся, и только сейчас понимаешь, каких затрат и сил это стоило. Моё решение она поддержала.

"ЗАВТРА". И каким образом вы узнали об опере?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. По интернету. Когда я училась в колледже, появился интернет. И для меня открылся целый мир музыки, о которой я и не догадывалась. Телевизор у нас показывал три канала, и ничего подобного я никогда не видела. И опера меня потрясла, конечно. Самостоятельно, с помощью интернета, я стала слушать, изучать оперы. После второго курса обучения поняла, что хочу получать больше знаний, что нужно куда-то выезжать. Мама в очередной раз поддержала меня, и я стала ездить в Москву, где искала себе педагога.

"ЗАВТРА". Столь сильна была страсть?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Это абсолютное безумие было… Сейчас сама задумалась, как же я пробиралась в академию Гнесиных, в консерваторию, там же везде охрана?! Это было что-то удивительное. Я не знаю, как это могло в моей голове происходить. Но и других путей у меня не было. Я как-то пробиралась, стучалась в классы, сидела на уроках, просила меня послушать, дать консультацию. И однажды попала к Рузанне Павловне Лисициан.

"ЗАВТРА". По рекомендации?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Нет, абсолютно случайно. Выждала, сидя в коридоре, пока у неё появится свободная минута. От многих педагогов я уже слышала к тому времени: вы сначала поступите к нам, а потом обращайтесь. И знала, что и Рузанна Павловна никого не прослушивает. При встрече я рассказала о себе, попросила со мной позаниматься, и Рузанна Павловна согласилась. У нас сложились прекраснейшие отношения. Семья Лисициан — это великие традиции, культура, знания. Я продолжала учиться в колледже, в Минеральных Водах, серьёзно готовиться, а после четвёртого курса поступила в Академию имени Гнесиных.

"ЗАВТРА". История похожа на сказку. Дебют в телепередаче "Большая опера" с Еленой Васильевной Образцовой как председателем жюри столь же волшебен?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. В 2014 году, после второго курса Академии Гнесиных, я поехала в Петербург на конкурс Елены Образцовой, конкурс был посвящён памяти испанской певицы Кончиты Бадиа. Выступила удачно, заняла второе место и ещё получила спецпризы. На конкурсе была шеф-редактор телеканала "Культура", она меня и пригласила на кастинг. На кастинге тоже всё как-то удачно получилось, собственно, так и случилась в моей жизни "Большая опера".

"ЗАВТРА". Вы выходили на сцену с необыкновенным желанием удивить, обескуражить. Был внутренний настрой на победу?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Нет, настроя на победу не было. Мне было 20 лет, и я отдавала себе отчёт в том, что мне ещё надо учиться, набирать опыт. На тот момент я спела несколько партий в театре во Владивостоке, опыт работы с оркестром был совсем ещё небольшой. Тогда как "Большая опера" требует и умения работы с оркестром, и самый широкий репертуар. Счастьем был сам шанс каждую неделю выступать перед Еленой Васильевной Образцовой. И после каждого выступления Елена Васильевна поддерживала меня, говорила много тёплых слов: "ты талантливая, ты необычная", что-то подсказывала по вокальной технике… Для меня это всё было невероятно важно. Когда я слышала все эти удивительные слова в свой адрес от Елены Васильевны Образцовой, конечно, я испытывала и благодарность, и огромное вдохновение для занятий, для жизни, вообще — для всего! Я не могла поверить в то, что судьба мне преподнесла такой подарок — общение с Еленой Васильевной.

"ЗАВТРА". Какие проблемы потом возникли?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Проблемы? Ну, в принципе, на тот момент всё было каким-то сплошным праздником. На финальном концерте "Большой оперы" мне посчастливилось выступать с Владимиром Ивановичем Федосеевым. Это было очень ответственно для меня. Есть дирижеры такого авторитета, что ты стоишь рядом с ним на сцене, тебе надо обращаться к публике, петь для публики, а ты не можешь от дирижёра отвести взгляда. Вот такой Владимир Иванович Федосеев. Потом я познакомилась с Ириной Никитиной, и в рамках фестиваля "Музыкальный Олимп" состоялись концерты в Карнеги-холл в Нью-Йорке, в Тонхалле в Цюрихе, в Виктории-холле в Сингапуре… Фабио Мастранджело, дирижёр "Большой оперы", устраивал концерты специальные для финалистов проекта; мы ездили по России и по Италии, тур длился около двух лет.

"ЗАВТРА". Чем объяснить, что из сопрано вы перешли в меццо-сопрано?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Поступив в Молодёжную оперную программу Большого театра, я встретила моего нового, очень серьезного наставника, Дмитрия Юрьевича Вдовина. Он спросил: ты готова остановиться с концертной деятельностью и заняться собой серьёзно? Я сказала: да, готова. Мы сразу нашли взаимное понимание и заинтересованность, что самое главное. Искали дальнейшие пути моего развития, и к Дмитрию Юрьевичу пришла идея — сменить мой тип голоса. И мы попробовали!

"ЗАВТРА". Риск не насторожил?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. С радостью согласилась, хотя бы потому, что один из моих кумиров — Чечилия Бартоли. Всегда мечтала петь репертуар, который она поёт. Кроме того, я понимала, что нахожусь в надёжных руках, и что со мной не произойдёт ничего страшного. Естественно, было много проблем, и, в принципе, никто не верил в успех, кроме Дмитрия Юрьевича. Никто. Ну, может быть, ещё несколько человек. Почти на год я прервала все свои выступления, чтобы перестроить голос.

"ЗАВТРА". И что заставило убедиться в правильности поступка?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Как меццо-сопрано летом 2016 года я приехала в Пезаро на оперный фестиваль Россини.

"ЗАВТРА". Выпал шанс поработать с маэстро Альберто Дзеддой?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Да. И это было большим счастьем. Альберто Дзедда всю свою жизнь посвятил музыке Россини, под его редакцией изданы в "Рикорди" (Ricordi — итальянское музыкальное издательство — М.А.) клавиры композитора; с ним я открыла для себя музыку Россини, к которой никогда не прикасалась. Мы провели полтора месяца, и каждый день работали по шесть часов. Там я начала познавать, что же такое стиль Россини, какие должны быть каденции, колоратуры, как правильно их исполнять, какие партии для какого голоса были написаны, какие подходят лично мне. Это была потрясающая школа, но очень строгая. Неподготовленной прийти было просто невозможно. Какой-то фейерверк музыки Россини и серьёзная работа.

"ЗАВТРА". С последующим дебютом в опере "Путешествие в Реймс". Как так случилось?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Я не должна была петь в этой опере. На фестиваль приехала по программе обмена Россия — Италия на две недели, просто на стажировку. Но я посещала все мастер-классы, уроки с пианистами, с режиссёрами, и однажды Альберто Дзедда меня прослушал. Он и предложил мне остаться на фестивале, чтобы спеть партию маркизы Мелибеи. После фестиваля Россини оперный театр Базеля мне предложил контракт на оперу "Золушка" на главную партию, в декабре 2017 года была премьера спектакля.

"ЗАВТРА". Предложил ключ, что открывает двери высокого искусства.

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Мне повезло оказаться среди потрясающих музыкантов, личностей, у которых могла учиться. И я утвердилась тогда в своём новом голосе, осознала: решение перейти из сопрано в меццо-сопрано было правильным. Через полгода в рамках молодёжной программы Большого театра меня пригласили в молодёжную программу Зальцбургского фестиваля. Мы ставили оперу Моцарта "Директор театра" в аранжировке современного композитора. Специально для высокого меццо-сопрано он написал партию фрау Пфайль. В Зальцбурге мы спели восемь спектаклей, но, что самое главное, у нас была возможность посещать все репетиции, спектакли, концерты. Это было что-то невероятное!

"ЗАВТРА". Самое яркое событие?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Всё было ярким… Но для меня, наверное, "Аида" с Анной Нетребко под управлением маэстро Мути, "Ариоданте" с Чечилией Бартоли и "Милосердие Тита" под управлением Теодора Курентзиса.

"ЗАВТРА". Традиционно принято считать, что опера — искусство на котурнах. Зальцбург дал "Аиду" в современной постановке. На ваш взгляд, нет ли в том принижения искусства оперы?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Пирамид, Египта не было, но сейчас, к сожалению, редко мы видим в постановке "Аиды" пирамиды. Постановка отличалась минимализмом, зато была возможность концентрироваться только на певцах, дирижёре, оркестре; а они были на высочайшем уровне — для меня это стало огромнейшим впечатлением. Я думаю, опера и сегодня остается искусством элитарным, то есть искусством для определённого круга людей, образованных, интеллигентных. Конечно, есть и такие, кто ходит в оперу на люстру посмотреть, но, в основном, публика — действительно, ценители оперы. Думаю, в опере случайных слушателей крайне мало.

"ЗАВТРА". Сегодня вы — солистка Берлинской оперы. Почему не Большой театр?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. В Большом очень мало репертуара, в котором театр мог бы меня занимать, репертуара, который был бы мне интересен. В один прекрасный день я попала на прослушивание к кастинг-директору немецкой оперы Берлина, и уже на следующий день мне предложили контракт, и предложили репертуар, который мне очень интересен и как раз для моего голоса.

"ЗАВТРА". Ваш репертуар?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Основной мой репертуар — это барокко, Моцарт, Россини, Штраус.

"ЗАВТРА". Предполагает наполненность артиста ветрами совсем иных веков. Не возникает ли для вас конфликта с днём сегодняшним, с общением в кругу ровесников?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Нет-нет, чувствую себя, более чем комфортно, в полной гармонии с собой, с окружающим миром. Так сложилось, что в детстве среди моих сверстников никогда не было людей, которые были бы мне очень интересны. Наверное, в силу того, что у них были просто другие увлечения, — увлечения, в которых я абсолютно ничего не понимала. Мне всегда было интереснее проводить время со взрослыми. А сейчас, к моему огромному счастью, у меня просто потрясающий круг общения. А "ветры иных веков" с жизнью вне сцены, наверное, особо не связаны. Я, как и все люди, кто не связан с миром классической музыки, тоже люблю и погулять, и на отдых съездить, и в кино сходить, хотя в свободное время чаще предпочитаю просто побыть дома.

"ЗАВТРА". Нет ли диссонанса в том, что вы — русская оперная певица, а работаете на Западе?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Диссонанса абсолютно никакого нет. На Западе очень любят многих русских певцов. Почти в каждом театре в Европе поют русские. Мне здесь очень нравится, чувствую себя абсолютно комфортно. Но, честно говоря, решиться на переезд за границу было непросто. Я безумно люблю Россию, наш народ. Обожаю Москву! И несмотря на то, что я сейчас живу в Берлине и в Базеле, я возвращаюсь в Москву, едва выпадают несколько свободных дней. Продолжаю заниматься с Дмитрием Юрьевичем, учусь в магистратуре Академии имени Гнесиных, также у меня в России достаточно много выступлений, поэтому приезжаю я достаточно часто.

"ЗАВТРА". О личной жизни не задумываетесь?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. А зачем о ней задумываться? Я задумываюсь о том, что впереди ещё много работы над собой, постоянной, ежедневной работы. Но скажу — непросто всё сочетать: и профессию, и личную жизнь.

"ЗАВТРА". Как отдыхаете от нагрузки?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Когда выпадает выходной день, то стараюсь особо никуда не выходить, ни с кем не встречаться, ни с кем не общаться. Я очень люблю быть наедине с самой собой. А если вдруг есть возможность уехать в отпуск — то, безусловно, на море.

"ЗАВТРА". Чем выше к звёздам, тем сильнее конкуренция. Не пугает?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. У меня такая позиция: не надо за кем-то гнаться, надо просто добросовестно работать. Всё, что ты можешь делать, — делай по максимуму. Смысла сидеть и думать о конкуренции нет.

"ЗАВТРА". Главное для вас?

Василиса БЕРЖАНСКАЯ. Главное? Здоровье. А в профессии хочется стать большим профессионалом.

2 декабря 2018
Cообщество
«Салон»
4 0 9 566
12 декабря 2018
Cообщество
«Салон»
3 0 9 683
Cообщество
«Салон»
3 0 10 015
Комментарии Написать свой комментарий
24 мая 2018 в 13:39

Вслушиваюсь, всматриваюсь, вчитываюсь. Пишу, и даже вдогонку, благодарные комментарии дорогой Марине и её Гостям.
Радуюсь и рождению, и утверждению талантов, которым, старо,как мир, надо помогать. И, прежде всего, провидчески их замечая, а потом и пестуя. Это понимала Елена Образцова. По преемственности, редчайший дар понимания как талант унаследовала и её дочь - Елена Макарова.
И, всё же, в гостях хорошо, но Домой, и без "акцента", возвращаться потихоньку надо. Чтоб быть востребованным. Ведь, свято место пусто не бывает.
Василисе Спасибо и за талант, и за стойкость. "Жанна Д’Арк" - это и по-нашему, и в музыке, и в живописи, и в кинематографе, если убеждённо и с харизмой.

25 мая 2018 в 17:32

Смотрел все туры "Больших опер" со дня первого выхода этой передачи! Очень приятная и талантливая творческая оперная молодёжь! Спасибо! Дай им Бог славного пути в классической музыке!!!