В добрый путь, Михаил Васильевич!
Авторский блог Алексей Анпилогов 10:14 28 августа 2019

В добрый путь, Михаил Васильевич!

на Чукотку вплавь отправили атомную теплоэлектростанцию «Академик Ломоносов»
2

23 августа плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» отправилась из Мурманска на Чукотку, в 40-дневный переход по Северному морскому пути к порту Певек.  

Сейчас электроснабжение изолированной энергосистемы Чукотки обеспечивают два основных типа электростанций — тепловые и атомные. Главным атомным «сердцем» Чукотки является Билибинская АЭС, которая производит около 75% электроэнергии, вырабатываемой в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме. Но и для всей Чукотки Билибинская АЭС является важным производителем электрической энергии — эта станция обеспечивает около 40% общего потребления электроэнергии в Чукотском АО. 

Чаун-Билибинский энергоузел, несмотря на его изолированность и небольшой размер, стратегически важен для России. Возле городов Билибино и Певек расположено несколько крупнейших золотодобывающих предприятий, недра богаты рудами промышленных и редкоземельных металлов, в районе обнаружены перспективные залежи урана. 

Во времена СССР проблему снабжения Билибино и Певека электроэнергией решили «по-военному»: на Билибинской АЭС (а точнее – АТЭЦ, атомной теплоэлектроцентрали, так как в её функции входит и снабжение города Билибино теплом) поставили четыре атомных реактора ЭГП-6 водно-графитного канального типа. Конструкционно ЭГП-6 был развитием первых советских военных водно-графитных реакторов АМБ-100 и АМБ-200, из которых потом вырос и проект «чернобыльского» РБМК-1500. 

К сожалению, впоследствии оказалось, что это решение привело к неустранимой проблеме: водно-графитные реакторы генерируют большие объёмы отработанного ядерного топлива. А вывоз накопившегося на Чукотке отработанного топлива будет стоить ровно столько же, сколько стоила сама станция. Однако и продолжать эксплуатацию Билибинской АЭС практически невозможно: установленные ещё в 1970 году реакторы практически выработали свой эксплуатационный ресурс. 

А ПАТЭС лишена недостатков стационарных энергоблоков — после окончания срока эксплуатации её можно просто отбуксировать в более удобное место, где спокойно произвести утилизацию реакторного оборудования. При этом корпусная и генераторная часть плавучей АЭС вполне могут использоваться и в дальнейшем — ведь она не подвержена жёсткому облучению нейтронами, которые разрушают самые прочные материалы. На «Академике Ломоносове» используется новый водо-водяной реактор КЛТ-40С, до этого прекрасно зарекомендовавший себя на ледоколах «Таймыр», «Вайгач» и лихтеровозе «Севморпуть». 

Водо-водяной реактор, в отличие от водно-графитного, более требователен к уровню обогащения начального ядерного топлива. Но это для условий Крайнего Севера является и преимуществом: ядерное топливо в реактор можно загружать на целых двенадцать лет, в то время как канальные водно-графитные реакторы подразумевают практически постоянные операции с топливными стержнями, включающими их перемещения внутри активной зоны. 

Конечно, небольшая мощность ПАТЭС сделает её электроэнергию достаточно дорогой. Стоимость установленного киловатта мощности станции составляет около 540 000 рублей (более 8000 долларов), что почти на порядок выше, чему у газотурбинных установок. 

Но для условий Крайнего Севера такой проект вполне выгоден: любая газотурбинная или дизельная установка там требует постоянного использования природного газа или жидкого топлива, которое тоже становится «золотым» при его завозе или непосредственной добычи в удалённых районах Арктики или Крайнего Севера. К тому же, район Певека и Билибино не обладает мощными месторождениями природного газа — в отличие, например, от Норильска, освоение которого стало возможным именно по этой причине. 

Конечно, от ТЭЦ в Певеке и Билибино никто не откажется — резервное электро- и теплоснабжение критически важно для «северов». Кроме того, фактический перенос АЭС из Билибино в Певек определяет и реализацию «поддерживающих» проектов: так, в Билибино запланировано строительство резервной дизельной электростанции мощностью 24 МВт и водогрейной котельной, работающей на дизельном топливе. Эти объекты позволят сохранить важный город на российском Севере. 

Кроме того, стоит учесть, что ситуация с высокой стоимостью электроэнергии присутствует не только на российской Чукотке. Масса тропических островных территорий сегодня столь же критически зависят от завоза дешёвого жидкого топлива для целей электрогенерации. При этом тенденция удорожания нефти в историческом масштабе никуда не исчезла. И цена киловатта электрической мощности ПАТЭС, которая сегодня является чрезмерно высокой, уже через 5–10 лет вполне может оказаться конкурентоспособной. И тогда у России будет уже проверенный проект плавучей АЭС, который сможет успешно продаваться и на внешнем рынке.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
28 августа 2019 в 05:28

Цена такой энергии заставляет фантазировать. Например, использование водорода,транспортировать который в подвесных трубах на воздушной подушке. Водород получать от газификации угля.

29 августа 2019 в 14:35

В Ростовской области атомная ЭС, ГидроЭС. Цена должна быть ноль. А она дорогая.
Паразиты заломят цену, а деньги себе и за границу.
И чукчи обеднеют.