Авторский блог Татьяна Воеводина 21:14 22 июля 2017

В чём вина ЕГЭ?

голова потребителя должна быть пуста для загрузки туда сведений о тарифных планах и свойствах товаров
14

C тех пор, как ввели ЕГЭ… поколение ЕГЭ, ЭГЭ как орудие дебилизации – сколько об этом было и продолжается разговоров! В какой-то момент я и в самом деле поверила в пагубность ЕГЭ. Однако потом мне привелось поближе с ним познакомиться (дочка заканчивала школу) и я  поняла, что в оценке озабоченной общественностью этого грозного явления – ЕГЭ – наблюдается древняя ошибка суждения. Настолько древняя, что она даже латинское название имеет post hoc – ergo propter hoc – после того, значит, вследствие того.

Очень часто людям свойственно искать причину явлений в том, что им непосредственно предшествовало. Это просто и умственно комфортно: промочил ноги – подхватил простуду; ввели ЕГЭ – народ одурел.  На самом же деле очень часто подлинная причина не только не предшествует явлению, а и вовсе лежит в совершенно иной плоскости и отделена от результата временем и пространством. Хуже того: подлинной причиной неприятности может оказаться что-нибудь такое, что в данном сообществе числится священной коровой, которую не моги тронуть и о которой можно высказываться только в почтительно-хвалебном тоне. А потому несравненно удобнее подыскать что-нибудь попроще, поближе и побезопаснее.

Что же такое ЕГЭ, которому принято приписывать совершенно инфернальные свойства? Это довольно прилично организованный экзамен. Для того, чтобы его сдать на высокие баллы (90+), надо иметь подлинные знания. По тем предметам, где искони существовали задачи – это по сути дела обычная контрольная, охватывающая весь курс. Чтобы сдать историю, нужно знать очень много фактов, имён, географических названий, карту надо знать. Главное, что отличает сдачу истории в форме ЕГЭ и то, что было в наше время, состоит в том, что сейчас нельзя просто красиво поболтать. Я историю сдавала и в школе, и вступительные в вуз, и оба раза получила пятёрки благодаря художественному трёпу. А ведь история – это не болтовня, а факты, и ЕГЭ проверяет их отлично.

В последнее время, а последнее оно уж лет двадцать, кто только не пинает наше образование. Преподаватели вузов рассказывают, как приходится объяснять то, что они вроде бы учили в школе и сдавали на ЕГЭ. Работодатели жалуются, что невозможно найти приличного специалиста ни за какие деньги, в чём вроде как виновата уже не средняя, а высшая школа, в которой ЕГЭ пока нет. Увидали нелепую ошибку в прессе – что вы хотите: поколение ЕГЭ. Из телевизора звучит малограмотно-просторечный говорок – вот оно, поколение ЕГЭ! Всё это так, но ЕГЭ тут совершенно ни при чём.

Я бы выделила две главнейшие причины «дебилизации».

1. Исчезновение общего всему народу культурного горизонта. Исчезли общие для всех знания. Одни знают одно, другие – другое, а общая часть этих знаний прогрессивно уменьшается и постепенно сводится к общепринятым рекламным слоганам. Исчезли книги, которые читали бы буквально все. Сегодня, когда все книги вполне доступны, хотя бы в электронном виде, и не надо стоять в очереди в библиотеке или просить у товарища книгу «на ночь», такие общие для всех тексты – исчезли. Есть люди, которые читают, фантастику или фэнтези, есть те, которые любят классику, есть такие, которые просто не читают – это тоже сегодня не стыдно, это плюрализм, детка. «Тоталитаризм» директивно навязывал всему народу определённые знания. Демократия позволила всем разбрестись по своим культурным «делянкам» и там сидеть. Встречая человека иной делянки, мы часто считаем его тёмным невеждой, но таков он только с точки зрения нашей делянки или по старым, «совковым», критериям, а на своей делянке он – дока. Такая же история за границей. Раньше меня поражали культурные французы, не помнящие дат Французской революции, испанцы, не читавшие Дон-Кихота, или итальянцы, позабывшие, кто такой Маринетти. Потом поняла: это – новая норма.

2. Иллюзорная доступность знания (погугли и всё узнаешь) и отсюда широко распространённая даже в педагогических кругах идея, что ничего держать в голове и не надо. А раз говорят «не надо» - на что тебе лишнее «грузилово»?

То ли ещё будет! Сейчас поисковики всё более персонализируются и скоро будут выдавать тебе то, что тебе умственно сродственно и культурно близко. В результате люди будут психически капсулироваться. В перспективе дело будет обстоять так: если ты считаешь, что Земля – плоская (такая идея уже имеется и даже обрела некоторую популярность), тебе не будут выдавать никакой информации, которая исходит из представления, что она круглая, чтобы не травмировать твою хрупкую психику и ни коем образом не «грузить» и не огорчать. Всё ведь должно быть легко и позитивно – верно?

Идеальный потребитель и не должен держать ничего в голове: голова у него должна быть пуста для загрузки туда сведений о новых тарифных планах, условиях потребительского кредита и свойствах новых замечательных товаров, которые надо немедленно приобрести.

Вот где лежит причина возрастающего массового невежества. ЕГЭ – это микроскопическая мелочь. Искать в нём причину огромного явления – детсадовская наивность прогрессивной общественности.

28 1 4 762
40 1 4 723
21 августа 2017
28 1 19 276

Комментарии Написать свой комментарий
22 июля 2017 в 22:32

Татьяне Воеводиной

Уважаемая Татьяна, думается, здесь Вы немного перегнули, относительно "голова потребителя должна быть пуста для загрузки туда сведений о тарифных планах и свойствах товаров".

Я, в некотором смысле, знаком с теми, кто успешно обучает (и обучал) специалистов различного уровня (вплоть до МВА) в области управления (менеджментом, маркетингом, финансами). Люди напряжённо учатся по несколько лет, да, частенько, на свои собственные средства. Многие из тех, кто учился лет 10-20 назад, сделали замечательную карьеру, и стали успешными, или бизнесменами, или высокооплачиваемыми специалистами. Один очень хороший мой знакомый, в своё время поленился обучаться, надеясь на своё ПРЕСТИЖНОЕ образование, сегодня вынужден быть просто рядовым исполнителем, с соответствующей оплатой труда.

Где-то Путин прямо сказал о том, что «нужно всю жизнь учиться», наступили такие времена…
Кстати, я лично тоже всю жизнь чему-то учился, так сложилась жизнь.
Даже сегодня я изучаю, через дебаты на ток-шоу и беседы специалистов, проблемы международной политики и экономики России и мира.
Практически посмотрел дебаты на всех всевозможных экономических форумах, где велись обсуждения российской и мировой экономики. Это, и интересно, и расширяет кругозор.

А для души, как физик, изучаю и размышляю об элементарных частицах и ядрах химических элементов. Там совсем не так просто, как кажется школьникам и студентам-физикам.

О ЕГЭ…
Главное НЕ в ЕГЭ, а в том, что многие НЕ могут, в юные годы, определиться с тем, ЧЕГО они хотят от жизни. Многим нужны НИ ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ, а баллы по ЕГЭ.
Те, кому нужны ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ щёлкают этот ЕГЭ, как орехи.
Некоторые, по недомыслию, ищут «ЛЁГКОЙ», а НЕ реально СЧАСТЛИВОЙ жизни.
Лёгкой жизнь не бывает, а вот сделать её СЧАСТЛИВОЙ можно только в непрестанном труде. А трудится - ВСЕГДА тяжело!!!
Нашей молодёжи, да и зрелым товарищам, НЕ хватает этого понимания…
Беда именно в этом.

С уважением.

23 июля 2017 в 05:59

Мудрость примерно на уровне: в пьянстве виновата не водка, а отсутствие культуры потреблениясия благородного напитка. Кто сможет оспорить выпендреж?

23 июля 2017 в 17:56

Андрею Х.

Виновата не водка, а её доступность.
И убеждение,вбитое питейной матрицей, что пить нужно.

23 июля 2017 в 11:03

Совершенно верно – ЕГЭ ни в чём не виноват. Это технология проверки состояния здоровья пациента. Можно совать градусник подмышку, можно совать его в другие места, можно измерять температуру другими средствами определяя состояние пациента, но для лечения и диагностики заболевания требуются другие средства, лучше всего закаливание, здоровый образ жизни, осторожность при взаимодействии с агрессивной окружающей средой, полной всяких вирусов. Особое внимание укреплению иммунной системе, этой погранслужбе организма. Советский общественный организм пренебрёг правилами гигиены, приболел и стал лечиться с помощью заморских целителей с нечистыми руками и грязными намерениями. В результате инфекционный шок, смерть и разложение, в том числе и системы образования. В Советской системе деньги не были мерилом успешности человека, были другие, более важные критерии и система образования была нацелена на эти критерии. Нынче главным мерилом успеха являются деньги и система образования нацелена на это мерило. Но для того чтобы стать богатым не обязательно быть образованным. В этом не советском мире полно богатых необразованных людей, живущих в своё удовольствие, покупающих при необходимости или для удовольствия образованных, учителей, профессоров и всех кого надо. Это не ЕГЭ сделало общество таким, не советским, это общество захотело стать таким.

24 июля 2017 в 16:07

Абсолютно согласен и с автором и с вами Виктор, причём уже не в первый раз.
" Главное, что отличает сдачу истории в форме ЕГЭ и то, что было в наше время, состоит в том, что сейчас нельзя просто красиво поболтать." Т.Воеводина
"Совершенно верно – ЕГЭ ни в чём не виноват. Это технология проверки состояния здоровья пациента" В.Гончар.
И полная глупость у Холодковского
"Мудрость примерно на уровне: в пьянстве виновата не водка, а отсутствие культуры потреблениясия благородного напитка. Кто сможет оспорить выпендреж?"
Если ,конечно, он говорит о ЕГЭ, а не собственном понимании текста.

23 июля 2017 в 17:37

ЕГЭ виноват. Его придумали для африканцев, не знающих языка.
А нам внедрили враги, чтобы дураков выращивать из детей.

23 июля 2017 в 17:49

Молодец, Александр!
Исчерпывающе и беспощадно.

23 июля 2017 в 19:44

Александр2 Сердюк

Согласен, что ЕГЭ плох. Ты кто по образованию? Звезды хватал?

24 июля 2017 в 11:17

В школе медалист.
Физфак МГУ.
В науке 20 лет.
2 книжки по обществу - это, фактически, 2 новых направления - как 2 докторских диссертации.

25 июля 2017 в 10:20

Александр2 Сердюк

Ладно, Александр, принимается.

Просто ты так разговариваешь на форуме, такие мысли выдаёшь, что заставляешь думаешь о себе, как о рехнувшимся.

Предлагаю на друг друга не нападать. Согласен? По рукам?

24 июля 2017 в 12:25

Дело в том, что троечников, почему-то больше чем пятёрочников. В Этом виновата мать наша Природа – халтурит матушка. А вот жить все, и троечники и пятёрочники, хотят на пять и, даже, на двадцать пять – естественная, природная потребность любого необразованного организма, от вируса до обезьяны. Советская система строго следила, чтобы запросы не превышали четвёрочку и только тем, кто пробивался во власть или демонстрировал выдающиеся способности позволяла жить на десяточку, но не сильно афишировать это, чтобы не дразнить остальных. Но всем хотелось жить на пятёрочку и, даже, на двадцать пять, поэтому власть разрушила систему и страну, при молчаливом согласии троечников. Может быть нынешняя система, с её ЕГЭ предотвратит страну от последующих разрушений, так как позволяет троечникам жить, кто сумеет, на все пять и, даже, двадцать пять, а пятёрочникам, кто сумеет, на двадцать пять и, даже, на все сто. С Природой тяжело бороться – ей что ЕГЭ, что не ЕГЭ, она прёт напролом, хочет взять своё и не прочь чужого прихватить. Даже бог не может справиться с Природой – у него там свои троечники и пятёрочники и все хотят жить на двадцать пять, а кое-кто уже живёт на все сто.

24 июля 2017 в 16:57

"ЕГЭ – это микроскопическая мелочь"
ЕГЭ - это инструмент, вернее - один из инструментов.

24 июля 2017 в 17:00

Дело, конечно же, не в ЕГЭ, а в совершенно других вещах. Давайте попробуем сами себе ответить на вопрос: что в школьные годы заставляло нас учиться? Лично у меня в детстве сформировалась такая картина мира:

1) Смысл жизни состоит в том, чтобы быть полезным обществу. Соответственно, общество в любой момент времени вправе судить о полезности каждого из нас и принимать вытекающие из этого решения. Когда я получал двойку, меня терзали не обида и не злость, а глубокий страх, что со своими оценками я не буду представлять для общества никакого интереса.

2) Общество устроено строго иерархично. (В первом классе я был уверен, что красную ручку нельзя купить в магазине и она выдаётся учителям только под расписку как знак власти взрослых над детьми.) Старшие (родители, воспитатели, учителя, научные руководители…) избирательно пропускают младших с уровня на уровень и избирательно предоставляют им ресурсы для дальнейшего роста, устанавливая для перехода вверх такие барьеры, какие посчитают нужным. Таким образом, все дети по отношению к взрослым — «младшие», но для удобства они также подразделяются по иерархическому принципу. Старшая группа детсада выше средней, пятый школьный класс выше четвёртого, пионеры выше октябрят, и т. п.

3) Высокое звание человека не даётся по праву рождения, его нужно заслужить. Ребёнок становится полноценным человеком в момент получения «штампа ОТК» в аттестате о среднем образовании, до этого момента его права по сравнению с правами взрослого ограничены.

4) Никто не имеет права на лень. Долг каждого — помочь тому, кто «хочет, но не может». Однако тех, кто «может, но не хочет», жалеть нет смысла, поскольку свою судьбу они выбрали сами. И поделом.

5) Общество судит о полезности представителей подрастающего поколения в первую очередь по школьным и вузовским оценкам, в ходе послевузовского распределения группируя отличников к отличникам, хорошистов к хорошистам, троечников к троечникам… Соответственно, чем лучше ты учишься, тем качественнее будет впоследствии среда твоего окружения: например, в жизни отличников не будет ни одного дурака — ведь они окажутся собранными совершенно в других географических точках. Разве плохо ещё в школе заработать себе такую жизнь? А у троечников всё окружение будет троечное: и врачи, и почтальоны, и парикмахеры… Но троечников, опять же, не жалко, сами ведь виноваты: кто хотел учиться, тому помогли.

6) Каждое новое знание — это ступенька и барьер, разделяющий общество на слои. Задача общества — постоянное создание преодолимых барьеров, стимулирующих развитие.

Очень показательная (хотя и наивная) картина мира, в которой скрыты и гордыня, и меритократический идеал, и деление людей на «хороших» и «плохих», и много чего ещё. И ведь каким-то образом она у меня сложилась — и, наверно, не у одного меня. Но что мы имеем сейчас, в условиях рыночной экономики? Полную противоположность:

1) Вопрос о смысле жизни каждый решает самостоятельно.

2) Общество предъявляет к человеку лишь самые минимальные требования, иерархия поколений отсутствует.

3) Статус человека приобретается по праву рождения.

4) В соответствии с Конституцией, труд свободен и не является обязанностью.

5) Общество никак формально не стратифицировано и стремится избавиться от всякой иерархии, в том числе от внутренних барьеров.

Дело, конечно же, не в ЕГЭ, а в совершенно других вещах. Давайте попробуем сами себе ответить на вопрос: что в школьные годы заставляло нас учиться? Лично у меня в детстве сформировалась такая картина мира:

1) Смысл жизни состоит в том, чтобы быть полезным обществу. Соответственно, общество в любой момент времени вправе судить о полезности каждого из нас и принимать вытекающие из этого решения. Когда я получал двойку, меня терзали не обида и не злость, а глубокий страх, что со своими оценками я не буду представлять для общества никакого интереса.

2) Общество устроено строго иерархично. (В первом классе я был уверен, что красную ручку нельзя купить в магазине и она выдаётся учителям только под расписку как знак власти взрослых над детьми.) Старшие (родители, воспитатели, учителя, научные руководители…) избирательно пропускают младших с уровня на уровень и избирательно предоставляют им ресурсы для дальнейшего роста, устанавливая для перехода вверх такие барьеры, какие посчитают нужным. Таким образом, все дети по отношению к взрослым — «младшие», но для удобства они также подразделяются по иерархическому принципу. Старшая группа детсада выше средней, пятый школьный класс выше четвёртого, пионеры выше октябрят, и т. п.

3) Высокое звание человека не даётся по праву рождения, его нужно заслужить. Ребёнок становится полноценным человеком в момент получения «штампа ОТК» в аттестате о среднем образовании, до этого момента его права по сравнению с правами взрослого ограничены.

4) Никто не имеет права на лень. Долг каждого — помочь тому, кто «хочет, но не может». Однако тех, кто «может, но не хочет», жалеть нет смысла, поскольку свою судьбу они выбрали сами. И поделом.

5) Общество судит о полезности представителей подрастающего поколения в первую очередь по школьным и вузовским оценкам, в ходе послевузовского распределения группируя отличников к отличникам, хорошистов к хорошистам, троечников к троечникам… Соответственно, чем лучше ты учишься, тем качественнее будет впоследствии среда твоего окружения: например, в жизни отличников не будет ни одного дурака — ведь они окажутся собранными совершенно в других географических точках. Разве плохо ещё в школе заработать себе такую жизнь? А у троечников всё окружение будет троечное: и врачи, и почтальоны, и парикмахеры… Но троечников, опять же, не жалко, сами ведь виноваты: кто хотел учиться, тому помогли.

6) Каждое новое знание — это ступенька и барьер, разделяющий общество на слои. Задача общества — постоянное создание преодолимых барьеров, стимулирующих развитие.

Очень показательная (хотя и наивная) картина мира, в которой скрыты и гордыня, и меритократический идеал, и деление людей на «хороших» и «плохих», и много чего ещё. И ведь каким-то образом она у меня сложилась — и, наверно, не у одного меня. Но что мы имеем сейчас, в условиях рыночной экономики? Полную противоположность:

1) Вопрос о смысле жизни каждый решает самостоятельно.

2) Общество предъявляет к человеку лишь самые минимальные требования, иерархия поколений отсутствует.

3) Статус человека приобретается по праву рождения.

4) В соответствии с Конституцией, труд свободен и не является обязанностью.

5) Общество никак формально не стратифицировано и стремится избавиться от всякой иерархии, в том числе от внутренних барьеров.

Вот и объяснение. Спрашивается, зачем учиться, если иерархия поколений разрушена и старшие стремительно утрачивают контроль над ресурсами?

25 июля 2017 в 01:31

"Дело не ЕГЭ"
Дело в том, что это один из элементов радикального переформатирования системы советского образования в перечне разрушений советского общественно-политического строя по условиям капитуляции 91-99 гг.
Есть ли что-то положительное в ЕГЭ?
Да, пожалуй, как и у Гитлера были какие-то "положительные черты" характера.