Узел Бабеля
Сообщество «Круг чтения» 09:14 12 июля 2019

Узел Бабеля

к 125-летию со дня рождения автора «Конармии» и «Одесских рассказов»
62

«Не надо путать Гоголя с Гегелем, а Бабеля — с Бебелем!»

Из фольклора советской интеллигенции

Если бы история отечественной литературы ХХ века каким-то чудом была записана посредством кипу: не головного убора, а узелкового письма инков, — то Исаак Маньевич Бобель (12.07.1894—27.01.1940), больше известный как писатель Исаак Эммануилович Бабель, вне всякого сомнения, оказался бы там одним из самых сложных и запутанных узелков. Не самым большим. Не самым важным. Но таким, без которого всё остальное будет читаться совершенно иначе. Особенно — в контексте литературы всемирной. Особенно — в период между двумя мировыми войнами. Или, вернее, как утверждают некоторые современные историки, одной мировой Войны (с большой буквы), длившейся с 1914-го по 1945-й год, — Войны, которая заставила человечество (или, наоборот, позволила человечеству?) избавиться от многих иллюзий на собственный счёт. И, само собой, привела к возникновению новых.

Фигура Бабеля интересна, прежде всего, тем, что он оказался полностью "конгениален" этой своей эпохе, её Zeitgeist, то есть "духу (гению) времени" и отчасти — Ortsgeistlichen "духам (гениям) места". Даже не только и не столько как писатель, а как… скажем, "актор", действующее лицо и исполнитель, — только не на сцене, как актёр, а в жизни. И в этом качестве — стал эталоном "еврейского писателя в советской русскоязычной культуре" (Шимон Маркиш).

Гений времени

Тихий и книжный мальчик из хорошей и весьма обеспеченной еврейской семьи долго и успешно учился, официально — по коммерческой части: Николаевское коммерческое училище (1904-1905), Одесское коммерческое училище (1905-1911), Киевский коммерческий институт (1911-1916), затем, внезапно, юридический факультет Петроградского психоневрологического института (1916-1917)… Разумеется, болезнь (бронхиальная астма). Разумеется, склонность к литературе и литературному творчеству (первая публикация, подписанная фамилией «Бабель» — в 1913 году). Разумеется, широчайшие связи в своей среде… Но, что характерно, юный Бабель подчёркнуто был отстранён от какой бы то ни было «политики» и не проявлял какой-либо общественной активности, что не было характерно для молодых людей из-за «черты оседлости» того времени. «Человек в футляре»? Учитывая дальнейшую биографию Бабеля, к числу таковых его тоже трудно отнести. Воспоминания современников: как почитателей, так и недругов, — рисуют весьма примечательный портрет человека, стоящего как бы «над» текущей жизнью, относящегося к ней немного «сверху»… «Посмотрите на воробью, которое само добывает своё пище!» — так Бабель цитировал уважаемого им ребе Менахама с Молдаванки, и разве можно не увидеть здесь явную параллель (и столь же явный спор) с евангельским «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26)? Давний, «до конца времён» долженствующий быть спор…

Влияние Бабеля в отечественном литературном мире 20-х—30-х годов, да и вообще в советской «номенклатуре» было невероятно огромным, хотя он не занимал каких-то значимых официальных постов, а его образ жизни был невероятно далёк от образа жизни типичного партийного и советского функционера тех лет. Но для очень и очень многих функционеров высокого и даже высочайшего ранга его слово оказывалось законом, а желания исполнялись «на раз». Ему и всем его протеже безотказно выписывались авансы за ещё ненаписанные литературные произведения — к моменту ареста, как выяснилось, сумма таких авансов, выданных только самому Бабелю и не «закрытых» его произведениями, превышала 300 тысяч рублей. Для сравнения — средняя зарплата инженера на оборонном предприятии составляла тогда 1200-1500 рублей, средняя зарплата рабочих и служащих — около 350 рублей…

Впрочем, его третья (гражданская) жена, Антонина Пирожкова, выдающийся советский инженер (Исаак Эммануилович не только пользовался потрясающим успехом у женщин, но и легко становился "своим" почти для любого человека, с которым контактировал), объясняла это просто тем, что Бабель при этом… всё раздавал: и своё, и чужое: «Деньги Бабелю нужны были не только для содержания московского нашего дома, но и для помощи дочери и матери, находившимся за границей. Кроме того, у Бабеля чрезвычайно легко можно было занять деньги, когда они у него были, чем постоянно пользовались его друзья и просто знакомые. Долгов же Бабелю никто не отдавал. Из-за этой постоянной потребности в деньгах Бабель вынужден был брать литературную работу для заработка».

Святой человек «не от мира сего», что тут ещё скажешь?! Но понятно, что

в некоей незримой, неофициальной, но весьма влиятельной иерархии того времени Исаак Эммануилович стоял на очень большой высоте. Что уж говорить, например, о его «особых отношениях» с женой «всесильного» одного время наркома Ежова — того самого, с именем которого неразрывно связан «большой террор» 1937 года. Сам Ежов об этом не мог не знать, но даже пальцем не пошевелил в эту сторону — может быть, как раз потому, что сам оказался во главе НКВД благодаря многочисленным связям своей супруги, в том числе — и с Бабелем?

Что это — преклонение перед выдающимся писательским талантом? Или нечто иное?

Когда в 1924 году началась широкая публикация рассказов Бабеля, в том числе — «конармейских» (журналы «ЛЕФ», «Красная новь», один из них, «Переход через Збруч», в номере от 8 августа опубликовала даже «Правда», главная газета партии большевиков), они сразу же стали не только фактом большой литературы, но и фактором большой политики. «Польский поход» 1920 года был одной из самых болезненных для советской власти страниц только что отгремевшей на просторах бывшей Российской империи гражданской войны. И участник этого похода в составе Первой конной армии Исаак Бабель (там он находился по направлению ЧК под именем Кирилла Лютова и являлся «военным корреспондентом 6-й дивизии») в своих рассказах давал весьма нелицеприятную «картинку» того, что представляла собой эта армия «изнутри». А ведь и Клим Ворошилов, и Семён Будённый были чуть ли не главными, со времён обороны Царицына, союзниками Сталина и, соответственно, оппонентами наркомвоенмора Троцкого в рядах Красной Армии. И под приказом о создании Первой конной стояла подпись будущего «отца народов». Только что, в январе 1924 года, скончался Ленин, в партийно-советской верхушке шла ожесточённая борьба за власть, исход которой тогда был ещё далеко не ясен. И публикации «конармейских» рассказов Бабеля били не только по будущим сталинским маршалам Будённому с Ворошиловым и Тимошенко, и даже не только — опосредованно — по самому Сталину. Они били по самой идее строительства социалистического общества, которое — автор не утверждал этого прямо, но такой вывод «сам собой» вытекал из всей образной системы его произведений, — нельзя осуществить в такой отсталой стране, с таким «диким» населением и — да, с такой армией.

Не стоит в этой связи также забывать о том, что литературным «крёстным отцом» Бабеля считался Максим Горький, ещё в 1916 году опубликовавший рассказы молодого писателя в журнале «Летопись», а как раз после гражданской войны увлечённый идеей «народозлобия» и яростно критиковавший из эмиграции «жестокость форм революции», вызванную, по его мнению, присущим русскому крестьянству «зоологическим инстинктом собственника». Публикация выстроенных по этому горьковскому лекалу «конармейских» рассказов Бабеля в «Красной нови», помимо всего прочего, выстраивала весьма прочный «мостик» между Горьким и «троцкистами», а потому несла в себе дополнительную идейно-политическую угрозу для «сталинской» группы в советском руководстве. Но «литературный» ответ в ситуации конца 1924 года был невозможен, поэтому последовал ответ, так сказать, организационно-политический: «письмо С.Будённого» в номере третьем журнала «Октябрь» за 1924 год.

Вот его полный оригинальный текст:

«Бабизм Бабеля из «Красной нови»

«Под громким, явно спекулятивным названием «Из книги Конармия» незадачливый автор попытался изобразить быт, уклад и традиции 1-й Конной Армии в страдную пору её героической борьбы на польском и других фронтах.

Для того, чтобы описать героическую, небывалую еще в истории человечества борьбу классов, нужно прежде всего понимать сущность этой борьбы и природу классов, т.е. быть диалектиком, быть марксистом-художником.

Ни того, ни другого у автора нет.

Поэтому для него неважно, как и почему и за что сражалась, будучи величайшим орудием классовой борьбы, 1-я Конная Красная Армия. Несмотря на то, что автор находился в рядах славной Конной Армии, хотя и в тылу, он не заметил, и это прошло мимо его ушей, глаз и понимания, ни её героической борьбы, ни её страшных нечеловеческих страданий и лишений. Будучи от природы мелкотравчатым и идеологически чуждым нам, он не заметил её гигантского размаха борьбы.

Гражданин Бабель рассказывает нам про Красную Армию бабьи сплетни, роется в бабьем барахле-белье, с ужасом по-бабьи рассказывает о том, что голодный красноармеец где-то взял буханку хлеба и курицу; выдумывает небылицы, обливает грязью лучших командиров-коммунистов, фантазирует и просто лжёт.

Громкое название автору, очевидно, понадобилось на то, чтобы ошеломить читателя, заставить его поверить в старые сказки, что наша революция делалась не классом, выросшим до понимания своих классовых интересов и непосредственной борьбы за власть, а кучкой бандитов, грабителей, разбойников и проституток, насильно и нахально захвативших эту власть.

Это старая песня господ Сувориных, Милюковых, Деникиных и пр., которые в своё время до хрипоты кричали, писали и шипели по поводу грубо-оголтелого, вонючего, ненавистного им мужичья, но которые поняли глупость и перестали.

Меня не это удивляет, меня удивляет то, что как мог наш советский художественно-публицистический журнал, с ответственным редактором-коммунистом во главе, в 1924 г. у нас в СССР допускать петь подобные песни, не проверив их идеологического смысла и исторически-правильного содержания.

Гр. Бабель не мог видеть величайших сотрясений классовой борьбы, она ему была чуждой, противной, но зато он видит со страстью больного садиста трясущиеся груди выдуманной им казачки, голые ляжки и т.д. Он смотрит на мир, «как на луг, по которому ходят голые бабы, жеребцы и кобылы».

Да, с таким воображением ничего другого, кроме клеветы на Конармию, — не напишешь.

Для нас всё это не ново, что старая, гнилая, дегенеративная интеллигенция грязна и развратна. Её яркие представители: Куприн, Арцыбашев (Санин) и другие, — естественным образом очутились по ту сторону баррикады, а вот Бабель, оставшийся, благодаря ли своей трусости или случайным обстоятельствам здесь, рассказывает нам старый бред, который преломился через призму его садизма и дегенерации, и нагло называет это «Из книги Конармия».

Неужели т. Воронский так любит эти вонючие бабье-бабелевские пикантности, что позволяет печатать безответственные небылицы в столь ответственном журнале; не говорю уже о том, что т. Воронскому отнюдь не безызвестны фамилии тех, кого дегенерат от литературы Бабель оплёвывает художественной слюной классовой ненависти».

 двойной клик - редактировать изображение

Интрига вокруг этого письма и дальнейшего конфликта по поводу «конармейских» рассказов Бабеля достаточно подробно, хотя и далеко не полностью, с точки зрения фактологии, раскрыта в статье Ю.В.Парсамова и Д.М.Фельдмана «Грани скандала» («Вопросы литературы», 2011, № 6). И нельзя не согласиться с тезисом этих авторов о том, что сам Будённый, кроме подписи, не имел отношения к данному тексту, использующему литературоведческую терминологию (в том числе — «дегенеративное искусство»), которой вряд ли владел прославленный «красный герой» гражданской войны, командарм Первой Конной и будущий Маршал Советского Союза. Но из этой статьи в «ВЛ» (согласно известному принципу «Говорить правду, только правду, ничего, кроме правды, — но не всю правду»)  парадоксальным образом «выпала» информация о том, что в ходе начавшейся полемики журналу «Красная новь» пришлось опубликовать «письмо в редакцию» за подписью Бабеля следующего содержания:

«В 1920 году я служил в 6-й дивизии 1 Конной армии. Начдивом 6-й был тогда т. Тимошенко. Я с восхищением наблюдал его героическую, боевую и революционную работу. Прекрасный, цельный, этот образ долго владел моим воображением, и когда я собирался писать воспоминания о польской кампании, я часто возвращался мыслью к любимому моему начдиву. Но в процессе работы над моими записками я скоро отказался от намерения придать им характер исторической достоверности и решил выразить мои мысли в художественной беллетристической форме. От первоначальных замыслов в моих очерках осталось только несколько подлинных фамилий. По непростительной моей рассеянности, я не удосужился их вымарать, и вот к величайшему моему огорчению — подлинные фамилии сохранились случайно в очерке «Тимошенко и Мельников», помещённом в 3-й книге журнала «Красная новь» за 1924 г. Всё дело тут в то, что материалы для этого номера я сдавал поздно, редакция и, главное, типография торопили меня чрезвычайно, и в спешке этой я упустил из виду необходимость переменить в чистовых первоначальные фамилии. Излишне говорить о том, что тов. Тимошенко не имеет ничего общего с персонажами из моего очерка. Это ясно для всех, кто сталкивался хотя бы однажды с бывшим комдивом 6-й, одним из самых мужественных и самоотверженных наших красных командиров».

 двойной клик - редактировать изображение

Смысл этой публикации понятен — из сферы реальной политики Бабелю пришлось с извинениями отступить в сферу её художественного осмысления. Но как это письмо, со ссылками на авторскую «рассеянность» и «спешку», согласуется с устоявшимся впоследствии представлением о том, что Бабель многократно переписывал свои тексты, добиваясь их совершенства, и только безукоризненные варианты сдавал в печать? Очевидно, что никак не согласуется.

Следовательно, здесь Бабелю пришлось публично, что называется, «покривить душой», причём — знаменательный факт — ни он, ни Будённый, несмотря на анонсированное их участие, не явились на публичное обсуждение «конармейских» рассказов, которое состоялось в Доме печати 29 ноября 1924 года...  Конфликт действительно «был спущен на тормозах», поскольку главную угрозу удалось отразить, намечавшийся было союз Горького с Троцким не состоялся, а всё остальное в данном случае вроде бы имело второстепенное значение.

Но только «вроде бы» — сам конфликт никуда не исчез, и в 1928 году относительно «конармейских» рассказов Бабеля снова вспыхнула полемика. Инициатором её нового раунда выступил, как это ни странно, А.М.Горький, который, касаясь событий четырёхлетней давности, от которых сам он тогда стоял в стороне, счёл нужным пожурить С.М.Будённого («Правда», 30.09.1928) за непонимание специфики художественного творчества, заявив, что «Бабель украсил бойцов его [Будённого. — Г.С.] изнутри и, на мой взгляд, лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев». Почти через месяц, 26 октября, там же, в «Правде», появилось «Открытое письмо Максиму Горькому» за подписью С.М.Будённого, где повторялись, в несколько смягчённом виде, характеристики творчества Бабеля образца 1924 года, а ещё через месяц, 27 ноября, горьковский «Ответ Будённому», в котором «буревестник Революции» выписал полную индульгенцию своему протеже, талантливому писателю Исааку Бабелю, заверив весь мир, что лучшего изображения бойцов Первой Конной и Красной Армии вообще быть не может. Сталин же по этому поводу, как утверждается, Будённого «притормозил»: «Максим Горький сейчас в Италии, болеет, и я бы посоветовал воздержаться от публикации [нового. — Г.С.] письма. Вы правильно ставите вопрос. О бойцах Красной Армии, защитниках Октября, надо писать с любовью и уважением, и я уверен, что эту точку зрения разделяет с нами и Максим Горький. И не надо заострять свой спор с ним, Семён Михайлович. Это только на руку нашим врагам».

Сам же Бабель «защитой» со стороны А.М.Горького был недоволен, в письме к А.Г.Слоним от 29 ноября 1928 года из Киева он писал: «Прочитайте ответ Горького. По-моему, он слишком мягко отвечает на этот документ, полный зловонного невежества и унтер-офицерского марксизма», именуя письмо Будённого «вонючим документом», недостойным того, чтобы держать его у себя дома. Правда, немного позже, в начале 30-х годов, ему пришлось заявлять буквально следующее: «Мне жаль, что С. М. Буденный не догадался обратиться ко мне в своё время за союзом против моей «Конармии», ибо «Конармия» мне не нравится»…

«Круги по воде» расходились ещё долго. Так, в письме Вс.В.Вишневскому от 3 апреля 1930 года А.М.Горький из Сорренто пишет следующее: «Бабеля — плохо прочитали и не поняли, вот в чём дело! Такие вещи, как… «Конармия», нельзя критиковать с высоты коня». А в письме Сталину Горький назвал Бабеля «отлично понимающим людей и умнейшим из наших литераторов».

В данной связи осмелюсь предположить, что конфликт вокруг «Конармии» на самом деле не ограничивался описанными выше (далеко не полностью) литературными или даже политическими рамками, а носил, так сказать, мировоззренческий или даже, более того, метафизический характер.

Образ «красного генерала» Матвея Родионыча Павличенки, который «больше часу топтал» своего бывшего барина Никитинского, чтобы «душа его показалась» и «жизнь узнать, какая она есть», — наверное, ключевой для понимания не только творчества, но и всего мировоззрения Бабеля. А слова: «Бог от нас, холуёв, ушился», — настоящая квинтэссенция его отношения к миру, где «именем народа… и для основания будущей светлой жизни» «письмом Ленина» дозволяется всё что угодно. Хорошо известные по строкам: «Во имя нашего Завтра — сожжём Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы», — стихи «пролетарского поэта» Владимира Кириллова не просто так завершались следующим утверждением: «Сами себе Божество, и Судья, и Закон». «Зверьё, они пришли сюда, чтобы грабить», «Зверьё с принципами» — дважды выносит свой вердикт Бабель…

И этот его вердикт не случайно полностью совпадает с «духом времени», который посчитал разрыв между идеальным и наличествующим состоянием человечества непреодолимой пропастью, а потому «голова» змея гуманизма начала пожирать его «хвост». Бабель явно принадлежал не просто к «голове», а к «мозгу» этого змея. И в этом своём качестве был с восторгом принят не только Горьким, но и подавляющим большинством тогдашнего мирового сообщества «мастеров культуры».

Эрнест Хемингуэй: «Бабеля я знал с той поры, как его первые рассказы появились в переводе на французский язык и вышла его «Конармия». Мне очень нравятся его произведения. У него изумительный писательский материал, и, кроме того, он отлично пишет… Меня ругали за то, что я слишком кратко пишу, а я нашёл рассказ Бабеля ещё более сжатый, чем у меня, в котором сказано больше».

Ромен Роллан: «Его [Бабеля. — Г.С.] произведения, полные дикой энергии…»

Ярослав Ивашкевич: «Я должен отметить чрезвычайную популярность Бабеля в Польше».

Грэм Грин: «В Англии у нас очень мало возможностей оценить в полной мере произведения Исаака Бабеля, и я могу только сказать, что то немногое, что существует в переводе, вызывает восхищение и желание увидеть более полные переводы его сочинений».

Чарльз Сноу: «Чрезвычайно высокого мнения о произведениях Бабеля. В здешних литературных кругах это мнение почти единодушно».

Цитат подобного рода можно привести ещё великое множество. И все они, не исключено, имеют тот же исток, что и «крестничество» со стороны Горького, то есть принадлежность Бабеля к особой «породе» людей с особыми правами и обязанностями, — редкие завистники уже тогда называли Исаака Эммануиловича «крошкой Цахесом», по имени известного героя сказки Гофмана.

Гений места

Второй, не менее важной нитью "бабелевского узла" является его "патентованное одесситство". "Великий одессит", глава "южнорусской школы" в советской литературе 20-х—30-х годов, открыватель для литературы "одесского языка", первый из тех, кто воплотил в своём творчестве идеал «думать (и даже чувствовать. — Г.С.) по-еврейски, говорить по-русски», — такими и множеством подобных им определений буквально засыпано множество публикаций, посвящённых Исааку Бабелю. В "жемчужине у моря" стараниями "Всемирного клуба" одесситов "на средства спонсоров со всего мира" установлен памятник писателю работы народного художника России Георгия Франгуляна.

При этом собственно в Одессе Бабель прожил максимум лет девять своей сознательной жизни, специфическим языком многонациональных одесских дворов и улиц, где происходил «термоядерный синтез» русской, еврейской (идиш), украинской, молдавской, итальянской, греческой и Бог весть ещё какой лексики и грамматики, на уровне родного не владел, но прислушивался к нему так же, внимательно, как к русскому. «Бабель до того приучил меня прислушиваться к одесской речи, что я и сама начала сообщать ему интересные фразы, а он их записывал», — вспоминала та же Антонина Пирожкова, практически тут же приводя слова Горького, якобы сказанные Бабелю: «Вы — настоящий соглядатай. Вас в дом пускать страшно».

Известный культуролог Валерий Дымшиц называет Бабеля "великим обманщиком". «Именно ложь как таковую Бабель считал основой всякого творчества и художественной правды… Бабель с предельной откровенностью излагает своё творческое кредо и произносит свой подлинный девиз: вовсе не смешное "Подлинность!", а "Хорошо придуманной истории незачем походить на жизнь. Жизнь изо всех сил старается походить на хорошо придуманную историю», — пишет он. Не вполне справедливо, поскольку главного героя этой статьи, возможно, следует считать не столько "обманщиком", сколько "практикующим магом". «Бабель создал свою Одессу, свой "одесский язык" и своих одесситов и этот придуманный мир, словно чугунные створки ворот, перекрыл живую реальность», — это уже мнение коренного одессита, писателя Валерия Смирнова, утверждающего, что реальные прототипы бабелевских героев и вели себя, и одевались, и говорили вовсе не так, как это происходит на страницах "Одесских рассказов".

И лично я склонен считать, что эти высказывания в каком-то смысле куда ближе к действительности, чем повсеместные славословия в адрес уникального стремления Бабеля к истине и совершенству.

Данный момент, как отмечено выше, был вовсе не определяющим для бабелевского творчества. Одна из актуальных масок для "профанов", не более того.

Наверное, всё это можно было бы просто отбросить в сторону: в конце концов, и Йокнапатофа Уильяма Фолкнера, и Макондо Габриэля Маркеса, и Средиземье Джона Толкина (Толкиена), и множество других утопий, начиная чуть ли не с Атлантиды Платона, — являются вымышленными локациями, что ничуть не умаляет их художественного значения. Но, пожалуй, Бабель является одним из немногих мастеров слова, которым удалось трансформировать "под себя" реальную локацию, причём далеко не крохотных размеров. Можно сказать, что он научился не только "смехом раздирать завесу бытия", но и "закрывать бытие завесой смеха"…

Впрочем, это тема настолько же "вкусная", насколько и "отравленная". Впрочем, как и вся литературная часть бабелевского творчества. Кстати, Валерий Смирнов неспроста задаётся вопросом, почему биография Бабеля, писателя с мировым именем, до сих пор не написана.

В данной связи весьма значимым представляется следующий эпизод из уже неоднократно цитированных здесь воспоминаний Антонины Пирожковой, посвящённый аресту Бабеля: «Меня отвезли домой на Николо-Воробинский, где всё ещё продолжался обыск. Ездивший в Переделкино подошёл к телефону и кому-то сообщил, что отвёз Бабеля. Очевидно, был задан вопрос: — Острил? — Пытался, — последовал ответ…» Согласитесь, очень необычный для предлагаемых обстоятельств диалог, участники которого хорошо знают, о чём и почему говорят.

Кстати, арест Бабеля состоялся 15 мая 1939 года (в ордере указана дата 16 мая), когда "сталинский террор" уже очевидно сходил на нет, и Берия уже почти полгода как официально сменил Ежова на посту наркома внутренних дел СССР. Понятно, что "дело Бабеля" было каким-то образом связано с "делом Ежова", но никаких относящихся к нему документов до сих пор "не обнаружено". Видимо, это был узел, который кое-кому пришлось разрубить, так и не сумев до конца развязать… Но, может быть, всё было совершенно иначе?

Фото Татьяны Тэсс. Подпись на обороте карточки. «В борьбе с этим человеком проходит моя жизнь. И.Б. М. 3/VII 30.». 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Cообщество
«Круг чтения»
3
Cообщество
«Круг чтения»
1
Комментарии Написать свой комментарий
12 июля 2019 в 09:51

Кого из современников напоминает это лицо на фотографии ? Не могу вспомнить ...

12 июля 2019 в 12:26

Арест и расстрел

Ордер на арест и обыск И. Э. Бабеля
Летом 1938 года президиум СП СССР утвердил Бабеля членом редсовета Государственного издательства художественной литературы (ГИХЛ).

15 мая 1939 года Бабель был арестован на даче в Переделкино по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже (дело № 419). При аресте у него изъяли несколько рукописей, которые оказались навсегда утраченными (15 папок, 11 записных книжек, 7 блокнотов с записями). Судьба его романа о ЧК остаётся неизвестной. В 1939 году Арам Ванециан начал писать портрет Бабеля, оказавшийся последним прижизненным портретом писателя.


На допросах Бабеля подвергали пыткам. Его вынудили признать связь с троцкистами, а также их тлетворное влияние на своё творчество и факт того, что он, якобы руководствуясь их наставлениями, намеренно искажал действительность и умалял роль партии. Писатель также «подтвердил», что вёл «антисоветские разговоры» среди других литераторов, артистов и кинорежиссёров (Ю. Олеша, В. Катаев, С. Михоэлс, Г. Александров, С. Эйзенштейн), «шпионил» в пользу Франции. Из протокола:

Бабель показал, что в 1933 году через Илью Эренбурга он установил шпионские связи с французским писателем Андре Мальро, которому передавал сведения о состоянии Воздушного флота.

Военной коллегией Верховного Суда СССР он был приговорён к высшей мере наказания и был расстрелян на следующий день, 27 января 1940 года. Расстрельный список был подписан Секретарём ЦК ВКП(б) И. В. Сталиным. Прах писателя захоронен в Общей могиле № 1 Донского кладбища.

С 1939 по 1955 года имя Бабеля было изъято из советской литературы. В 1954 году посмертно реабилитирован. При активном содействии Константина Паустовского, хорошо знавшего Бабеля и оставившего о нём тёплые воспоминания, после 1956 года Бабель был возвращён в советскую литературу. В 1957 году был издан сборник «Избранное» с предисловием Ильи Эренбурга, который назвал Исаака Бабеля одним из выдающихся писателей XX века, блестящим стилистом и мастером новеллы./
****************************************************
Посмотрел в Вики чем славен Судовцев ,какие великие произведения он написал ,
что замахнулся на Бабеля ? Клюм ( в переводе с иврита -ни че го )
Известен только в пределах газеты ЗАВТРА.
Ну ещё в ГРАНЯХ ,в рубрике ,,Дерьмометр.
Зачем пинать умершего человека ( а , он еврей ,значит можно ) ,
тем более он ему ответить не может.
Заметил давно ,людям ,которым не хватило таланта стать писателями ,
художниками ,композиторами - становятся профессиональными критиками.
.

12 июля 2019 в 14:31

"Пинать"? Вы статью-то читали? или сразу в википедию побежали?

12 июля 2019 в 17:14

Последняя гадость, после которой я прекратил читать Бабеля: зарезанный сыном отец, заталкивая в живот кишки, говорит: “Ты сапоги с меня сними, зачем пропадать добру”.

12 июля 2019 в 17:27

Странно, а куда из его биографии исчезли сведения о том, что перед революцией он сидел осуждённый за порнографию?

12 июля 2019 в 21:03

Рахматтулин вы же в революции не усаствовали и куда вы лезите

12 июля 2019 в 20:37

Если и интересен чем-то, то только для понимания психотипа еврея. Но это тем, кого не стошнит.

12 июля 2019 в 22:40

Высказывать свое мнение о творчестве писателя связанное со статьей - не серьезно.
Воспользуюсь информацией автора.
Грэм Грин : ..то немногое что существует в переводе вызывает ВОСХИЩЕНИЕ.
Чарльз Сноу : ...чрезвычайно высокого мнения о произведениях Бабеля. В литературных кругах это мнение почти единодушно.
И т. д. и т. п.
И оспаривать мнения Хэмингуэя Горького и др великих это что то на грани полоумия.
Я лично творчеством Бабеля восхищен. Все те закорючки описанные здесь по сравнению с талантом ничего не стоят.

13 июля 2019 в 04:56

Увлечение Бабелем в поздний советский период стало, как последнее прости своей первой извращенной любви, линявшего в новые места местечка. Хотя, как видим, эта увядшая сирень у них до сих пор в склянке темного стекла, вся агентура высыпала на панель. Разве не хватает самого тихого, воспитанного и святого Миши Шаферанскиса.

Именно в перестройку местечко ожесточенно кинуло именно Бабеля на театральные подмостки, в толстые журналы и на простыни экранов. Типа - нате вам в томате, с вашей великой русской культурой. Одесские рассказы, как вершина творчества кочевой литературы.

Помню, как мой школьный приятель, слинявший через год Миша, поймав меня в школьном коридоре с каким то садистским наслаждением стал зачитывать из толстого журнала обширный кусок на отвратительном местечковом суржике из одесских рассказов. И шо ви имеете мне этим сказать, Миша? - оборвал я его в середине? Что все это вы держите за русскую литературу? Миша ужался, карие глазки его испуганно заметались из края в край.

Желание протащить в великую русскую литературу бабелей с их мыслями и речью инородцев, мы наблюдали регулярно. Ну и шо, господа сиоанонисты - где теперь бабели и где Гоголь? В топку эту культуру отбросов Беней Криков и Сонек золотых ручек. Суржика больше нет и, слава Богу!

13 июля 2019 в 05:18

Миша уже тогда понял что Серж Ужвакин с которым он приятельсвовал всю жизнь обыкновнный латентный антисемит. Быть отртытым антисемитом в СССР было как то не камильфо особенно в учительских кругах, но латентным быть никто не запрещал . . Ну слава Богу богу Миша и слинял от такого муд ка как ты Ужакин

13 июля 2019 в 05:34

Даже, если рядом с Мишой меня не было, то Миша не перестал бы от этого быть явым русообом и сионистом. Вы уверены, что это я его сподвиг стать изгоем? В равной мере, как еще троих учителей в нашей провинциальной школе, У вас одинаковые поведенческие патерны, мусье Хайкин. Как мы видим, я задал Мише всего лишь один вопрос относительно его понимания великой русской литературы. Ведь Миша не притащил мне томик Пушкина. Так и здесь, на простое описание автором биографии антисоветского по сути и местечкого по мышлению автора, весь ваш маленький кагальчик пришел в движение. Вот это и есть русофобия в раинаде.

PS Но более всего мне понравилась репика Мони Шнырьдермана. Это реплика человека уже забывающего русский язык( что вне сомнения радует), и в чисто местечковом исполеннии:

"...Высказывать свое мнение о творчестве писателя связанное со статьей..."

:)))

13 июля 2019 в 05:53

Что все это вы держите за русскую литературу?
Во первых Бабель в первую очередь писатель советский . В СССР был разные литературные стили и Одесса дала много замечательных писателей там и Олеша и Катаев и поэт Багрицкий. Но дело не в этом . Когда в начале перестройки мне принесли "Колимские рассказы "Варлама Шаламова . Ведь не Пушкин же . Но я был впечатлен и даже немного ошарен не меньше барнаульского Миши . И не так языком а просто сюжетом И я мог вот так же под впечатлением принести на работу книжку Шаламова и начать читать их какому то Ужакину . И он бы мне сказал . Фи, да разве это литература .
Да кстати Одесса это вот этот то самый суржик смесь идиша русского и украинского с болгарским который ты так не любишь . Дык она уже не с тобой и слава Богу

13 июля 2019 в 07:02

Аркадий, не надо делать вид, что Вы забыли - совсем недавно, определение “советская литература” было ругательным.

13 июля 2019 в 07:20

А причем это ?Это что я запрещал ? Бабель был советским писателем писавшем на русском языке . Кому то может нравиться а кому нет . Литература как и музыка кто то имеет своего читателя а кто имеет своего слушателя

13 июля 2019 в 11:00

Сергей
Ужакин
Сегодня в 05:34
//////////////////////////////////////////////////
Во всём мире известен писатель , киновед , литературный критик Ужакин !
Хочется спросить словами Василия Алибабаевича :
Ужакин , у тебя мама был , Наверно нет !
а если была ,то не читала ему еврейских детских писателей
Агнии Барто , Чуковского - от 2х до 5ти ,Самуила Маршака , стихи Льва Квитко.
Ну а в зрелом возрасте не читал Лагина Старик Хоттабыч , братьев Вайнеров ,
Стругацких , Юлиана Семёнова , Каверина -Два капитана , и многих поэтов и писателей евреев ,на произведениях которых выросли поколения советских людей .
Зато это ничтожество Ужакин - критик планетарного масштаба !

13 июля 2019 в 04:59

Автору же, наш почет и уважение. То критика высокого полета. Возрождение лучших традиций русской литературной публиистики.

13 июля 2019 в 09:27

Ужакин я же еще написал: " Оспаривать мнения Хэмингуэя Горького и др великих
это что то на грани полоумия. "
А вы оспариваете.

13 июля 2019 в 11:05

марк
шнайдерман
Сегодня в 09:27 Оценить комментарий:
Ужакин я же еще написал: " Оспаривать мнения Хэмингуэя Горького и др великих
это что то на грани полоумия. "
А вы оспариваете.
///////////////////////////////////////////////
Марк .что вы сравниваете этих литературных пигмеев Хемингуэя и Горького
с Ужакиным , корифеем всех немыслимых наук ,отцом русской демократии !

13 июля 2019 в 11:30

Марк, а почему вы считаете, что нельзя оспаривать мнения великих? При всем уважении к творчеству Хэмингуэя и Горького, в данном вопросе по Бабелю с ними можно и не согласиться.

13 июля 2019 в 11:53

Оспаривать можно при условии хотя бы приблизительного соответствия их уровню.
Если авторитетная приемная комиссия специалистов решила что Коля петь не умеет
то оспаривание их решения дядей Васей из подворотни можно подтереться.
В данном конкретном случае Ужакин выступает в роли этого самого дяди Васи.
Из подворотни.
Забрасывание сайта " гитлеризмами" у него получается. Как видите я обьктивен.,

13 июля 2019 в 12:50

А если авторитетная комиссия отражает отражает вкусы и интересы богемной тусовки или как бы "интеллигенции", которая далека от народа, то мнение дяди Васи из подворотни, который тот самый народ представляет и знает его жизнь изнутри, весомей будет.

13 июля 2019 в 17:34

Игорь .Мы же рассматриваем конкретную комиссию. Ромен Роллан и др.

13 июля 2019 в 15:00

В тот час, когда под талантливым литураведческим очерком, как по команде собралась вся боевая ячейка "Жиды форума Завтра" , и впрямь есть смысл поговорить о великой русской литературе. Но вначале от этой глыбы отсечем все лишнее.

Вот агентура сионанонисткого влияния использует любимый прием, еще со времен их духовного наставника - Михаила Самуэльевича. Прием заключается во фразе -А ты, кто такой? Понимают ведь, что прием полное дерьмо, но ведь используют поцанята. А попробуем спроецироовать этот прием на них самих! Вот скажем, вся ячейка люто ненавидит Отца народов - Иосифа Сталина. Зададим им вопрос - может эти агенты влияния великие политики и дипломаты, скажем как Беня Гурион или Голда, которые сдували пыль с его его костюма и лизали след от башмаков? Так нет же, обыкновенная местечковая плесень. Но ведь судят же Паниковские наших дней. :)


***
А теперь о литературе. Агент Хайкин не разбираясь в литературе назвал Бабеля советским автором. Сегодня можно уверенно сказать, что советским автором он никогда не был. Русскоязычным - да, советским нет! Владимир Набоков писал на английском и писал великолепно, Х. Хайне, писал на немецком и весьма посредственно. Правда Германия его любила, как любит сегодня "Россия" Димана Быкова. Но можно ли одного назвать английским писателем, а второго немецким? Нет!!! Ведь это Хайне в своих стихах Германию, которая его накормила, дала кров и язык - называл ночным горшком. Полагаю, что теневой народ на 90% за холокостирование обязана именно ему. Вот и Бабель, русскоязычный и не более того, только калибром помельче.

Отсюда вопрос, а можем ли мы называть советскими писателями этот маленький литературны кагальчик - этих бабелей, борисовых или скажем, войновичей, что в свое время написал популярное - на пыльных витринах, больших магазинов, остались негоев следы? :)

13 июля 2019 в 17:01

Сергей
Ужакин
Сегодня в 15:00 Отсюда вопрос, а можем ли мы называть советскими писателями этот маленький литературны кагальчик - этих бабелей, борисовых или скажем, войновичей, что в свое время написал популярное - на пыльных витринах, больших магазинов, остались негоев следы? :)
***************************************
МЕЛКИЙ СУЧЁНОК ТЫ ФАШИСТ уЖАКИНд.
Ты не евреев оскорбил , ты оскорбил советских космонавтов ,
которые считают эту песню своим гимном .
Ну тебе хоть ссы в глаза , для тебя это божья роса
Моя мать таких подонков как ты называла ФОНЬКА- КВАС !

13 июля 2019 в 17:35

Да оно это Ужакино просто сбрендило. Это оно от злобы и глупости пишет . Сам то нулевой . Свои антисоветские краеведческие книжонки списал у других. Бездарь завистливая . Кто бы его знал если бы не жидовский интернет

13 июля 2019 в 17:29

С начало анекдот. Старый.
Советское время. Подходит старичок к продавцу: Скажите у вас есть черная икра?
Продавец- Нет.
Старичок с этим вопросом подходит еще пару раз.
Продавец - Пошел вон жидовская морда.
Старичок - О. Совсем как при царе. Только тогда черная икра была.
Ужакин это про вас. Мы теперь " Жиды форума завтра " Прорвало ублюдка.
Раньше бы это оскорбило. Но тогда не было Армии Обороны Израиля.
Так что нафталин Ужакин. Чистой воды. Обновляйся.

13 июля 2019 в 22:51

Этот поцоватый Ужакинд , всё время вспоминает Паниковского ,
как будто он у него гуся украл !
ПАНИКОВСКИЙ : уЖАКИН , ты жалкая ничтожная личность !

14 июля 2019 в 04:50

“Раньше бы это оскорбило. Но тогда не было Армии Обороны Израиля”.

Кац всегда говорил: “Надо сдаваться”.

14 июля 2019 в 09:46

Вадим-603
Рахматуллин-938
Сегодня в 04:50 Оценить комментарий:
“Раньше бы это оскорбило. Но тогда не было Армии Обороны Израиля”.

Кац всегда говорил: “Надо сдаваться”.

/////////////////////////////////////////////
РАХМАТУЛЛИН . иди поддержи Хамас , и встреться с Кацем ,
Кац тебе быстро мозги вправит.

14 июля 2019 в 05:26

ЭПИЛОГ К ПОЛЕМИКЕ О БАБЕЛЕ, БЕБЕЛЕ, ШНОБЕЛЕ И СУЩНОСТИ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вместо эпиграфа:
"С начало анекдот". "Ты всех космонавтов обидел". ( из записей агентуры влияния)
"Эту песню Юрий Гагарин пел, когда летел в космос...." (Директор лагеря Товарищ Дынин из фильма Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен)

Изгои бес-ятся, а значит правда за нами. Небольшой литературный очерк о русскоязычном писателе прошлого века привел их к состоянию однородной, жидкой субстанции цвета хаки. Причем настолько, что они начали травить старые, побитые молью анекдоты. Изгои всегда, когда им нечего сказать по существу травят анекдоты.

Однако , вернемся к литературной теме. Бабель никогда не был советскимм писателем. Кто таков советский писатель? Это певец нового общества, певец великого ансамбля народов, пафоса труда. Советский писатель -это А. Фадеев и его оптимистическая трагедия -Разгром", и тем более "Молодая гвардия". Советский писатель А. Макаренко и его "Педагогическая поэма".

Но кто таков этот Бабель? Это писатель местечка- он думает как местечко и так же пишет. Его идеал одержать верх над прекрасным писателем Шолом Алейхемом, написать чуть лучше чем "Тевье молочник" или "Записки комивояжера",

Как ни смешно, но звездный час Бабеля обозначился в великий слом Русского мира, когда русская литература ослабла, упала на колени и нечисть вылезла из подворотни, когда местечко поняло, что пришло время дя грабежа, в том числе и культурного. Тут они поняли, что пришло время для мести за вопросы об икре, за удары по паспорту. Однако, тогда они еще не поняли, что за свое мародерство надо будет отвечать. Что мысль материальна по своим последствиям. Пришло время отвечать за ту гпязь, что ои оставили.

Посмотрите спектаклюс "Как это делалось в Одессе" с такими же антисоветчиками как и сам Бабель, с разными Жванецкисами, Левинсонами и Уринасонсами и все встанет на свои места. Посмотртиье весь тот перестроечный и нео-буржуазный навоз, что вывалили на страну. Все эти:Биндюжник и король, Искусство жить в Одессе, сонька золотая ручка, Беню Крика и вы поймете, что все это и есть коллективный Бабель и его литератуный шнобель взбесившегося плебса. Все это и есть галдящее, орущее, плюющее местечко, на время захватившее великую русскую культуру.

14 июля 2019 в 05:41

Антисемит, конечно же, не может не знать знаменитых слов Юрия Гагарина во время старта ракеты "Восток-1". Нет, нет. После знаменитого "Поехали". Спустя 30 секунд после старта Гагарина, раздался его голос: "Косберг сработал!" Для несведущих в ракетах, этот возглас, услышь они его, был бы загадкой. Но для космодрома Байконур он означал, что сработала последняя, третья ступень ракеты, которая и вывела корабль на космическую орбиту. Создателем этой ступени был Семен Ариевич Косберг.

Кстати Косберг тоже из местечка .А Одесса за которой ты сейчас так плачешь ГОй ты мелкий не местечко . А большой город

14 июля 2019 в 11:08

Сергей
Ужакин
Сегодня в 05:26
Изгои бес-ятся, а значит правда за нами. Небольшой литературный очерк о русскоязычном писателе прошлого века привел их к состоянию однородной, жидкой субстанции цвета хаки. Причем настолько, что они начали травить старые, побитые молью анекдоты. Изгои всегда, когда им нечего сказать по существу травят анекдоты.

Однако , вернемся к литературной теме. Бабель никогда не был советскимм писателем. Кто таков советский писатель? Это певец нового общества, певец великого ансамбля народов, пафоса труда. Советский писатель -это А. Фадеев и его оптимистическая трагедия -Разгром", и тем более "Молодая гвардия". Советский писатель А. Макаренко и его "Педагогическая поэма".

Но кто таков этот Бабель? Это писатель местечка- он думает как местечко и так же пишет. Его идеал одержать верх над прекрасным писателем Шолом Алейхемом, написать чуть лучше чем "Тевье молочник" или "Записки комивояжера",

Как ни смешно, но звездный час Бабеля обозначился в великий слом Русского мира, когда русская литература ослабла, упала на колени и нечисть вылезла из подворотни, когда местечко поняло, что пришло время дя грабежа, в том числе и культурного. Тут они поняли, что пришло время для мести за вопросы об икре, за удары по паспорту. Однако, тогда они еще не поняли, что за свое мародерство надо будет отвечать. Что мысль материальна по своим последствиям. Пришло время отвечать за ту гпязь, что ои оставили.

Посмотрите спектаклюс "Как это делалось в Одессе" с такими же антисоветчиками как и сам Бабель, с разными Жванецкисами, Левинсонами и Уринасонсами и все встанет на свои места. Посмотртиье весь тот перестроечный и нео-буржуазный навоз, что вывалили на страну. Все эти:Биндюжник и король, Искусство жить в Одессе, сонька золотая ручка, Беню Крика и вы поймете, что все это и есть коллективный Бабель и его литератуный шнобель взбесившегося плебса. Все это и есть галдящее, орущее, плюющее местечко, на время захватившее великую русскую культуру.
*****************************
УЖАКИН , ПРОЧИТАЙ ЭТОТ СВОЙ ВЫСЕР ВНИМАТЕЛЬНО , куча ошибок ты чё выпимши писал,
пальцы в буквы не попадали ?!

уЖАКИНД - Великий русский писатель , который войдёт в золотой фонд
мировой литературы !
Сейчас готовится 30ти томник произведений уЖАКИНДА В СЕРИИ ЖИЗНЬ
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ .
Скульптор Церетели начал работу над СКУЛЬПТУРОЙ уЖАКИНДА ВЫСОТОЙ 50 МЕТРОВ.
Все произведения уЖАКИНДА будут переведены на все языки мира , отдельно издаётся
труд : уЖАКИНД и прблемы языкознания , уЖАКИНД и ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и уЖАКИНД и его роль в первой русской революции.

/////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ужакин ( с маленькой буквы ) что ты вертисся как уж или вошь на сковородке ,
и бренчишь как член в пустом бидоне ?!
Ты подонок смачно плюнул в космонавтов , в том числе на могилу Гагарина .
Будь жив Гагарин и если бы он прочитал твой высер , он бы твою паскудную харю начистил по русскому обычаю.

УЖАКИН :
Советский писатель -это А. Фадеев и его оптимистическая трагедия -Разгром", и тем более "Молодая гвардия". Советский писатель А. Макаренко и его "Педагогическая поэма".

УЖАКИН , а почему не упомянул Льва Кассиля с его РЕСПУБЛИКА ШКИД ?
А , ты не читал Кассиля . патаму шта в Барнауле ОН НЕ ИЗДАВАЛСЯ !

Ужакин ты забыл про совейских писателях Сафронова , Бабаевского !
Фадеев , мягко говоря лоханулся с МОЛОДОЙ ГВАРДИЕЙ ,
послушал мать Кошевого ,которая сказала .что ребятами руководил Олег , а на самом деле комиссаром подполья был Виктор Третьякевич, которого Фадеев в романе
обозначил как СТАХОВИЧА ,КОТОРЫЙ ПРЕДАЛ РЕБЯТ.
Семья Третьякевича жила с клеймом предателя пока не всплыла правда
и Третьякевич был реабилитирован в 1959 году.
Поворотным моментом в карьере писателя и функционера стал XX съезд КПСC, который прошел в феврале 1956 года. На съезде был осужден культ личности Сталина - человека, который бы для Фадеева чуть ли не богом. Досталось от делегатов и самому писателю.

Михаил Шолохов, автор "Тихого Дона" выступил с жесткой критикой его деятельности в Союзе писателей, обвинив его в травле и притеснении литераторов М. М. Зощенко, А. А. Ахматовой, А. П. Платонова, Б.Л Пастернака, Л.Н. Гумилева, Н.А. Заболоцкого. Кроме того, Александр Фадеев был одним из соавторов статьи «Об одной антипатриотической группе театральных критиков» в газете «Правда». После этой статьи началась борьба с космополитизмом. В 1949 году он принимал участие в гонении Бориса Эйхенбаума, а также других работников Ленинградского университета в прессе. После открытых обвинений Шолохова Фадеев потерял членство в ЦК КПСС. Это был конец карьеры.

Ладно уЖАКИН , будь здоров и не кашляй !
Да светицца имя твоЕ на барнаульском небосводе ( или небосклоне ) !
Ни к селу ни к городу приплёл Бабеля к ШОЛОМ АЛЕЙХЕМУ !

Кстати Шолом Алейхем таких как ты в детстве из рогатки убивал !

14 июля 2019 в 12:21

Логика Аркадия Седого понятна: если начальником одного из ОКБ был Косберг, то это аргумент в пользу признать Бабеля великим писателем, а Сергея Ужакина антисемитом.

14 июля 2019 в 13:47

Вадим-603 Рахматуллин-938
Сегодня в 12:21
Логика Аркадия Седого понятна: если начальником одного из ОКБ был Косберг, то это аргумент в пользу признать Бабеля великим писателем, а Сергея Ужакина антисемитом. //////////////////////////////////////////
Не знаю почему Судовцев прицепился к Бабелю .
Ну не нравится он ему , ну напиши , но зачем выделять его еврейство?
Или на фоне Бабеля Судовцев выглядит великим писателем .
Не удивительно что сразу на сайт выпрыгнул зоологический антисемит УЖАКИН И КАТКОВ.

КОСБЕРГ .В 1940 году Косберг стал заместителем главного конструктора, а всего через год – начальником крупного конструкторского бюро наркомата авиационной промышленности: он возглавил проектирование и производство агрегатов непосредственного впрыска в городе Бердск вблизи Новосибирска. Сконструированный им в первый военный год агрегат непосредственного впрыска НВ-ЗУ для авиационного двигателя АШ-82ФН позволил существенно улучшить лётные характеристики советских воздушных истребителей по сравнению с немецкими машинами. К 1943 году на всех истребителях конструктора Семёна Лавочкина ( ТО ЖЕ КСТАТИ ЕВРЕЯ )
и бомбардировщиках Андрея Туполева стали устанавливать агрегаты непосредственного впрыска, разработанные Косбергом.

К примеру, во время борьбы с космополитизмом Косбергу представили список исследователей, которых нужно было уволить «по пятому пункту». Косберг в начале этого списка дописал свою фамилию и предложил начать увольнения с него, тем самым полностью сохранив коллектив.

Но для полета в космос нужна была третья ступень, которая обеспечила бы разгон корабля до второй космической скорости и вывела бы его за земную орбиту.
Это поручили разработать КОСБЕРГУ и он справился с этой задачей
И первый в мире двигатель, который запускался в космическом пространстве – он позволил советским ракетам достигнуть поверхности Луны, облететь и сфотографировать ее обратную сторону. После этого на обратной стороне Луны появился кратер имени Косберга, а у самого конструктора появилась Ленинская премия и докторская степень.
Следующим этапом стала разработка двигателя для первого полёта человека в космос. Вся работа по его созданию целиком была возложена на ОКБ Косберга. На разработку двигателя РД-0109 ушёл год и три месяца, после чего 12 апреля 1961 года этот двигатель и вывел в космос ракету «Восток» с Гагариным на борту.

Нарастало напряжение в ожидании включения последней ступени ракеты. Работает ли она в безвоздушном пространстве, от ее включения зависит, выйдет корабль на орбиту или нет. Десятки людей смотрят на Косберга – главного конструктора. Косберг, маленький ростом, в ту минуту будто стал еще меньше… И вдруг озорной голос Гагарина с борта космического корабля: “Косберг сработал!” Что тут было! Косберг подпрыгнул, улыбаясь такой уставшей улыбкой».
Звание Героя Социалистического Труда Семён Ариевич получал вместе с Королёвым. Вслед за этим последовали новые разработки и еще более мощные двигатели, создаваемые ОКБ Косберга. Многое было запланировано и обсуждалось с Королёвым уже на перспективу. Но в конце декабря 1964 года Семён Ариевич попал в автомобильную катастрофу ,
после чего скончался.

В вышедшем после смерти некрологе его представили как главного конструктора авиационных двигателей. Та же надпись была выбита и на его надгробной плите. Впрочем, и звание Героя Социалистического Труда за гагаринский полёт Косбергу вручали закрытым указом, как и убрали его фамилию из официальной стенограммы разговора Гагарина.

Долгое время после этого Косберга не включали в официальные списки тех, кто в числе первых способствовал освоению космоса.
НУ И ТАМ УЖАКИНЫХ ХВАТАЛО ,НИЧЕГО УДИВИТЕЛЬНОГО.

14 июля 2019 в 15:22

“Но для полета в космос нужна была третья ступень, которая обеспечила бы разгон корабля до второй космической скорости и вывела бы его за земную орбиту”.

“Следующим этапом стала разработка двигателя для первого полёта человека в космос. Вся работа по его созданию целиком была возложена на ОКБ Косберга”.

Во-первых, это не верно, и дальше по тексту сплошные выдумки. По моим представлениям ракета, на которой летал Гагарин, была 2-х ступенчатая: в первой ступени было 5 –двигателей, почему бы её (ракету) не обозвать 6-ступенчатой, раз уже первую ступень посчитали за две? Представляете сразу 6-ть главных конструкторов: 4-боковых, центральной и второй. Шесть Ленинских премий! Наверное, борьба с космополитизмом помешала.

14 июля 2019 в 18:52

Логика Аркадия Седого понятна: если начальником одного из ОКБ был Косберг, то это аргумент в пользу признать Бабеля великим писателем, а Сергея Ужакина антисемитом.

Нет Вадим . Просто много выдаюшихся или просто талантливых людей вышли из местечка из маленьких городков . Одесса это не местечко. Это большой город в котором жили люди многих национальностей. Русские и украинцы и греки и болгары и евреи и молдаване с румынами . Ужакин постоянно упрекает меня в том что Бабель из местечка и это местечко ему жить не дает. Да он просто сбрендил .

15 июля 2019 в 07:54

Вадим-603 Рахматуллин-938
14 июля 2019 в 15:22
“Но для полета в космос нужна была третья ступень, которая обеспечила бы разгон корабля до второй космической скорости и вывела бы его за земную орбиту”.

“Следующим этапом стала разработка двигателя для первого полёта человека в космос. Вся работа по его созданию целиком была возложена на ОКБ Косберга”.

Во-первых, это не верно, и дальше по тексту сплошные выдумки. По моим представлениям ракета, на которой летал Гагарин, была 2-х ступенчатая: в первой ступени было 5 –двигателей, почему бы её (ракету) не обозвать 6-ступенчатой, раз уже первую ступень посчитали за две? Представляете сразу 6-ть главных конструкторов: 4-боковых, центральной и второй. Шесть Ленинских премий! Наверное, борьба с космополитизмом помешала.
//////////////////////////////////////
ЕЩЁ один списыалист по ракетной технике РАХМАТУЛЛИН !

Хроника полета (время московское)

9 часов 07 минут была дана команда "зажигание". Старт корабля "Восток", в эфире прозвучало знаменитое "Поехали!.." В космическом корабле начали расти вибрация, шум и перегрузки.

9 часов 08 минут произошло отделение первой ступени ракеты-носителя, заработала вторая ступень.

9 часов 10 минут произошел сброс головного обтекателя ракеты-носителя. В эфире раздался голос Гагарина: "Вижу Землю… Красота-то какая!".

9 часов 12 минут отделилась вторая ступень ракеты-носителя. Заработала третья ступень.
РАХМАТУЛЛИН, ОБРАТИ ВНИМАНИЕ : ЗАРАБОТАЛА ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ

9 часов 18 минут произошло разделение космического корабля с носителем и выход его на околоземную орбиту.

9 часов 21 минут Гагарин доложил, что наступило состояние невесомости.
*************************
О создании третьей ступени и Косберге почитай в интернете

15 июля 2019 в 08:11

Вы, Фима таки не поняли, что разогнавшись до 2-й космической скорости, Гагарин назад бы не вернулся, поэтому Вам рассуждать о ракетах категорически противопоказано.

15 июля 2019 в 12:59

Вадим-603 Рахматуллин-938
Сегодня в 08:11
Вы, Фима таки не поняли, что разогнавшись до 2-й космической скорости, Гагарин назад бы не вернулся, поэтому Вам рассуждать о ракетах категорически противопоказано.
//////////////////////
Я 33 ГОДА ПРОРАБОТАЛ НА ОМСКОМ ЗАВОДЕ ПОЛЁТ , по производству ракетной техники ,в одном из головных цехов завода , последние годы начальником ОТК.
и энтот списыалист ,мне говорит : Вам рассуждать о ракетах категорически противопоказано.
Ну я такому списыалисту только могу сказать : ПНХ.

14 июля 2019 в 12:00

14 июля 2019
Власти Петербурга потребовали справку о том, что Борис Стругацкий был писателем .

Городской комитет по культуре готов согласовать установку мемориальной доски, если будет предоставлен соответствующий документ, рассказал «Эху» депутат Заксобрания Санкт-Петербурга член фракции «Яблоко» Борис Вишневский.
По словам Вишневского, что такой бюрократический абсурд и невежество не лучшим образом характеризуют комитет по культуре Санкт-Петербурга.
******************
Ничего удивительного .
Вероятно в этом комитете по культуре сидят УЖАКИНЫ . !

14 июля 2019 в 15:16

Забавна эта ссылка на авторитеты в наше время, аргументов стоящих нет?

14 июля 2019 в 16:32

Ужакин пошел в разнос и сдурел окончательно. Я про " местечко захватившее великую русскую культуру " Ужакин вы чего несете. Как " сонька золотая ручка " может захватить " Тихий Дон" Или "биндюжник и король " захватить " Хождение по мукам "
Как можно захватить искусство Пырьева Мойсеева Ефремова Орловой Марецкой и тысяч другого. Всего не перечислить.
" Захватить" ( словечко то какое) можно бездарь. Уничтожить и стереть. И это правильно.
Искусство живет параллельно обогащая друг друга.
Вообщем пошел на .....

14 июля 2019 в 20:49

марк
шнайдерман
Сегодня в 16:32 Вообщем пошел на .....
//////////////////
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ,ШЁЛ БЫ УЖАКИН
НА ХУТОР БОЖИЙ , БАБОЧЕК ЛОВИТЬ !

14 июля 2019 в 22:46

Что-то Вас всех тут сегодня ошпарило эмоциями, дорогие мой обитатели ЗАВТРА.
Нет, чтобы в восресный день в Церковь сходить, или шашалык изб арашки сделать, или любимых женщин обнять, с детьми на великах покататься! А можно, кстати, все вышеперечисленное уместить в один день.тоже здорово будет. А тут , блин, все ругаются.давайте хотя бы сойдемся на величии Пушкина , и Кама--сутры!))))

15 июля 2019 в 08:26

Великий писатель УЖАКИНД уничижительно называет
Аркадия СЕДОВА - ХАЙКИНЫМ ,КАК БЫ ПОДЧЁРКИВАЯ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
СЕДОВА .
А Хайкин считаю лучше звучит чем зоологическое УЖАКИН !
Между прочим Борис Хайкин один из величайших дирижёров современности.

-Когда в СССР развернулась борьба с евреями,Борису предложили сменить фамилию.
он ответил "Фамилию менять не стану, но готов на компромисс
- согласен заменить вторую букву А на букву У ; тогда моя фамилия будет звучать совсем по-русски".

15 июля 2019 в 08:42

Он вообще нас называет инородцами и негоями и жидами . Ну что с этого патентованного можно взять .

15 июля 2019 в 08:56

Бабель- совершенно замечательный писатель, рассказами которого зачитываются уже много поколений. И будут зачитываться.
А то, что он трахнул супругу какого-то Ежова ( а самому Ежову она была как собаке пятая нога), так чтоб ему было на здоровье. Жаль, что Бабель не трахнул самого Ежова, Буденного, Ворошилова и товарища Сталина.

15 июля 2019 в 22:25

Автор разбередил целый рой тех, кто и сегодня хотел бы быть "практикующим магом"

16 июля 2019 в 12:36

Супругой Ежёва был Бабель.

16 июля 2019 в 12:41

Бабель и Соболь - погоняло звучат неприлично в женском роде.

16 июля 2019 в 12:50

Сергей Никулин
Сегодня в 12:41
Бабель и Соболь - погоняло звучат неприлично в женском роде.
****************************
СЕР ГЕЙ Никулин - погоняло звучит неприлично в мужском роде !

16 июля 2019 в 13:33

Lipa - ту тупой. Сержант аРМИИ оБОРОНЫ местечка.

16 июля 2019 в 13:53

Ты хочешь сказать, что ЕВ-ГЕЙ звучит неприлично в мужском роде. Ты Грязный анисимит, вонючий.

16 июля 2019 в 17:52

Нифуйлин тоже звучит не плохо

16 июля 2019 в 19:35

Погоняло твоё орк? А зовут тебя как? Орк Сдов.... Что и погоняло!
Шнурофф.

16 июля 2019 в 19:36

Я бы даже добавил к вышесказанному, что твоё погоняло орк Бздов с болшой пуква П.

16 июля 2019 в 19:57

CРиГей Нифуйкин звучит горда . Особенно если вместо ф поставить букву х .

Сегодня в 09:11

Aрк Седов
16 июля 2019 в 17:52
Нифуйлин тоже звучит не плохо
/////////////////////
нет ,звучало бы лучше Нихулин !

16 июля 2019 в 12:46

Бабель - она же была по его же... "Индей".

Сегодня в 09:25

Сергей Никулин
16 июля 2019 в 12:46
/////////////////////////////////////
СИРОЖА ! Узбогойся ! Не кипеши ! По сравнению с Бабелем - ты ТЛЯ .

16 июля 2019 в 19:02

Есть кантовская экстрамораль, которая со звёздным небом над головой, есть инфрамораль, которая горит адским пламенем.
Но вот то, что вешает людям на уши Бабель, Ефим и иже с ними, я не понимаю.
Чтобы понять этот эрзац, надо стать такой же нелюдью-зомби-биороботами.
Образ Творца-Русский Человек ни когда не опустится до этой мерзости.

Сегодня в 09:21

Ильдар Сигачёв
16 июля 2019 в 19:02
Есть кантовская экстрамораль, которая со звёздным небом над головой, есть инфрамораль, которая горит адским пламенем.
Но вот то, что вешает людям на уши Бабель, Ефим и иже с ними, я не понимаю.
Чтобы понять этот эрзац, надо стать такой же нелюдью-зомби-биороботами.
Образ Творца-Русский Человек ни когда не опустится до этой мерзости.
//////////////////////////////////////////////////////
в газете ЗАВТРА ОБРАЗ ТВОРЦА - русский человек - это злобный зоологический антисемит ,
пример - Штатный антисемит газеты Александр Иванов , и творцы - Ужакин ,Криворучко ,
Никулин ,Сердюк и несть им числа !
Это цвет русских людей по мнению СИГАЧЁВА !
Ильдар , тебе непонятен Бабель ,тебе видно понятен Хамас .которого принимает друг всех террористов товарищ Сергей ЛАВРОВ .