Авторский блог Марина Струкова 16:31 13 июня 2013

Уроки иврита

Иудеи считают ближними только иудеев. Христиане – всех. Христианская трактовка эффектна, но нереалистична – как, например, требование к каждому человеку быть способным полететь в космос или сочинить симфонию – а способны не все. Иудаизм реалистичен. На мой взгляд, именно толкование этой фразы – граница между иудаизмом и христианством, между сбывшимся еврейским реализмом и пока что несбывшимся христианским идеализмом.
42

Религии – двигатель истории. Они формируют культуру и характер народов, толкают на завоевания или заключения союзов, определяют судьбы мира.  Мы знаем, насколько высокие позиции занимают евреи в правящих классах всех стран, в сфере политики, экономики, культуры. Думаю, что благодаря определенным чертам характера, а их веками формировала религия.

Атмосфера еврейской религиозной общины совсем несхожа с обществом прихожан христианской церкви. Я бы отметила её замкнутость, сосредоточенность на своём состоянии, взгляд этого сообщества обращён внутрь, словно у человека, который прислушивается к своим ощущениям. И культ единства. Он во всём – в ритуалах, молитвах, на уроках Торы и иврита формируется, поддерживается, о нём напоминает всё. Собственно в еврейской среде меня интересует национальный менталитет, отношение к иноверцам, цели, которые ставит перед собой этот народ, и особенно ценность иудаизма для его адептов.

…Тамар поднимает карточку, где нарисована «алеф» и спрашивает:

- Кто скажет мне о мистическом значении этой буквы?

- Она означает единство. То, что Бог один.

- А ещё?

- Еврейский народ един.

Почему Тамар спрашивает именно об этой букве? Мы уже много букв знаем. Это курсы иврита при одном еврейском учреждении.

- Когда еврейский народ един, Бог присутствует среди нас. – Говорит учительница.

Тут вспомнились мне слова моей православной бабушки:

- Христос говорил: «Где двое-трое во имя мое, там и я посреди них».

Но был в иудейском и христианском единении смысл разный. В еврейское сообщество Бог снисходит за то, что евреи просто собрались вместе, то есть даже не молясь, но просто  чувствуя приязнь друг к другу. А Христос обещает прийти лишь к тем, кто верит в него, о национальном единстве речи нет. Если соберутся для молитвы крещёные русский, англичанин, монгол, Бог, с христианской точки зрения, окажется среди них. Может ли такая религия быть подспорьем для национального единства? Думаю, только если в этом заинтересовано священство, которое займётся соответствующей трактовкой.

Вспоминается: я и ещё две девушки в том же учреждении изучаем Танию. Здесь же Рут – женщина лет пятидесяти, на мой взгляд, очень хорошая знающая еврейскую философию. Она говорит:

- Евреи должны проводить шаббат вместе, в синагоге.

- Но ведь можно молиться дома... – Замечает одна из нас.

- Конечно, можно. Но только если евреи молятся вместе, с ними Шхина – Божественное присутствие.

Раввин говорит неофиту:

- Требуется не просто изучить и соблюдать традиции, но нужно войти в другой народ. Если ты не знаешь никого в синагоге, стоишь отдельно, не интересуешься единоверцами, то не станешь своим. Иди к людям. Войти в другой народ – вот смысл гиюра.

Когда я сказала знакомому израильтянину, что пишу на тему единства евреев, он заметил, что русские более объединённый народ, чем евреи.

- Но мы просто скрываем наши разногласия, проблемы.

- Так вот в чём еврейская тайна – в скрытности?..

Мне хочется проникнуть в суть иудаизма самой – читать первоисточники, видеть людей там, где они чувствуют себя в своей замкнутой среде. Когда-то мой православный коллега, с которым мы любили дискутировать о религии, спросил, узнав, что я впервые побывала в синагоге:

- Ты испытала какое-то вдохновение, озарение?

Признаться, тогда - нет. Скажу, что в юности я испытывала чувство облегчения, побывав в церкви, словно переложила на кого-то груз своих проблем. Но именно на уроке иврита, слушая, как Тамар говорит о единстве Бога и народа, я ощутила чувство душевного тепла, психологического комфорта, от того, что мы вместе слушаем эти мудрые слова.

С другой стороны, уже лет двадцать назад отказавшись от христианства, я лишила себя праздников, праздники других религий своими не воспринимаются.

Сидим на другом уроке, в кафе, где крыша поднимается шатром из сборчатой ткани, в центре этого цветка – лампа, что-то напоминает о древнем Востоке. Я люблю поучение Талмуда ученику мудрецов: «Пылись в пыли их ног и внимай с жадностью словам их».

Рав Авраам – с хитрыми чёрными глазами и почти сросшимися тёмными бровями чем-то симпатичен мне, видно, что человек добродушный и остроумный. Он говорит с нами о покаянии, о животной и божественной душе. О том, то если человек видит чей-то недостаток, пусть не спешит злиться и осуждать – это его личный недостаток отражён в другом, как в зеркале. Мы друг для друга – зеркало. И когда еврейская молитва перечисляет разные прегрешения, даже не зная за собой какого-либо проступка, нужно каяться в нём – каяться за тех в народе, кто его совершил. Ответственность каждого – за всех. В какой ещё религии это культивируется? Но есть обратная сторона медали – евреи, забывшие религию, но всё же считающие себя таковыми, своими поступками компрометируют не только себя, но и весь народ в целом. Вспомним пресловутых олигархов, снискавших себе ненависть в глазах всей России.

На праздник Суккот, символизирующий сбор урожая, принято произносить благословение над четырьмя растениями, абсолютно разных по своим свойствам вкусовым и эстетическим. Внутренний смысл этого обычая — в объединении всех евреев, разных для одного дела – служения Богу.  

«Возлюби ближнего своего как самого себя» - это говорил Христос. И это же говорил Гиллель, когда пришёл к нему иноверец с вопросом: можно ли выразить суть Торы одной фразой? В чём же разница еврейской и христианской трактовок этого предписания?

Иудеи считают ближними только иудеев. Христиане – всех. Христианская трактовка эффектна, но нереалистична – как, например, требование к каждому человеку быть способным полететь в космос или сочинить симфонию – а способны не все. Иудаизм реалистичен. На мой взгляд, именно толкование этой фразы – граница между иудаизмом и христианством, между сбывшимся еврейским реализмом и пока что несбывшимся христианским идеализмом.

Исследователь еврейской мистики Гершом Шолем в своей книге цитирует каббалиста Кордоверо: «В каждом имеется нечто от ближнего его. Поэтому всякий человек, который грешит, наносит вред не только самому себе, но и той части своего существа, которая принадлежит другому… Израильская нация – это живое органичное существо, единство в совокупности, в котором индивидуумы не теряются, а напротив, нация проявляется через них. Так возникает израильское национальное сознание – сознание целостной совокупности, проявляющейся как в пространстве - вся Вселенная, так и во времени - все поколения». В пространстве и времени – вот для чего еврей должен каждый Песах чувствовать, что именно сейчас происходит исход из Египта, а в Пурим, что именно сейчас евреи одолели врагов... «А ларчик открывается просто, - продолжает автор, - любовь отдельно взятого еврея к своему народу основанана его любви к самому себе». Эгоизм? Но ведь в тебе – частицы душ твоих ближних. Значит, альтруизм. Круг замыкается. «И так же, если скажут идолопоклонники: «Выдайте нам одного из вас, и мы его убьём. А если нет – убьём вас всех» – пусть убьют их всех, но не выдадут одну еврейскую душу», - пишет Маймонид в «Мишне Тора». Тема единства столетиями  прорабатывается еврейской религиозной философией постоянно и настойчиво.  Она фундамент иудаизма. Собственно, и цель Каббалы подразумевает соединение всех очищенных душ в одну и возвращение её к Божественному источнику. Когда-то сосуды, структурирующие мир, не вместили в себя божественный свет и разбились, как объясняет лурианская Каббала, вселенская гармония разрушилась, но её можно вернуть, если соблюдать заповеди. «Когда единый народ изучает единую Тору, то соединяется с единым Богом».         

Такой вот пример единства для всех. Ведь, как говорит наша наставница Тамар:

- Присутствие Бога в едином народе - это относилось бы и ко всему человечеству, живи оно в мире.

…Правда, некоторые установки иудаизма ставят под вопрос её идеалистические взгляды.

 

«Гой, который изучает Талмуд, достоин смерти». Некто предостерёг меня, что первое утверждение относится именно к тем иноверцам, которые рассматривают это произведение с враждебной точки зрения. На что я ответила, что критикую не Бога, не религию, а несколько фраз, сформулированных обиженными жителями гетто. И как гласит тот же Талмуд, спор во имя Неба когда-нибудь приведет к цели, а спор не во имя Неба ни к чему не приведет.

Большая часть иудеев, исключая реформистов и караимов, считает, что кроме Торы Письменной (Ветхий Завет) на Синае Моисею была дана и Тора Устная, она же – Талмуд, своеобразной выжимкой из которого является «Шульхан Арух» - объяснение, как следует исполнять заповеди в повседневной жизни. Когда-то русские националисты выбрали из «Шульхан Аруха» сто законов и опубликовали, чтобы явить широкой публике, как предписано иудеям относится к остальному человечеству, исключая разве что принявших законы Ноаха.  «Шульхан Арух» был записан в Средние века Йосефом Каро. Одновременно подобный труд хотели создать другие раввины. И, разумеется, эти труды разнились бы по содержанию, поскольку талмудисты часто дискутировали друг с другом.

Передо мной «Хитат» – сборник молитв и псалмов на очередную неделю, 1-7 июля 2012 года соответственно. На странице 52 цитируется давно знакомый мне закон из «Шульхан Арух»: «Еврейке не следует помогать нееврейке при родах, кроме как в случае, когда эта еврейка известна как акушерка – и в этом случае ей это разрешается (чтобы не вызывать вражды к нам), но только за плату и в будний день». Дата выпуска «Хитата» указана выше, следовательно, и написанное в нём считается издателями актуальным и современным. Раздаётся в еврейских учреждениях бесплатно.

Теперь отступление. Как известно, соответственно мнению еврейских мудрецов, у каждого еврея – две души.  Одна из них – животная, она отвечает за материальные эгоистические потребности тела, а вторая – божественная и отвечает за связь с Богом. Божественную душу еврей получает в 13 лет, еврейка в 12 лет. У прочих же людей, гоев, на всю жизнь остаётся одна душа – животная. Такие же души у зверей, птиц и рыб. Логический вывод: гой в глазах религиозного еврея действительно животное.

Когда я написала об этом на одном форуме, евреи меня начали с возмущением опровергать: «Это не так!», но доказательств обратного – цитат из того же Талмуда не привели.

Вернёмся к процитированному мною закону из Талмуда, к еврейке, которой запрещено помогать нееврейке. В шаббат евреям запрещено делать почти всё, но, тем не менее, если они видят того, кто в опасности, в силу вступает закон о ценности человеческой жизни - «Нефеш пикуах», и еврей спасает и лечит евреев в шаббат. Но если еврейке запрещено помогать нееврейке, следовательно закон о ценности человеческой жизни тут не действует. Почему? Нееврейка – не человек в глазах талмудистов, она - существо с одной душой – животной, ничем не лучше кошки или собаки. Но ведь животным в будни помогать можно. Однако еврейке запрещено спасти гойку и в будни. Значит, последняя для еврейки – хуже животного. Иного вывода сделать не могу. Хотя на деле израильтяне очень отзывчивый доброжелательный народ, и невозможно представить, что какой-нибудь турист, попавший в беду, не получит помощи в этой стране.

 Думаю, в данной статье есть два «урока иудаизма» – положительный и отрицательный – национального единства и межнациональной розни.

В книге «Еврейский мир» читаю о том, что разъяснения Устной Торы лишь «основаны на принципах», данных Моисею. «Основаны на принципах» не значит «продиктованы Богом». Следовательно, у мудрецов была определённая свобода в том, как формулировать тот или иной закон.  И они этой свободой пользовались, когда считали нужным. Например, даже слова письменной Торы «Око за око» осмелились трактовать так: если один еврей лишит другого глаза, не следует лишать глаза преступника, но только взять с него штраф в пользу потерпевшего. Но в случае с неевреями они смягчать формулировок не хотели и сейчас не хотят! Им легче путано пояснять, что в подобных законах под «гоем» имеется в виду дурное начало. Это, простите, объяснение для лохов. Другая версия: законы были созданы во времена, когда евреев жестоко преследовали в изгнании, неудивительно, что они были настроены против иноверцев. Но сейчас, в России, где евреи становятся миллиардерами и покупают дворцы за границей, роскошные яхты, играют значительную роль в политике, шоу-бизнесе, где сам президент является на их мероприятия в кипе, можно было бы отредактировать «Шульхан Арух», убрав из него перлы, подобные указанию продавать гою муку с червями?  Но они не уберут, хотя вновь и вновь будут слышать упрёки в религиозном расизме.

«И возведите ограду вокруг Торы» – так был создан Талмуд, эта многослойная скорлупа толкований и объяснений вокруг золотого зерна Закона. И антисемитизм тоже часть этой скорлупы. Разные истоки имеет он у разных людей – бытовые, религиозные, политические. Но за всеми ними действительно религиозный еврей видит единую причину: «…объясняется это явление чрезвычайно просто: антисемит — это кнут в руке Всевышнего, кнут, которым Господь наказывает нас за наши грехи». («Пламя не спалит тебя». Пинхас Полонский). То, что кажется еврею проявлением антисемитизма, должно вести его не на форум создавать очередную тему о юдофобах, а в синагогу – каяться за свой жестоковыйный народ. «И сделал вас царством священников, народом святым». Священство не имеет смысла без паствы. Но когда священник превращается в торгаша или в шута на службе власти, когда дар убеждения воплощается в лживые статьи либеральных или левых газет, паства обращается против него. Те, кто пытался раствориться среди чужих племён, ассимилироваться, получил ещё большее отторжение со стороны окружающих иноплеменников. «И задуманному вами не бывать - не бывать сказанному вами: «Будем жить, как другие народы».

 Чем обычно упрекают евреев иноверцы? Разными жестокостями, описанными в Торе. Несомненно, записывая всё в Книгу, авторы не могли не понимать, что это, в конце концов, будет прочитано и посторонними. Надеялись ли они навести примитивный страх на чужаков своими победами и карами, или был более глубокий замысел в перечислении казней и расправ? То, что Книга Книг пережила века, и под её косвенным - через христианство и ислам -  влиянием сформировались европейская и восточная цивилизации, то, что её строки вдохновили еврейский народ на возрождение Израиля из небытия, то, что и сейчас философия иудаизма, проникшая в культуры почти всех народов, определяет миропонимание миллионов, говорит о том, что её создатели или создатель сделали верный расчёт. Но как же всё-таки с перечислением жестокостей, которыми оппоненты всегда могут упрекнуть избранный народ? Неужели мудрецы Израиля не предвидели и это, почему не вычеркнули фразы: «И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых… и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, царём Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми» (Второзаконие 3:3-6); "И поразили они его и сынов его и весь народ его, так что ни одного не осталось живого, и овладели землёю его …" (Числа 21:35); "И предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых" (Второзаконие 2:34). 

Мы знаем, что в истории других народов и религиозных течений были не менее впечатляющие факты расправ с инакомыслящими и врагами. Крестовые походы, тысячи костров инквизиции и горящие срубы раскола, междоусобные бойни, погромы, революции и репрессии.  Но эти драматические события не внесены в священные, богослужебные писания, зафиксированы только в светских документах.  

Так зачем подобные факты оставлены евреями в Торе? Да чтобы сохранить свою самоидентификацию, несмотря на странствия по миру и его соблазны. Иноверцы,  прочитав в Торе «компромат» на избранный народ, станут сторониться его –  на это и рассчитывали иудейские мудрецы. И сейчас их идейные наследники, видимо, не считают Израиль достаточно прочным государством, поэтому в расчёте на возможную потерю страны или массовую эмиграцию из неё вследствие войны, сохраняют свои священные тексты неизменно агрессивными, рассчитанными на самоизоляцию в любой среде. Ненависть – вот лучшая ограда, чтоб не раствориться средь племён!

Неужели нет иного способа?

 

11 0 11 743
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой