Урбанистическое будущее, которого мы не видим 
Авторский блог Михаил Хазин 11:56 14 февраля 2019

Урбанистическое будущее, которого мы не видим 

новая парадигма городской инфраструктуры рождается прямо у нас на глазах
26

Сегодня я вышел из дома и обнаружил, что у нас в который раз в этом году, очищают от снега крышу… А чуть позже мне пришлось побеседовать с одним «всепропальщиком», который на голубом глазу объяснял мне, на примере дорог и транспорта, что в Москве ничего хорошего не происходит.

Какое-то время я терпел, но, всё-таки, это откровенное враньё. НИв результате у меня появилось непреодолимое желание сказать, что что-то всё-таки произошло. Поскольку эмоциональное раздражение было большое, текст получился достаточно эмоциональным (типа: получи и заткнись), и, более того, я подозреваю, что написал не всё. Но впрочем, все равно получилось достаточно убедительно.

Масштабы больших строек редко видны глазу простого прохожего, если только не связаны с такими же масштабными скандалами и перекрытием всех центральных улиц. Подозреваю, что современники египетских пирамид тоже шастали мимо без особого интереса — повседневные дела куда важнее, чем амбициозные задумки властей. Я оказался в похожей ситуации, когда на днях изучал расписание экспрессов в аэропорт «Домодедово», поскольку в разгар снегопадов стоять в 9-ти балльных пробках мне как-то совсем не хотелось. Но при бронировании билета обнаружил наличие новой промежуточной остановки «Верхние котлы», что привело меня в некоторое замешательство. Просмотр вкладки с рейсами из «Шереметьево», где красовалась новая для меня станция «Окружная», только усилил эффект. Находясь в ощущении, что пропустил что-то важное, я стал изучать новости.

Вы знали, что из аэропорта на аэроэкспрессе теперь не надо ехать в центр, а потом обратно на метро? Можно пересесть сразу на МЦК (для тех кто не знаком еще с этим чудом - то это Московское Центральное Кольцо). А то, что в 2018 году построено 17(!) новых станций метро? Такие темпы не знакомы даже нашим пенсионерам из числа строителей коммунизма. А про центральные диаметры знаете? Пригородные поезда будут ходить через центр. А про беспилотные составы на МЦК через 2 года?  не в Лондоне, а у нас в Москве!!! Я даже вчера (после некоторого перерыва) проехался по МЦК и в буквальном смысле дезориентировался: стал искать указатели на иностранном языке. Так быстро попадать в Европу из первопрестольной мне еще не доводилось.

Прямо как в Париже, только чище...

Глядишь такими темпами скоро наши вороватые беглецы из Лондона будут проситься обратно в Москву…

Урбанистическое будущее, которое всегда маячило у нас со стороны развитых цивилизаций, внезапно наступило не в Лондоне, а у нас в Москве!!!

Дальнейшее изучение новостей позволило сложить целостную картину происходящего. Столичные власти совместно с РЖД несколько лет назад задумали грандиозный план строительства нового транспортного каркаса Москвы и реализуют его стахановскими темпами. Результат при этом не выглядит кривой наспех слепленной декорацией. Претворение в жизнь городских инициатив подобного масштаба уместно наблюдать на примерах Сингапура или Шанхая. Для Москвы такой опыт откровенно нетипичен.

Более того, это беспрецедентный случай реализации инфраструктурного потенциала города, который осуществлен не по заказу политических элит, а в интересах экономического и социального развития территории. До недавнего времени в стране не было даже понимания необходимости такого подхода, не говоря уже о его реальной разработке. В некотором смысле можно говорить, что произошло социально-экономическое чудо, сдвиг парадигмы, синергетический эффект который нам только предстоит оценить. Пока же можно вовсю пользоваться тем, что сделано. А сделано, как я уже говорил, немало. Новые линии метро, уходящие за МКАД в строящиеся районы. Многоэтажки там еще не все готовы для жизни, а связь с «большой землей» уже есть. Кольцо МЦК, соединённое с радиальными направлениями железной дороги так, что на центральных вокзалах теперь можно не толкаться без надобности. Если это не бархатная революция в сфере инфраструктурных проектов, то что тогда? Может, вам мало аргументов? Тогда посмотрите на проект строительства Московских центральных диаметров.

Сама возможность пустить пригородные поезда через центр выглядит утопичной. Это Москва, где застройка хаотична, где подземные инженерные коммуникации фактически заменяют собой почву, где получение любых строительных разрешений в самом быстром режиме занимает месяцы. Вот он мой любимый пример правильного подхода.

Однако сегодня этот проект — уже реальность: две первые линии МЦД (Одинцово—Лобня и Подольск—Нахабино) заработают в 2019 году. Не припомню, чтобы средства городского и федерального бюджета, вложенные в транспортную инфраструктуру, использовались более эффективно, а не распиливались по своим компаниям-однодневкам, выигрывающим миллиардные тендеры с уставным капиталом в 10 000 руб и полным отсутствием опыта работ. Когда Собянин говорил о необходимости борьбы с пробками и развитии городского транспорта, я даже близко не мог бы представить, что это будет реализовано ТАК.

Более того, создание нового транспортного каркаса города — это не только и не столько новые станции, удобные пересадки и теплые павильоны. Если копнуть глубже, можно увидеть новую парадигму городской инфраструктуры, которая рождается прямо у нас на глазах. На смену сумбурной точечной застройке, традиционной для Москвы в силу исторических и административных причин, приходит системность, в основе которой — принципы опережающего развития, проактивный подход к формированию городской среды. Кажется, такими темпами урбанистического развития мы скоро оставим далеко позади Лондон, Дубай и Сингапур вместе взятые. Туда им и дорога.

Фото Дмитрия Чистопрудова

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
14 февраля 2019 в 16:01

Так Москва ж - Путинцентр. Глубинный народ в восхищении.

14 февраля 2019 в 21:39

Ну, Новосибирск, к примеру, тоже развивается. Единственная проблема - очень медленно строится метро.

14 февраля 2019 в 17:41

Миша только подтвердил общеизвестный, общероссийский тезис : Москва не Россия ...
Для меня возрождение страны, это возрождение пассажирского авиапрома , хотя бы 50% от Советского , со стопроцентной локализацией узлов и деталей , что даст не менее 7-8 миллиона рабочих мест... Но поезд,кажется, ушёл навсегда.

14 февраля 2019 в 21:37

А что, в России есть 7-8 миллионов безработных, жаждущих занять эти 7-8 миллионов рабочих мест?

Впрочем, цифры "7-8 миллионов" - это фантазии. В "Боинге" работает 165 тыс.человек, в "Эйрбас" - 133 тыс.

15 февраля 2019 в 08:54

"Смежников" не учитываете....

15 февраля 2019 в 14:47

Да, но их же не в 100 раз больше, чем работников авиапроизводства.

14 февраля 2019 в 19:26

В России наблюдается снижение численности населения (простым языком – вымираем), при этом продолжается бесконтрольный бурный рост нашей дорогой столицы – Москвы, которая «оттягивает» значительную часть молодого (трудоспособного) населения изо всей России.
Для сравнения, в столице США – г. Вашингтоне, численность населения в 1950 году была 0,8 млн. человек, а в 2010 году - 0,6 млн. человек.
Законом г. Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы"
был утвержден Генеральный план города Москвы, в котором указано, что «Дефицит трудовых ресурсов будет покрываться за счет мигрантов (в том числе иностранной рабочей силы), работающих пенсионеров и подростков, "маятниковых" мигрантов из Московской области».
Использовать труд подростков – это чисто капиталистический метод эксплуатации трудящихся (Московские депутаты в такой редакции приняли указанный закон).

Убыль населения, на огромных просторах России, еще обернется очень тяжелыми последствиями. Территория России пустой не будет – заселят мигранты. Вопрос массовых конфликтов в Москве с иностранными мигрантами – это также вопрос времени.
В самой Москве напряженность перенаселения уже дает о себе знать. Достаточно сказать, что метро не резиновое (работает с 1935 г.), а увеличение интенсивности его эксплуатации может привести к тяжелым авариям. При этом, вопрос хранения личного автотранспорта не решен.
Восторг по поводу интенсивного расширения Москвы – это от непонимания градостроительных законов. Ну, а как финансируется Москва – это отдельный разговор.

14 февраля 2019 в 21:58

Владимир Ищенко: "Использовать труд подростков – это чисто капиталистический метод эксплуатации трудящихся"

"Чисто капиталистический"? ))))))

" Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР» была создана сеть ремесленных и железнодорожных училищ с двухгодичным сроком обучения и школ ФЗО (фабрично-заводского обучения) с шести- и десятимесячным сроком обучения.
...
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР», Совету Народных Комиссаров СССР предоставлялось право ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тыс. до 1 млн человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16-17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.

В порядке призыва (мобилизации) председатели колхозов обязаны были ежегодно выделять по два человека молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16-17 лет — в школы фабрично-заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет, а городские Советы депутатов трудящихся обязаны были ежегодно выделять молодежь мужского пола в возрасте 14-15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16-17 лет — в школы фабрично-заводского обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.
...
Все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считались мобилизованными, обязаны были проработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР (с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях) и пользовались отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно-Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы на государственных предприятиях".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственные_трудовые_резервы_СССР

В 14 лет призовут, 2 года отучат - в 16 лет уже у станка.

Говорите, "подготовка к войне"? Но штука в том, что эта система была отменена только через 8 лет после войны, уже после смерти Сталина - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1953 года «Об отмене призыва (мобилизации) молодёжи в ремесленные и железнодорожные училища».

14 февраля 2019 в 23:30

Vladimir
Barakhnin Разговор идет о Московских депутатах, которые в 2010 году утвердили, что в Москве «Дефицит трудовых ресурсов будет покрываться за счет мигрантов (в том числе иностранной рабочей силы), работающих пенсионеров и подростков, "маятниковых" мигрантов из Московской области».
Что касается направления из колхозов в ремесленные училища - это было благо для многих ребят (одевали, обували, кормили и еще давали стипендию).
Сейчас такого нет. Живи как хочешь.

14 февраля 2019 в 23:50

Нет, разговор идет о Вашем высказывании "Использовать труд подростков – это чисто капиталистический метод эксплуатации трудящихся".

Процитированный Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года показывает, что и социализм был нацелен на использование труда 16-летних подростков.

А что до "направления из колхозов в ремесленные училища - это было благо для многих ребят" - так в ремесленные училища направлялась не только колхозная, но и городская молодежь. Насчет "стипендии" - Ваши домыслы: формулировка Указа "Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства" выплаты стипендии явно не предполагает (тогда и в вузах и техникумах стипендии платили только отличникам).

15 февраля 2019 в 00:17

Вы понятия не имеете о колхозниках и колхозах. Я окончил школу в колхозе и уехал в город. А мой брат учился в ПТУ (получал стипендию, а потом отрабатывал 2 года на предприятии, которое предоставило хорошее общежитие и нормальную зарплату).
У моей мамы была справка в которой говорилась, что "девица ...... из бедной крестьянской семьи, направлена в город ...... для обучения ....." Я читал эту справку и расспрашивал про то как жили раньше.
Вот сейчас живут как до революции.

15 февраля 2019 в 14:49

Полагаю, что Ваш брат учился в ПТУ уже после 1953 года, когда училища комплектовались по призыву.

14 февраля 2019 в 21:54

Я живу в Уфе, столице Башкирии и могу сказать, что у нас о такой инфраструктуре как в Москве и слыхом не слыхивали. А почему это происходит? А потому что все ресурсы стягивает с региона Москва. Во времена правления у нас Рахимова, хоть его и небезосновательно критиковали, большая часть ресурсов оставалась в регионе. Ввиду этого было хоть какое то развитие. Сейчас же все предприятия у нас скупили москвичи, пришла Роснефть и отжала нефтянку и нефтепереработку у республики. Проводится колониальная политика по отношению к региону. Где же быть инфраструктуре? Михаил Хазин такие вещи должен знать, но почему-то не озвучивает. Ты выйди за МКАД, посети российскую глубину и увидишь истинное положение вещей. А красивая московская обёртка махом слетит и покажет неприглядную действительность.

15 февраля 2019 в 09:00

Эт, точно. "Выйди за МКАД , чей стон раздаётся..." /без иронии/.

15 февраля 2019 в 06:23

"Ты выйди за МКАД, посети российскую глубину и увидишь истинное положение вещей. А красивая московская обёртка махом слетит и покажет неприглядную действительность."
=========================
Точно!

15 февраля 2019 в 11:15

Да, что-то Хазин как бы тово. Да и конгениальный собрат его, Делягин, тоже подпаливаться стал. Кто из них "петров", а кто "боширов" - не так важно, как дело, которому они служат. А дело это всё больше начинает походить на уже привычный псевдоэкономический трёп. Который конечно очень нужен власти.

15 февраля 2019 в 12:33

Давайте порадуемся за москвичей.А у нас во Владимире ......................................................!

15 февраля 2019 в 14:52

Я был во Владимире и Суздале в 2006 и в 2017 годах. Оба города заметно изменились к лучшему. Может быть, каждодневные изменения и не замечаешь, но происшедшее за 10 лет - очень заметно.

15 февраля 2019 в 17:09

Все, что описывает Хазин, правда. Город с приходом Собянина преобразился и превратился в сверкающий столичный мегаполис,не уступающий другим аналогичным мегаполисам мира.

Но не торопитесь завидовать.
Такая концентрация людей в одном месте делает их чрезвычайно уязвимыми для любых сбоев в энергоснабжении, водоснабжении, подвозе продовольствия, вывозе нечистот и пр.
Стоит случится серьезному ЧП с нарушением этих потоков, инфраструктуры, и через несколько суток он превратится в ад.

Город наполнен офисными и торговыми центрами. Бесчисленный офисный планктон торгует воздухом и совершенно не знает реальной жизни и не имеет навыков выживания, кроме как отнять что-либо у других. У людей нет связи с естественной природой, все растет только в огромных кадках и в окружении плитки и асфальта.

Когда огромные территории страны пустеют, выглядит это каким-то дьявольским замыслом, чтобы собрать население в одном месте, а потом уничтожить.Также это идеальная среда для цифрового концлагеря, чипирования, контроля перемещений и общения, а также применения технологий влияния на психику людей электромагнитными излучениями.

Есть в таких местах и особая связь с инфернальным демоническим миром, но об этом не буду, поскольку не уверен, что буду понят.
Обустраивайте те места, где живете, и лучше поближе к природе.

16 февраля 2019 в 11:47

Можно конечно Москву превратить в оцифрованного технологизированного монстра. Это и происходит с конца 80х годов. Нужно ли? Этот вирус финансового выражения духовности проникал незаметно для либеров, но явно для здоровых людей и поражал живую душу Москвы. Москва - это не Ньй-Йорк, а более живое, естественное и древнее русское существо. Это помешательство на примате финансовых инвестиций над духовными - это просто эпилепсия,тремор, тик, как бы вынуждающий что-то делать, трясти, не важно что, но надо. А если неизвестно-что делать, то спросить у соседей. Они ж-то побогаче, вон у них дороги какие. Это ж из-за богатства. Если не умеешь сам создавать разумную красоту, то копируй. И побольше денег.Вот они и копируют. И инвестируют.

16 февраля 2019 в 11:51

Эй, урки, куда пересадили сердце Москвы? Почему не слышно его биения на Красной Площади. Вот и пульс по всей России почти не прошупывается.И Куранты только эхом напоминают о былом духовном центре.

16 февраля 2019 в 13:31

Интересно у вас тут.
Хазин, кажется, всегда был яростным критиком "путинизьма"? Или я что-то пропустил?
Фотография сделана из окна квартиры на Беговой, где Матвейка живет, всякий раз эту картинку наблюдаю.

Пришелец! Хватит уже изливать тут свою внеземную тоску: "..куда пересадили, куда пересадили..." Давайте еще ямщиков пожалеем.
Конфетки, бараночки, словно лебеди саночки, эх вы кони залетные …!

Ясный перец, - в Москве бешеные деньги аккумулируются со всей страны. Ну так, значит, деньги в стране есть!?
Главное, что деньги в дома/дороги превращаются. Ну, чуток остается застройщикам, - а вы как хотели, чтобы вам за бесплатно делали.
В Раменском, в Жуковском, в Люберцах тоже стройки идут ударно. Стаханов отдыхает.
Есть правда у меня одно гнусное сомнение. Хоть я и оптимист.
Когда-нибудь надо будет остановиться. Поясню: стройки идут пока это выгодно, пока земля московская дорожает, пока вложенный сегодня рубль завтра превращается в червонец, но когда-нибудь это прекратится, тогда стройки станут надуваться спекулятивными пузырями.
Неизбежно, так будет.
Надеюсь, власти осознают этот момент.

16 февраля 2019 в 15:12

Кудинов, а это ТУТ как-раз для того и сделано, чтоб каждый изливал свои чувства и мнения. Кто тоску, кто холодные разумные мысли, кто шизофреническую радость. Вы что, запрещаете мне ТУТ писать? "Не стой на пути высоких чувств!"(БГ) :))

16 февраля 2019 в 16:05

Значит я угадал, - он Пришелец!
Коллеги, заметьте, я же не обратился к Оиду по имени, а просто - Пришелец - и он отозвался.
Теперь осталось выяснить созвездие и расстояние ... в парсеках.

16 февраля 2019 в 19:16

Кудинов, наверное я с планеты Варган, потому и варганоид. Что такое "варган"- можете попросить Баранкина, он хорошо в гугле шарит. Кстати в сети есть тёзка, "варганоид", он на клавишах, на электронике шпарит.)

17 февраля 2019 в 22:33

Автор исходит из заведомо ошибочного посыла. Не восторгаться грандиозными инфраструктурными проектами Москвы надо, а горько плакать. Столицу необходимо РАЗУКРУПНИТЬ минимум вдвое, а лучше - втрое. Титанические усилия по созданию транспортных коридоров для перепихивания почти трёх десятков миллионов человек из конца в конец мегаполиса - бессмыслица. Оставьте в Москве 8 млн. - и все проблемы решатся сами собой. И бездна денег высвободится - пол-России можно благоустроить. Но власти сознательно загоняют ситуацию в "бриллиантовый" тупик.