Сообщество «Информационная война» 14:40 23 сентября 2017

Ураган «Матильда»

наша реакция на фильм - следствие острой социальной напряжённости

«Кто может сравниться с Матильдой моей,
Сверкающей искрами черных очей,
Как на небе звезды осенних ночей!
Все страстною негой в ней дивно полно...»

Ария Роберта из оперы «Иоланта».

В Америке бушует ураган «Ирма» - там принято давать штормам и ураганам человеческие — лучше всего дамские — имена. У нас же разразился катаклизм под названием «Матильда». Безусловно, сия Матильда вроде бы ничего не крушит и не ломает, не убивает людей и не вырывает с корнем столетние деревья. Катастрофа «Матильда» не касается материальных объектов — она прошлась по душам. Я не соглашусь с дерзновенно-пафосными деятелями, которые прямо утверждают: «Фильм режиссёра Учителя — смерть России». Помилуйте, это же не ядерная бомба. Гламурно-пошлая киношка с претензией на голливудский шик не обладает столь разрушительной силой. Однако ураган-балерину всё же не стоит сбрасывать со счетов. Именно этот фильм (а его почти никто ещё не видел!) - сделался притчей во языцех и послужил ни много ни мало — причиной общественного раскола. Это звучит, конечно, диковато. Нелепо-смешно-безрассудно-безумно. Да что там — чудовищно. Многие кино-поделки прошли со скандалом — вспомним всё тот же «Левиафан», о котором в 2015 году не писал и не болтал только ленивый. В начале 2017 года все дружно плевались в сторону «биографии» князя Владимира (феерия «Викинг» с грязюкой и совокуплениями в ней же). Всё ж таки равноапостольный! Но всё как-то схлынуло и забылось — и уныло-серенькая русофобия «Левиафана», и похабный горе-натурализм «Викинга». А здесь... Почему?

Александр Проханов пишет о «Матильде»: «Это оружие, отточенный гарпун, направленный умным китобоем в самую сердцевину русской боли... Это удар по всему русскому, по обездоленной русскости, которая после 1991 года не находит себе места в российском обществе». Польстил Александр Андреевич. Как мне кажется, это не китобой — умный, а время — взрывоопасное. Китобой, то бишь — господин Учитель — решил создать коммерчески-выгодное зрелище — с эполетами, эгретами, бутоньерками и бонбоньерками. Я не думаю, что сюжет о «распутном царе» и «хищно-лакомой танцорке» ему нашептали масоны и рептилоиды. Он — типовой современный деятель искусств — циничный, сребролюбивый, оборотистый. Знающий, что чёрный пиар — тоже пиар. Лучший пиар. Фейерверк и потеха! Для него фигура Николая — просто арт-объект, с коим должно и можно поступать, как заблагорассудится «художнику». А я так вижу и - отвалите! Сия киношка спокойно прошла бы в 1990-х и 2000-х. Даже пару лет назад. На премьере было бы много блескучих селебрити с шампанским — зубастые улыбки и возможно репортаж в журнале Vogue или Tatler. Потом — удручающе пустенькие залы с десятью киноманами и стайкой попкорн-тинэйджеров, которые зашли погреться. Что ещё? Возможно - гневное фырканье знатоков Серебряного века и всей этой Belle Epoque – мол, костюмы фантазийные, декорации — попсовые, да и вообще «картинка» напоминает ...диснеевские мультики, наподобие «Золушки» и «Спящей красавицы». Патока, детсадовское понимание роскоши, бьющая по глазам яркость. И — ничего для сердца. Оно видно даже в трейлере — мишура, занавесочный шёлк да самоварное золото. Скорее всего, заявка на кассовый успех тоже не оправдалась бы. Через неделю мы уже забыли бы «Матильду», как нынче принято забывать обо всех казусах — громких и не очень.

Но почему-то именно этот киносюжет — задолго до премьеры - взорвал социум. Люди разделились на сторонников и противников. Даже и до экстремизма дошло. По какому велению судьбы? Загадка. Режиссёр Учитель — злой гений, Мефистофель и заклинатель стихий? Он вызвал бурю? Нет. Обычный хомо-сапиенс. Никакого демонизма. Да и тема — не так чтобы уж очень горячая. И не новая! На YouTube выложено около десятка развлекательно-публицистических программ, созданных и в 2005-м, и в 2010-м годах — оные посвящались пикантному адюльтеру мадемуазель Кшесинской (реальному иль выдуманному — в данном случае не так важно). Никакого резонанса — я помню сии программы на ТВ. И вдруг — такое. Не тема взыграла, но — мы сами. Наша реакция на «Матильду» - следствие острой социальной напряжённости. Пороховая бочка, в которую — допускаю, что случайно — попала зажигательная «Матильда».

Проханов констатирует: «В сегодняшней России существует три фрагмента, три льдины, на которые раскололось некогда единое советское общество. Это либералы, победившие в 1991 году. Это красные, советские, проигравшие в том же году. И белые православные монархисты, которые проиграли в 1917-м, и весь ХХ век несли непомерные траты. Три эти льдины, три фрагмента находятся в броуновском движении, то сталкиваются друг с другом, то сращиваются, образуя прихотливые и случайные конгломераты». Смотрите, что произошло на фоне «Матильды» - товарищи-коммунисты, которые завсегда были в конфронтации с господами-либералами, вдруг двинули навстречу своим врагам. Ещё бы! Те высмеивают «безвольного и похотливого Николашку», ну и вы - с ними. Вы же против любого царя, не правда ли? И конкретно — супротив Николая Кровавого. И — ринулись нео-большевики плясать вместе с «эхо-московскими» девками! Аж пыль столбом и дым - коромыслом! Но больше всего — скверных запахов. Миазмов. От смешения не смешиваемого часто приключается вонь. И вонь такая, что хоть святых выноси. Ребята-октябрята, куда ж вы лезете-то? Вы хотя бы смотрите фамилию и послужной список автора, чью статью вы радостно поддерживаете! Когда вы поливаете Наталью Поклонскую, вы будто бы подзабыли её вклад в Крымскую Весну. Или вы не кричали «Крым наш!» в 2014 году? Вы поёте хором с продажными блогерами Живого Журнала, которые за бабло маму родную сдадут на плантацию. Те — да, гавкают на Поклонскую. А вы-то куда, комсомольцы-добровольцы? В своей ненависти к России-дореволюционной вы отвернулись от факта, что Сталин-то не выкинул корону империи, а ...поднял её. Вся советская культура — наследница культуры имперской, дворянско-разночинной, царской. Странное дело — вы, товарищи, вовсю ратуете за «целомудренный кинематограф», а сами прыгаете в поддержку скабрезного анекдотца? Безусловно, для коммунистов Николай — не святой, а — «слабый и ничтожный» царь. Пусть так. Но что, если бы всё тот же Учитель (иль кто другой) снял бы сериал «Инесса» - о любовных похождениях дворянина Ульянова-Ленина? Вам было бы радостно? Хотели бы это наблюдать на ТВ или - читать опусы «эхо-москвичей» в блогах? А ведь Ильич — фигура сакральная для многих людей. Не просто так он покоится в Мавзолее — по сию пору. Вопреки всему. И проблема не только в материальных затратах на демонтаж, если таковой решатся произвести. Собственно, не в том дело! В памяти. В мифологии образа. Так в случае с сериалом «Инесса», где вождь мирового пролетариата бегал бы с голой задницей за дивной брюнеткой... стали бы вы хихикать? То-то же! Но — повторюсь — вопрос не в «Матильде» и не в похабстве фабулы, а в нас самих. Бешенство — копится. Причины — как-то неясны. Ментальный тупик, да и погода — круглый год осенняя. Серость, которую мы заслужили. Но не поняли этого. Посему любой сильный раздражитель обращается в порох. Или в ураган. Сеяли пустоту — пожнём бурю. Скажу откровенно - «Матильда» случаем подвернулась нам под руку. Оказалась в нужное время в нужном месте. Точнее — время как раз - ненужное. И — при всё том — весьма тревожное. Все — ненавидят друг друга. Все — враги. Кто выигрывает? А наши «друзья»-либералы — им всё, что смута и раздор — то и праздник. Развалить наметившийся блок имперцев-государственников, да накануне выборов — это ли не мармелад в шоколаде? Им и делать ничего не пришлось — Матильда Феликсовна подвалила всем своим сочным телом...

P.S. В связи со скандалом вокруг «Матильды» невольно вспомнился шедевр «Анна Павлова» 1983 года. Замечена там и Матильда Кшесинская в исполнении Натальи Фатеевой. Изысканное, тонкое, аристократичное кино — с оттенком грусти и ароматом свежести. Тогда умели снимать об искусстве, не касаясь «полового аспекта». Полномасштабный фильм о красоте балета и любви к танцу. Ни намёка на «ориентацию» Дягилева и Нижинского! Ни фразы про «шашни балетных девок». Это уже потом нас просветили, что и как. И — куда. Но — зачем? Представьте себе другую «Матильду» - без постельных сцен. Зато — про балет. Но кому это сейчас можно показывать, кроме снобов-советикус, типа меня? Посему — спасайся, кто может — шумит ураган «Матильда».

1.0x