Сообщество «Коридоры власти» 22:54 10 октября 2017

Управление городами и смена губернаторского корпуса

две причины того, почему в России капитализм не работает на развитие
1

 

Всё, что может испортиться - портится. Всё, что не может испортиться - портится тоже (закон Мэрфи)

Как известно, капитализм, при всех своих социальных издержках, тем не менее обеспечивает экономическое развитие. Там, где это не так, надо искать изъяны в механизме капитализма. Как бы ни было трудно в социальном плане, но со временем сам облик городов и сёл развивающихся капиталистических стран заметно улучшается. Технические и технологические возможности этих стран увеличиваются. Им начинают подражать, туда начинают стремиться, их опыт начинают изучать и заимствовать. Капитализм можно - и нужно - ругать за системные пороки, но пока ни один другой строй не дал сопоставимого по качеству экономического роста. Не только Европа и Китай, но и Россия с Латинской Америкой сейчас и двадцать лет назад - ощутимая разница. 

Как известно, вся экономика делается в территориях. В городах и их районах. Ведь производство имеет территориальное расположение. Города подчиняются краям и областям. И региональные, и городские власти стремятся сделать свои территории привлекательными для инвестиций. В теории. Там, где эта теория воплощена в жизнь, там успехи общесистемного характера видны повсюду. Там, где этого нет, как сорняки в поле, колосятся проблемы упадка и деградации. 

Развитие городов - это комплексная проблема, породившая такое явление, как девелопмент. Этим термином в России принято называть в последнее десятилетие симбиоз местных властей, банков, строительных организаций и риэлторских фирм. Власти дают земли и ставят условия, банки дают деньги, строители строят, риелторы продают построенное. Идёт структурирование сложной деятельности по развитию территории. Именно девелопмент изменяет облик городов и нашу жизнь в них. Капитализм делает технологию работы в этой сфере чувствительной к соблюдению правил, при которых успех возможен или невозможен. 

Прежде всего это наличие рынка свободных земельных участков под проекты застройки. Если их много, начинает действовать целый механизм, направленный на снижение цены строительства и экономический рост. Вслед за удешевлением участков земли цена готовых объектов снижается и сбыт расширяется. Наличие спроса и предложения делает неизбежным удешевление кредита, которым пользуются инвесторы - от корпораций до частных лиц, покупающих в кредит квартиру или магазин. На этот рынок устремляются инвесторы. Приток инвестиций меняет инфраструктуру, растут смежные отрасли - металлургия, стройматериалы, электрооборудование, торговля, транспорт. Растёт сфера услуг. Создаются новые рабочие места, растёт налоговая база. Облик городов изменяется на глазах. При всей корыстности личных мотиваций участников, система работает на благо всех. 

Всякая система, зависящая от человеческой надёжности, ненадёжна (закон Паркинсона) 

Всё это можно развернуть в совершено противоположную сторону. Для этого местной власти достаточно создать искусственный дефицит земельных участков. Планы перспективной застройки секретятся по причине избегания рисков рейдерства. На самом деле рейдерство сохраняется, но во много раз возрастают цены и коррупция. Предположим, в городе есть платежеспособный спрос на 1000 квадратных метров жилья. Чиновники же выделяют место только под 3 стоквартирных дома. Они сумеют убедительно объяснить, почему они так делают. Но по факту спрос обеспечен лишь на 30%. Чиновник сразу устанавливает в таком случае коррупционную связь с застройщиком, которому такой дефицит очень выгоден: это удорожает стоимость застройки. Цены растут вверх, с ними растут прибыль застройщика и откаты чиновникам, спрос сужается, рост развития территории замедляется, проблемы накапливаются и множатся, инвесторы не идут, бюджет пустеет, кредит дорожает, экономика падает, социальное недовольство растёт, гасят его фальсификациями очередных выборов. Велика становится иллюзия, что это "капитализм виноват". Но это не капитализм виноват, а власти. Именно они делают капитализм уродом. Вместо использования его энергии умело и правильно на благо всех. Так можно за аварию самолёта ругать аэродинамику, хотя ошибся конкретный пилот. Можно ругать ядерную физику, хотя ошибся оператор атомной станции. Ругать систему вместо людей - это не понимать ни людей, ни систему. Система - это люди, и они умеют очень хорошо портить любую систему, обвиняя в этом не себя, а систему. Как будто система грешит, а люди в ней в стороне. 

В США давно выстроен механизм, где обеспечено изобилие предложения на земельных рынках городов и штатов. Поэтому система работает на рост. Купить мэра там можно попробовать, но это очень глупое, невыгодное и опасное дело. Это исключение из правил системы, а не закономерность. Спрос на землю стремится быть удовлетворённым на все 100%, строят все, а чиновники ничего не получают, кроме морального удовлетворения. Рост развития облика городов - следствие такого подхода.

В Росси всё наоборот. Земельный фонд под застройку под контролем местной власти, которая стремится максимально выжать всё возможное из каждого квадратного сантиметра площади, поддерживая её дефицит в предложении. Вопросы землеотвода - тема закрытых переговоров инвесторов и мэров. В итоге каждый мэр и его ближайшие замы, не вложив деньгами ни рубля, в конце своего срока становятся обладателями массы объектов жилой и коммерческой недвижимости, оформленной на подставных лиц. Коррупция и цены на недвижимость в городе и регионе зашкаливают, инвесторы не идут, имеющиеся балансируют на грани банкротства, кредит дорог, в отраслях застой, люди придавлены ценами и социальное недовольство грозит сорвать все социальные клапаны.  

А между тем в обоих примерах капитализм лежит в основании системы хозяйствования. Но только получается какой-то совершенно разный капитализм. В одном случае он даёт пользу, в другом приносит вред. 

Ресурсов свободной земли в сложившихся крупных городах мира если не исчерпан полностью, то очень ограничен. Но тем не менее градоуправление может быть совершенно разным. Для этого требуется решить две политические проблемы: 

1. Искоренение коррупции как главного мотивационного повода для деятельности власти (решение этой проблемы повлечёт снижение забюрократизированности управления) и  

2. Удешевление кредита и его доступности. 

Не стреляйте в пианиста, он играет как (надпись в салуне на Диком Западе) 

Ведь градоначальники так поступают не только в силу своей личной недальновидности и жадности. Нет, они вписаны в общенациональную систему откатов, где обязаны действовать именно таким образом. За способность так действовать их и назначают на должность. Все прочие критерии - дымовая завеса. Извлечение сиюминутных денег без учёта перспектив развития - вот единственная доминанта в мозгу нынешнего правящего класса. Ресурсы приходят из центра, где требуют своей доли, поэтому логика действия мэров определяется внешними ограничителями, спущенными сверху. Они должны освоить деньги так, чтобы что-то построить к очередным выборам и при этом отбить и вернуть основную часть финансирования в центр. Для этого каждый хороший с точки зрения центра мэр окружает себя коммерческими структурами, через которые отмывает деньги и выводит их хозяев в местные олигархические элиты. Модель власти становится регрессивной и больной. Мэры и губернаторы при этом ходят по грани между тюрьмой и награждением, совершая при этом одни и те же действия. Так власть сама уничтожает почву, на которой стоит. 

Города развиваются по объективным закономерностям. Эти тенденции могут отстать лет на сто, но они непременно реализуются. Прежде всего, это тенденция высвобождения центров городов от промышленности и вынос её за городскую черту. Центры городов превращаются в деловые, торговые и развлекательные ареалы. Жильё становится элитным, магазины дорогими. Со временем бедные слои населения из центра выдавливаются на окраины. Возникает секторальная структура в несколько зон: богатый центр в виде делового района, сектора, где соседствуют зоны дешёвого жилья, зоны жилья для среднего класса и элитные комфортные районы. Жилые пригороды при этом становятся зоной жилья среднего класса и богатых людей, которые стремятся жить поближе к природе.  

Высокая этажность центра имеет экономическую логику. В центре строятся небоскрёбы не потому, что это модерново выглядит, а потому, что это экономически выгодно: стоимость дорогой земли разбрасывается на как можно большее число дольщиков и арендаторов площадей. Это делает для них доступным пользование квадратными метрами в этих домах. Всё очень просто. 

Если не воровать.

Но это уже другая проблема. 

А пока модели развития городов зависят от возможностей использования имеющейся инфраструктуры, ибо новая строится медленно и требует больших затрат. Всего есть 3 модели развития наших городов:

1. Точечная застройка - когда строят на свободных участках в сложившейся структуре района.

2. Преобразование территорий и изменение их использования. Это, прежде всего, перенос промышленных зон за город и преобразование помещений фабрик в склады и торговые центры. 

3. Освоение новых территорий в черте города и за её пределами. 

На этих трёх китах стоит градоуправление как наука и искусство. Управление городами - это основа управления Россией. Фундамент любой экономики. Возможно, именно для расчистки этих авгиевых конюшен Путин начал проводить смену губернаторского корпуса. Ведь на каждом губернаторе висят мэры городов его региона со всеми своими связями и обязательствами. Одновременно ослабляются коррупционные связи центрального чиновничества с региональными кланами. 

В любом случае, если центральная власть хочет действительно начать менять экономику, если она чувствует себя для этой задачи достаточно окрепшей, то смена губернаторского корпуса - самый первый шаг в этом направлении. Но далеко не последний. 

Источник

 


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
11 октября 2017 в 11:44

Губернаторы не были самостоятельными "в капитализме". Для придания самостоятельности не обязательно менять губернаторов. Чехарда с губернаторами для отвода глаз от Правительства и Медведева. Вот эту рухлядь следовало бы потрясти. Но такие реформы возможны только в случае досрочных выборов Президента. Вот где собака зарыта,Президенту не хочется объясняться с народом.