Украинский урок. Об умирании одесского мифа
Авторский блог Евгений Фатеев 12:40 13 января 2020

Украинский урок. Об умирании одесского мифа

о рынке честолюбий, культурной коррупции и национальной безопасности
16

В нашей центроцентричной стране чести и привилегии быть рассказанными удостаивались преимущественно две столицы. Безусловно бывали исключения, но все-таки рассказывались прежде всего две наши столицы. Причин тому множество. Есть причины глубинные, ментального и цивилизационного свойства. А есть причины более частные и конкретные. Значительную часть нашей культуры делали люди столичные по рождению, а также люди провинциальные, но сбежавшие из своих глубинок в столицы. Места своего рождения многие не очень-то и любили, а кто любил, что-то такое трогательное и нежное писал, но в полноценные территориальные мифы, даже мифологические системы эти признания в любви не превращались. Что-то есть про Алтай, что-то про Байкал, что-то про Русский Север и прочее, но это у значительных авторов. Тьмы же пишущих и представляющих средних вообще были склонны к эдакой территориальной неконкретности и обобщённости. Их герои жили в условных Заозерсках и Зареченсках. Такие места сложно любить. Но ярким исключением в общей картине стала Одесса.

В первой половине ХХ века Одесса выдала целую плеяду прекрасных писателей и вообще деятелей культуры, которые не только сыграли в строительство своих собственных творческих биографий, прокарябывание и даже прогрызание своих собственных биографических траекторий, но и поучаствовали в строительстве мифа о своем городе, который с любовью описали и рассказали. Так родился одесский миф, уютный, частный, умытый южным солнцем, с привкусом соли, с улыбкой сквозь слезы, симпатичными бандитами и торгашами, с примерами того, как трогательное частное умудряется как-то выживать под ударами Истории, каких-то огромных и непобедимых сил. Одесский миф пережил Великую Отечественную войну. Не просто пережил, но еще больше укрепился и получил дополнительные краски.

В послевоенные годы одесский миф поддерживали люди пожиже, всяческие юмористы, актёры и массовики-затейники, но телега уже набрала ход и была способна на продолжительную инерцию, что позволило мифу пережить даже страшную и непоправимую трагедию падения Советской империи. Любимое дитя Империи, Одесса в постсоветские времена измельчала, многие уехали, а нам, большой публике, стало с чем сравнивать. Но всё равно что-то там про Дерибасовскую, шаланды полные кефали, Дюка, Молдаванку и Пересыпь, Потёмкинскую лестницу и Одессу-маму грело душу. Мы стали понимать, что море там так себе, пляжи тем более, в смысле архитектуры и вообще исторического духа уже не очень, Оперный театр маленький, но всё это всё равно было как пеленой укрыто одесским мифом.

Но случилась трагедия 2 мая 2014 года. Случилась «Одесская Хатынь». Случилось сожжение десятков людей. И именно к этому Одесса оказалась не готова. Сегодняшние знатные и заслуженные одесситы, носители одесскости, паразитирующие на одесском мифе, по сути промолчали. Город промолчал.

А в нас что-то сломалось, перегорело. Пелена спала. Началось умирание одесского мифа. В последние недели в нашем кино и на нашем телевидении пытаются, правда как-то вяло и без искры, пытаются об этом мифе напомнить. А нам уже неинтересно. А нам уже не очень понятно, кто эти люди, зачем они, откуда они, и почему мы должны их любить. Совсем не смешно. И совсем не хочется им сопереживать.

Не знаю, хорошо это или плохо. Мифы рождаются. Мифы умирают. Вообще новорожденное сегодняшнее украинство, безумно пошлое, мелочное и жестокое, оказалось не достойным доставшихся ему мифов. Миф оказался прихотливым имперским цветком, которому просто не хватило воздуха в душной хуторянской этнократии, которая скорее всего убьет его. Одесский миф оказался не по плечу и сегодняшним одесситам, знатным и не очень. Наблюдение за этим скорбным процессом, наблюдение за умиранием одесского мифа породило несколько моих, сугубо частных, наблюдений, которыми я хотел бы поделиться с постоянными читателями «украинских уроков»:

1. Для имперских окраин, для мест-подробностей бескрайней Империи, метрополия, место жительства глубинного народа, является главным рынком для провинциальных тщеславий и честолюбий. И даже после второго украинского майдана, бессмысленного и беспощадного. И, пожалуй, так будет долго, если не всегда. Кроме нас, другим больше нечего предложить голоштанным честолюбцам из городков и селений Слобожанщины, Малороссии, Полесья, Одесчины и прочих мест, в которых еще не перевелось человечье сырьё. Нам нужно теперь как-то оповещать этих уже не очень образованных людей о том, что правила меняются. Подлить стране, удовлетворяющей твое честолюбие, нельзя. Харам! Кстати, пора эти правила установить. Нам, держателям этого рынка честолюбия, пора осознать, что это наш бесценный актив, что это рычаг управления всяческими новорожденными хуторянскими, аульскими и прочими постсоветскими «демократиями», устремленными в светлое «европейское» или какое-то такое будущее. Пора начать управлять честолюбцами изо всех постсоветских углов. Делать это нужно тонко, но целеустремленно.

2. Нам нужно осознать недостаточность разговоренности, показанности наших городов и весей в культуре. Нам просто необходимо разговаривать наши города. Нам просто необходимо символически населять их, наполнять и переполнять. Это уже вопрос национальной безопасности. В грантоедских кругах как-то подозрительно много сейчас думают и пишут о взаимоотношениях «центр-периферия». Там далеко не все являются злобными орками, совсем уж тупо и беспощадно ненавидящими собственную страну, хотя такие тоже есть, но сам грантовый жанр предполагает эдакое подобие «оффшорного программирования». Изученные и опознанные детали и закономерности могут быть встроены в довольно злую модель, помочь нехорошим делам стать эффективными. Да и просто обидно. По залежам символического сырья, по ментальности, по вещности, по архитектуре и даже истории, например, Ростов-на-Дону гораздо мощнее, интереснее барыжнической Одессы. Если Ростовский миф с трудом прирастает локальными силами, то ему нужно помочь. Очень хорош потенциально и самарский миф. Очень хороши для грядущего рассказывания Владивосток и Омск, Новосибирск и Иркутск, Кузбасс и Челябинск… Вопиюще не рассказан нами, не населён символически относительно недавно наш Калининград. Пожалуй, только Екатеринбург в постсоветской России более или менее рассказан. Екатеринбург с его свердловским роком и Крапивиным, горнозаводской цивилизацией и Бажовым, стрит-артом и «Стенограффией», Алексеем Ивановым и БУКашкиным, трагедией царской семьи и конструктивизмом и прочим, и прочим и прочим. Причем даже в Екатеринбурге, уже проницаемом, уже символически населенном и даже кодифицированном, есть множество всего не рассказанного, но потенциально интересного.

3. И в культурной среде есть самая настоящая коррупция. Многие наши «творцы», что-то лопочущие о коррупции, или многозначительно на неё намекающие, буквально варятся в коррупции, буквально дышат коррупцией. Им бы помолчать и просто подумать, если они, конечно, не разучились это делать. И речь даже не о взятках за показ или проигрывание чего-либо в эфире, или за попадание в кастинг, или за получение какой-нибудь дурацкой премии. Речь о неизбежных в данной среде патрон-клиентских отношениях, всяческих землячествах в наших столицах, кружках «своих» разной степени посвященности и прочем подобном. Понятно, что победить отношенческую коррупцию полностью в этой среде невозможно, но её просто необходимо проветрить свежим воздухом арт-менеджмента. Спасительным для этой душного междусобойчика стал бы приход некоторого количества ценностно ориентированных менеджеров, продюсеров, демиургов. Причем я имею ввиду не хорошо знакомых многим нынешних «эффективных» менеджеров, картина мира которых помещается в 3% возможностей программы Excel. Я говорю о людях новых. Такие люди уже есть. Всей этой братии «творцов» просто нельзя управлять самими собой. Они обязательно всё испортят, разрушат, изваляют в грязи и бросят поломанным. Ещё и перессорятся друг с другом. Либо залягут в заслуженном статусе на каких-то командных должностях до смерти под аплодисменты, при этом жонглируя придуманными кем-то словами о необходимости сменяемости власти (улыбка).

4. Одесские творцы, молчащие о 2 мая, уже неинтересны имперской публике. Они не настоящие, они заменяемые. Всем мнящим себя незаменимыми нужно понять, что Россия всех переживёт. Им надо как-то понять и даже прочувствовать эту привилегию причастности к великой русской культуре. Россия обязательно будет производить мифы. Империя обязательно будет в кого-то или во что-то влюбляться. С вами или без вас. С Одессой, или без неё. Нашим «творцам» очень важно понять: репутация «своих» в определенной интеллигентской среде – ненадежна. Ваша профессия – нравиться. Постарайтесь понравиться имперскому глубинному народу. Это самое надёжное. Это навсегда. Забудьте про какие-то там «смыслы». Думать – это не ваш конек. В великой стране есть, кому думать, излагать свои мысли. Вы в этом ни черта не смыслите. В конце концов, плохо образованный лицедей, что-то лопочущий о «правде» и «смыслах» - это пошло! Постарайтесь узнать, чем дышит страна. Постарайтесь по-животному, органически, но это тоже очень ценно, почувствовать страну. Забудьте про вот это - «заставить людей думать».

5. Ещё нашим творцам, обильно живущим в телеящике, нужно помочь избавиться от «фарцы», этого уже глубоко въевшегося в нашу культурную отрасль архетипа. «Фарца» - это хорошее имя для чудовищного вторичного и алчного, которое старается прикинуться чем-то значительным и большим. У нас «фарца» вшита в то, что мы пока еще называем «русским роком». Причем в «русский рок» фарца вшита буквально, она является частью его генома. Фарца обитает в театре с его инфантильной протестностью и смешной актуальностью. Фарца обитает и в эстрадном пении, contemporary art и многом прочем ином. Нам пора готовиться к погружению в новый роман творческого класса со своим народом. Причем здесь должен сработать старый-добрый прагматизм. Фарца уже мало катит. Фарца быстро выдыхается. Об этом мало говорят, но сегодняшний российский потребитель символического продукта стал гораздо более искушенным и квалифицированным. Придуманного «пипла», который «хавает», уже нет. Избыточным медиа-давлением наши культурные деятели накачивают рейтинги-симулякры для своего ничтожного нечто, что они как прыщи выдавливают, держа в уме «пипл», которого уже нет. Всё «сотворенное» в этой логике совсем не про «пипл», совсем не про нас. Это про самих «творцов». Пожалуй, было бы даже интересно поупражняться в области этнологии русской творческой интеллигенции. Но сама тема скучная, мелкая и неинтересная. А потому мы, большая публика, добираем недостаточное где-то на стороне. Мы смотрим и обсуждаем в курилках «Игры престолов» и «Чернобыль», GTA и «Ведьмака» и прочее, и прочее, и прочее…К сожалению. Наши творцы хуже нас, публики. Пора нашим творцам начать догонять. Вообще проходят времена местоблюстительства, обладания позицией «сами придут, куда денутся». Уже не придут. И уже делись. Ищите нас.

Если же об одесском мифе, то важно определиться – нужен ли этот миф сегодняшней Одессе? Мы без него проживём. Мы тот правильный миф, как музейный экспонат, положим на одну из полочек в необозримом, огромном мега-ангаре нашего наследия. Время от времени по каким-то поводам будем его доставать. Для собственных имперских нужд. Самой же Одессе нужно ответить на вопрос – нужно ли длить эту одесскую историю? Этому городу на распутье нужно разобраться с собой, все взвесить, решиться и сделать. Сделать что-то очень важное, судьбоносное и значительное.

Фото: кадр из фильма "Одесский пароход" (2020)

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
13 января 2020 в 13:31

Очень умная статья, автору крепкое рукопожатие. Под многими вещами просто распишется каждый из нас, многие детали можно добавить, но стержневая мысль очень точно зафиксирована.

Никогда не любил Одессу, за ее торгашеско-неряшливый вид. Бывал и оперном театре, более похожий на будуар какой-нибудь фаворитки, бывал на привозах-молдаванках, но все было чуждо, от южных продажных красоток, до кустарей во жвориках. Не принимал этот снобизм - Пушкинская не потому, что Пушкин, а потому, как пушка. И принципиально не принимал этот чужеродный суржик, кожей чувствуя его агрессивную сучность. Я злился, когда мой отец, смотря в очередной раз "Два бойца", с удовольствием повторял эту испорченную фразу - Поговорим за Одессу. Папа, ну вот же он, рядом - Саша с Уралмаша, чем интересен Аркаша?

И вот автор точно прописал диагноз, Евгений, очень точно - эта электрическая цепь после майских событий перегорела, ее больше нет. Есть непроходимая дыра, и нет ей места в новой имперской культуре. нет места всем этим смехачам. Есть Ростов, красивывй и гордый город, а Одессы более нет. А похороны как раз состоялись на новый год, когда нам выплеснули эти помои "Одесский (еврейский пароход)", скриншот мы и видим на заставке. В поздне-советский и в антисоветский период миф пытались реанимировать при помощи этого урода от эстрады. И вот по его скверным анекдотам они сняли фильм. И это похороны. Прощай одесский юмор, тебе больше нет места в нашей жизни, мы иные.

13 января 2020 в 22:07

Сергей Ужакин
Сегодня в 13:31
********************************************
Ну что УЖАКИН , не удержался , кинул своё дерьмо на вентилятор !

В фильме «Одесский пароход» по рассказам Михаила Жванецкого известные актеры изображают натуральных идиотов, почему-то думая, что играют одесситов
Писатель и популярный блогер Сергей Беседин посмотрел в новогодние дни по телевизору фильм режиссера Сергея Урсуляка «Одесский пароход» и ужаснулся:

«Девяносто лет назад (да, да, так летит время!) Юрий Олеша написал великий роман “Зависть”; сюжет его можно пересказать одной фразой: человек старой формации Иван Бабичев завидует своему брату Андрею, который идеально приспособлен для новой пролетарской жизни - он незатейливый, цельнометаллический и начисто лишён любой рефлексии. Себя Иван называет “королем пошляков”, но на самом деле пошлость и цинизм - это его защитная маска, он раним, сентиментален и в ужасе от грядущей гибели индивидуума в стальных лапах класса-гегемона.

Жаль, Олеша не дожил до нашего времени. Он бы увидел настоящих королей пошлости, и, возможно, ему даже пришлось бы переименовать роман из “Зависти” в “Пошлость”.

Пошлость разлита везде, как привкус дыма летом в сибирской тайге. В правительстве и Министерстве иностранных дел, на телевидении, кино, в театре и литературе. Главные писатели России (Донцова и Прилепин), главный художник (Сафронов), главные певцы (Лепс и Михайлов) - отчаянные, эталонные пошляки. И, как было написано у Гашека, никто к ним не подойдет и не скажет: "Послушайте, этого делать нельзя, это неприлично, стыдно, ведь вы культурный человек".

И что интересно, пошляки каждый день берут все новые, так сказать, вершины низости.

“Господи, что она несёт”, - хватались мы за голову в конце девяностых, слушая Акулу (Оксану Почепу) с ее песней “Ла-ла-ла-ла, а мне все мало”. Никто не думал, что скоро нас всех накроет цунами пошлости в лице Ольги Бузовой.

Но это не самое ужасное. В конце концов, что с Бузовой взять - ребёнок, воспитанный в стае телепродюсеров. Ужаснее то, что вполне себе адекватные и талантливые люди тоже наперебой хотят стать пошляками. Чем они хуже других?

На эти мысли меня натолкнул фильм по рассказам Михаила Жванецкого “Одесский пароход”, который я смог посмотреть только пять или семь минут. Даровитые Маковецкий, Мадянов, Яценко изображают натуральных идиотов, почему-то думая, что играют одесситов. Безостановочное кривляние, хлопотание лицом, дурацкий лжееврейский акцент - на это действительно тяжело взирать. И это Жванецкий? И это одесский юмор? А почему? Потому что режиссёр Урсуляк, тоже одаренный человек, уловил тренд на пошлость. Я даже представил, как он командует на съемочной площадке в мегафон: “А ну, давайте глупее! Ещё глупее! Так сейчас модно! Сильней картавьте! Больше пучьте глаза! Пипл схавает!”

Прочтите вот этот фрагмент Бабеля, эту изысканную музыку одесской речи.

- Зачем нам гореть? - ответил Каплун скороговоркой и погладил руку ломового извозчика. - Не надо такие слова, мосье Грач, ведь вы же у нас человек, который может помочь другому человеку, и, между прочим, вы можете обидеть другого человека, а то, что вы не краковский раввин, так я тоже не стоял под венцом с племянницей Мозеса Монтефиоре, но... но мадам Каплун... есть у нас мадам Каплун, грандиозная дама, у которой сам бог не узнает, чего она хочет...
И посмотрите для сравнения три минуты “Одесского парохода”. Впрочем, не смотрите. Не надо. Вам ещё понадобятся силы бороться с девятым валом пошлости, рядом с которым сегодняшняя волна покажется просто ласковым штилем. “Одесский пароход”, например, уже не справился, дал пробоину и затонул. Так что снимем шляпы. Обнажим головы...»
***********
УЖАКИН , смотри Петросяна .Русские бабки, Степаненко , они на ,,РУССКОМ ПАРАХОДЕ ,,

УЖАКИН :
В поздне-советский и в антисоветский период миф пытались реанимировать при помощи этого урода от эстрады. И вот по его скверным анекдотам они сняли фильм. И это похороны. Прощай одесский юмор, тебе больше нет места в нашей жизни, мы иные.

ПОДОНОК УЖАКИН ,ЗООЛОГИЧЕСКИЙ АНТИСЕМИТ , называет ЖВАНЕЦКОГО ,, УРОДОМ ОТ ЭСТРАДЫ ,,
СУКККА ты а не матрос Ужакин ,жалкая ,ничтожная личность !

14 января 2020 в 08:31

Отлично,Сергей! Поддержу Вас на 1000%. И, конечно, автора статьи поддержу. Всё очень и очень точно, отклонение = 0, 000000000000000000000000000000000000001%! Браво!
И, как всегда, начнут дежурные в Инете "господа" бубнить свою наосто**евшую всем до смертной тоски фразу о зависти.
Пусть бубнят! Наша задача - выпереть эту публику на её поле. Пусть там и ёрничает, пусть ТАМ, именно ТАМ ЗА-РА-БА-ТЫ-ВА-ЕТ. Ёрничаньем и прочими своими "достоинствами"- симулякрами.

13 января 2020 в 14:26

Высший класс! Это настоящая публицистика. Но меня охватывает грусть. Мой отец-музыкант родился в Одессе. Как он играл на трубе! Царство ему Небесное!
Солнца там много, моря много,а ДОБРОТЫ И ЧЕСТНОСТИ -КОТ НАПЛАКАЛ.
Меня всегда поражало в Одессе,что в ней приобрёл шутливо-романтический оттенок любой художественный или литературный образ одесского уголовника-вора,убийцы,монешенника.
Вся эта свора подана вроде как в качестве почётных жителей города. Эта публика мила,она сыплет шутками и все умиляются её обоянию. Её ынутрення жестокость ждала своего часа.
Весь этот криминально-ироничный дух потом перетащили в Москву наши юмористы. -Ирония спасает от всего! -напишут в интернете о юбилее одного одесита.
Одеситов спасает,а нам-то,русским,что делать? Нас только патриотизм и пафос поднимает на большие дела.
В 2014-году ОДЕССКИЙ ДУХ СДУЛСЯ. Обнаружилась его самая "тёмная сторона". УХМЫЛКА ИРОНИИ БЫСТРО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ОСКАЛ ЗЛА.
ХВАТИТ УХМЫЛЯТЬСЯ. Прежней Одессы уже не будет. И Слава Богу!

14 января 2020 в 09:01

Да не "тёмная сторона" одесского духа обнаружилась, а — СУТЬ ЕГО, ИХ (юмористов с ёрниками) СУТЬ вырвалась наружу. Иначе и быть не могло. Гнойник прорвался и всё это дерьмо, весь гной попёр наружу.
Точно Вы заметили : ХВАТИТ УХМЫЛЯТЬСЯ!!! И что " Прежней Одессы уже не будет. И Слава Богу!" — очень правильно и долгожданно.
А купершмидты с купервайсами, лифшицы и прочие зильбертруды пусть хрюкают от зависти, что у нас такая богатая, огромная Родина, в которой живёт и будет жить по-настоящему, а не так, как ныне(прозябает) , народ России. Точнее, народЫ России. Намеренно не написал "русский народ", чтобы всем этим гнусам вонючим, которые здесь дежурят и погавкивают, не дать возможности в очередной раз плюнуть в нас. Мы, ВСЕ народы России, жили, живём и будем жить РУССКИМ МИРОМ. И нам не надо вот этого :"Ша! Поговорим за Одессу! Шо вы мине тут мОзги вкручиваИте! Купите на Привозе селёдку и компостируйте мОзги ей!". Жрите всё ЭТО сами да не обляпайтесь!
Но мне хотелось бы сказать этим всем хрюкальщикам : С ВАМИ МЫ ПОСТУПИМ ТОЧНО ТАК, КАК ВЫ ПОСТУПАЕТЕ СЕГОДНЯ С НАМИ. ТОЧНО ТАК ! ХЛЕБАТЬ СВОИ ДЕРЬМОВЫЕ ВЛИЯНИЯ БУДЕТЕ САМИ! " DIXI. И помните: РУССКИЕ НИКОГДА НЕ УГРОЖАЮТ.НИКОГДА! Потому что угрожают только слабые,а нам это чуждо. Это, кстати, показала наша Великая Отечественная война 1941-1945 гг. И за это нам и мстят, прикрываясь звонкими фальшивыми фразами, маскирующими истинную суть деяний. Потому-то и стремятся низвести нашу роль в Великой Победе, потому-то и пытаются гнобить нас, потомков Победителей, потому что сами они, эти вонючие западловцы и их пособники — ничтожества и не воины, не бойцы, а банальные потребители и хавальщики, что и показала во всей своей "красе" ВОВ. Вот теперь ОНИ и мечутся, как еврей в пустом одесском магазине. Мечитесь!

16 января 2020 в 15:06

Пришлось в молодости и мне окунуться в ауру одесской жизни (три года работы на тамошнем "Прессмаше"), о чём не жалею и вспоминаю всегда с теплотой и ностальгической грустью…
Со многим, о чём пишет автор могу согласиться, в особенности с тем, что после 2-го мая 2014-го наша (советская) Одесса умерла! Какой будет её преемница? Трудно сказать. Тут зависит всё от того, кто её переформатирует? Если за неё взялись "великие укры", то это одно. И хорошего от этого будет мало, а Одесса из-под их рук выйдет никакая - хуторская, плюгавенькая. В урбанистическом смысле это будет укроязычный конгломерат обывателей, никакого касательства не имеющий к одесским исконным корням, к её истории. Т.е. племя сплошной посредственности, не способной к проявлению чего-то ярко индивидуального, чего-то такого, что может произрастить в своей среде величины подобные Бабелю, Ильфу, Утёсову. О смысле духовном в этом случае говорить не приходится…
Другие варианты развития событий, вероятно, тоже могут иметь место быть.., но на то уже, как говорится, воля Божия и специфический одесский фарт, если, конечно, он не изойдёт к тому времени в ноль!..

13 января 2020 в 19:31

К сожалению прежней Одессы больше нет. И прежней Украины тоже. Говорю как человек живущий в Харькове и бывающий в Одессе с 19-какого-то года почти каждый год. Мои родственники-одесситы ушли в мир иной. Это были каперанг, командовавший штрафниками и которого приезжал хоронить сам Епишев, это его сыновья-близнецы: один моряк-полярник, другой профессиональный музыкант. Музыканта в нынешние времена выкинули из квартиры просто облапошив, моряк спился в нищете. А новые, продвинутые, типа-европецы совсем из другого теста. Им неведома честь и совесть, их идеал бабло.
Поэтому смело можно ставить крест на Одессе с Мишкой, "Двумя бойцами", героической обороной и Олешей, Бабелем, Катаевым.
После "Хатыни" нынешняя Одесса это как Геркуланум в пепле потребления. Причем нижний слой пепла это прах героических одесситов и тех, кого сожгли 2 мая, а оставшееся население сидит на костях предков по уши в желто-синей грязи и хрюкает.
Мне очень жаль. Был там через месяц после трагедии и рядом с Домом профсоюзов в шалмане орала музыка: А у нас все пучком!... 30 лет мещанства, куркульства и потребительства не прошли даром.
Это как про сегодняшних египтян спрашивают: Эти построили пирамиды? Эти?!! Эти - нет.

13 января 2020 в 21:30

ПОЗДНО ПИТЬ БОРЖОМИ , КОГДА ПОЧКИ ОТВАЛИЛИСЬ !
Одесса уехала в Америку и Израиль.
Остались ИВАНОВЫ и КРИВОРУЧКИ ,те ещё юмористы.
У МЕНЯ РОДСТВЕННИКИ ЖИЛИ В ОДЕССЕ И Я ТАМ БЫВАЛ НЕСКОЛЬКО РАЗ ,
и город и люди не соответствовали описанию автора.
Понимаю ,бандиты Ростова -папы , милее бандитов Одессы - мамы ,
для завтрюков .

14 января 2020 в 08:41

Автору - браво!!! И нижайший поклон за прекрасную публицистическую статью. Смелую, умную, тонкую и решительную. давным-давно пора бы...Помните, как в анекдоте? Алкаш вылакал стакан водки где-то за сараями, вытянул из бездонных карманов засохшую корочку ржаного хлебца двухмесячной давности, поднёс корку к носу, с шумом втянул ноздрями воздух...сделал мощный выдох и сказал : "ПОРА БЫ ЗАМЕНИТЬ".
С НИМИ вообще пора бы заканчивать, а то ОНИ нас туда заведут, откуда сами мечтают выкарабкаться тысячи лет, но - увы и ах! На место ИХ поставить надо, НА МЕС-ТО!!! Не нравится — вот Бог, а вот — порог! Успехов вам всем в личной жизни и не кашляйте! Спасибо. что вы были. С нами. И у нас. Жаль, что так долго.
Спасибо ещё раз, Евгений!

14 января 2020 в 14:14

Владимир Криворучко
Сегодня в 08:41
Автору - браво!!! И нижайший поклон за прекрасную публицистическую статью. Смелую, умную, тонкую и решительную. давным-давно пора бы...Помните, как в анекдоте? Алкаш вылакал стакан водки где-то за сараями, вытянул из бездонных карманов засохшую корочку ржаного хлебца двухмесячной давности, поднёс корку к носу, с шумом втянул ноздрями воздух...сделал мощный выдох и сказал : "ПОРА БЫ ЗАМЕНИТЬ".
С НИМИ вообще пора бы заканчивать, а то ОНИ нас туда заведут, откуда сами мечтают выкарабкаться тысячи лет, но - увы и ах! На место ИХ поставить надо, НА МЕС-ТО!!! Не нравится — вот Бог, а вот — порог! Успехов вам всем в личной жизни и не кашляйте! Спасибо. что вы были. С нами. И у нас. Жаль, что так долго.
Спасибо ещё раз, Евгений!
//////////////////////////////////
уехали евреи от вас криворучек ,поэтому вы и сидите в гавне.
Теперь сами выкарабкивайтесь с думцами- чего изволите ,взяточниками ,фсбэшниками и золотовыгвардейцами . Флаг вам в руки !

15 января 2020 в 14:19

//уехали евреи ............Теперь сами выкарабкивайтесь//
Уехали? Правда, что ли?
Может как-раз теперь то и выкарабкаемся...

18 января 2020 в 08:11

Липорт, а ты то где живешь? НЕ в ""гавне""? Рассмешил гАвноед под нимбом божьим. Что счастем ТО своим упиваться на сайт рвешься, перед кем, не уважаешь с флагом нас в руках, чего пену у рта родишь!!! Со своим СЧАСТЬЕМ сиди там тихо НЕ БУДИ ЛИХО, мудрость международная шепчет ВСЕМ!!!!

21 января 2020 в 12:41

галина арсентьева
18 января 2020 в 08:11
Липорт, а ты то где живешь? НЕ в ""гавне""? Рассмешил гАвноед под нимбом божьим. Что счастем ТО своим упиваться на сайт рвешься, перед кем, не уважаешь с флагом нас в руках, чего пену у рта родишь!!! Со своим СЧАСТЬЕМ сиди там тихо НЕ БУДИ ЛИХО, мудрость международная шепчет ВСЕМ!!!!
///////////////////////////////////////////
Галинка ,ты чё возбудилась ? Твой пост похож на бред Сердюка ,
ты случайно не его ссуженая ?

14 января 2020 в 16:08

Одесса бессмертна, просто придремала , как и весь русский народ. Она ещё скажет своё слово. Её душа города переплетена с душой ландшафта и душой народа, и потому будет ещё рождать радующие нас своей живописностью и энергией таланты. Что это такое - хоронить Одессу? Вы что? Москва, Питер, Киев, Одесса, Ташкент, Баку и даже Талллиннн, и т.д. - это навсегда, это не умирает.

14 января 2020 в 16:50

Сущность сетевой Одессы на знаменитой майке Коломойского....

19 января 2020 в 01:13

Какой же умница автор! Кое-что из мыслей этой статьи я тоже высказывал. Но тут все так разумно и четко сформулировано. И для меня также стали мелкими или совсем ничтожными многие известные одесситы. И по поводу нашим творцам догонять народ и жизнь современную - тоже очень верно. В общем большущий респект статье. На мой взгляд эта статья вообще повод для большой дискуссии о нашей культуре, её деятелях и тому подобное, и так далее.