Авторский блог Виктор  Власов 17:53 10 июня 2018

Ученики от литературы

Чем знаменателен выпуск литературного издания в школе?

«Лира» – это литературно-художественный альманах, который выпускает БОУ г. Омска «Гимназия № 84». На презентацию шестого выпуска я отправляюсь в музей им. М. А. Врубеля. Чем знаменателен выпуск литературного издания в школе? Какие люди там печатаются и насколько их произведения соответствуют уровню? Я предложу свои рассуждения на этот счёт, а вы, дорогие читатели, комментируйте, пишите участникам данного творческого процесса непосредственно. Приятно тем, кого ценят, – авторов (особенно талантливых) нужно уважать и любить.

Шестой год выходит альманах «Лира», поддерживаемый директором гимназии Ларисой Ивановной Горшенко, затем учителями, родителями, их детьми, общественными организациями.

Творчество важно поддерживать с раннего возраста, как это делает учитель русского языка и литературы Светлана Николаевна Бабичева – составитель, редактор, человек, ответственный за выпуск, который в команде с другими филологами гимназии входит в состав редакционной коллегии альманаха. Сколько труда и времени необходимо вложить, чтобы подарить читателю прекрасную книгу, где собраны очерки, рассказы, стихи и картины юных художников! Признаться, мне не хватало подобной чуткости в школе, где я сознательно учился до конца одиннадцатого класса. Глядишь, полюбил бы эпистолярный жанр и саму творческую реализацию гораздо раньше. В чём дело? А некому было вовремя подсказать и направить, познакомить с людьми, которые этим жили и часто об этом думали. Как выражается относительно недавно известный литературной России современник Захар Прилепин:

– Страна не знает свою культурную элиту и мало читает. А молодёжь бездумно сидит в интернете и думает о лайках и комментариях в социальных сетях.

Сколько терпения, энергии, свободного времени требуется, чтобы собрать, вычитать и сверстать альманах в 215 страниц, такой как «Лира»? Глядя на радостного директора Ларису Ивановну Горшенко и счастливого учителя Светлану Николаевну Бабичеву, будто бы немного; кажется, что все они делают легко и с улыбкой. Хотя, имея опыт издательской деятельности, я могу сказать, что сил затрачивается порядком. Этот проект не создаётся за день, неделю или месяц. Судя по тому, что «Гимназия № 84» лишь вторая среди омских БОУ, выпускающая столь масштабный литературный сборник, похожих изданий сибирскому городу всё-таки не хватает. Первым был лицей № 137, который выпускает альманах «Жемчужинки», а создала его всё та же Светлана Николаевна, когда работала в лицее.

Альманах разделён на рубрики, в шестом выпуске их 13. В каждой – множество авторов, среди них ученики разных возрастов, выпускники, сотрудники гимназии и многие другие. Авторский взнос всего 400 рублей. Это, скажу я вам, мало. Публикация в таких омских альманах, как «Тарские ворота», «Иртыш-Омь», «Литературный ковчег», «Преодоление», стоит дороже, руководители считают количество знаков или строк.

Что интересует нынешнюю творческую молодёжь гимназии? Аниме, биткоины или рекламы на стендах в центре города? Нет. Ребят интересует родная история, краеведение, прошедшая война и её герои, путешествия, окружающие люди, бездомные животные, заботят проблемы современности – отсутствие, например, желания заниматься спортом и посвятить жизнь вещам более насущным, нежели курение электронных сигарет, обсуждение привычек соседки или заказ модной одежды с «Алиэкспресс».

На страницах альманаха «Лира» публикуются более чем здравые тексты – это не самобытный «наклад» авторов очередного «слэма» или тусовки, предназначенной для постмодернистов, читающей свои «вирши» в дымном пабе-ресторане «Викинг». Конечно, юным писателям, публицистам и поэтам помогают родители и учителя, не обходится без работы корректоров, однако идеи оригинальные, тексты полны чувств и образов, а предложения – метафор и сравнений. Меня радует издание «Лира». Её созидательную атмосферу, насыщенную переживаниями и впечатлениями авторов, различных по тональности произведений, я сравниваю со свежим воздухом в горах и красотой далёкого водопада. Многие поэтические и прозаические труды действительно написаны профессионально – им впору оказаться в толстых журналах России, таких как «Сибирские огни», «День и Ночь» или «Наш современник», где посвящённые молодёжи рубрики чем-то схожи.

двойной клик - редактировать изображение

Воздерживаюсь кого-то называть и перехваливать, выделяя из альманаха: автор должен работать над собой и своими материалами постоянно, не останавливаться на одном или двух даже отлично написанных рассказах, стихотворениях. Как-то предлагаю почитать ранний выпуск «Лиры» члену Союза писателей России Николаю Михайловичу Трегубову – редактору литературного журнала «Преодоление», моему первому наставнику, кстати. Он говорит, что некоторые тексты достойны похвалы и что запросто переманил бы многих авторов в своё издание. Замечательное литературное творение – это также заслуга редакционной коллегии, которая помогает исправить ошибки, иногда придать форму и наладить стиль. Усилия здесь коллективные, и сомнений нет в том, чтобы авторов пригласить в более известные журналы. По-моему, вокруг альманаха «Лира» формируется своё литературное объединение и авторский коллектив. Скоро, по-видимому, на одном из литературных семинаров, организуемых одной или второй омской писательской организацией, я услышу, что в гимназии № 84 – своя литературная школа или поэтическая мастерская.

Какая замечательная презентация сборника «Лира» проходит в музее им. М.А. Врубеля – нельзя о ней не сказать. Сценарий для неё расписан на тринадцати страницах учителем русского языка и литературы гимназии Еленой Фёдоровной Синяковой, которая и ведёт презентацию. На сцене в парадном зале вдохновенно читают стихи и очерки, поют и играют на рояле, на гитаре, на скрипке. Сколько собирается детей, их родителей и почётных гостей альманаха – все сегодня в хорошем настроении. Молодые писатели и поэты.

Хочется отдельно сказать: как издание презентуешь, так его будут и читать, невзирая на толщину или другие качества. Во время презентации зал никто не покидает, никто не торопится и не просит авторский номер раньше окончания творческой встречи. Постоянных авторов «Лиры» организаторы мотивируют дипломами и авторскими номерами. Их получают дети и взрослые. Сами авторы – это в основном школьники, они представляют 157 своих работ. Это увлечённые творчеством люди, наверняка лелеющие мечту о том, что их прочтут с удовольствием или восторженно поглядят на их картины, а возможно, отзовутся на блоге «ЖЖ» или в более серьёзной прессе. Расскажут окружающим, передавая дух неиссякаемой бодрости и настоящего восхищения.

Немногие ребята, увы, станут писателями, журналистами или художниками. Эту картину или рассказ за них напишет время. Однако все они запомнят своих учителей и помощников, не без волнения которых в печати оказались «нетленки».

Юные писатели «Лиры» и сам альманах мне небезразличны, работа в нём кипит, пока есть трудолюбивые и творческие учителя, близкие мне по духу. Любые важные порывы тогда ожидаемы, когда их поддерживают и подбадривают, а такие люди в БОУ г. Омска «Гимназия № 84» работают!

Я уверен, альманах «Лира» снова соберёт огромное количество работ под обложкой седьмого номера. Недаром эпиграфом к сборнику служат слова А.С. Пушкина:

«…чувства добрые я лирой пробуждал…»

1.0x