Авторский блог Шарбатулло  Содиков 12:24 3 марта 2016

У СИЗО свои законы

Согласно статистике, ежегодно суд оправдывает более 9 тысяч подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержавшихся под стражей в СИЗО. Эти люди не преступали черту закона, а стали жертвами обстоятельств и, по сути, не за что содержались в заключении. Их испорченная карьера, здоровье и бесценное время, потраченное в неволе уже не вернуть. Но не это самое страшное. Пугает то, что, без оказания должной и квалифицированной юридической помощи адвоката, эти 9 тысяч человек могли быть признанными виновными в совершении преступлений, которые не совершали. Адвокату, фактически, приходиться бороться с «системой» за восстановление справедливости, зачастую жертвуя своими гражданскими правами.

Наша жизнь не однообразна. Она насыщена всякого рода трудностями, испытаниями и, зачастую, несправедливыми моментами, когда приходится до посиненья губ отстаивать свою правоту.

Согласно статистике, ежегодно суд оправдывает более 9 тысяч подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержавшихся под стражей в СИЗО. Эти люди не преступали черту закона, а стали жертвами обстоятельств и, по сути, не за что содержались в заключении. Их испорченная карьера, здоровье и бесценное время, потраченное в неволе уже не вернуть. Но не это самое страшное. Пугает то, что, без оказания должной и квалифицированной юридической помощи адвоката, эти 9 тысяч человек могли быть признанными виновными в совершении преступлений, которые не совершали. Адвокату, фактически, приходиться бороться с «системой» за восстановление справедливости, зачастую жертвуя своими гражданскими правами.

Согласно Закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" защитник вправе встречаться с подозреваемым и обвиняемым в СИЗО без ограничения числа свиданий и их продолжительности по предъявлению удостоверения адвоката и ордера. Закон гласит, что истребование администрацией СИЗО у адвоката иных документов запрещается. Однако, на практике все происходит совсем иначе.

Несмотря на прописанные в законе условия, в некоторых СИЗО продолжают незаконно требовать у адвокатов разрешение от следователя на посещение подзащитных. Так к примеру, в СИЗО №2 и в СИЗО № 5 города Москвы требуют разрешение следователя на посещение подзащитного, в отличии от СИЗО №1 города Владимир в котором администрации достаточно удостоверение адвоката и ордер.

Получается, что в каждом СИЗО, вопреки действующему законодательству, свои требования к перечню документов, необходимых для встречи адвоката с подозреваемым или обвиняемым. Происходит именно так, как было до принятия Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", когда правила посещения адвокатами СИЗО регулировались ведомственными нормативными актами и в последующем были признанны неконституционными.

Согласно Закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", адвокату разрешается приходить в СИЗО с компьютерами и фотоаппаратурой для снятия копий с материалов уголовного дела. Однако, несмотря на четкое предписание законодательства, все происходит весьма неоднозначно. Так, к примеру, администрация СИЗО №5 города Перми категорически не пускает адвокатов на свою территорию с ноутбуками. А администрация СИЗО №28 города Березники позволяет беспрепятственно проходить адвокатам на территорию СИЗО с ноутбуками. Разрешается проносить ноутбук на территорию СИЗО №3 города Москвы. Однако, в СИЗО №4 города Москвы, есть запрет для адвокатов на пронос в кабинет свиданий ноутбуков и планшетов, хотя следователям разрешено проносить ноутбуки, диктованы и телефоны, что противоречит действующему законодательству. Аналогично ситуация складывается и в СИЗО №1 города Самары, где адвокатам запрещено проносить с собой любую технику, что не распространяется на оперуполномоченных, которые проходят в СИЗО с мобильными телефонами. А вот в СИЗО №1 города Кирова пронос техники запрещен всем – и адвокатами и следователями.

Также, хотелось бы обратить внимание на то, что в кабинетах, предназначенных для встреч работников правоохранительных органов с подозреваемыми и обвиняемыми отсутствуют камеры видеонаблюдения, а в кабинетах для свиданий адвокатов с подзащитными, в ряде случаях, камеры наблюдения имеются, что нарушает право конфиденциальных встреч.

Таким образом, следственные изоляторы напоминают «Обитаемый остров» описанный в романе братьев Стругацких. У каждого СИЗО свои порядки, свои уклады и свое представление о том, как и в, какой мере исполнять предписание федерального законодательства. Государство в государстве не иначе.

Что же касается Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" он тоже далеко не идеален. Закон запрещает проносить адвокату на территорию места содержания под стражей подзащитного технические средства связи, устройства, позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись, а те технические средства, которые разрешено проносить (компьютер, фотоаппарат, ксерокс) запрещено использовать в присутствии подзащитного, что исключает надобность в подобных средствах.

Все эти меры без исключения ограничивают деятельность адвоката, занижая возможность оказания им защиты и сбора доказательной базы. Так, использование диктофона в СИЗО позволило бы гарантировать проведение следственных действий более конструктивными и точно отражать слова подозреваемого и обвиняемого, а также фиксировать разговоры со следователем и сотрудниками следственного изолятора во избежание давления с их стороны.

Что касается фотоаппаратуры, если адвоката, и пропустят на территорию СИЗО с фотоаппаратом, то принудят оставить его в специально отведенном помещении и пройти в комнату для свиданий с подзащитным. Фотоаппарат крайне полезен не только для съемки документов, но и для фиксации телесных повреждений на подзащитном. Однако, «система» обезопасилась от подобной профилактики пыточных мер и если адвокат попытается сфотографировать подзащитного, его обвинят в нарушении закона со всеми вытекающими из этого последствиями. Хотя подобного рода меры адвоката вполне могли бы раскрыть факт выбивания показаний из подзащитного и поставить на суде под сомнение их достоверность.

Еще одной проблемой препятствующей полноценной работе адвоката является ограничение со стороны администрации СИЗО в передаче документов по уголовному делу как адвокатом подзащитному, так и подзащитным адвокату. Для этого требуется либо разрешение администрации СИЗО, либо разрешение следователя. Получение подобного разрешения занимает уйму времени. Да и к тому же, как администрация СИЗО, так и следователь могут отказать в передаче документов по надуманным причинам, не принимая во внимание, что осуществление адвокатом защиты подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам невозможно без подготовки и передачи друг другу различных записей, документов и копий материалов уголовного дела.

Таким образом, не смотря на имеющееся законодательство, действия администрации СИЗО де-факто не регламентированы и осуществляются в каждом СИЗО по разному, что препятствуют исполнению законодательно возложенных на адвоката функций защиты подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам.

Досудебный процесс защиты и сбор доказательной базы является важнейшим этапом, в котором от оперативности и профессионализма адвоката зависит многое. Именно в этот момент подзащитный может «сломаться» под влиянием обстоятельств, условий содержания в СИЗО, давления на него со стороны следственных органов и подкосить доказательную базу, исказив реальность произошедшего не в свою пользу и пустить всю работу адвоката насмарку. Поэтому, несмотря на оказание препятствий некоторых СИЗО в обеспечении свиданий адвокатов с подзащитными, они должны находиться в постоянном контакте, не только для оформления документов, но и для моральной поддержки подзащитного и сохранения в нем психологического настроя на победу, на восстановление справедливости, которой в современном мире так мало.

1.0x