Ветеран либерализма Олег Басилашвили как наставник юношества
Авторский блог Владимир Бушин 21:10 3 июля 2019

Ветеран либерализма Олег Басилашвили как наставник юношества

к дням чеховского театрального фестиваля
47

Басилашвили и Митрофанушка

В "Литературной газете" №20 напечатана большая беседа артиста Олега Басилашвили со студентами Ленинградского Гуманитарного университета профсоюзов — вернее, не беседа, а его ответы на вопросы, хотя он начинает так: "Я хотел бы поделиться с вами своими соображениями…" Пожалуй, для этого форма "ответов на вопросы" едва ли самая подходящая: мало ли какие вопросы тебе зададут, могут и такие, что не будет возможности высказать свои "соображения", уведут от них. В этом случае уместнее лекция, доклад. Но пренебрежём этим несоответствием, впереди нас ждёт нечто более существенное.

В самом начале встречи О. Басилашвили аттестует себя как "человека малообразованного". Ну, это его дело, только тут непонятны два обстоятельства. Во-первых, что помешало здоровому, нормальному человеку, родившемуся в столице, в потомственно интеллигентной семье, имеющему среди предков даже околоточного надзирателя полиции, не потратившего в юности время на службу в армии, — что не позволило ему получить образование, достойное высокого звания Народного артиста СССР? Надо бы объяснить. Ведь по нынешнему времени слушавшие артиста студенты могли подумать, что вот он, ещё один из ужасов Советской эпохи: такой человек, а ему тиран Сталин не дал образования!

Во-вторых, хотелось бы знать, как при малообразованности человек ведёт столь бурную общественно-политическую жизнь, не мешает ли она этому? Вот ведь известный Митрофанушка, твердивший "не хочу учиться, а хочу жениться", т.е. человек тоже малообразованный, жил скромно, тихо, не лез в политику. А тут!..

Басилашвили и Хакамада

В интернете можно многое узнать на сей счёт. Например, в 1990 году Олег Басилашвили был избран Народным депутатом РСФСР; он выступал за переименование Ленинграда в Санкт-Петербург; положительно оценивал правление Горбачёва и Ельцина, главными достижениями второго считает признание частной собственности, реформы Гайдара, а главными ошибками — излишнюю доверчивость в желании найти компромисс с коммунистами. Басилашвили был членом либеральной партии "Союз правых сил", после её роспуска поддерживал "Гражданскую платформу" миллиардера Михаила Прохорова и "Яблоко" Григория Явлинского; на президентских выборах выступал за кандидатуры Ирины Хакамады в 2004-м и Григория Явлинского в 2012 году. В 2000 году Басилашвили был среди деятелей культуры, осудивших возвращение к гимну на музыку Александрова. Выступал в защиту Михаила Ходорковского, Кирилла Серебренникова, Pussy Riot, негативно отзывался о так называемом "законе Димы Яковлева", запрещающем усыновление детей иностранными гражданами. Он против преследования ЛГБТ, а сексуальную ориентацию считает личным делом каждого. Поддерживал идею создания мемориала памяти жертв сталинских репрессий, высказывался против установки памятников Сталину. Комментируя в 2008 году конфликт в Южной Осетии, Олег Валерианович назвал ввод российских войск на эту территорию "оккупацией". Аналогичное мнение актёр высказал в 2014 году по вопросам возвращения Крыма и войны в Донбассе.

И это, разумеется, далеко не всё. Словом, перед нами последовательный, упорный либерал и неутомимый антикоммунист. И его малообразованность, судя по всему, ничуть такой энергичной деятельности не препятствует. Ну, и слава Богу. Исполать!

Тридцать витязей без штанов

Какими же, однако, соображениями артист захотел поделиться с молодёжью на сей раз? А вот: Басилашвили говорит, что "человечество вступает в новую эру, какой ещё не было на земном шаре". Ну, вообще-то каждая новая эра потому и новая, что прежде такой не бывало. Дать определение этой эры он не может, но знает, что это будет ужасная эра, во многом она уже наступила. И вот каково место и роль театра в этом страшном мире? Артист приводит характерные примеры наступающей эры в жизни театра.

Ещё двадцать лет назад режиссёр Эрвин Аксер рассказывал ему о положении в польском театре: "Если открывается занавес, и на сцене не стоит унитаз, все выходят из зрительного зала". Значит, уже и зрители одурели. А у нас, говорит, в Ленинграде в знаменитой Александринке идёт спектакль "Швейк", в ходе которого, представьте себе, тридцать артистов прямо на сцене снимают штаны…

Для нормального человека это отвратительно, недопустимо. И мы ожидаем, что народный артист вместе с нами возмутится публичной похабщиной в храме искусства. Но он говорит об этом так, что его отношение невозможно понять. Сперва вроде бы и возмутился, рассказав об этом как о признаке ужасной эры, однако тут же говорит: "Я понимаю, очень смешно посмотреть на тридцать человек без штанов". Помилуй Бог, да что ж тут смешного? И на пляже смотреть на такую выставку мерзко, а это в академическом театре! "И зритель хлопает, потому что(?) не каждой женщине приходится видеть сразу 30 голых мужиков, а тут они все стоят". Да при чём тут женщины? Разве только они сидят в зрительном зале? Но артист ещё и поясняет: "Если бы раздевание несло какую-то эмоциональную нагрузку, то было бы, наверное, оправданно". Какая "нагрузка" способна оправдать тридцать разнокалиберных фаллосов под носом у зрителей?!

Так надо же против таких мерзостей бороться, называть имена, высмеивать их, проклинать как разрушителей театра, как противников элементарного приличия! И надо было энергично, смело противостоять уже давно, когда ещё только у Табакова со сцены МХАТа полетели первые матюки… Увы, ни Ульянов, ни Лавров, ни Басилашвили, ни ВТО в целом не проронили ни словечка осуждения. Они были уже деморализованы либеральным трёпом о толерантности, консенсусе, о том, что "всё разрешено, что не запрещено законом" как о высших моральных ценностях. Лично Басилашвили, вместо отпора нашествию мерзости, был, видимо, занят защитой и поощрением Pussy Riot, бесстыжих девиц, бесновавшихся в храме, как те 30 мужиков в Александринке. А сейчас, что после той его защиты вполне естественно, мы слышим от 85-летнего мэтра стеснительное, невнятное ни то ни сё. То ли он вместе с тридцатью пушкинскими витязями, то ли с тридцатью нынешними охальниками.

С женщинами ему не везло…

И тут весьма примечателен рассказ Басилашвили о том, как он играл когда-то роль Войницкого в чеховском "Дяде Ване". Долго не мог он найти ключа к образу. 47-летний Войницкий безумно влюблён в 27-летнюю красавицу Елену Андреевну, жену старого профессора Серебрякова. Он возвышенно и бурно выражает ей свои восторги. Её отношение к этой страсти однозначно, она ему говорит: "Оставьте меня. Это, наконец, противно". И уходит. Басилашвили уверяет, что он спросил Георгия Товстоногова: "А если бы она ему сказала: хорошо, дядя Ваня, идём скорей в спальню, пока Серебрякова там нет. Что бы сделал дядя Ваня?"

Во-первых, совершенно непонятно это "если", откуда оно взялось? Такое допущение могло возникнуть только по причине полного непонимания образа Елены Андреевны. В пьесе нет ни единого слова её женского интереса или симпатии к Войницкому, более того, ни малейшего намёка на способность к таким грязным поступкам. Она говорит и повторяет: "Я застенчива". Она просто порядочная достойная женщина.

Так что предположение Басилашвили о спальне, пока нет Серебрякова, совершено несуразно. И столь же неправдоподобно уверение, будто Товстоногов в ответ на гипотетическую "спальню" сказал ему, что Войницкий побежал бы в свой кабинет и там застрелился, потому что Елена Андреевна была для него воплощением высокого идеала. И Басилашвили продолжает: "Когда Войницкий видит целующегося с нею Астрова", то понимает, что "она, оказывается, такая же, как все. Так же похотлива, так же сексуально озабочена, как все остальные женщины. У него рухнул этот самый его идеал". И Товстоногов будто бы сказал ему, что надо играть не ревнивца, а человека с таким идеалом в душе.

Прекрасно, только отнюдь не все женщины похотливы, Басилашвили просто не везло в жизни, и свой опыт он распространил на всю лучшую половину человечества.

Улететь бы от вас вольной птицей

Астров тоже восхищается Еленой Андреевной как женщиной, но пошловато и грубо, прямо в лицо ей восклицает: "Роскошная женщина!" И при этом, однако, подобно Басилашвили, совершенно не понимает её: "Хищница милая… Красивый пушистый хорёк… Вам нужны жертвы!.. Вы — хитрая!" Она в изумлении: "Хищница? Ничего не понимаю". Её мысли вот о чем: "Вы безрассудно губите человека, и скоро из-за вас на земле не останется ни верности, ни чистоты, ни способности жертвовать собою. Почему вы не можете равнодушно видеть женщину, если она не ваша? Потому что в вас сидит бес разрушения. Вам не жаль ни лесов, ни птиц, ни женщин, ни друг друга". Она ведь вот о чём мечтает: "Улететь бы вольной птицей от всех вас, от ваших сонных физиономий, от разговоров, забыть, что все вы существуете на свете". От кого улететь? От постылого самовлюблённо хныкающего старого мужа, от назойливого в своей любви Войницкого, от бесцеремонного Астрова…

Он, Астров, зная, что Елена Андреевна всё-таки не совсем равнодушна к нему, сперва приглашает её в своё "именьишко", а в другой раз умоляет завтра же приехать в знакомое ему уединённое лесничество, "на лоно природы". Её реакция на это второе грубое домогательство мгновенна и однозначна: "Вы с ума сошли!.. О, я лучше и выше, чем вы думаете! Клянусь вам!.. Вы забылись. Уходите…"

И вот ещё одна подобная сцена. Астрова без ума: "О, какая чудная, красивая! Какие руки! (Целует руки)… Ты видишь, это неизбежно, нам надо видеться (Целует её)"… Если мужчина целует женщину даже с её согласия, это никак не свидетельствует о её похотливости. А уж если против воли женщины, как в данном случае, то это характеризует только мужчину.

В последней сцене Елена Андреевна действительно целуется с Астровым. Но как! Она уезжает, лошади уже поданы, они расстаются…

"Астров. Позвольте мне…поцеловать вас…на прощанье… (Целует её в щёку).

Елена Андреевна. Желаю вам всего хорошего. (Оглянувшись) Куда ни шло, раз в жизни! (Порывисто обнимает его, и оба тотчас же быстро отходят друг от друга). Надо уезжать".

И в таком взволнованном прощании, в этом внезапном мгновенном поцелуе Басилашвили видит похотливость! Да как же после этого он может удивляться, что режиссёр Александринки, допустим, за ремаркой, в которой так или иначе упомянуты штаны персонажа, увидел тридцать мужиков без штанов!

Кумиры идиота

В конце беседы, как итог, Басилашвили сказал студентам: "Я смотрю на себя в 19–20–30-35 лет как на идиота тупого и смотрю на фотографии того времени. Тупой идиот. Мог бы сделать в тысячу раз больше, но не сделал, не мог, потому что я ничего не знал, ни о чём не думал, как думал Бродский моего же возраста, как Шемякин, как Довлатов. Почему не я?"

Странное совпадение: все трое названных в 70-е годы оказались в Америке, двое из них и умерли в Нью-Йорке.

Упомянув эти три заветных имени, Басилашвили продолжал, обращаясь к студентам: "Вы должны задуматься, чтобы в 84 года, как меня, вас не посещали бы такие траурные мысли, и вы могли бы сказать: нет, я сделал всё, что мог…" Итак, он предлагает молодёжи задуматься… О чём — о голых мужиках на сцене, о Чехове, о Елене Андреевне? Нет, скорее всего, о трёх его кумирах…

И тут пора оставить шутки и внести окончательную ясность. Артист уверяет, что до 35 лет был тупым идиотом, прошло пятьдесят лет, он узнал Бродского, Шемякина, Довлатова и всё-таки, как помним, уверяет, что остался малообразованным человеком.  Всё это, конечно, притворство и кокетство. Как он мог оставаться таким до глубокой старости, если окончил столичный театральный вуз, потом до 35 лет и до глубокой старости играл в первоклассных театрах Ленинграда под руководством замечательных режиссёров во множестве спектаклей по пьесам Шекспира, Гоголя, Грибоедова, Чехова, Горького, выдающихся современных драматургов, советских и зарубежных…

Всё это, как и многое другое в жизни, не могло сделать Басилашвили человеком очень широко образованным, но дело в том, что почерпнутые в жизни и в пьесах знания, прочитанные и произнесённые им со сцены мысли, увиденные и воспроизведённые чувства остались ему чужды изначально или рухнули под напором консенсуса и толерантности; больше того: у него такое ощущение, что всё это сделало его тупым идиотом. Дайте ему Бродского! Не может он жить без Довлатова! Ах, если б ещё разок взглянуть ему на творения Шемякина! И он зовёт к этому молодёжь…

Дорогой труп

Возьмём хотя бы первого из названных. Вот, допустим, открывает студент столь знаменательное и, конечно же, интересующее русского юношу стихотворение Бродского "Смерть Жукова". Думаю, он сразу удивится: что за Жуков? Их, Жуковых, много, а маршал Жуков один. Так и надо было озаглавить стихотворение, а не амикошонствовать.

Поэт в Америке смотрит по телевидению похороны маршала Жукова в Москве на Красной площади. И что видит?

Вижу в регалии убранный труп…

Тут каждое слово вопиет против здравого смысла и духа русского языка. "В регалии убранный"!.. А уж "труп"… Представьте, если в известном стихотворении Пушкина о Кутузова было бы

Перед гробницею святой,

Стою с поникшей головой…

В ней труп для русских дорогой…

Горемыки и победитель

Бродский, видимо, хочет возвысить образ почившего и с этой целью ставит его в ряд других знаменитых полководцев. Думаю, что естественно, если это были бы русские полководцы прошлого или товарищи по Великой Отечественной войне. Нет, это заморскому поэту не приходит в голову. Он вытаскивает из многовековой дали Ганнибала из Карфагена, Помпея из Древнего Рима и Велизария из Византии. В его глазах маршал Жуков — полководец,

Кончивший дни свои глухо, в опале,

Как Велизарий или Помпей…

Первый действительно кончил плохо: его отстранили от армии, конфисковали огромные поместья и даже, по некоторым сведениям, ослепили. Второй — ещё хуже: потерпев поражение в войне против Цезаря, он бежал в Египет и там был коварно убит. Не лучше оказалась и судьба Ганнибала. После нескольких блестящих побед над римлянами он, в конце концов, всё-таки был разбит, бежал аж в Армению, потом в Вифинию и там, опасаясь выдачи, отравился.

Ничего и отдалённо похожего не было и не могло быть в жизни маршала Жукова. Да, его понижали в должности, как это бывает со многими, исключали из ЦК, посылали в Одессу, потом в Свердловск, но это были вовсе не ссылки, там он шесть лет работал на высокой должности командующего Военными округами. А в 1952 году по предложению Сталина его снова избрали в ЦК. При Хрущёве маршал даже стал членом Президиума ЦК и министром обороны. Правда, в октябре 1957 года злобный и мстительный Хрущёв коварно выставил его с этих высоких постов в отставку. Но и оставшиеся семнадцать лет жизни (он умер 18 июня 1974 года) маршал прожил вовсе не "глухо". Встречался с боевыми друзьями, с писателями, журналистами, участвовал в создании фильмов о войне. А главное, работал над книгой "Воспоминания и размышления". Она вышла в 1969 году тиражом в 600 тысяч экземпляров, потом переиздавалась ещё большими тиражами. Так что бежать куда-то, как Помпею, опасаться за свою жизнь, как Велизарию, или думать о самоубийстве, как Ганнибалу, Жукову не приходилось. Нельзя не сказать и о том, что ведь ни одному из трёх полководцев древности не довелось сказать своему главному противнику то, что маршал Жуков сказал генерал-фельдмаршалу Кейтелю: "Прошу подойти к столу и подписать акт о безоговорочной капитуляции". Ставить полководца-победителя в один ряд с теми, которые имели успех, но потом оказались разгромлены, бежали, были убиты или покончили с собой, совершенно безосновательно, несуразно и свидетельствует лишь о желании автора блеснуть знанием древних имён. Чему-то подобному молодёжь и должна учиться у Бродского?

А тот ещё вот что пишет в этом стихотворении о Жукове:

Воин, пред коим многие пали

стены, хоть меч был вражьих тупей…

Вернее, это уже не о Жукове, а о Красной Армии, о стране: наше оружие было, дескать, "тупей" немецкого. Но, во-первых, и немецкое оружие вовсе не было тупым. Это он вроде хочет похвалить нас: наше оружие "тупее", однако в руках Жукова оно стены крушило. А на самом деле тут не похвала, а один из вариантов старой песенки либералов: мы немцев трупами завалили.

Это уже самодовольное невежество — человек уверенно пишет о том, чего не знает. Откуда взял, что "тупее"? Ничего подобного такому нашему оружию, как легендарная "Катюша", танк Т-34, штурмовик Ил-2, немцы, как ни лезли из кожи, так до конца войны создать и не смогли.

И такое невежество, Олег Валерианович, надо молодёжи перенимать у вашего кумира?

И ещё о стране и армии:

У истории русской страницы

Хватит для тех, кто в пехотном строю

Смело входил в чужие столицы,

Но возвращался в страхе в свою.

Редкая по концентрации смесь невежества и лжи, а либералы то и дело цитируют две последние строки как непререкаемый нобелевский аргумент, это для шакалов гуманизма — сахарная косточка.

В чужие столицы "входили" не мы, а немцы, поскольку эти столицы, как Париж, противник объявлял открытыми городами. Мы же не входили, а врывались, как в Софию, вламывались, как в Бухарест, или вгрызались, как в Будапешт. И надо бы понимать, что делать это "в строю" невозможно, тут приходилось бросками, перебежками, а то и ползком на брюхе.

О том же, как мы возвращались в свою столицу и в сотни других советских городов, в тысячи и тысячи сёл, деревень, сегодня уже мало кто помнит, ещё меньше тех, кто сам и возвращался, но есть же кинохроника, сохранилось множество фотографий. Неужели ничего этого не видел поэт?

Спасителей родины — в ад!

Но вот минуло тридцать лет, многие фронтовики умерли, вот хоронят и маршала Жукова. И что на уме у поэта Бродского:

Сколько он крови пролил солдатской!..

Редко кто из либералов и антисоветчиков до такой подлости договаривается. Не враг, а наш собственный полководец губил наших солдат. Ну как же было не дать ему Нобелевскую премию?! Одна эта мысль стоит того.

…Что ж, горевал?

Вспомнил ли их умирающий в штатской

Белой кровати? Полный провал…

Он уверен, что, конечно же, не вспоминал и не горевал.

Что он ответит, встретившись в адской

области с ними?

Ну, ради ритма, размера, рифмы можно ад назвать и так — адской областью. Возвышенный поэт, кумир Басилашвили, отправил в ад и маршала Жукова, и всех павших в Отечественной войне. Вот так однажды известный телевизионный гладиатор Леонид Гозман отправил туда же Сталина. А сам Бродский, надо полагать, блаженствует в раю и забронировал там лежаки для помянутых единомышленников — Басилашвили, Гозмана…

Он и маршал Жуков

Кончается стихотворение так же несуразно, как и начинается:

Маршал! Поглотит алчная Лета

Эти слова и твои прахоря…

Стихотворец хотел уверить нас, что у него и у маршала Жукова — одна судьба, ждёт один и тот же конец — забвение. Конечно, "эти слова" Лета давно поглотила, никто не вспомнил бы их, если бы я случайно не натолкнулся на беседу Басилашвили со студентами и не захотел кое-что сказать о ней.

А главное, как можно ставить в один ряд, словно что-то сопоставимое, "эти слова" и "прохоря"? Первое — работа автора, можно сказать, его человеческая суть, во всяком случае, нечто весьма существенное и характерное для него, а второе — так "по фене" уголовники называют сапоги (Словарь лагерного жаргона. М., 1992). И какое отношение к человеческой сути маршала имеют его сапоги? Ну да, на Германской войне и в годы Гражданской он ходил в сапогах. И что? А то, что как древними именами, так и блатным словечком стихотворцу хотелось создать впечатление широты своих познаний, пустить людям пыль в глаза.

Так вот, фигуры, подобные Бродскому и Гозману, с их самовлюблённостью и высокомерием, с пылью в глаза людям, с желанием святых защитников родины видеть в аду, — они и были зачинателями той новой чудовищной эпохи, о которой говорил Басилашвили, но он вместо того, чтобы встать на пути этих "новаторов", сожалеет, почему сам не такой. Да, прямо так и говорит: "Почему не я?" Почему он не Бродский, почему не он отправил маршала Жукова в ад. Это и есть крах либерализма в искусстве. Такой же крах ждёт его в политике.

А нам от этих первопроходцев и их последователей в искусстве и в политике надо спасать молодёжь.

Илл. Кадр из сериала "Мастер и Маргарита"

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
3 июля 2019 в 21:57

очень уважал и уважаю Басилашвили как артиста но его мировоззрение это ужас откуда в казалось бы приличном человеке игравшем у Товстоногова нормальные советские спектакли такое появилось ? Про Бродского всех негативных эпитетов было бы мало Однако если подумать Басилашвили больше удавались роли людей скользких и в Вечном зове и в Служебном романе и в О бедном гусаре замолвите слово Однажды видел его в Репино, любующимся заливом залитым солнцем , приятель подбежал к нему и спросил "Вы Басилашвили?" и он спокойно ответил, что да

4 июля 2019 в 03:20

"Румяное яблочко" внутри с червоточиной оказалось. Нередкое явление.

4 июля 2019 в 10:44

- "...Однако если подумать Басилашвили больше удавались роли людей скользких...".

Думается, он ИГРАЛ самого себя, потому и - "УДАВАЛИСЬ"...
Режиссёры ребята умные...

4 июля 2019 в 12:00

Николя: "... очень уважал и уважаю Басилашвили как артиста"

Профессионализма, даже очень высокого, для уважения мало. Уважают личность, а владение профессией только одна её сторона. Разные профессии требуют от претендента на овладение высот в профессиональном занятии и разные уровни общего развития личности, уровня её интеллекта.

Профессия актёра (артиста, куплетиста, ;) журналиста на них очень похожа) - не такие, как воспитателя, врача, учителя. Она не из тех, что способствует формированию высоких морально-нравственных качеств, потому как они чаще всего даже препятствуют, как в никаком другом социально значимом занятии, достижению высоких результатов на сцене.

;) Что наша жизнь? - ИГРА!

4 июля 2019 в 00:23

Что странного? Талант актёра или даже писателя не означает автоматического присутствия выдающегося ума. Это разные материи. Шахназаров, бесконечно ценя дар Басилашвили, совершенно не согласен был с ним в политических и философских взглядах. Может быть тут присутствует путаница в отношении людей к как бы волновой и карпускулярной структуре психики, разума, кои вообще-то едины. И потому попытка объяснения средствами одного из таких мышлений качеств другого- бесполезна. Наверное полезнее понимать ум актёров - как непрерывную игру. Они же, включаясь в ихние разные сверззадачи и образы, наверняка теряются в своих личных человеческих сверхзадачах. Эстетика- тонкая штука.Она не исчерпывает своими возможностями всей философии. И проще наверное мириться с такой иронией в их судьбе. Хороший актёр- просто загляденье.Зачем ему ещё быть и мудрецом,сыплющим личными афоризмами. Не, ну бывают же тихоновы, джигарханяны, бондарчуки, доронины в конце-концов.Но не все же вообще? Вот Миронов, ну ведь явно неприятный тип, однако - как увлекает! А Хаматова? Да если бы она не была в своих изречениях либеркой(а она и не либерка в натуре,а просто летящая птица, чайка), дык разве она смогла бы быть такой потрясной, сумасшедшей актрисой? К тому же, насчёт артистов, общеустановлено во всех религиозных традициях то,что артисту гарантирован после смерти АД. Так пусть хоть здесь оторвутся по полной. Простим им их политические заблуждения. Басилашвили - гениальный актёр. )

4 июля 2019 в 10:45

Дело НЕ в уме, а в - МИРОВОЗЗРЕНИИ...

4 июля 2019 в 12:04

Дело не в уме, а в ИНТЕЛЛЕКТЕ!
Мировоззрение - продукт интеллектуального развития.

4 июля 2019 в 09:01

Ни слишком ли много чести уважаемым автором оказано данному лицедею?

Надо понимать, что актеришки это не совсем люди.Дело в том, что у человека, помимо физического тела, есть и тела тонкие, где и находятся Душа, Дух, Совесть, которые в процессе земной жизни могут или развиваться , или деградировать. И вместе с физическим телом они составляют Сущность. Лицедей, проживая чужие жизни, не следует своему земному предназначению в данном воплощении и вместо собственной гармоничной Личности возникает Химера, как правило, в результате одержания их инфернальными бесовскими Сущностями, которые гримасничают и кривляются. Потому вся эта богема такая лживая и порочная. По этой же причине их и хоронили отдельно за пределами погоста.

В настоящее время нам выпало жить, когда ,казалось бы, Тьма полностью торжествует и вся социальная пирамида перевернута. На вершине ее самые отборные негодяи, а в их пособниках - люди порочные и лживые. Потому все эти паразиты из лицедеев и в целом шоу бизнеса, включая профессиональных спортсменов, так вознесены и щедро оплачиваются. К тому же большинство из них и этнически относятся к племени социальных паразитов. Представляется, что Басилашвили тоже не исключение.

Но как и в природе на смену ночи приходит рассвет, так и сейчас на планете по космическим основаниям начинается Рассвет и Тьма несет потери, что проявляется огромными турбуленциями и в природе, и в социуме. И все это будет только нарастать.

7 июля 2019 в 11:01

Катков: "Ни слишком ли много чести уважаемым автором оказано данному лицедею?"

Не слишком. Слишком много на ТВ.
Надо, надо мочить этих властителей дум, ;) чертей* ... хоть в малотиражной "Завтра". Пьер-Жан Беранже (Pierre Jean Beranger), наверное, не первый начал:

" ...
Чтоб черный люд не так крушился,
Театр воздвигли подвижной, —
И вмиг Полишинель явился:
Для негров этот нов герой.
В нем все им странно показалось.
Но — точно — меньше хмурят лбы;
К слезам улыбка примешалась.
Рассейтесь, милые рабы.
...

Тут черт на сцену выступает,
Всем мил своею чернотой.
Буяна в лапы он хватает...
К веселью повод им другой!
Да, черным кончена расправа;
Он стал решителем борьбы.
В оковах бедным снится слава.
Рассейтесь, милые рабы."

/"Негры и куклы"/

4 июля 2019 в 09:07

Как и все лицедеи — дерьмо, а не человек эта басилашвиля.
Впрочем, что требовать от этой публики : хаматчулпановой, евгмиронова с бабьим лицом, от наркома и русофоба кирисеребренникова и всех прочих их корешей и соплеменников? Кроме любви к деньгам, у оных бесов начисто отсутствует всё остальное.Вспомните, как орал и визжал Райкин К. по поводу наличия(перепил, что ли?) цензуры . И как оно заткнулось, когда ему выдклили более, по-моему, 200 миллионов на его "Сатирикон". дали денег - сразу всё успокоилось.
Ублюдки — вся эта либероидная плесень.

4 июля 2019 в 10:53

Грубовато, НО - верно...

По большому счёту, "ДЕЯТЕЛЯМ от КУЛЬТУРЫ" нужны наши налоговые (бюджетные) деньги, а реальной КУЛЬТУРЫ (смотрите некоторые ток-шоу), у многих из них, как НЕ БЫЛО, так и НЕТ...

4 июля 2019 в 09:43

Ну , не только гозман отправлял И.Сталина в ад. Помнится и МИДовская маша отправляла туда Сталина, говоря что он будет гореть ярче Хитлера. Вши , забравшись на ухо собаки, уверены что они выше оной...
Что касается Басилашвили, то он точная копия Бузыкина из "осеннего марафона", хотя его сущность подходит иПротасову из "Живого трупа" Толстого. Он сам и есть живой труп без всяких кавычек....

4 июля 2019 в 09:44

Большое спасибо, уважаемый Владимир Сергеевич! - в очередной раз Вы нарисовали своим пером гениальный анализ ЛИБЕРАЛИЗМА, как основного течения СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ, и наиболее ярких предствителей этого течения. Противно от таких " героев" до тошноты. Но, как совершенно точно отметил в своем комменте Валерий Катков, ВРЕМЯ ИХ БЛИЗИТСЯ К ЗАКАТУ.

4 июля 2019 в 10:55

Разделяю!!!

4 июля 2019 в 12:06

Не пойму - какие претензии к человеку, который никогда не вступал ни в партию. ни в КГБ, не играл супер идейных героев ? В советское время он был тихим диссидентом к КПСС, как и многие из нас, НЕ ВСТУПАВШИХ В ПАРТИЮ. Можно презирать Путина, Медведева, Матвиенко, Нарышкина и ещё мУльён оборотней, которые сегодня у власти и которых Басилашвили презирал тогда и сейчас. То же самое и с Кикабидзе - почему он вместе с вами должен радоваться унижению своей исторической родины ?

4 июля 2019 в 14:28

А почему мы вместе с вами должны радоваться унижению нашей Родины?

4 июля 2019 в 14:48

Не надо наводить тень на плетень, Федоров. В советские времена Басилашвили играл и суперидейных следователей, противостоящих фашистским агентам и защищающих социалистическое Отечество. Фильм "Противостояние" видели?
И фильмы тогда создавались "по заказу Комитета по телевидению и радиовещанию", т.е. изначально декларировалось, что никакого "свободного творчества художника" здесь нет и всё делается в определённых рамках, о которых "тихий диссидент" Басилашвили прекрасно знал и принимал, грозно при этом размахивая фигой в своём кармане.
В этом смысле его лицемерие мало чем отличаечается от лицемерия "партбилетчиков" вроде Путина, Медведева и Матвиенко. Которых ему и презирать-то не за что, поскольку именно они и позволили ему достать, наконец-то, свой фиг из кармана. До этого он как-то не решался. Бузыкин, однако...

4 июля 2019 в 14:54

Кикабидзе же и известен только благодаря советской Родине и советскому прошлому, которые он начал унижать еще задолго до войн, развязанных Гамсахурдия, Шеварднадзе и Саакашвили. Странным образом, последних в "унижении своей исторической родины" актер одного фильма и певец одной песни не упрекает.

Впрочем, были публикации, что его отец сотрудничал с гитлеровцами, так что этот артист, похоже, с Басилашвили "фигами в кармане" мерился.

4 июля 2019 в 21:46

Это ваше мнение. А по мне, так эти оба артиста честнее, чем Евгений Миронов, например, или чем Ф. Бондарчук, Михалков, Марк Захаров и ещё куча кинодеятелей, идейно перевернувшихся в своём творчестве на 180 *.

4 июля 2019 в 12:23

Как вовремя, Владимир Сергеевич!
---------------------------------------------
Впрочем, как всегда!

Нам бы ещё с соловьиными рощами помочь разобраться, что расцвели пышным цветом на ТВ и FM, со всеми этими соловьёвыми, кедми, норкиными, шафранами, сатановскими, где не под русские пословицы и поговорки, а под хохмаческий еврейский анекдотик, стригут смердящие рекламные денежки, медийные ставленники торгашеского ельцинско-путинского режима.

4 июля 2019 в 12:35

Есть понятие - НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, есть понятие МИРОВОЗЗРЕНИЕ и есть понятие - ЛИЧНОСТЬ!!!

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации[1][2]. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира...

Некоторые русские, на Украине (да бывает и в России), хуже самого злого еврея в России...
Если бы в России НЕ было евреев, то НА кого бы можно было сваливать СВОИ глупости, А?

4 июля 2019 в 13:09

Пётр: Если бы в России НЕ было евреев,
--------------------------------------------------------------------------
то НА кого бы можно было сваливать СВОИ глупости, А?

;) Вопрос не интересный, но распространённый. Не сегодня, так завтра отвечу.

4 июля 2019 в 17:53

Давеча увидел Соловьёва с напарником, худым -длинным, всё по поводу Зеленского изгалялись, комик, говорят, клоун. Присмотрелся я , а они двое копия Пат и Паташон, или Тарапунька и Штепсель. Точно как у детей :кто как обзывается, тот сам так называется...

5 июля 2019 в 11:36

Пётр: "Есть понятие - НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, есть понятие МИРОВОЗЗРЕНИЕ и есть понятие - ЛИЧНОСТЬ!!!"

Есть!
Есть ещё понятие ЭТНИЧЕСКАЯ КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ.
Вот и разберитесь.

"Если бы в России НЕ было евреев, то НА кого бы можно было сваливать СВОИ глупости, А?"

;) Как на кого? На тех, кого непрпорционально много среди начальников и коллег по работе: на чеченов, на армян, на грузин, на татар, ... В московском дворе сейчас всё сваливаю на таджиков, в общепите - на азербайджанцев, в магазине на киргизов, в градостроительстве на турок.
Так лет 30 назад в науке и искусстве всё сваливал на евреев. А когда они массово из страны и науки свалили и подались в олигархи, в ТВ и FM шоу-аналитики, журналисты, то - на Путина, испытывающего этническую комплиментарность к евреям. )))

В.С.Бушина почитайте. Он давно ответил на подобные вопросы.

5 июля 2019 в 12:38

На казённом патриотизме можно хорошо заработать ... Вот и скачут по волнам эфира, каналам, частотам, сетям. Для них патриотизм - ничего кроме бизнеса.

"Суд времени" - единственное шоу, несущее историческое просвещение в массы, боровшееся с антисоветизмом и русофобией прикрыли моментально.
Но в интернете всё выложено, читайте, смотрите!

4 июля 2019 в 13:43

Уважаемый Владимир Сергеевич! Помню, что одна критик кино высказала мысль, что в роли жандармского ротмистра Лахновского Басилашвили сыграл сам себя. Еще вспоминаю его выступление на съезде о событиях в Вильнюсе. Он осудил ЦТВ за развлекательные программы в то время, как там погибли люди. Руководство ТВ признало критику справедливой. Но то было советское руководство ТВ. Но после этого сколько трагедий и погубленных жизней, а по ТВ вечный праздник. И О.В.Басилашвили не слышно, не видно.

4 июля 2019 в 15:12

Материал, конечно, интересный. Но хотелось бы ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ примеров!

4 июля 2019 в 16:35

Я совершенно не могу понять, почему, начиная с начала 90-х стали раздаваться поучающие голоса певцов, актеров, журналистов, людей известных по экранам и ТВ? Они, в массе своей "исполнители", мнения своего по определению не имеющие, а тут вдруг оказывается знающие о жизни то, что нам неведомо.
Тут всегда один вопрос возникает - работать не пробовали, господа лицедеи? Тогда ваш удел - молчите в тряпочку.

4 июля 2019 в 20:22

В начале 90-х дикторам ВР дали "вводную": начать "разговаривать" с радиослушателями, давать свой комментарий к официальным сообщениям. Длилось это недолго, впечатление осталось ужасное; потом всех советских дикторов повыгоняли, а на их место поставили либер-журналистов с сопливыми голосами.

4 июля 2019 в 17:12

Не сотвори себе кумира.. да не поклонишися им, ни послужиши им.
\Исх. 20:4\
Артисты славятся не своим умом, а лицедейством, поэтому нужно разоблачать не Басилашвили, а идеи, которые он декламирует, как это делает уважаемый Бушин. «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе», - говаривал Козьма Прутков. Правда, некоторые предпочитают плоды раздумий произрастающие на чужой земле.

4 июля 2019 в 23:47

Да, что все набросились на Артиста, пдчеркиваю Артиста с большой буквы. Играет фантастично, что Вам от него еще надо? Ну сквозит в этом интервью обида на самого себя, на то, что когда другие знали как заработать кучу бабок , и преступали ради этого моралью и принципами, то он занимался своей работой, а не бизнесом.
Вот и все. Артисты тоже кушать и жить достойно хотят.

5 июля 2019 в 07:35

Достойно жить кушанию никак не мешает Это разные вещи

5 июля 2019 в 10:34

Ну, не знаю. Сытый голодному не товарищ! Голодный достойно жить может, но недолго. А достойных монахов на Земле единицы.

5 июля 2019 в 12:12

Играет ..., вот пусть и играет. Как человек - говнюшка. Говнюшек и играет особенно удачно. Мораль - это не для актёров. У них одна извилина - играть, как сказал как-то директор драмтеатра Владивостока. Можно добавить ещё подизвилину - нравиться массам, владеть ими.
Фантастично?! Боже мой, да фантастично играющих, игравших СОВЕТСКОЙ школы актёров - навалом!
А назовите, кстати, российских? Раз, может быть - два, и обчёлся. ))

5 июля 2019 в 16:14

Ещё как мешает! И если даже в Феврале 1917 священство с генералами в основной своей массе предпочли второе первому, о чём можно говорить с комедиантами?

5 июля 2019 в 19:30

Александр!
Так 90% живущих вообще - хатаскрайники. так было, есть и будет.А умны они токмо задним числом. Увы. А пророки , так те вообще, - настроение портят, думать заставляют, от развлечений и еды отрывают.

5 июля 2019 в 21:20

С омерзением отношусь к ... шоуменам на ТВ, это наёмные проститутки
-----------------------------------------------------------------------------------------------
/Леонид Радзиховский/

Девочки на панели ссорятся в борьбе за клиента ... )))

Почему-то вдруг мне стало неспокойно.
"Не спалось. Тревогой переполнен.
Вижу: горы подступили ближе
И тоска собакой ноги лижет.
Закурил. Нет, неуютно в мире.
Не могу понять, чем мой покой нарушен.
И вдруг сердцем слышу - носится в эфире:
"SOS! Спасите наши души!
"SOS! Спасите наши души!"

"Нам бы ещё с соловьиными рощами помочь разобраться, ..."
;) Носится в эфире, раз только чирикнешь, а с ними (с полит-шоу) уже, оказывается, начали разбираться. ЛГ №27 дала слово в полном соответствии с новой политикой редакции очередному просветителю - Леониду Радзиховскому.
http://lgz.ru/article/-27-6696-02-07-2019/leonid-radzikhovskiy-nelzya-zhe-vsye-vremya-khvastatsya-bombami/

"Его взгляды часто «перпендикулярны» официозу, ..." - так сказано в преамбуле Саркисова. В чём-то, может быть, но не в главном - антисоветизме и русофобии, открывающим двери сванидзам всех мастей вот уже и в замшелую "Литературную газету".

7 июля 2019 в 13:19

Думаю,что Владимир Сергеевич описал один из эпизодов важного воздействия на формирование личности молодого поколения в постсоветской России и редакция "Завтра" откликнулась на эту тему!!! Хочется надеяться,что обсуждение этого вопроса выйдет за рамки комментариев и окажет воздействие на молодёжную политику в стране!!!

7 июля 2019 в 20:48

После того, как насмотрелся на Олега Басилашвили с Курковой в "Пятом колесе" в 90-е, - сложил о нём самое отрицательное впечатление.
В наше время всё думал: а что он сегодня - не покаялся в своём антисоветизме, как многие известные уже покаялись?
Оказалось - нет.
Ну и правильно дал по нему Бушин бронебойным. Заслужил.
Здесь верно заметили, что наиболее удачные его роли - роли негодяев.
Видимо, артисты предпочитают играть самих себя.
Поэтому мне понравилось, когда артист Тихонов застрелил в кадре артиста Льва Дурова.

7 июля 2019 в 21:58

"многие известные уже покаялись"
- А можно списочек?
По моему наблюдению те, кто стал антисоветчиком, своего мнения уже не меняют. Мне известно лишь одно исключение - это я.

8 июля 2019 в 00:56

Вот "списочек", на память, специально не составлял. Разумеется, это ничтожно малая часть из "сонма". Но и не один. Все перечисленные конкретно и публично говорили, что так или иначе выступали, работали за слом Советской власти.
Взято из передач ТВ:
Олег Попцов (д/ф "Заплыв слепых")
Станислав Говорухин (очень плохо сам о себе отозвался за "вклад" в разрушение страны)
Геннадий Хазанов ("Я понял, что я ничего не понимаю в политике")

Так, пока прервусь, не могу сходу больше вспомнить; всего было человек пять...
Кажется, ещё Вассерман в этом числе.

8 июля 2019 в 07:12

Геннадий, спасибо, конечно! Но это не совсем то, что я имел в виду. Мало ли что они говорили в отдельной ситуации в процессе какой-то полемики. Мне интересны их обоснования. К примеру, вроде бы в числе покаявшихся - Александр Зиновьев. Я мало его читал и помню смутно. То есть целостного впечатления у меня нет. Помню, его удивление, когда он в период своего диссидентства воскликнул, что в Америке РАБОЧИХ то ли нет, то ли количество незначительно. Зиновьев - умница, тут он высказал дурь. И мне интересен анализ таких поворотов.

8 июля 2019 в 13:47

Не верю!
---------------------------------------------------------
Сергеев: "многие известные уже покаялись"

Трудно верить в покаяние Попцова, Говорухина, а уж Хазанов и не каялся никогда. Приходилось их читать, слышать, смотреть ещё "тогда", потом "до" и "после".
Человек советский не может превозносить Сталина и опускать Ленина - две ключевые исторические личности эпохи социалистического строительства в России.

Антисоветчики - как противосталинцы, так и антиленинцы (имперцы).
Как-то, когда на ТВ была ещё передача "Русский дом" (воинствующие антиленинцы - юдофобы), его посетил В.Лановой с рассказом о фильме "Офицеры". Говорил с такой любовью о своей роли, которая ему, прямо-таки, на душу легла. А потом, практически тут же, в студии НТВ (тогда ещё не казённо-патриотической, как сейчас) о той же роли, как проходной: типа, надо - сыграл.

В.Бортко как-то каялся, ;) "Собачье сердце" которого воспринималось как символ антибольшевизма и антисоветчины, а частнопрактикующий профессор Преображенский, да ещё в исполнении фантастического Евстигнеева - как жертва пролетарской революции. Теперь смотришь этот фильм несколько иначе, столкнувшись с платной медициной и с "квартирным вопросом" при капитализме.

Но В.В.Бортко хотя бы в КПРФ пришёл. В наше время это поступок, а не только слова, пусть даже и такие: «единственной силой, реально противостоящей партии власти, является КПРФ».

8 июля 2019 в 21:51

Трудно или не трудно "верить" - но такие факты были с перечисленными, чему свидетель. Попцов даже фильм снял о заблуждавшихся. Стал радикальным противником режима. Высказывался у Караулова в рамках "Момента истины".
Хазанов, вспоминая свои антисоветские репризы, говорил, что никак не ожидал получившегося "результата". В КПРФ он не вступил, но и за такое признание - спасибо.
Говорухина "саморазоблачающегося" видел в двух разных передачах. Не забудьте его "Великую криминальную революцию". Но против тандема не высказывался.

"Собачье сердце" изначально не был антисоветским, но перед крушением он таковым считался. Наверное. внёс свою "лепту".

По Зиновьеву - сложно сказать. Его высказывание о разгромленной и порабощённой "мировым гегемоном" Советской страны - бесценны. За бугром антисоветчиком не стал. Как-то сказал, что начни сначала - поступил бы так же (понимай как хочешь).

11 июля 2019 в 11:02

Хотите верьте, хотите нет.
-----------------------------------
"Врут они!" - вот мой ответ.

Что значит покаяться, на месте этих высокопоставленных и прославленных лгунов-антисоветчиков - это, грубо говоря, встать под знамёна Ленина-Сталина, а не Путина и Добродеева.

Не детками несмышлёными вступали они в своё время в КПСС, и не замордованными перестройкой, замученными очередямb за товарами первой необходимости, сигаретами, пивом и водкой вставали под знамёна Ельцина-Гусинского.

Вступить в КПРФ, поддержать своими раскрученными, звёздными именами и народными званиями единственную политическую партию, пусть больше на словах и при голосованиях в Думе, чем на деле, противостоящую современным акулам капитализма на Руси - это и есть покаяние. Пока так поступил только В.Бортко. Это дорого стоит.

А Хазанов - на этом хохмаче пробы негде ставить, как и на Караулове, славно подзаработавшим на своей передаче, которая длилась отнюдь не момент, а долго-долго, правда, не так долго, как вращает колесо Фортуны Якубович.

Истина

Это чёрт её придумал или Бог?
Это Пушкин ею бредил или Блок?
И кому была завещена в века
Эта смуглая, точеная рука?

Эти карие печальные зрачки
Открывали все засовы и замки,
Ей доступны все дворцы и все дома -
Это в дом приходит Истина сама.

И сгоняли её с трона короли
Увозили в кругосветку корабли.
Оставались караулить берега
ложь - разлучница, распутница - деньга!

А она ломала руки о ключи
И срывала цепи бусинок с ключиц,
И ложились они весом в шар земной,
На прямых ладонях Истины самой.

11 июля 2019 в 16:32

"Вступить в КПРФ...- это и есть покаяние"
- Очень странный тезис!
Для меня сие действие равносильно камню, брошенному в ВКП(б)-КПСС, в учение Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина.
Помнится, в Программе КПРФ Сталин даже не упоминается, да и Ленин произносится как бы сквозь зубы - один раз. И не уверен, что эти "покаявшиеся" имели в виду "знамёна Ленина-Сталина".
Кстати, само слово "покаяние", взятое из христианской риторики, вряд ли соответствует традициям большевиков.

8 июля 2019 в 22:05

Сейчас многие выдают себя не за то, что они есть на самом деле: исполнители - за творцов, челядь для развлечения - за пахарей и строителей нового человечества