Авторский блог Марина Алексинская 14:07 20 апреля 2013

Царь-колокол

Голос колокола обрела Русь с воцарением Ивана III. Колокольня Ивана Великого – шедевр в камне и бронзе - поднялась в Московском Кремле. Она стала одним из символов государства, наследницы Византии. Колокол таит в себе глубокий духовный смысл. С его звучанием исчезает с лица земли вся нечисть и духи тьмы

Голос колокола обрела Русь с воцарением Ивана III. Колокольня Ивана Великого – шедевр в камне и бронзе - поднялась в Московском Кремле. Она стала одним из символов государства, наследницы Византии. Колокол таит в себе глубокий духовный смысл. С его звучанием исчезает с лица земли вся нечисть и духи тьмы.

Праздник Торжества Православия выдался в этом году незабываемым. Поднявшись на колокольню Храма Христа Спасителя, я увидела Москву как мираж. Свистали ветра, кружили метели, укутывая Кремль кисейными пеленами. Метельные звоны срывались с могучих колоколов и неслись за океаны.

Звонил в колокола Игорь Васильевич Коновалов. «Звонарь Московский и Всея Руси», - говорят о нём. Игорь Васильевич Коновалов - старший звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, директор школы колокольного мастерства, председатель Общества церковных звонарей России.

‒ Игорь Васильевич, какое событие оказалось ключевым в вашем интересе к колоколам?

- Наверное, можно говорить о цепочке событий и раннее из них - моё знакомство со звучанием ростовских колоколов и звонов, на грампластинке, выпущенной в шестидесятые годы уже прошлого столетия. Пластинка была заезженная. Её слушали много раз. Звоны русских колоколов сопровождал пояснительный текст на французском языке... Затем, лет через десять, я как ответственный в классе за культмассовую работу организовал экскурсию нашего класса в Ростовский кремль. По дороге нам рассказывали о русской истории, о памятниках архитектуры. В самом музее "Ростовский кремль", в одной из церквей воспроизводили запись колокольных звонов, наверное, ту же пластинку. Выйдя из музея на площадь, мы с ожиданием смотрели на звонницу, на молчащие колокола, к языкам которых были привязаны верёвки. Ждали. А вдруг услышим живой голос Ростова! Но голоса не последовало, а верёвки могли относиться ко времени съёмок комедии "Иван Васильевич меняет профессию".

- Ростов имеет какое-то особое значение?

- Дело в том, что ровно пятьдесят лет назад, в 1963 году, после 25- летнего молчания, зазвучали ростовские колокола. Колокола знаменитой звонницы Успенского собора города Ростова Великого или Ростова Ярославского. Колокола зазвучали во время так называемой хрущевской "оттепели", когда проводилось очередное большевистское гонение на Православную Церковь и всякую иную духовность, гонение не менее страшное, чем первые. Сбрасывали колокола, закрывали храмы. К столетию вождя мирового пролетариата намеревались взорвать Троице-Сергиеву Лавру. Покойный патриарх Алексий II перенёс два инфаркта за то, что он по своей Таллиннской и Эстонской епархии не закрыл ни одного прихода. Хрущев обещал нам тогда же, лет через двадцать «показать последнего попа и последнего жулика» и вдруг в городе Ростове Великом случилось чудо! Каким-то чудесным образом было разрешено в честь 1100-летия города произвести колокольный звон на сохранившихся колоколах. Еще были живы и сильны старые звонари, которые звонили при приезде в Ростов Великий государя-императора Николая II, они и исполнили звоны. Над Ростовом Великим зазвучал колокол «Сысой» весом в 2000 пудов. Значение этого факта невозможно ни оценить, ни переоценить. Без звонов ростовских стариков вся наша современная звонарская деятельность могла бы просто не состояться.

- В чем причина?

- К колоколам поднялись тогда те, кто их чувствовал, умел ими владеть. Надо отметить, что колокольные звоны в Советском Союзе были запрещены в 1929 году. Последние звоны прозвучали над Москвой, и колокола полетели через «Рудметаллторг» в переплавку. Уничтожались колокола, вместе с колокольнями и храмами. Звонари-носители живого церковного искусства разделили судьбы духовенства. Но искусство звонарей, как и устное народное творчество, передавалось из уст в уста, из рук в руки. Оно не записывалось нотами, как, например, вся классическая музыка. Нотами можно лишь начертать схему звона. Как с такой схемой работать, если исполнитель оторван от живого звучания колоколов? Секреты, приёмы, рисунки звонов передавались из поколения в поколение звонарей.

- И кто-то ведь записал звучание ростовских колоколов.

- Да, в 1963-м году два раза была произведена звукозапись. Первая запись состоялась в марте, об этом узнал Сергей Федорович Бондарчук. Он организовал вторую запись, те же старцы звонили в колокола, звоны записывали для фильма «Война и мир». Если вы помните фильм «Война и мир», то Бородинское сражение предваряется ударом в «Сысой»: бабах, пушка стреляет, вперед! Потом Пьер Безухов едет по Москве, уже после всех страшных боев, и звучат колокола. Император в Кремле, и снова звучат звоны ростовских стариков. В 1984-м году, если не ошибаюсь, был выпущен диск-гигант колокольного звона. Практически в 100% нашего синематографа звучит либо колокольный звон Большого театра, как у Эйзенштейна в Иване Грозном, либо звучат записи, совершенные Сергеем Федоровичем Бондарчуком. Это старинные звоны: Егорьевский, Ионофановский, Ионийский, так они называются.

- Повлияло ли такое событие на культурную жизнь страны?

- Несомненно. В 70-е годы ХХ века о колоколах заговорили. Тема – русские колокола, колокольный звон – вышла второй раз в советской истории из-под запрета. Начали создавать музеи, собирать музейные материалы.

- Впервые заговорили во время войны?

- В церкви начали звонить в 1946-1947-х годах в результате послевоенных послаблений. Как сказали в приемной Калинина в те годы: «У нас нет документа, который запрещает вам звонить, и никто не будет издавать документ, разрешающий вам звон, поэтому звоните потихоньку». После войны зазвонил Патриарший кафедральный Елоховский собор, Троице-Сергиева Лавра. Мой отец звонил в Храме Рождества Богородицы во Владыкино.

- Так вы, оказывается, потомственный звонарь! Игорь Васильевич, что значит для вас колокольный звон?

- В какой-то степени. Отец мне много рассказывал о колоколах, мне, конечно, как мальчишке было интересно. В 70-е я стал бегать в Кремль, чтобы посмотреть на эти колокола, слушал их звучание в немногих звонящих действующих церквах. Колокольный звон для меня – это живое звуковое наполнение пространства самого храма, окружающего пространства, ну, и, конечно, семейные предания, связанные с отцом. Без колокола невозможно представить церковь, архитектурный ансамбль лавры, монастыря, города.

- Колокол в контексте русской жизни?

- Колокол - это, прежде всего, призыв, созыв. Если колокол висит при храме, то он созывает в храм. Если колокол висит на вечевой площади в Новгороде, во Пскове, вечевые колокола висели практически по всем городам, то он призывает к собранию решать какие-то важные вопросы. Колокола, которые находились при дозорных башнях русских крепостей, набатным звоном кричали о вражеских нападениях: неприятель у стен, готовьтесь. Был Указ царя Алексея Михайловича о набатном звоне в Москве. Москвич XVII века по набатному звону прекрасно знал: куда надо бежать, где нужна помощь. Если Спасский набат звучит часто, в оба края, значит, горит в Кремле. Если тот же колокол, но в один край, то в Китай-городе. Если звучит Троицкий набат, значит, загорелось что-то на Арбате. Колокольный звон был системой оповещения. А кремлевская колокольня Иван Великий была громадной мачтой, «радиостанцией», которая сообщала о том, что происходит в каком-либо соборе московского Кремля: или венчание на царство, или начинается литургия, всенощная, или идет евхаристический канон.

- В чем сакральность звучания колокола?

- В призыве колокола к собранию на молитву, к этому духовному очищению. Удар в колокол двенадцать раз значит: оставь все свои дела, обратись к молитве, сейчас самая святая часть литургии – евхаристический канон. Такой звон в тяжкие колокола, вошел с начала XVI века в плоть и кровь русского народа. Причем настолько, что о нем даже ничего практически не писали. Как воздух, вот он есть и мы дышим. Любопытно, что подробные описания московских звонов остались благодаря Бернгарду Таннеру, сотруднику польского посольства. Он зафиксировал в своих записях: сначала позвонят в один наименьший колокол, потом в следующий, потом в два попеременно с третьим, потом в три попеременно с четвертым и так далее до удара в самый большой колокол. Колокол называют еще «молитвой в бронзе», «звонкой иконой», духовным песнопением в бронзе.

- В чем особенность благовеста?

- Благовест - это равные, мерные удары в большой колокол, язык ходит в оба края. Идёт звон, и все прекрасно понимают: в храме начинается служба. С веками благовест из созывательного начала превратился в церковно-музыкальную составляющую. В начале ХХ века в московском Даниловом монастыре был один звонарь-виртуоз, который мог вызванивать на колоколах целые тропари, кондаки. Люди узнавали: сейчас звонит «Христос воскресе из мертвых», например, на Пасху. Поскольку я, как звонарь, происхожу из Данилова монастыря, то я эту традицию продолжил. Мы вызванивали на прежних колоколах Данилова монастыря «Христос воскресе из мертвых». Если в западной Европе музыка - это хор и орган, то у нас в России музыка - это хор и колокольный звон. Такого искусства колокольного звона, кроме как в России, больше негде нет.

- Существует какое-то разделение колоколов?

- Колокола делятся примерно, как хор. В хоре есть высокие голоса - тенора, альты, есть средние - баритоны, есть низкие - басы. Точно и колокола, есть зазвонный ряд колоколов, есть подзвонный ряд, педальные колокола и басовые, которые звучат в оба края языком. Как и в хоре, каждый колокол исполняет свою партию.

- В Кремле стоит царь-пушка и царь-колокол. Можно понять, что пушка, которая била врага, названа царь-пушка. Что кроется под названием царь-колокол?

- Начну с небольшой прелюдии. Великий князь Иван III собирает под свою эгиду основные русские земли. Отливается колокол весом в 500 пудов (8 тонн). Он закрепляет за Иваном III звание великий князь и Государь всея Руси. Его преемник и сын-Василий Иванович присоединяет Смоленск к Великому княжеству Московскому, отливается колокол весом в тысячу пудов. Иван Грозный в 1547-м году венчается на царство. Отливается колокол весом 2000 пудов, он называется царь-колокол. Затем Борис Годунов, основывая новую династию, отливает свой царь-колокол, весом почти 3000 пудов.

- То есть царь-колокол знаменовал восшествие на престол нового царя?

- Да, и когда Алексей Михайлович Романов взял под свою руку Малую и Белую Русь и стал именоваться «Великий государь, Цари и великий князь, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец» был отлит колокол весом в 8000 пудов (130 тонн).

- На каком колоколе эта традиция прервалась?

- Как раз на царь-колоколе, что стоит с востока у колокольни Иван Великий на территории Кремля. Колокол отлили с восшествием на Российский Престол Императрицы Анны Иоанновны. Отлили его из колокола Алексея Михайловича, который повредился во время пожара 1701 года. С 1701-го по 1735-й год, 35 лет, повреждённый, безгласный колокол находился на ярусе Успенской звонницы. Анна Иоанновна приказала перелить его с увеличением веса до 12 000 пудов. Императорский запрос послали в Париж. Французские мастера подивились дерзости русских! Тогда за дело взялся Иван Моторин и его сын Михаил. Колокол отлили со второй попытки, как и многие большие русские колокола. Отлили царь-колокол, начали расчищать его от пригара, расчеканивать узоры и надписи. Тогда-то и случился Троицкий пожар, в результате которого колокол дал множество трещин. По указу Императора Николая I колокол был поднят из ямы, очищен и установлен на восьмигранном пьедестале. По некоторым данным колокол весит12 500 пудов, имеет 6 м 60 см в нижнем диаметре. После Анны Иоанновны Россия таких колоколов не отливала. С погибшим колоколом Алексея Михайловича символически закончилась Московская Русь. Образовалось новое государство - уже императорская Россия со столицей в Санкт-Петербурге. Появились уже иные приоритеты. Этому государству уже было не под силу отлить царь-колокол.

- А если царь жертвовал на колокол?

- Был царь-колокол Звенигородский, был царь-колокол Троице-Сергиевой Лавры, который восстановили в 2003-2004-м годах. Царь-колоколом называют нынешний Успенский, который висит в Кремле. Он весит 65 тонн.

- Вы принимали участие в создании колоколов Троице-Сергиевой лавры. Что это за история?

- Колокол называется «Годунов». Позже лаврские звонари переименовали его в «Благовестник». Утраченный колокол «Борис Годунов» разбили в 1930-м году. Большие колокола они все благовестники. История восстановления такова. К нам, в общество церковных звонарей, обратилось священноначалие Троице-Сергиевой Лавры. У обители появилась финансовая возможность восстановить три утраченных больших колокола, что висели в нижнем ярусе колокольни. И так получилось, что в это же время в Издательский отдел с которым мы тогда активно сотрудничали обратились акустики ЗИЛа. На заводе была великолепная акустическая лаборатория, они ставили защиту от шума на машины Горбачева, чтобы «его величеству» комфортно было ездить. «Давайте мы попробуем колокол отлить», - предложили нам зиловцы. Бо благословению Митрополита Волоколамского Питирима им дали колокол, весом примерно в 5 пудов. Колокол завода Самгина. Акустики поместили колокол а специальную камеру и установили на его внешней поверхности более сотни датчиков. Изучив колокол, акустики рассказали нам много интересного про сам колокол: как он вибрирует, какие имеет формы колебания, мы много узнали от зиловцев об оптимальном положении колокола относительно арок колокольни. В результате всех проведенных работ появился уникальный метод по которому можно было согласно заданных параметров создавать профили колоколов с нужным звучанием. Первыми в лаврский звон были отлиты колокола Годунов и Карноухий. За тем в цехах Балтийского завода родился лаврский Царь.

- Интересный поворот. Если вспомнить фильм «Андрей Рублев», то секрет литья колокола знали лишь редкие мастера. Что сегодня с таким секретом?

- Есть такой писатель, Александр Павлович Лаврин, он дружит с потомками Тарковского. Он был у нас в Храме Христа Спасителя, мы долго беседовали. Я сказал ему: то, что снял Тарковский в «Андрее Рублеве» не имеет к русской истории прямого отношения. Прототипом мастера Бориски является мастер Александр Григорьев сын Лыков. В Московском Пушечном дворе бывшем там, где сейчас стоит здание универмага «Детский мир», он проходил школу колокольного и пушечного мастерства. Там учили так: мастер - учитель давал расписку в том, что он будет своего ученика учить, ничего не утаивая. Ученик, в свою очередь, давал расписку Государю в том, что он будет учиться у мастера всему, что тот знает, не играть ни в зернь (азартная игра), ни сидеть в кабаках, ни с лихими людьми не знаться, над государевой казной никакого лиха не чинить. Чему мы обязаны таким успехом в русской артиллерии и колоколах? При Иване III появилось мощнейшее государственное предприятие, наверное, единственное в мире в то время, где отливались все эти колоссальные орудия, колокола, пушки, пищали, тюфяки. При предприятии была библиотека, палата мер и весов, набор лекал, так называемых колокольных и орудийных образцов. То есть никакого такого мастера Бориски со словами: «Отец жила, рваная- умер, так секрет и не передал», не было и быть не могло! Как никто никому глаза не повыкалывал! Всё это - сплошной авторский вымысел, приоткрывающий завесу отношений низшего народного слоя, верховной государственной власти и творческой интеллигенции шестидесятых годов.

- При Иване III европейцы приезжали передавать опыт, а сегодня вы известны своей миссионерской деятельностью.

- Мы просто занимаемся деланием воссоздания колокольного звона. Воссоздаем или наоборот создаем новые колокольные звоны. Работали в Храме Святой Екатерины в Риме, в храме Троицы в Пхеньяне, сейчас должны поехать в Мадрид, и еще нам поручили сделать русский колокольный звон в католическом монастыре в Бельгии. Есть такой монастырь в Бельгии - Крестовоздвиженский он называется, по селу - Шеветонский.

- Католический? Мужской?

- Да, мужской католический монастырь. Но там монашествующая братия делится на две части: одни служат по католическому обряду, другие - по православному. И отсюда вполне законное желание братии иметь лучший колокольный звон в русской традиции. В 2010-м году я впервые посетил этот монастырь, а в 2011-м году туда уже привезли колокола. Мы проконсультировали бельгийцев по архитектуре колокольни: куда поставить балки, куда повесить колокола, как украсить колокола. Может быть, это и есть некий момент нашей проповеди православия. Конечно, это относительная проповедь. Но от того, как будет звучать колокол, как будет звучать весь ансамбль, как будет звучать храм и местность вокруг него, во многом зависит: пойдут туда люди или нет.

- Участвуете ли Вы в мероприятиях, посвященных 400-летию Дома Романовых?

- Восстанавливаем звон в Дармштадте, откуда происходила наша последняя Императрица. По указу Николая II в Дармштадт были привезены несколько вагонов русской земли и построен храм - такой немного наивный, такой «пряник» построили. Колокола были, к сожалению, утрачены, во время войн. Немцы тогда снимали колокола и со своих церквей. Сегодня православная община Дармштадта выразила желание восстановить звон по случаю праздника – 400-летия Дома Романовых.

А в самый день праздника, в марте 2013 года, мы звонили специальным звоном на Иване Великом, главной колокольне Московского Кремля. Там остался колокол, один из самых больших на сегодня, он называется «Реут». Весит «Реут» примерно 1200-1500 пудов, был отлит как раз первыми Романовыми - Михаилом Федоровичем и его отцом и богомольцем патриархом Филаретом Никитичем в 1622-м году.

- Устраиваются ли фестивали колокольных звонов сегодня? Где можно вас услышать?

- Каждый год вся Православная Русь отмечает Светлый праздник Пасхи колокольными звонами, которые продолжаются целую неделю. А нас, наш замечательный коллектив, можно слушать каждую неделю в субботу на всенощных бдениях и в воскресенье к литургии в Храме Христа Спасителя. Да, слушая звон не забудьте и в Храм зайти. Ведь мы звоним к службам, по уставу!

1.0x