Авторский блог Владимир Винников 00:10 27 августа 2023

Тряпкин

Поэт самобытного слова

Известное дело: поэтов дóлжно судить и ценить по лучшим их стихам, по умению-дару выразить то, что иначе, на другом языке или другими словами оказывается невыразимым, но что, будучи однажды сказано, навсегда принимается, усваивается, передаётся дальше народом, а порою — и всем человечеством, как будто пробуждая, оживляя в людях до того спящие, скрытые мысли, образы, чувства, даруя всем и каждому узнавание себя, мира, себя в мире и мира в себе.

Но если так, то суждениям и оценкам творчества Николая Ивановича Тряпкина (19 декабря 1918 — 20 февраля 1999) свой черёд ещё не пришёл. И предсказание Юрия Кузнецова: "В XXI веке значение самобытного слова Николая Тряпкина будет только возрастать", — пока может восприниматься не более чем принятая в поэтических кругах, а вне таковых не имеющая особого смысла похвала своему другу. Но…

Когда в ноябрьском номере журнала "Октябрь" за 1946 год появились два стихотворения Николая Тряпкина, эта публикация не была воспринята как некое значимое литературное событие, хотя 28-летнего автора пригласили на первое Всесоюзное совещание молодых писателей в марте 1947 года, где поспорили о "клюевщине" и "есенинщине" в его творчестве, после чего признали пусть и начинающим, но всё же "певцом советской колхозной деревни" — другой-то уже не было.

Здесь прадед Святогор в скрижалях не стареет,

Зато и сам Христос не спорит с новизной.

И на лепных печах, ровесницах Кащея,

Колхозный календарь читает Домовой…

Ты же дуй и колдуй, ветер северный,

По Руси по великой, по северной

Поплывём Лукоморьями пьяными

Да гульнём островами Буянами…

Это из стихов 1946 года, "Пижма" и "Сказ". Сегодня, оглядываясь назад, можно сказать, что Тряпкин тех послевоенных времён был — скорее всего, сам ещё того не сознавая, — поэтическим предвестником "деревенской прозы" 1960-х годов, отразившей не столько внешний разлом между городом и деревней, сколько внутренний — и пытался этот разлом-перелом заживить вечным и вечно новым русским словом. Так и пошло…

"Русь ты моя глобальная!..", — написал поэт ещё в 1978 году, задолго до того, как слово "глобальная" стало в ходу у отечественных философов с политиками. Но где-то же оно было им услышано и, главное, усвоено? Причём эта "Русь глобальная" представала в тряпкинских стихах в образе приполярной, аэрокосмической, со всех сторон окружённой недружественными для себя пространствами и силами, всегда начеку и готовой к бою державой. Такой, какой она никогда ещё не была и, может быть, становится только сейчас…

Вообще, происходящее внутри поэта таинство обретения слов и их смыслов — процесс необъяснимый и непредсказуемый. Но и неотвратимый. Николай Тряпкин даже не пытался им управлять, зато по жизни и по стихам своим всегда слегка скоморошничал, юродствовал, "валял ваньку", вернее даже — Ивана-дурака, главного героя русских сказок. Стихов своих публично, на людях, не читал, а выпевал их вследствие сильного заикания.

Многие стихи Тряпкина могут казаться сшитыми-слепленными кое-как, на скорую руку, без внешнего блеска, но это вольная поэзия, поскольку поэт не пытался ни себя, ни своих читателей "тянуть за волосы" к каким-то целям какими-то самыми верными и краткими путями. Всё своё — оно и так своё. Было, есть и, главное, будет ко времени.

Летела гагара,

Кричала гагара,

Махала крылом…

О чём эти строки 1955 года? Да вроде бы даже и ни о чём. А по сути — о главном. Что вот ты живёшь, что у тебя есть возможность видеть и слышать, всем существом своим ощущать красоту этого мира, что тебя ждёт твоя милая. И это — счастье. Не придуманное, не вымышленное — истинное!

Но за очевидной, бесспорной, даже нарочитой простотой своей щедрой, безобидной, "крестьянской" души Николай Тряпкин был далеко не прост. "И что вечность сама возжигала огни предо мной…", — сразу даже не скажешь, кто из русских поэтов рискнул бы настолько себя возвысить, пусть в описании мимолётного личного то ли чувства, то ли представления.

Потому неудивительно, что к концу жизни поэту, который, по мнению того же Юрия Кузнецова, был "последним русским поэтом" и в чьём творчестве "проступает народный лик", довелось — вместе со всем своим народом — перенести самые суровые испытания: и личные, и творческие.

"Перестроечное" разрушение Советского Союза было воспринято Николаем Тряпкиным как нечто невозможное, недолжное, недопустимое, и он не только вошёл в редколлегию газеты "День", но в творчестве своём обрушился на всех, кто осуществлял это разрушение и способствовал ему, невзирая на лица, вплоть до самых родных и близких. Парадоксальное награждение Николая Тряпкина Государственной премией России в области литературы и искусства 1992 года (указом Б.Н. Ельцина — за книгу стихотворений "Разговор по душам") здесь ничего не изменило, даже напротив — похоже, добавило поэту скрываемой дотоле ярости, которой наполнено, например, посвящённое Александру Проханову стихотворение "Послание другу":

Не спят в руках верёвки и ремень,

А ноги жмут на доски громовые.

Гудит в набат твой бесподобный "День",

И я твержу: "Жива ещё Россия!"

Уже после "чёрного октября" 1993-го 75-летний Николай Тряпкин напишет свою "Вербную песню", одновременно молитву в будущее и покаяние за прошлое:

За великий Советский Союз!

За святейшее братство людское!

О Господь! Всеблагой Иисус!

Воскреси наше счастье земное…

Не держи Ты всевышнего зла

За срамные мои вавилоны, —

Что срывал я Твои купола,

Что кромсал я святые иконы!

Огради! Упаси! Защити!

Подними из кровавых узилищ!

Что за гной в моей старой кости,

Что за смрад от бесовских блудилищ!

О Господь! Всеблагой Иисус!

Воскреси моё счастье земное.

Подними Ты мой красный Союз

До Креста Своего аналоя.

Остаётся надеяться, что покаяние поэта — по вере, делам и страданиям его — там, наверху, было принято, а моления — услышаны.

1.0x