Авторский блог Владислав Шурыгин 04:27 23 сентября 2018

"Коммунист,чекист и оккупант"

генерал-майор ФСБ Александр Михайлов о влиянии на творческую интеллигенцию, пользе иврита и «деле Скрипалей»
74

«ЗАВТРА». Александр Георгиевич, ваши недоброжелатели называют вас телевизионным генералом, который в своей службе видел в основном лишь паркеты больших начальников, и озвучивал по телевизору приказы и указания. Как же в реальности складывалась ваша карьера, и как начинался ваш путь в спецслужбы?

Александр МИХАЙЛОВ. Интересное начало беседы! Хорошо, пойдём от противного. Тогда я должен сразу признаться, что я ещё и коммунист, чекист и оккупант. Начну с последнего - «срочку» я служил в Южной группе войск в Венгрии – 254 Черкасская мотострелковая дивизия, откуда уволился в запас в 1971-м году – оккупант! Мотострелок и паркет – это сильно… По происхождению коренной москвич, причём, я бы даже сказал так - замоскворецкий гопник, шпана. Хотя шпана тогда была иная… В 8-м классе меня выгнали из школы: вынужден был искать для себя другую жизнь. И когда вспоминаю этот период в компании, мои друзья откровенно удивляются, мол, как ты вообще такой охламон до генерала дослужился? Ну как то так… Когда заканчивал службу в нашей Красной армии (кстати абсолютно не тяготясь), был абсолютно убежден, что никогда в жизни больше не надену форму. Никакую! После армии хотел думать о другом. Сразу в 1971-м поступил на факультет журналистики МГУ. Думал буду журналистом. Но вышло всё иначе. В 1974-м году меня неожиданного пригласили на беседу в органы безопасности, и сделали предложение «от которого нельзя было отказаться» – стать офицером комитета государственной безопасности. Не скажу, что для меня эта аббревиатура – КГБ - сильно меня напрягла. Нет! Мой отец, фронтовик, прошедший войну, 13 раз раненый, как и большинство тех, кто воевал на Невском пятачке – Невской Дубровке, служил начальником кафедры истории военного искусства Краснознамённого института КГБ при СМ СССР - генеральская должность! Но генералом он так и не стал. И виной тому я. После рождения меня крестили. Как и водилось тогда - попы отца заложили парткому. И с генеральской должности за непартийное поведение его понизили до майорской. Он так и закончил службу в звании майора, получив подполковника на пенсию как фронтовик

В общем, что меня ждёт в КГБ, я представлял смутно. И первый мой вопрос на собеседовании был глупым: буду ли я носить форму или нет? Мне сказали: нет. И я согласился. И попал в седьмую службу московского управления КГБ. Службу наружного наблюдения – «паркетнее» не бывает! Любой, кто имеет или имел отношение к спецслужбам, знает, что «наружка» и все что с ней связано, это одна из самых «пахарьских» служб, где люди работают на износ! С гастритами, язвами и тромбофлебитом…И хотя на посту я не работал, но и то, чем занимался я мёдом не пахнет. Два года там стали прекрасной отличной школой. И я уже совсем «врос» в шкуру «семёрочника», как неожиданно меня перевели в жандармский корпус московского управления.

«ЗАВТРА». Почему жандармский?

Александр МИХАЙЛОВ. Так иногда называли. Ну потому, что 5-я линия занималась защитой государственной безопасности в сфере идеологии. Фактически, тем, что сегодня называют - информационная война. Там служили профессионалы высочайшего уровня. У нас же в отделе все были ровесники, а старший по званию - на тот период был капитан, остальные были лейтенант, старший лейтенант. Все имели хорошую подготовку и образование, а свою среду работы знали не со стороны. Были ребята закончившие питерскую академию художеств, и факультет журналистики, и мединститут, и дипакадемию, и ГИТИС, и ВГИК и консерваторию… Рядовые опера хорошо разбирались в литературе, знали изобразительное искусство, кино, театр… Со мной служили офицеры, которые ранее играли театре, кино, писали картины, работали в творческих коллективах… Мой коллега (потом он работал в резидентуре в Латинской Америке) снимался в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май»…. Таков тогда был принцип подбора кадров в «комитет». Брали не абы кого, не по протекции или «валом», а подбирали людей штучно. И каждый занимался той сферой, по которой у него было базовое образование. Вообще КГБ того периода был исключительно профессионален с точки зрения базовой гражданской подготовки. В те годы в КГБ приглашали не абстрактного выпускника «вышки» (Высшей школы КГБ СССР), а того, кто нужен: нужен физик – брали физика, нужен химик – брали химика, нужен художник или пианист – брали пианиста. Соответственно, сразу поднималась планка прикладного профессионализма. Сегодня этого нет и я, если честно, не могу понять, как выпускник академии ФСБ может обеспечивать безопасность атомной электростанции, если он не то, что не знает принципов работы атомного реактора и типов реакторов, но даже не знает даже закона Ома! Правда это не касается факультета информатики и криптографии. Нашим математикам завидуют другие ВУЗы.

«ЗАВТРА». Вот прямо такие профессионалы?

Александр МИХАЙЛОВ. В каком-то смысле так. У нас в управлении начальником экономической службы был полковник Борис Добрушкин. Его взяли на службу в органы госбезопасности с должности зав промышленного отдела райкома партии. Он был кандидатом экономических наук, блестяще знал экономику, финансы, промышленность. Поэтому в последствии он стал начальником Московского управления ФСНП (Федеральной службы налоговой полиции). Фактически стоял у ее истоков. И таких в столичном управлении было много. Особенно много из МГТУ им Н.Баумана и МАИ….

Но оперативной работе нас учили совсем другие люди - ветераны, фронтовики. Многие из них даже высшего образования не имели (война всё-таки), но они прошли через такое, что не расскажешь, а потому опыт имели уникальный. Настоящие асы контрразведки, розыска! Для нас они были непререкаемыми авторитетами. Я помню, когда в 1977 году взорвали метро, мне с коллегами пришлось работать в разных оперативно-следственных бригадах… Я видел, как вёл опросы свидетелей майор Бондарев, в годы войны воевавший в СМЕРШе. Это был театр одного актера. Он виртуозно находил «ключи» к человеку, тем более в такой напряжённой обстановке. Он мог расколоть любого. Человек начинал говорить словно исповеди! Это мастерство так входить в доверие, располагать к себе...

Бывали и курьёзные ситуации. У меня был коллега, который в совершенстве знал иврит. Кстати, выучил его в Высшей школе КГБ! И вот нам нужно кое-что изъять у персонажа известной национальности. На обыск оснований не было. К прокурору не сунешься. А изъять надо. Ну позарез! Он звонит этому хлопцу и на иврите ему говорит: «Мойша, вали быстро, сейчас к тебе придут чекисты. Забирай всё и вали, пока они не пришли». Он: «Кто это?» «Это не по телефону!» Объект схватил всё, что есть, покидал в мешок (!) и вылетел на улицу, а там стоят два сержанта милиции: «Сэр, вам помочь?»

Просто, как грабли. Оперативная смекалка... Тогда не оправдывались отсутствием законов.

Но для иллюстрации замечу. В нашем отделе было 25 человек. Из него вышли: один генерал армии – экс-директор ФСБ Николай Ковалев, генерал-полковник, генерал-лейтенант, четыре генерал-майора.

А если честно, то и дураков хватало… Но они в нормальных условиях не приживались. Их сплавляли при первой возможности.

«ЗАВТРА». Так как же вы боролись с врагами? Выявляли и изолировали?

Александр МИХАЙЛОВ. Для начала надо заметить, что КГБ был прежде всего информационно – аналитической структурой. Это в кино по крышам бегают и стреляют. Мы до девяностых годов на операции даже оружие не брали. Борьба велась совершенно иными методами. КГБ не только шпионов ловил и диверсантов. Тогда Председатель КГБ требовал предотвращать преступления на стадии замысла (а это прежде всего информация, ее оценка и анализ), на стадии появления очагов социального возбуждения. Противодействие идеологическим диверсиям противника дело тонкое. По сути, шла борьба за наши моральные и нравственные ценности… Задача была очень грамотно сформулирована - не бороться с чем-то, а противодействовать угрозам в зародыше. Существовала формулировка: ограждение творческой интеллигенции (а также научной, технической, студентов…) от акций идеологических диверсии противника. То есть считалось - наша интеллигенция замечательная, талантливая, и надо её защитить, не позволить противнику использовать её для нанесения политического ущерба стране. Собственно, с этого все цветные революции сегодня начинались! Это была интересная работа, потому что тогда КГБ был мощным инструментом аналитического влияния. На выходе нужны не аресты и не посадки (Юрий Андропов считал это браком), а информирования инстанций по широкому кругу вопросов с реальными предложениями. Влияние и политическое, и оперативное… В процессе работы выявлялись какие-то предпосылки к ЧП, узкие места, как бы сказали сегодня, очаги социального напряжения, и информировалось о них политическое руководство страны и руководство на местах. И не просто, а реальными мерами… Приведу пример: в начале семидесятых годов остро встала проблема творческой молодёжи. Молодёжь, заканчивавшая творческие вузы, была никому не нужна. Все штаты театров были забиты. Штаты музеев забиты. Художники, после училища, тоже никому не были нужны, и даже не могли продать, скажем так, продукт своего труда – картины. Не имели права. Картины можно продавать было только через художественные салоны, а художественный салон закупал, как правило, только у членов Союза художников. А в Союз художников вступить было практически невозможно, как и в Союз писателей. Все высокие посты, денежные места, творческие союзы были оккупированы стариками, заслуженными лауреатами и деятелями искусств. Планы издательств забиты… Даже выпускниками журфака мы были обеспечены на 20 лет вперед. Замкнутый круг! Возник разрыв между мечтами и действительностью, и как следствие возникала проблема, собственно, а что делать-то? Молодёжь начала уходить в подвалы, торговать из-под полы, писать в стол, искать выходы на Запад. Конечно, к этой среде потянулись и наши, так сказать, «партнёры» из западных спецслужб. Было направлено несколько серьёзных документов на эту тему, и в 74-м году принято Постановление ЦК КПСС о рабочей творческой молодёжи. Это постановление частично сняло плотину на пути молодёжи и открыло ей дорогу в творческую жизнь, стали создаваться новые выставочные центры, появились молодёжные кино и лит объединения, театры, вернисажи. Проблема во многом была снята.

«ЗАВТРА». Ну не спецслужба, а просто благотворительная организация какая-то!

Александр МИХАЙЛОВ. По-разному бывало. В те годы ещё шёл розыск изменников и карателей военного периода. Искали, арестовывали… Для многих приговор заканчивался стенкой. К середине 80-х и свои предатели появились… В соседней службе нашего управления такого разоблачили. Сергей Воронцов инициативно вышел на американскую разведку. Результат высшая мера. Я же говорю только о том, что знаю. Без вторжения в чужие сферы. Каждая служба несла свой чемодан… И в чужие дела нос совать было не принято… Но КГБ охватывал все сферы государственной деятельности. И не всегда силовыми методами… Бывший директор ЦРУ вспоминая те годы, писал, что КГБ СССР, а точнее отдел генерала Р.С.Красильникова оставил от резидентуры США руины. Как и сегодня, занимались всем, что требует защиты… От противодействия спецслужбам, до защиты стратегических объектов, в т.ч. транспорта. За всё время существования советской авиации было совершено около 200 угонов и попыток угона воздушных судов. Но более 500 угонов были предотвращены на стадии замыслов. Это как? Да очень просто! Разругался человек с начальством, развёлся с женой. Всё! Не видит себя на нашей поляне… Жизнь под откос! И сгоряча приходит мысль – послать всё и сбежать куда-нибудь в Швецию или Турцию. А выехать легально просто невозможно… Единственный вариант захватить самолет и… Начинает подготовку. Информация приходит в КГБ… Можно, конечно, дотянуть до момента угона, провести красивую операцию с захватом. Но риск очень высок. Сколько раз гибли случайные пассажиры…. А можно и по-другому. Подвести друга, собутыльника. Неделю попьют вместе, потом подружку найти из таких же неустроенных, провести комбинацию по нейтрализации замысла… И, глядишь, забыл уже что собирался куда лететь. На работу вышел. Дочку родил. Вот это и есть оперативное мастерство. КГБ ведь, что нужно: «шашечки» на крыше или ехать? Человека в тюрьму двинуть, или сохранить его для общества, во-первых, а во-вторых, исключить возможность наступления тяжких последствий? И так старались работать всегда «от противника и на опережение».

«ЗАВТРА». Вот так прямо с каждым «злочинцем» и работали?

Александр МИХАЙЛОВ. Это пример. Но старались с каждым. Если не понимал, то и меры иные были. Но пример наглядный. Видели проблему, предлагали «необходимо сделать то-то, то-то». На макроуровне готовились доклады, записки, спецсообщения по широкому кругу. Эти записки уходили как в КГБ СССР, так и в партийные инстанции. А те могли «согласиться с мнением КГБ СССР или не согласиться с мнением КГБ СССР». И далеко не всегда, кстати, соглашались! Партноменклатура довольно ревниво относилась к рекомендациям КГБ СССР. Но невнимание к этим запискам иногда обходилось стране очень дорого! Например, по ситуации на Чернобыльской АЭС КГБ направлял сорок две (!!!) докладные записки в центральный аппарат о недопустимости использования атомного реактора в лабораторных целях. Но авторитет академиков неизменно перевешивал. Мол, что КГБ понимает в ядерной реакции? Чего он нас учит, как работать с ядерным реактором? Но что произошло, то произошло, вот он Чернобыль, вот он и рванул.

К каким-то запискам наоборот прислушались сразу. Например, в конце семидесятых встал вопрос молодёжной субкультуры. В мире шла своего рода революция: рок, секс, наркотики. Стало ясно, что и в СССР всё это пришло, но осело в подвалах, котельных, чердаках. Нужно было каким-то образом вытаскивать молодёжь оттуда. И тогда, по инициативе КГБ - факт остаётся фактом - был создан Ленинградский рок-клуб при комсомольских органах. Вот так…
Многие помнят, что в 1974 году состоялась знаменитая «бульдозерная выставка» - художники-авангардисты, которых официальное искусство не жаловало, вынесли свои картины на пустырь, развернули выставку, а партийные органы не нашли ничего лучше: устроили там «субботник», и разнесли эту выставку к ядреней фене. Она так и вошла в анналы как «бульдозерная», потому что на субботнике просто сносили картины, вывозя их как мусор… . Сразу по всем «голосам» эта акция была растащена как пример тоталитаризма и подавления.

В управлении дали свою оценку и предложили свой вариант решения проблемы. По нашему предложению художникам авангардистам была предоставлена возможность выставить свои картины в павильоне пчеловодства на ВДНХ. Все, кто хочет – выставляйтесь. Там разные были и картины инсталляции. Например, мужик сидел в гнезде на яйцах, высиживал. Ну и что? Сидишь и сиди ты. Народу было немерено! Все посмотрели, и многим стало ясно: вот эти ребята не интересны, а вот эти интересны, вот это культура... вот это искусство, а это не искусство, эти могут, а эти не могут. После чего при московском группкоме художников-графиков Московской организации Союза художников, была создана секция живописи художников-авангардистов. В секцию живописи вошло много участников, но костяк состоял из 27 художников. На Малой Грузинской, 27, в доме, где жил Высоцкий, в подвале была открыта выставка постоянно действующая. Это тоже по предложению КГБ!

До тех пор, пока это было всё запрещённым, были бешеные очереди. Как только легализовали, разрешили – очереди сразу исчезли.

Конечно, мы знали очень много, получали информацию, отслеживали контакты, но по отношению к творческой среде, к интеллигенции КГБ никогда не преследовал цели довести что-то до уголовно-процессуальных действий. Основной смысл любых разработок того периода был один – попытка влияния, для того чтобы каким-то образом разобраться в причинно-следственных связях, почему художник, писатель на таких позициях стоит, а потом дать возможность реализоваться, если он захочет. Основная задача была, как говорится, сберечь для России, представителей творческой интеллигенции.

 

«ЗАВТРА». Роль Андропова. Сейчас очень много говорят о ней. С одной стороны его превозносят, как рыцаря без страха и упрёка, который пытался спасти Советский Союз после эпохи застоя Брежнева. С другой стороны, существует альтернативная версия, согласно которой Андропова обвиняют в убийстве Советского Союза, в расстановке кадров, которые потом Союз и убили – Шеварднадзе, Горбачёв, Бовин, Зорин. Как вы оцениваете его роль?

Александр МИХАЙЛОВ. Конечно, мы младшие офицеры были слишком далеки от Андропова, но когда возвращались наши записки, которые побывали у него на столе, они всего возвращалась с конкретными резолюциями… Я должен заметить, что Андропов, в отличие от многих других руководителей, очень тщательно изучал любой документ. Иногда на нашу информацию была такая же по объему резолюция Андропова, условно говоря «информация заслуживает внимания по тому-то, тому-то, тому-то» и он объясняет, почему она заслуживает внимания. А потом его рукой, «на основании изложенного: товарищу такому-то сделать то-то, то-то; товарищу такому-то сделать то-то, то-то». И резолюции были на 2-3-х страницах. Это сейчас начальники пишут: «прошу переговорить», «как условились». А Председатель КГБ тщательно это всё отрабатывал. И, конечно, мы видели, что его авторитет позволял всё, что мы предлагали, реализовывать политическими средствами. Андропов был профессионал высочайшего уровня, и, конечно, он был крупнейшим политическим лидером СССР. Можно много спорить о нём теперь, но пока он был жив, СССР был единым монолитом…

Но политика искусство возможного. Прожил бы подольше может и всё было иначе.

«ЗАВТРА». Если система была настолько выстроена, почему же Комитет не смог спасти Союз?

Александр МИХАЙЛОВ. Причин тому много. Но самые главные всё же вне КГБ. Но если говорить о «вине» Комитета, то необходимо понимать сильные и слабые стороны нашей тогдашней спецслужбы. КГБ СССР состоял кроме центрального аппарата ещё из четырнадцати республиканских комитетов. Проблемы периферии невозможно было решать без участия республиканских структур. А во многих республиканских ЦК, Комитетах «была своя свадьба». Несмотря на то, что там были московские назначенцы, но люди, которые работали в республиканских КГБ, всё-таки ориентировались на местные условия. Они были заложниками тех традиций, которые характерны для этой республики, для его партийного руководства. Конечно, постоянно пытались навести порядок, а что толку то? Что Комитет госбезопасности Узбекистана не знал о коррупционных связях партруководства? Конечно, знал, но не мог реагировать, был бессилен бороться, и, хотя систематически информировал Москву, но… Даже такой пример, который сейчас просто в тему. В 1977 году 8-го января произошёл взрыв в московском метро. В течение десяти месяцев сотни оперативных групп, искали по всей стране террористов. Проведены тысячи экспертиз. Каждый элемент вещдоков исследовался… Мы искали кожу, ткани из которых изготовлены сумки, в которых были бомбы, чугунину, из которой была изготовлена СВУ. Все что могло привязать убийц хотя бы к конкретному региону, чтобы сузить поиск. И вот через десять месяцев Комитет госбезопасности Армении вдруг сообщил, что сумка, в которую была помещена утятница с взрывчаткой, изготовлена из кожзаменителя, который изготовлен в Армении, что сумка сшита на армянской фабрике, продана в Ереване. Что они раньше это не знали? Не верю! Знали, но помалкивали. Или просто работали спустя рукава… Эта история, имела продолжение. Ведь когда задержали этих боевиков - Затикяна и компанию, во-первых, арестовывали их фактически с большим трудом, потому что прокуратура Армении не давала санкций ни на обыск, ни на арест. Прокурор всеми силами противодействовал расследованию… Понятное дело, что не по своей инициативе - это была конкурентная борьба среди первых секретарей республиканских.

По мере нарастания негативных тенденций по окраинам Союза нарастали деструктивные процессы в как в партийных органах так и местных КГБ. Первые просто стали перерождаться, дряхлеть…Спецслужбы терялись… Кстати, так было и накануне Октябрьской революции.

Второй причиной паралича КГБ стал демонтаж Горбачёвым вертикали власти в СССР. У нас существовало две власти: советская власть и партийная. КГБ имело вертикальное подчинение органам КПСС, и соответственно председатель республиканского КГБ подчинялся только первому секретарю в республиках и КГБ СССР. Партийная власть согласно конституции, была над всем. И эта система работала. А потом Горбачёв взял и ликвидировал верховенство КПСС. Партия оказалась в стороне. И у КГБ исчез заказчик. Комитет просто повис в воздухе. Советские органы не знали, какую задачу перед КГБ поставить. Да и в КГБ им было не много веры. Они не понимали, что такое подрывные действия разведки, каковы общественные процессы с минными полями, они не понимали многие вещи… С милицией им было все ясно… А партийные органы исчезли, ушли в небытие. Это был полный паралич!

«ЗАВТРА». Что же происходило в эти годы с вами?

Александр МИХАЙЛОВ. В 89-м году я был назначен руководителем первой в Советском Союзе пресс-службы КГБ СССР. И это было замечательно, потому что, как журналист по образованию, долгое время не понимал, почему специальные службы не используют информационные технологии. И когда меня назначили руководителем пресс-службы, я ощутил себя не просто на коне, а на белом коне. Потому что нам (у нас было всего 7 офицеров. Очень толковые и грамотные ребята. Первый раз так удачно сформировался коллектив!) доверяли, вся писалось с чистого листа и, фактически, мы делали всё, что хотели. Надо мной сначала смеялись: как это может быть пресс-служба в системе закрытой, основным принципом которой является конспирация? Мало кто думал, что гласность в КГБ - это форма гражданского контроля.

В 90-м году по четвергам стала выходить программа «Без грифа секретно». И выходила много лет! Нам было высочайшее доверие! Через полгода даже свои материалы у руководства не визировали. Это сейчас полный бюрократический маразм. Доходило до очень смешных таких казусных ситуаций. Например, я сижу в кабинете, вдруг раздаётся звонок: «Здрасьте, вас беспокоит барселонское телевидение. Мы готовим программу по контршпионажу. Прямой эфир, ток-шоу. Мы хотели вас пригласить». Я объясняю, что это маловероятно, так, как я майор спецслужб, есть правила, инструкции. Поговорили. Но, как полагается, докладываю об этом приглашении своему начальнику генералу (он был ещё и зам председателя КГБ СССР) В.М. Прилукову. А он неожиданно говорит: пиши мне рапорт. Я написал рапорт. Подписал у него. Через минут, наверное, сорок у меня уже был на руках заграничный паспорт, который естественно свозил в посольство, там получил визу и улетел в Барселону. Выступил в прямом эфире испанского ТВ – впервые в истории майор КГБ рассказывает…

«ЗАВТРА». Что произошло с КГБ после августа 1991 года?

Александр МИХАЙЛОВ. Раскол Комитета госбезопасности (если можно так выразиться) начался с 19-й партийной конференции, когда одни были за Горбачёва, но не в силу большой любви, а просто в силу того, что он политический лидер СССР, а другие поддерживали Ельцина, реформы и ставку на Россию. В дни партийной конференции у нас все ходили с приёмниками. Даже в столовую. Ловили каждое слово. И были споры, очень серьёзные споры. Тем более что осведомленность сотрудников была очень высокой.

После августа 1991 года этот раскол просто стал реальностью.

Но и те, и другие офицеры хорошо отдавали себе отчёт в том, что страны без спецслужбы быть не может. И «комитет» необходимо сохранить. Не для себя – для России! Я помню разговоры того времени. Многие хотели уйти, но их вовремя остановили. Помню, как сам убеждал одного своего товарища, ставшего затем одним из руководителей спецслужбы. – Николай, вот ты профессионал, ты вот уйдёшь, вместо тебя придёт мерзавец. Просто мерзавец, который преследует совершенно другие цели. Ему КГБ нужен, спецслужбы нужны как инструмент реализации своих корыстных или политических целей, а ты профессионал, ты даже неправый приказ можешь выполнить, а можешь не выполнить, и объяснить, почему не выполнил. Ты можешь заблокировать любое выполнение приказа. И, чем больше таких вот ребят будут, которые могут правильно принимать и расставлять акценты в нашей политической жизни, то соответственно, вряд ли кому-то удастся сломать хребет так сказать государству.

«ЗАВТРА». Как так получилось, что вы стали трижды генералом?

Александр МИХАЙЛОВ. Так уж вышло... Кстати я не придаю этому сакрального значения… А недоброжелатели, с которых вы начали, этого не понимают. Это всего лишь статус, позволяющий решать задачи. Дело в том, что каждое ведомство претерпевает периоды взлёта и упадка. К 1998 году, когда я ещё служил на Лубянке, и был уже генерал-майором, я ощущал, что мне уже не интересно. «Система» погрузилась в интриги, шли сокращения, управления и структуры лихорадило. Творческой работы было мало. И в этот момент мне поступило предложение Сергея Степашина, который стал министром внутренних дел: перейти к нему в МВД начальником управления информации. Я согласился. Там у меня появилось второе дыхание, потому что МВД — это МВД, там без информации не сидят. Там каждый день что-нибудь происходит. Причём если ты до одиннадцати часов что-то не снял, не выдал в эфир, считай, после одиннадцати можешь не хвататься за это, там ещё кого-нибудь убьют, кого-то задержат... То есть там движуха была такая, что мама не горюй! В МВД я получил звание генерал-лейтенанта милиции. И когда в 1999 году Степашина избрали председателем правительства, он автоматом, даже не спрашивая моего согласия, назначил меня начальником управления правительственной информации аппарата правительства, то есть по сути пресс-секретарём премьера. Для меня 92 дня пребывания в правительстве были самая тяжёлая мука моей жизни. Во-первых, я не терплю интриг, не умею в них существовать, а правительство – это сплошные интриги. Даже в рамках основного корпуса, там, где премьеры и вице-премьеры, все играли свою игру. И жить в этих условиях было невозможно. Я видел в каком положении Степашин. Все, кто его знал переживали за него. К тому же в рамках моей должности рассказывать по большому счёту народу было нечего. Там всё как-то всё неинтересно было. И когда закончилось, я готов был поставить свечку за то, что кончилась эта политическая каторга. Но больше всего мне было обидно за С.Степашина. Я видел, как он работал, как отдавал себя делу… И задержаться там без него мне казалось оскорбительным. Возвращаться из правительства в МВД было уже некуда, и я написал рапорт на увольнение. А потом уже в 2003 году меня пригласили в наркоконтроль на должность заместителя председателя. Многие не поняли моего пируэта. С хорошей должности в бизнесе, с хороших денег сунуть шею в ярмо? Но было интересно начинать все с нуля…. И там я стал генерал-лейтенантом полиции.

«ЗАВТРА». Что за история приключилась с наркоконтролем? Все последние годы это сплошная чреда громких отставок, арестов и скандалов? Что произошло?

Александр МИХАЙЛОВ. В свое время в 2003 году это была очень своевременная и правильная задумка президента России. И мы ещё хлебнём горя с прекращением существования этого органа, потому что в сегодняшнем мире, где наркотики стали частью глобальной цивилизации и мировой отраслью криминальной экономики наркоконтроль как государственная структура необходим. А драма его в том, что в новое руководство, после ухода генерала В.Черкесова, попали люди случайные, некомпетентные и они службу просто убили, потому что не понимали, что нужно строить. Ведомство должно было осуществляло наркополитику в целом. Но не вмешиваясь в чужие дела. Не парализуя работу других. Министерство здравоохранения обязано заниматься лечением, реабилитацией больных. Это применение наркотических средств, а значит их производство, закупки. Тут своя специфика, свои законы, а люди в погонах обкладывают их такими запретами, что доступ к наркосодержащим препаратам больным практически прекращается – врачи просто реально боятся, после чего дошедшие до безумия от боли люди начинают стреляться и лезть в петлю. Это первая тема. Вторая тема. Руководство должно было выстроить вообще государственную систему борьбы с наркотиками, начиная с правительства, кончая муниципалитетами и общественными организациями. Вместо этого новое руководство отказалось от нормальной и эффективной практики, в сто раз увеличило бумагооборот, превратилось в обычную пустую контору. Были только декларации и слова. Авторитет системы упал ниже плинтуса… Недовольных уволили. Ввели палочную систему. Набрали своих…  И эти «свои» сразу перестали заниматься делом. А стали «рубить палки». И как следствие, результаты упали со 139 тонн наркотиков в 2004 году до 37 тонн в 2015-м. Вот это результат! У нас в 2004 году было 2,5-4 миллиона лиц, как говорили, допускающих немедицинское потребление (тех, кто каким-то образом попробовал наркотики) И вдруг господин Иванов заявляет, что за последние пять лет число наркоманов увеличилось на 2,5 миллиона человек. Ё-моё, это же значит у вас на 100% употребление увеличилось! Поэтому, наркоконтроль надо срочно спасать! Но Президент решил радикально. Хотя варианты были…

«ЗАВТРА». Как вы сегодня, как профессионал, оцениваете состояние безопасности, роль и место специальных служб в её обеспечении?

Александр МИХАЙЛОВ. Мы уже 25 лет живём в условиях контртеррористической готовности, поэтому многие не обращают уже внимания на предотвращённые террористические акты, на задержание и уничтожение боевиков. Уже как-то привыкли. Мы, конечно, начинаем сразу возбуждаться, когда что-то произошло, и кто-то считает, что мы там что-то прозевали, но по большому счёту есть вещи форс-мажорные их невозможно предотвратить. И к этому нужно быть готовым. Я могу стопроцентной уверенностью сейчас заявлять о том, что террористические акты будут, но я не знаю, когда, кто, при каких обстоятельствах. Это объективный факт. Но как факт и то, что на сегодняшний день мы находимся в большей готовности, чем многие другие страны. Мы раньше вступили в эту войны и накопили больший опыт. И, конечно, очень многое зависит от высшего руководства страны. От их выдержки и умения методично делать добиваться поставленных целей.

«ЗАВТРА». Тогда как вы оцениваете Путина? Он, как и вы, выходец из КГБ СССР.

Александр МИХАЙЛОВ. В чём была сила КГБ? В том, что там работали прагматики – люди, которые умеют просчитывать процессы на много шагов вперёд. При этом, многие вещи они всегда держали, так сказать, в формате бокового зрения. Поэтому я уверен, что президент прекрасно знает, кто, чем занимается, кто взяточник, кто честный чиновник. Ему всё докладывают, у него всё на столе лежит. И владение этой информацией позволяет ему избегать непродуманных решений и действовать чётко, продуманно, доверяя правоохранительным органам. И подранков на поляне не оставлять… Заметь, любая замена чиновников происходит именно тогда, когда это становится просто жизненно необходимо. Другое дело, что скамейка запасных нашего высшего чиновничества уж слишком коротка, выбирать не из кого. Нужно новое поколение.

«ЗАВТРА». Сегодня разворачивается очередной этап «Дела Скрипалей». Британия обвинила двух российских граждан в химической атаке на экс-шпиона Сергея Скипаля и его дочь Юлию. Назвала их офицерами ГРУ, действовавшими по поддельным документам. В ответ на это обвинение оба подозреваемых дали интервью телеканалу «Россия сегодня», в котором категорически отвергли все обвинения и подтвердили, что на фотографиях именно они и данные документов реальные. Как вы, профессионал, видите эту детективно-шпионскую пьесу?

Александр МИХАЙЛОВ. Исключительно как театр абсурда, в котором никакая логика не действует. Нужно понимать, что сегодня мы присутствует на суде Инквизиции в качестве обвиняемых. А значит, все вопросы виновности или не виновности тут просто не стоят. Ведьма должна гореть! Причём хворост для костра должна собрать и принести с собой.

Политические элиты США и Великобритании приняли политическое решение назначить Россию «Империей зла» и теперь идёт строительство её негативного образа. А значит, никакие аргументы и доказательства её невиновности не принимаются и отметаются с порога. Виновны! И как бы мы сейчас в своём информационном пространстве не стебались над убогостью их обвинений и доказательств, изменить это уже ничего не может.

Что касается пресловутых Петрова и Боширова, то ребят просто жалко. В один день им взяли, и сломали жизнь. Не важно, чем они там до этого занимались, бизнесом или фитнесом или, к примеру, закупкой дорогих лекарств, которые не продаются в России, но теперь они для всего мира превратились в коварных отравителей, на которых выписаны ордера, за которыми идёт охота. Попробуй себе представить, какого это, когда ты просыпаешься, а на всех экранах планеты твоё лицо и надпись «отравитель-убийца». Тут у любого душа в пятки уйдёт. Кафка с его «Процессом» просто отдыхает…

Любому ослу понятно, что боевикам-ликвидаторам не станут выдавать паспорта с «соседними» номерами, не будут запускать сладкой парочкой в одном самолёте за границу, всё той же парой селить в отеле и отправлять гулять по Солсбери. Это бред! Даже у Флеминга такого трэша не найдёшь.

Я думаю, что «Петров и Боширов» это показатель деградации британских спецслужб. Есть приказ – найти русских. Вот они и бросились его исполнять. Я думаю, что перелопатив все записи и данные о прибытии в Англию наших граждан, они кое-как нашли подходящую под версию русскую пару, побывавшую в этот день в Солсбери. Скорее всего, единственных русских, кто в этот день там побывал, потому, что не такое уж это туристическое место, чтобы наши туда толпами ломились и март не сильно туристический сезон. Нашли и предъявили. Вот они, боевики ГРУ! А дальше хоть трава не расти…

22 1 9 571
25 сентября 2018
20 0 5 142
Комментарии Написать свой комментарий
23 сентября 2018 в 05:41

Если бы к интервью нужен был бы эпиграф, то вот идеальный вариант:
"Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
Мы, оглядываясь, видим лишь руины".
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный".
Все, где служил Михайлов - рухнуло. "5-я линия", надо полагать, 5-е управление КГБ СССР, возглавляемое в описываемые времена известным Бобковым, впоследствии чистившим ботинки лицу "известной национальности".
Впрочем, так оно везде и было. Фуше вот тоже последовательно служил Директории, Наполеону, вновь Бурбонам...
"Время было такое".

23 сентября 2018 в 06:05

Отличный эпиграф из Бродского, "Редька"!
Только про руины социалистического отечества, которое, согласно присяге, должны были охранять светлые ГБ-шные ангелы (такие они в большинстве своём по г. Михайлову), эти речи г.Михайлова ничего не объясняют.

23 сентября 2018 в 06:18

Служить быЛ рад, прислуживаться тоЖЕ...

23 сентября 2018 в 05:48

Речи г. Михайлова, особенно о периоде уничтожения СССР, не вызывают никакого доверия. Насколько я знаю, в КГБ СССР каждый приносил присягу по защите социалистического отечества - хорошо "защитили".
И, по г. Михайлову, никто в КГБ в этом не виноват, когда они фактически поддержали Ельцина.
И сейчас, когда в высших эшелонах нынешней власти по факту 2 сорта граждан: бывшие ГБ-шники и либеральные экономисты, - "успехи" их совместной деятельности в развитии страны и положении народного большинства мы все видим воочию, но об этом г.Михайлов ничего не говорит.
И у г. Михайлова не вызывает вопросов личное, явно ненормальное в сравнении с народным большинством, обогащение этих бывших ГБ-шников, находящихся в высших эшелонах нынешней власти, и членов их семей, которые уже рассажены и в правительство (Патрушев младший) и в правления значимых банков и корпораций.
А, по г. Михайлову, так в КГБ СССР трудились только светлые ангелы - только, вот, что стало с социалистическим отечеством, защищать которое они клялись в своей присяге, и почему многие из них так прекрасно вписались на высоких ролях в нынешнюю,губительную для народного большинства, капиталистическую реальность.
Этого речи г. Михайлова никак не объясняют.

23 сентября 2018 в 11:30

Верно, Владислав Шурыгин своим текстом с этим интервью лишний раз напомнил нам, кто же теперь нами руководит, что это за люди.
Генерал здесь хорошо раскрылся: никакого чувства вины за погубленный СССР, на верность которому они присягали, только самодовольство от проделанной служебной карьеры.

23 сентября 2018 в 06:05

Все ж есть два интересных момента. Первый - в КГБ (ФСБ) не выходят в отставку и на пенсию. Это судьба на всю жизнь. Значит, и в интервью Александр Георгиевич выполняет "боевую задачу" (а иначе - какой же он профессионал?). Отсюда вопрос - а какая часть интервью соответствует действительности (в процентах)?

И второй бы вопрос (жалко, интервьюируемый в посты вряд ли придёт!) - а вот после разгона наркоконтроля, вышли снова на "контрольные показалели" хотя бы до 200 тонн (не уверен, что это даже 1% от наркотрафика) наркоты НАХОДЯТ? ЗАДЕРЖИВАЮТ? Или - пусть себе идет?

23 сентября 2018 в 06:21

Как это -"пусть себе идёт" ? А поделиться с товарищами !?

23 сентября 2018 в 07:26

Бывали и курьёзные ситуации. У меня был коллега, который в совершенстве знал иврит. Кстати, выучил его в Высшей школе КГБ! И вот нам нужно кое-что изъять у персонажа известной национальности. На обыск оснований не было. К прокурору не сунешься. А изъять надо. Ну позарез! Он звонит этому хлопцу и на иврите ему говорит: «Мойша, вали быстро, сейчас к тебе придут чекисты. Забирай всё и вали, пока они не пришли». Он: «Кто это?» «Это не по телефону!» Объект схватил всё, что есть, покидал в мешок (!) и вылетел на улицу, а там стоят два сержанта милиции: «Сэр, вам помочь?»
*************************************************************************************************************************
Генерал - сказочник ! Кто в те времена носил имя МОЙША ?
кто а то время знал иврит ? Идиш и то почти никто не знал ,только старики ,
а тут мифический Мойша иврит знает !

Я в восторге от объяснения генерала :

Я думаю, что «Петров и Боширов» это показатель деградации британских спецслужб. Есть приказ – найти русских. Вот они и бросились его исполнять. Я думаю, что перелопатив все записи и данные о прибытии в Англию наших граждан, они кое-как нашли подходящую под версию русскую пару, побывавшую в этот день в Солсбери. Скорее всего, единственных русских, кто в этот день там побывал, потому, что не такое уж это туристическое место, чтобы наши туда толпами ломились и март не сильно туристический сезон. Нашли и предъявили. Вот они, боевики ГРУ! А дальше хоть трава не расти…

ЭТО объяснение генерала про Петрова и Васечкина ! .похоже на заявление Конашенкова,
как Израильские 4 стервятника спрятались за ИЛ 20 и наносили бомбометания .!

23 сентября 2018 в 07:34

Интервью с генералом ещё больше укрепило мнение о том,что СССР стал разваливаться сразу после смерти Сталина, хотя и сам Иосиф Виссарионович некую лепту со своей стороны внёс.
Генерал отчётливо пояснил, что Запад всевозможными методами разлагая Советское общество получал поддержку ( скорей всего согласительную) КГБ, которое своими записками в ЦК убеждало высшее руководство в необходимых уступках, приведших к заветному результату.
Раздвоение Гебистов во время " путча" 1991 года говорит о том, что в органах служило много карьеристов и случайных людей, и никакого монолита в КГБ не было. Отказ сотрудников выполнять свои прямые обязанности и совершивших откровенные предательства, есть прямые тому доказательства.
Старания Шурыгина напрасны, генерал оказался липовым несмотря на звёзды.
Ещё раз - очень жаль.

23 сентября 2018 в 19:56

это были не случайные люди, а люди принадлежащие известной национальности и приняты они были туда именно Андроповым. И здесь во весь рост встает так называемая проблема эгрегоров. Эгрегоры бывают разные, но довольно естественно что в еврейских мозгах на первое место выходят именно еврейские эгрегоры. И главный из них, это конечно эгрегор отвечающий за построение царства машиаха. Вы хотите любить евреев-да пожалуйста, но к каждому еврею прилагается и соответствующий набор эгрегоров. И если руководство страны этого не понимает, а оно не понимает, причем еще со времен товарища Сталина прямо объявившего своим ближайшим соратникам-вы не можете различать своих врагов, то результат один -- страна скатывается на орбиту построения этнической химеры. А вот и соответствующие примеры-СССР, Украина, США. И проблема в том, как вывести страну из этого пике - деградации этнохимеры. Вот Трамп там хотя бы пытается что -то сделать. А у нас-да они просто ... , видите ли евреи оказывается умные , потому и при власти, а то что средний IQ у них такой же как и у нас, и то что в результате этого этнохимера низбежно превращается в концлагерь, причем включая и евреев все в тех же бараках рядом с нами. Бл... , да это для них ну совершенно не постижимо, хотя 1937 год и откуда он взялся очень даже об этом. А генерал этот-да просто пустышка никакого понимания о процессах идущих на планетке нашей даже и не имеющий и дальше своего стола не видящий. Ну и АН СССР с её продолжением в нашу нереальность, это тоже просто ярчайший пример службы не за страх или там зарплаты. а за совесть-все для реализации Замысла.

23 сентября 2018 в 07:35

Не могу спокойно читать похвальбу бывшего кгб-шника, который сейчас служит тем, кто уничтожил Союз! Вы скажете, что агенты "бывшими" не бывают...? Бывают! Когда начинают лизать ельциноидов-путиноидов, вместо того, чтобы народ от них защищать!

23 сентября 2018 в 09:55

я выше сказал и от слов не отказываюсь. читайте интервью, чапаев. вам ЧЕСТНО пояснили: в ссср главная работа кгб направлена не против джеймсов бонлов или матахарь. те кто развивал культуру вербовались, либо прятались в дурик, либо закрывались. народ РАЗВРАЩАЛИ вынуждая стучать и голосовать. вам чрезвычайно наглядно, из первых уст засвидетельствовали - целью кгб всегда было уничтожение национальной морали, русского духа, человеческой личности. именно ЭТИМ занимается фсб сегодня. так что я ПРАВ: бывших чекистов не бывает.

23 сентября 2018 в 07:48

" Противодействие идеологическим диверсиям противника дело тонкое. По сути, шла борьба за наши моральные и нравственные ценности… Задача была очень грамотно сформулирована - не бороться с чем-то, а противодействовать угрозам в зародыше."

Очень хитрый и коварный враг был этот криптоеврей Андропов, подготовленный старым масоном и коминтерновцем Куусиненом. Все свои действия маскировал как бы под особо тонкие методы работы, например, с еврейскими дисседентами. Правда, носителей русского самосознания считал самыми опасными и жестко подавлял. Некоторые погибали при странных обстоятельствах, как художник Васильев.
Упорно расчищал себе дорогу наверх: вместе с Чазовым сделали маразматиком Брежнева, подсадив его на психотропные препараты,странно погибли Машеров и бодрый до этого Суслов прямо в клинике, Кулаков. Все главные публичные разрушители его кадры: Горбачев, Ельцин,Шеварднадзе и заместители у него были под стать - Крючков и Бобков, и пособники помельче: Бовин, Вольский,Бурлацкий, Арбатов, Шахназаров и пр.

Так что черного кобеля, всю эту контору,которая наряду с ЦК готовила и возглавляла сдачу СССР, не отмоешь до бела, как ни старайся. Конечно, многих честных сотрудников младшего и среднего звена просто использовали втемную. Но не понимать это сейчас умный и честный человек не может.

23 сентября 2018 в 11:50

ГАДКОВ : Все главные публичные разрушители его кадры: Горбачев, Ельцин,Шеварднадзе и заместители у него были под стать - Крючков и Бобков, и пособники помельче: Бовин, Вольский,Бурлацкий, Арбатов, Шахназаров и пр.
********************************************************************************************************************
Гадков ,Шахназарова не трошшшь ! Он на ПЕРВОМ канале изобличает мириканцев ,
за его оскорбление можешь схлопотать !

23 сентября 2018 в 08:10

Интересно было бы услышать из уст этого чекиста о том переломном моменте в истории страны, когда советский Кремль лёг под американский Капитолий, т.е. об официальном признанитого того факта, что американцы были на луне.

23 сентября 2018 в 11:59

Михаил
Черновол
Сегодня в 08:10 Оценить комментарий:
Интересно было бы услышать из уст этого чекиста о том переломном моменте в истории страны, когда советский Кремль лёг под американский Капитолий, т.е. об официальном признанитого того факта, что американцы были на луне.
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
МИСАИЛ .вы сомневаетесь,што янки были на луне ? Правильно делаете !\
Первым на луне был ВАСЯ ! об этом даже пела НИНА ДОРДА :
Когда начнутся путешествия в ракете,
ТЫ самым первым будешь на Луне !
Мой Вася!

24 сентября 2018 в 02:38

Рафаилыч, первым заподозрил это фуфло ещё в 1976 году американский писатель Билл Кейсинг и написал книгу "Мы никогда не были на Луне". Об этом с тех пор не писал только ленивый. Они и сейчас ещё не обладают данными высокими технологиями.

23 сентября 2018 в 08:44

Кроме омерзения этот ряженый генерал не вызывает, обвчный трус, предатель и к тому же подонок. Расказывает нам о своих подвигах, аналитической работе и предотвращении в зародыше. Вся его никчёмная работа в ГБэ равна нулю, иначе мы жили бы в совсем другой стране. Он должен быть лишён всех званий и наград и повышенной пенсии в 40 тысяч за бездарность.

23 сентября 2018 в 09:50

Алексей, скромно ты как-то оцениваешь пенсию российских генералов. Надо умножить эту цифру как минимум в 2 или 3 раза.

23 сентября 2018 в 10:28

Алексей
Громов
Сегодня в 08:44 Оценить комментарий:
Кроме омерзения этот ряженый генерал не вызывает, обвчный трус, предатель и к тому же подонок. Расказывает нам о своих подвигах, аналитической работе и предотвращении в зародыше. Вся его никчёмная работа в ГБэ равна нулю, иначе мы жили бы в совсем другой стране. Он должен быть лишён всех званий и наград и повышенной пенсии в 40 тысяч за бездарность.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Алексей , приятно поражён .ты ли это ?
Сперва подумал ,что кто то с ЭХА .М. НАПИСАЛ , Потом смотрю - Громов .
Видно такие персонажи уже достали комментаторов ЗАВТРА !

24 сентября 2018 в 17:00

+++. Молодец.

23 сентября 2018 в 08:52

Я в Израиле зо лет и знанием иврита похвалится не могу . Так себе шаляй валяй .
А тут "Мойша" на иврите в СССР за изучение которого он Михайлов яйца отрывал.
Балаболка он Михайлов. Развалил страну.

23 сентября 2018 в 09:11

Представляю, как тяжело было Шурыгину не расхохотаться... Привык, наверное, к таким рассказам.

23 сентября 2018 в 12:02

Виктор Балац-по генералу Бац.
Не обессудь за каламбур,
Я всё ж тебе не Радж Капур.

23 сентября 2018 в 13:00

Ты не Капур,
И я не Радж,
Ты не понур
Сэнк'ю за сабж...

23 сентября 2018 в 09:24

Лично я видел, что КГБ активно участвовал в у ничтожении СССР, в том числе и организацией опустошения магазинных полок, введением специальных накладных расходов. Теперь вижу, что наследники КГБ уничтожают Россию, прежде всего, ненаправлением УЖЕ выпускаемсых денег в бюджет РФ.
И все это опирается на непризнание кэгэбэшниками факта гибели капитализма в 1976 г., после отмены золотопаритетности денег.
Но поздравляю Завтра с добротным интервью.

23 сентября 2018 в 09:31

СССР создавали идеалисты,но потом на их место пришли материалисты,в том числе и в спецслужбы.
Работали за хорошую з/п,возможность сьездить на "загнивающий Запад " и там затариться шмотками.
Никто ничем не хотел жертвовать.Уж кому,как ни им было известно,что СССР подтачивают жуки-древоточцы.Но помалкивали,т.к.мечтали о "свободе",когда можно будет откинуть всякий стыд и страх ,воспользоваться моментом и немеряно обогатиться.Кто-то просто предавал,кто-то занялся бизнесом или крышеванием,ибо в этой конторе было сделать это легко.
Впрочем вина их коллективная.Таким стало все общество.

23 сентября 2018 в 09:40

Нет. Вина лежит на коммунистах, не заметивших гибели капитализма в 1976 г., не заметивших и до сих пор не замечающих появление коммунистического способа производства, требующего построения коммунизма, не идущих в коммунизм.
Раньше, они не замечали это из-за своей идеологической немощности, теперь, когда их оповестили о гибели капитализма, они не спешат признавать это из-за опасения за свою шкуру.

23 сентября 2018 в 12:08

Евгений
Волобуев
Сегодня в 09:40 Оценить комментарий:
Нет. Вина лежит на коммунистах, не заметивших гибели капитализма в 1976 г., не заметивших и до сих пор не замечающих появление коммунистического способа производства, требующего построения коммунизма, не идущих в коммунизм.
********************************************************************************************************************
ТАК и вижу как стройными рядами и колоннами .коммунисты идут в коммунизм !
И в белом венчике из роз , впереди Ие , ой ,Геннадий Андреич ,который прошляпил гибель
капитализЬма в 1976 году.

23 сентября 2018 в 13:02

Геннадию Андреичу подойдёт ,скоре, капор...

23 сентября 2018 в 10:07

Генерал, конечно, тот ещё гусак, двуличный
Друг Степашина?
Но по всему не закадычный!

23 сентября 2018 в 10:08

Генерал ясно дал понять, что КГБ это служба, "заказчиком" которой был ЦК КПСС, олицетворявшее государство. Служба нашла нового заказчика, как таксист, которому всё равно кого везти. Поедет тот, кто больше заплатит.

23 сентября 2018 в 10:11

Только прочтя ВСЕ посты отловил не слабую МЫСЛЬ:

в любой статье ЗАГОЛОВОК это 1/2 статьи, подзаголовок - 1/4 и остальная 1/4 это текст. Так вот, вместе с ПОСТАМИ возникает отчетливая ВОНЬ от заголовка: "Коммунист, чекист и оккупант" - ведь это не гебешник, а интервьюер ПРИДУМАЛ сделать так, что бы ОТВРАТИТЕЛЬНО принятый (это я о оценке постов в целом) оккупант и чекист ДИСКРЕДИТИРОВАЛ еще и КПСС! Так что газета наконец то усилиями редакции становится на уверенный курс АНТИКОММУНИЗМА. Вместе с лимоновским заявлением с очередной демонстрацией ФАШИСТСКОГО символа - знамени НСДПА и Рейха, на котором свастику скромно заменило оружие массового уничтожение - ручная граната "фенюша", котрую полусумашедший давно завербованный спецслужбами запада "зиц-председатель" решил увековечить под "своим" (не родным есссно) именем... Кстати, для знатоков и любителей нацболезни, термин "лимонка" пришел к нам от имени КОНСТРУКТОРА - конструкции англичанина Лемона. Ну что ж, станет ли москва новым римом, вопрос открытый, а вот новым - фашистским берлином - она становится на глазах.

23 сентября 2018 в 11:36

Лимон через Е... Оригинально!

23 сентября 2018 в 19:05

ЛЕман!

24 сентября 2018 в 04:50

Это фамилия Конструктора. Не связана с фруктом никак.

24 сентября 2018 в 04:51

да хоть в СЛОВАРИ иногда заглядывайте! Филологически безупречные вы наши...

24 сентября 2018 в 12:56

Виктор, обижаете... Разве вам неизвестен арго-оборот "кинуть через Е" (ближайшее по смыслу - опустить ниже плинтуса)?
И на "и" бывает, и на "е" бывает...
Лимонов - ноготь на мизинце увлекшегося Дугина. Какая-то подспудная несерьезностью опереточность так и лезет из него.
Этимология слова "лимонка" (от имени английского конструктора Лемана) вообще-то сомнительна, хотя и возможна. Здесь открываются некие возможности снижения образа самовлюбленного борцуна-авантюриста, что мы и отметили.

23 сентября 2018 в 10:22

А Степашин тот вообще хуже предателя оказался, кроме как раздувать щёки больше ни на что непригоден оказался. Сидел в счётной палате, знал кто и сколько ворует и молчал. "Семья" его премьером назначила а он думал что шанс выпал, его, кадрового офицера КГБ переиграли в два счёта. И это высшие чины такие простофили а кто же там служит рангом пониже ? Позорище, бездари.

24 сентября 2018 в 17:19

Степашин НИКОГДА не был никаким "кадровым офицером КГБ"! С чего это Вы взяли? Он, собственно,"пожарник"...И даже кандидатскую диссертацию писал о роли КПСС в тушении пожаров (что-то в этом роде. Посмотрите, может, и найдёте в Инете,я там читал).
Ну, как Михайлов о нём отзывается, то это был (и , наверное, есть) человек не без "талантУ".Умный, что ли... Ну, не знаю. В стране нашей умных до х** и более, но не всякого возьмут туда, "наверх". Не каждому предлагают это — поработать "наверху". Стало быть, чем-то приглянулся, чем-то заинтересовал.Щекастый, правда, больно... Как хомячок. Ну, да и мы все не алены делоны, чего уж там...ВВП, вон, красавец, что ли? А как "заправляет" страной, а?!!!ТО-то.
Михайлов-то — ладно, это ещё мужик честный.Хотя я, как человек поживший и послуживший (в СА) треть века календарных лет), этим "ребятам" не верю. Но верил, дурак...Но из их среды вышел ещё один генерал,фамилия которого — Кобаладзе Ю. Это — настоящий грузинский торгаш! Вот этому-то именно в торговле и жить бы всю жизнь, начиная прямо с первого класса : именно в торговле ему и место, этой КобаладзЕ! Никогда не забуду, как показывали по ТВ визит Путина в какой-то московский супер-пупер-маркет. Путин туда зашёл со свитой, естественно. Ну, а там, само собой, эта самая Кобаладза заворачивает. Путин удивился непомерно большим ценам на колбасу : мол, ничего себе, не дороговато ли? И тут эта КобаладзА расхохотался, заржал, сука, как сивый мерин!!! Мол, надо — и ещё поднимем!!! С тех пор я эту мразоту грузинскую)( с грузинской фамилией, точнее) на дух не выношу : тошнит меня от таких "трудяг" КГБ. Что же, интересно, в Комитете делала эта КобаладзА, а? "Рыночник" до мозга костей... Блин, ну как их , таких "рыночных" кобаладз, пусть и бывших "трудяг" КГБ, уважать?

23 сентября 2018 в 10:31

Генерал. действительно. профессионал - наговорил много и почти ничего нового, разве что - о трениях с республиканскими КГБ. Комментаторы сказали больше.

24 сентября 2018 в 17:23

Ну, так же говорил и ныне покойный генерал армии Филипп Бобков в недавно показанном по ТВ интервью. Это он трудился в банке у Гусинского начальником службы безопасности. Генерал армии!!!
А мы ждём, что наши руководители ныне жёстко отреагирую на гибель наших 15 человек в ИЛ-20!!! Не отреагируют! Всё будет на словах. Уже начали того исраиловского летунка, ст.л-та, выгораживать : он выполнял приказ! Мы все приказы выполняем! Все! Даже те, кто присяги никогда и никакой не принимал.
Болтуны и предатели кругом!

23 сентября 2018 в 10:34

А теперь, после высокого слога- проза!
Проза жизни:
Гена, типичный-Чего изволите- с. И притом, поэт- песенник.
Доказательная база:
Попробуйте из дворовой шпаны, попасть, сначала в армию ( что волне допустимо ( сам такой)), а уже в армии, очевидно хорошо, учась (в учебке), или по каким либо иным признакам, протолкнутся в ЮГВ, или ЗГВ. Меня ,например, из- за одной наколки ( Заяц с мешком через плечо на таможне и с авиабилетом: Челябинск-Тель- Авив-Лос Ажелес)) не отправили в Чехию, а оправили, куда Дядя Макар, гонял своих болезных телят.
А у Этого сразу в МЯГУУ, а затем в ГБ, прямо бягом бЯгу. за какие такие заслуги ( хотя можно дог-ся за какие), прямо с 4 -ого курса Журфака ввели в аппарат ГБ ??!
Представляете, каково "дружить"" с таким однокурсником.

23 сентября 2018 в 10:40

Итог:
Или шпана, была не совсем шпана, или интервьюер, не совсем искренен, а вернее просто- Фольклорист.

23 сентября 2018 в 10:47

Валер, а бирюлек ему понавешали САМЫХ НАСТОЯЩИХ, - это ж те "офицеры-россияне" что на нас с неба глядят (словами Газманова) - плюются сейчас из последних сил...

Генерал: Имеет государственные награды: Кавалер Золотого Почетного знака «Общественное признание» (2003); удостоен именного оружия; лауреат премии им. Константина Симонова Владимира Пикуля, Аркадия Кашко, лауреат премии им. Ю.В.Андропова (с вручением золотой медали) — за выдающийся вклад в обеспечение безопасности РФ (2002); награжден орденом Державина, медалями: М.Шолохова, Сергея Есенина; награжден орденом Русской православной церкви «Дмитрия Донского», Академик Академии российской словестности.

23 сентября 2018 в 12:15

ь
Виктор
Стекленев
Сегодня в 10:47 Оценить комментарий:
Генерал: Имеет государственные награды: Кавалер Золотого Почетного знака «Общественное признание» (2003); удостоен именного оружия; лауреат премии им. Константина Симонова Владимира Пикуля, Аркадия Кашко, лауреат премии им. Ю.В.Андропова (с вручением золотой медали) — за выдающийся вклад в обеспечение безопасности РФ (2002); награжден орденом Державина, медалями: М.Шолохова, Сергея Есенина; награжден орденом Русской православной церкви «Дмитрия Донского», Академик Академии российской словестности.
********************************************************************************************************
Ну генерал в летах , много наград имеет , хотя генерал Кадыров помоложе ,
но наград и званий имеет больше !

23 сентября 2018 в 12:47

Раз у него уже есть орден «Дмитрия Донского», то вот за это интервью, его следует наградить медалью, имени «Дарьи Донцовой», здесь ( в интервью); и детективный элемент, и туманные фантазии, и наполненный ("детскими неожиданностями") сюжет!

23 сентября 2018 в 13:04

Не обижайте Дарью, моя супруга её ещё читает-)))))

23 сентября 2018 в 17:54

Лишь только мельком взглянешь на " роман" Донцовой
Так сразу, от стыда, становишься пунцовый.
А если пару строк, от скуки прочитаешь,
То Дауном себя весь месяц ощущаешь.
---------------
Пардон супруге!

23 сентября 2018 в 19:51

Находишь ты в романе у Донцовой
То, от чего становишься пунцовый,
Романы Дарьи остроумные,
А дауны не очень умные..

24 сентября 2018 в 17:26

Вы, что же, думаете, что эти романы и впрямь сама Донцова (Щёголева, что ли, её фамилия? Не помню уже, подзабыл) пишет? Ха! Вы посчитайте, какова у неё производительность — это же кошмар!!! У неё "негров" —не менее, наверное, десятка пашут...

23 сентября 2018 в 11:24

михаилу щеглову

Не суди обо всех по себе. Не вина советских людей, а беда, что назначили этого гада защищать СССР, а он скурвился и присягу нарушил. Как генерал Власов в войну. Расстрелять его мало. Он - профессионал, имел ответственность, привилегии, должность, а оказался ссученным, как "раб на галерах", который сейчас Россию уничтожает. Не так тупо, как алкаш ЕБН, а хитрее, подлее.

23 сентября 2018 в 13:00

Одним словом - москвич, хоть и замоскворецкий.

23 сентября 2018 в 22:47

мАсквич

23 сентября 2018 в 14:25

Владиславу Шурыгину и Александру Михайлову

Огромнейшее Вам спасибо за ПРАВДУ о КГБ СССР!!!

Особое спасибо за то, ЧТО чётко и ясно разъяснили место и роль КГБ СССР в системе власти в СССР (о подчинении КГБ непосредственно партийным структурам, что крайне важно понимать сегодня). Если бы КГБ было подчинено НЕ КПСС, а Верховному Совету СССР, то СССР было бы значительно труднее развалить.

Спасибо и за то, что ЧЁТКО и глубоко раскрыли место и роль партийных и прочих структур бывших союзных республик СССР в процессе развала СССР.

Теперь становится куда более понятен оголтелый национализм: в Прибалтике, на Украине, да и во всех союзных республиках. Виновата в распаде СССР партийная верхушка КПСС и хозяйственная номенклатура в союзных республиках. КГБ уже ничего НЕ мог сделать, если убрали из Конституции СССР соответствующую роль КПСС.

Ещё раз спасибо, и дай Бог удачи сегодняшней ФСБ в борьбе с ВРАГАМИ России!!!
С уважением.

23 сентября 2018 в 15:30

Пётр Черный :
Огромнейшее Вам спасибо за ПРАВДУ о КГБ СССР!!!

Особое спасибо за то, ЧТО чётко и ясно разъяснили место и роль КГБ СССР

Спасибо и за то, что ЧЁТКО и глубоко раскрыли место и роль партийных и прочих структур бывших союзных республик СССР в процессе развала СССР.

Ещё раз спасибо, и дай Бог удачи сегодняшней ФСБ в борьбе с ВРАГАМИ России!!!
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Спасибо вам,что в годы испытаний ,вы помогли нам устоять в борьбе
МЫ так вам верили товарищ ..Михайлов ,как может быть не верили себе !

23 сентября 2018 в 14:36

Народ я нарыл способ как без физ. нагрузок и диет сжигать калории и подкачаться дома. Пока опробовал только живот, за две недели убрал пивное пузо и уже проступают кубики, а у жены за неделю ушло пару сантиметров на талии. Мы просто в восторге от этого прибора, вначале не поверили, но решили проверить ведь цена вопроса копеечная. Теперь не нужно сидеть на диетах и ходить в спорт зал, это лучший подарок. А вычитал о нем в этом блоге ---->> http://tok.pw/presdoma

23 сентября 2018 в 14:46

Очень просто - ЖРАТЬ нужно меньше, без всяких нагрузок...

23 сентября 2018 в 14:44

УЧАСТНИКАМ лая на КГБ СССР и ФСБ России...

Слава Богу, что работники КГБ, и сегодняшней ФСБ, имеют безмерную выдержку, чтобы ВСЕХ Вас, ..., здесь лающих на них, и НЕ считать, что вы и ЕСТЬ НАРОД России.

А потом мы удивляемся тому, что ВЛАСТИ всех уровней, читая ваш лай, через некоторое время пребывания у власти, начинают НЕ уважать и даже ПРЕЗИРАТЬ свой народ.
Из-за такой вот вшивой "интеллигенции", и соответствующего "рабочего" класса.

Бедный Путин, дай ему Бог выдержки и беспредельного ТЕРПЕНИЯ!!!

23 сентября 2018 в 15:36

Петр
Черный
Сегодня в 14:44 Оценить комментарий:
УЧАСТНИКАМ лая на КГБ СССР и ФСБ России...

Слава Богу, что работники КГБ, и сегодняшней ФСБ, имеют безмерную выдержку, чтобы ВСЕХ Вас, ..., здесь лающих на них, и НЕ считать, что вы и ЕСТЬ НАРОД России.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Бортников , директор ФСБ :
Утром мажу бутерброд —
Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот!

Ночью встану у окна
И стою всю ночь без сна —
Все волнуюсь об Расее,
Как там, бедная, она?

Леонид Филатов

23 сентября 2018 в 15:41

Yafim
Liport
Сегодня в 12:08 Оценить комментарий:
Евгений
Волобуев
Сегодня в 09:40 Оценить комментарий:
Нет. Вина лежит на коммунистах, не заметивших гибели капитализма в 1976 г., не заметивших и до сих пор не замечающих появление коммунистического способа производства, требующего построения коммунизма, не идущих в коммунизм.
********************************************************************************************************************
ТАК и вижу как стройными рядами и колоннами .коммунисты идут в коммунизм !
И в белом венчике из роз , впереди Ие , ой ,Геннадий Андреич ,который прошляпил гибель
капитализЬма в 1976 году.
===============================
Если ФСБ (КГБ) за ум возьмется, то так и будет. Но, конечно, без Зюганов, Лимонова, Бузгалина, Хабаровой, Андреевой, Сурайкина и т. п.
Эти ребята настолько привыкли бороться с капитализмом, что когда понимают, что капитализм погиб, то и слова сказать не могут. Как в той песне про очумевшего влюбленного, где только точки.
Например, когда весьма толковый, считаю, лидер ОКП (Объединенной компартии) В. И. Лакеев отказался бороться с капитализмом, то он выглядел весьма плачевно. И ему на выборах пришлось ездить на броневике по Москве, вешать банеры на высотки. Словарный запас и речевки у него ведь совсем исчезли. А для наработки их нужно время, нужна работа. И конечно, он получил ноль целых фиг десятых голосов избирателей. То же произошло с секретарем ОКП А. Ю. Барановым на выборах в Химках.
Заниматься надо фактом гибели капитализма более интенсивней.

23 сентября 2018 в 20:07

кгб за ум может взяться только за Ваш , личный. А другого у него не предусмотрено , по штату не предусмотрено. Так что-

оставь надежду
всяк сюда входящий.

23 сентября 2018 в 15:45

Уважаемый В.Шурыгин! Начал было читать, но как дошёл до того, что папашу Вашего героя "заложили" попы за крещения сына, прекратил читать. Генерал КГБ и не знает, что все действия по осуществлению "услуг" религиозного характера в каждом храме фиксировались и фиксируются до сих пор в церковных книгах ? А в каждом райкоме, горкоме КПСС в идеологическом отделе был инструктор, курирующий религиозные учреждения, церкви, мечети, костёлы, синагоги. Этот инструктор по графику посещал своих "подопечных" и делал выписки из церковных книг. Данные представлял по команде. Так причём здесь попы? Когда кто то из наших сегодняшних "вождей" говорит, что его тайно окрестили, то это смеху подобно. Если же кто то считает, что ,окунув на кухне квартиры в оцинкованную ванну, его окрестили бабушка или родители, то это надругательство над религиозным обрядом и еще смешнее, чем "закладывание" попов. Я знал нескольких человек крещеных с родителями членами КПСС. Дальше бесед с родителями в парткоме дело не дошло, без "репрессий". Думаю, Ваш герой сразу сел в лужу. Успехов Вам, уважаемый автор!

23 сентября 2018 в 18:47

Вы правы, никаких особых репрессий, способных повлиять на карьеру, из-за крещения не было. Да и как правило, крестили тогда мамы и бабушки, отцы,члены партии, в этих мероприятиях участия не принимали. Там, с отцом, дело видимо, было в чем-то другом, более серьезном.

23 сентября 2018 в 22:13

"Тайно окрестили" - могло означать:
а) крестили в другом городе, притом крестными были иногородние друзья (родственники). В докомпьютерную эпоху идентифицировать крещенного ребенка было весьма сложно.
б) так или иначе удалось уговорить священника крестить на дому, без записи (в случае, если бы эта история стала явной, священник лишился бы государственной регистрации местного уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Правительстве СССР (с 1965 г. Совета по делам религий при Правительстве СССР).

Касательно крещения мирянами - в исключительных случаях оно вполне допустимо.

"Согласно 44-му правилу святого Никифора исповедника, патриарха Цареградского (+ 2 Июня 818 года): "В случае нужды, может крестить и простой монах, точно так же, как по нужде крестит и диакон".

Епископ Никадим (Милош) дает такое толкование на это правило: «Право совершать таинство крещения принадлежит епископу или пресвитеру, как об этом упоминалось в толковании 49-го Апостольского правила. В настоящем правиле св. Никифор говорит, что в случае нужды, может крестить и диакон, равно и простой монах. Мы же, в дополнение к тому, что сказали в толковании означенного Апостольского правила, присовокупляем, что в случае нужды, может крестить и каждый мирянин, и даже женщина» (Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского Никадима (Милоша). Перевод с сербского, Свято-Троице Сергиева Лавра, 1993; репринт изд. 1911-12)".
http://www.pravoslavie.ru/6863.html

24 сентября 2018 в 04:14

Уважаемый Валерий Журавлёв! Меня, как убежденного атеиста, всё время интересует вопрос, когда и как к Богу приходили видные функционеры КПСС и кадровые сотрудники КГБ? Я с большим уважением отношусь к истинно верующим, которые впитали религиозные догматы что называется с молоком матери. Они и ведут себя достойно, не выпячивают и не рекламируют своей религиозности. Но когда самая знатная дама страны влетает в храм на отпевание умершего президента простоволосой, когда на Пасху генерал в православном храме крестится католическим крестом (живот мешает), когда, прости Господи, монахи по статусу обладают предметами роскоши, недоступными простым верующим, когда у нынешних функционеров и депутатов от КПРФ иконы на столе (вместо фото семьи, как раньше), что я должен думать? У Ватикана была и есть "черная гвардия" - иезуиты. Тем всё можно, ради укрепления власти даже не Бога, а Ватикана. А как наших считать и называть?

23 сентября 2018 в 18:45

Вспомнил этого генерала. Во время захвата Радуевым больнице в Кизляре,и когда боевики уже с заложниками укрылись в Первомайском,он на фоне этого посёлка давал постоянные интервью журналистам. Помню чем закончился штурм Первомайского,но не помню в каком качестве там был этот генерал.

23 сентября 2018 в 20:49

Даже если лакировка, всё равно интересно.
Порой профилактика на чудеса смахивает.

Дай Бог здоровья генералу!

23 сентября 2018 в 23:55

Во взгляде этого генерала читается что-то типа: "Нам отступать некуда, За нами Москва. Но куда мы конечно нафиг денемся, если придут к власти умные, честные и сильные люди.

24 сентября 2018 в 00:00

И они конечно осудят нас и может быть посадят. Но нам это не надо и поэтому мы сделаем всё возможное, что бы этого не допустить, используя всю силу нашей лживости и глупостию"

24 сентября 2018 в 03:41

Пахнуло от интервью будто от прелого навоза, наметанного на базу скотного двора, будто от перегноя - парком смердящего на ярком осеннем солнышке. Жизнь продолжается. Зима впереди. Придет весна, пригреет солнышко, оттает земля, придет день и вывезет народ - пахарь этот навоз в поле на удобрение. ВсЕ проходят! Народ - вечен. Пройдет и это.

24 сентября 2018 в 05:02

Валерий Шелегов! "Не сыпь мне соль на раны". Навоз стал дефицитом и дорог. При Советах его было много и даром. У нас ЗИЛок 4-5тыс. рубликов. Боюсь, что скоро за валюту пойдёт. Зря Н.Фоменко шутил: "Продам навоз по цене производителя!" Сбылось!

24 сентября 2018 в 17:33

То ли ещё будет!!! А ФоменкУ не слушайте : пустобрёх и бренчальщик на балмандайке со своим корешем Мойшей Леванидовым. Фома — он на все руки мастер : и швец,и жнец, и на дуде игрец. И гонщик, и актёр, и пи*дун отменный.

24 сентября 2018 в 07:33

Xотите сделать свoе телo кpaсивым как у спopтсменов? Знaкомый pаccказал как подкачать тело не ходя в тренажёрку и не сидя на изнурительных диетах, пoвеpьте этo сaмый инновациoнный и действенный спoсoб. вот мой pезультaт за две недели (извините за спам)!/// ---- http://urlcut.ru/blogdk